О формировании этнической идентичности Донецких школьников
Оценка 4.9

О формировании этнической идентичности Донецких школьников

Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
воспитание
Взрослым
15.11.2021
О формировании этнической идентичности Донецких школьников
О формировании этнической идентичности Донецких школьников.docx

О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

ДОНЕЦКИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Панчук Александр Мефодиевич

Заместитель директора

Учитель истории и обществознания

МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

         В психологии этническую идентичность понимают как результат

когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем

этноса, определенную степень отождествления себя с ним и отделения от

других этносов. В свою очередь, этнос рассматривается как устойчивая

группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых

этнодифференцирующих признаков. Таким образом, речь идет в большей

степени об общности представлений о каких-либо признаках, а не о самой

по себе культурной отличительности. В понятие этноидентичности входит

принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному

образу мыслей, построение системы отношений и действий с

представителями других этносов [1,3].

В психологии принято выделять два компонента этнической

идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а

другой – аффективный, эмоциональную [2]. Причем, в каком-то смысле,

аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется

на когнитивном компоненте.

Самой популярной классификацией типов этнической идентичности

является типология Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, основным критерием

которой выступили особенности поведения индивида внутри и вне своей

этнической группы. Тип этнической идентичности определяется

отношением человека к своей и к другим этническим группам, которое

может отклоняться, как в положительную, так и в отрицательную сторону

и будет проявляться соответственно в гипер- и гипоидентичности.

Этническая идентичность не статичное, а динамичное образование.

Она активно формируется уже у детей младшего школьного возраста, в

значительной мере зависит от родителей, учителей. Ее активное

становление продолжается в подростковом возрасте. Именно в этом

возрасте формируется этническое мировоззрение, определяются мотивы

выбора своей этнической принадлежности.

Трансформации этнической идентичности могут проходить на

протяжении всей жизни человека, разные обстоятельства могут приводить

к этому, в том числе не только связанные с его индивидуальной жизнью,

но и изменениями в обществе, особенно если эти изменения связаны с

конфликтами и войнами.

Таким образом, на процесс формирования этнической идентичности

детей нашей республики будут влиять не только факторы, связанные с

возрастными особенностями, но и длительный военный конфликт,

который затрагивает все сферы личности ребенка, в том числе и его

общественное сознание.

Эмпирическое исследование проводилось в феврале 2018 года в

школах г.Донецка среди учеников 4-х, 8-х и 11-х классов. Всего приняли

участие 62 школьника – 29 мальчиков и 33 девочки.

Были использованы следующие методики:

– опросник «Типы этнической идентичности Г.У. Солдатовой и

С.В.Рыжовой, который позволяет диагностировать этническое

самосознание и его трансформации в условиях межэтнической

напряженности.;

– этнопсихологический опросник Н. Крюковой для исследования

уровня этнической осведомленности испытуемых, составляющий

когнитивный и поведенческий компоненты этнической;

– шкальный опросник исследования этнической идентичности для

детей и подростков О.Л. Романовой, предназначенный для выявления

чувства принадлежности к своей этнической группе; значимости категории

«национальность» и выявления мнений о взаимоотношениях этнического

большинства и меньшинства,

–методика «Анкета биполярных профилей», определяющая

этнические авто- и гетеростереотипы;

– методика исследования эмоционально-ценностного компонента

этнической идентичности Т.Г. Стефаненко, анализирующая

направленность стереотипов, отношение к своей и другим этническим

общностям, то есть этнические аттитюды.

Результаты обследования показали высокий уровень этнической

самоидентификации учеников 4-х классов. Они проявляют довольно

высокий уровень сформированности этнической идентичности, им

присуще чувство принадлежности к своей этнической группе. Можно

предположить, что это связано с высокой степенью влияния

патриотического и гражданского воспитания в школе, наиболее активно

реализующиеся в последние несколько лет во всех школах ДНР. Дети,

перенимая и копируя образ этнической идентичности родителей, учитывая

получаемую в школе информацию, формируют довольно устойчивый для

данного возраста паттерн этнической идентичности.

Сравнение когнитивного, эмоционально-ценностного и

поведенческого компонента этнической идентичности в раннем и старшем

подростковом возрастах показало, что у учеников 8 класса данные

компоненты сформированы в большей степени, чем у учеников 11 класса.

Младшие подростки более осведомлены в особенностях своей этнической

группы, чаще читают книги на родном языке (в роли которого указывают

русский язык), прослушивают отечественную музыку, смотрят российские

фильмы и телепередачи. Это говорит об активной реализации

поведенческого компонента этнической идентичности подростков. Что

касается когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов

этнической идентичности, то здесь также наблюдаются существенные

различия в результатах младших и старших школьников: ученики 8 класса

проявляют более высокий уровень чувства этнической общности со своим

народом в отличие от учеников 11 класса, они в большей степени

ориентируются в особенностях как своей этнической группы, так и других

групп: языка, ценностей и норм, исторической памяти, религии,

национального характера и народного искусства. Эти результаты могут

объясняться тем, что в период формирования этнической идентичности у

старших подростков накладывается дополнительный кризис идентичности,

связанный с будущим выбором жизненного пути, профессии. Ситуация

подобного сложного выбора могла спровоцировать полученные в старшем

подростковом возрасте довольно низкие показатели по изучаемым

компонентам этнической идентичности.

Кластерный анализ стереотипов школьников по отношению к

качествам присущим типичному жителю ДНР, украинцу и русскому

показал, что подростки тесно связывают качества, приписываемые

жителям ДНР и русским, подчёркивая их близость, показывая свой союз и

идентичность с жителями России, и наоборот, сходства с украинцами у

них значительно меньше.

Таким образом, на формирование у детей этнической идентичности

большое влияние оказали военные действия в республике, причем процесс

формирования идентичности у младших школьников и младших

подростков проходит более спокойно, чем у старших подростков, именно у

них чаще наблюдается высокий уровень этнической неопределенности.

Формирование положительной этнической идентичности является

важнейшей задачей на пути создания нового государства.

Список литературы

1. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности /

Т.Г. Стефаненко // Этническая психология и общество. М.: ИЭА РАН «Старый

Сад», 1997. – С.97-104.71

2. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии /

Т.Г. Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.2009.

№2. – С.3-17.

3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс,

2014. – 352 с.


 

О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Эмпирическое исследование проводилось в феврале 2018 года в школах г

Эмпирическое исследование проводилось в феврале 2018 года в школах г

Эти результаты могут объясняться тем, что в период формирования этнической идентичности у старших подростков накладывается дополнительный кризис идентичности, связанный с будущим выбором жизненного пути, профессии

Эти результаты могут объясняться тем, что в период формирования этнической идентичности у старших подростков накладывается дополнительный кризис идентичности, связанный с будущим выбором жизненного пути, профессии
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021