О ФОРМИРОВАНИИ ЭТНИЧЕСКОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ
ДОНЕЦКИХ ШКОЛЬНИКОВ
Панчук Александр Мефодиевич
Заместитель директора
Учитель истории и обществознания
МОУ «ШКОЛА «КОРН» ГОРОДА ДОНЕЦКА»
В психологии этническую идентичность понимают как результат
когнитивно-эмоционального процесса осознания себя представителем
этноса, определенную степень отождествления себя с ним и отделения от
других этносов. В свою очередь, этнос рассматривается как устойчивая
группа людей, осознающих себя ее членами на основе любых
этнодифференцирующих признаков. Таким образом, речь идет в большей
степени об общности представлений о каких-либо признаках, а не о самой
по себе культурной отличительности. В понятие этноидентичности входит
принятие определенных групповых представлений, готовность к сходному
образу мыслей, построение системы отношений и действий с
представителями других этносов [1,3].
В психологии принято выделять два компонента этнической
идентичности; один из них, когнитивный, имеет рациональную природу, а
другой – аффективный, эмоциональную [2]. Причем, в каком-то смысле,
аффективный компонент этнической идентичности во многом базируется
на когнитивном компоненте.
Самой популярной классификацией типов этнической идентичности
является типология Г.У. Солдатовой и С.В. Рыжовой, основным критерием
которой выступили особенности поведения индивида внутри и вне своей
этнической группы. Тип этнической идентичности определяется
отношением человека к своей и к другим этническим группам, которое
может отклоняться, как в положительную, так и в отрицательную сторону
и будет проявляться соответственно в гипер- и гипоидентичности.
Этническая идентичность не статичное, а динамичное образование.
Она активно формируется уже у детей младшего школьного возраста, в
значительной мере зависит от родителей, учителей. Ее активное
становление продолжается в подростковом возрасте. Именно в этом
возрасте формируется этническое мировоззрение, определяются мотивы
выбора своей этнической принадлежности.
Трансформации этнической идентичности могут проходить на
протяжении всей жизни человека, разные обстоятельства могут приводить
к этому, в том числе не только связанные с его индивидуальной жизнью,
но и изменениями в обществе, особенно если эти изменения связаны с
конфликтами и войнами.
Таким образом, на процесс формирования этнической идентичности
детей нашей республики будут влиять не только факторы, связанные с
возрастными особенностями, но и длительный военный конфликт,
который затрагивает все сферы личности ребенка, в том числе и его
общественное сознание.
Эмпирическое исследование проводилось в феврале 2018 года в
школах г.Донецка среди учеников 4-х, 8-х и 11-х классов. Всего приняли
участие 62 школьника – 29 мальчиков и 33 девочки.
Были использованы следующие методики:
– опросник «Типы этнической идентичности Г.У. Солдатовой и
С.В.Рыжовой, который позволяет диагностировать этническое
самосознание и его трансформации в условиях межэтнической
напряженности.;
– этнопсихологический опросник Н. Крюковой для исследования
уровня этнической осведомленности испытуемых, составляющий
когнитивный и поведенческий компоненты этнической;
– шкальный опросник исследования этнической идентичности для
детей и подростков О.Л. Романовой, предназначенный для выявления
чувства принадлежности к своей этнической группе; значимости категории
«национальность» и выявления мнений о взаимоотношениях этнического
большинства и меньшинства,
–методика «Анкета биполярных профилей», определяющая
этнические авто- и гетеростереотипы;
– методика исследования эмоционально-ценностного компонента
этнической идентичности Т.Г. Стефаненко, анализирующая
направленность стереотипов, отношение к своей и другим этническим
общностям, то есть этнические аттитюды.
Результаты обследования показали высокий уровень этнической
самоидентификации учеников 4-х классов. Они проявляют довольно
высокий уровень сформированности этнической идентичности, им
присуще чувство принадлежности к своей этнической группе. Можно
предположить, что это связано с высокой степенью влияния
патриотического и гражданского воспитания в школе, наиболее активно
реализующиеся в последние несколько лет во всех школах ДНР. Дети,
перенимая и копируя образ этнической идентичности родителей, учитывая
получаемую в школе информацию, формируют довольно устойчивый для
данного возраста паттерн этнической идентичности.
Сравнение когнитивного, эмоционально-ценностного и
поведенческого компонента этнической идентичности в раннем и старшем
подростковом возрастах показало, что у учеников 8 класса данные
компоненты сформированы в большей степени, чем у учеников 11 класса.
Младшие подростки более осведомлены в особенностях своей этнической
группы, чаще читают книги на родном языке (в роли которого указывают
русский язык), прослушивают отечественную музыку, смотрят российские
фильмы и телепередачи. Это говорит об активной реализации
поведенческого компонента этнической идентичности подростков. Что
касается когнитивного и эмоционально-ценностного компонентов
этнической идентичности, то здесь также наблюдаются существенные
различия в результатах младших и старших школьников: ученики 8 класса
проявляют более высокий уровень чувства этнической общности со своим
народом в отличие от учеников 11 класса, они в большей степени
ориентируются в особенностях как своей этнической группы, так и других
групп: языка, ценностей и норм, исторической памяти, религии,
национального характера и народного искусства. Эти результаты могут
объясняться тем, что в период формирования этнической идентичности у
старших подростков накладывается дополнительный кризис идентичности,
связанный с будущим выбором жизненного пути, профессии. Ситуация
подобного сложного выбора могла спровоцировать полученные в старшем
подростковом возрасте довольно низкие показатели по изучаемым
компонентам этнической идентичности.
Кластерный анализ стереотипов школьников по отношению к
качествам присущим типичному жителю ДНР, украинцу и русскому
показал, что подростки тесно связывают качества, приписываемые
жителям ДНР и русским, подчёркивая их близость, показывая свой союз и
идентичность с жителями России, и наоборот, сходства с украинцами у
них значительно меньше.
Таким образом, на формирование у детей этнической идентичности
большое влияние оказали военные действия в республике, причем процесс
формирования идентичности у младших школьников и младших
подростков проходит более спокойно, чем у старших подростков, именно у
них чаще наблюдается высокий уровень этнической неопределенности.
Формирование положительной этнической идентичности является
важнейшей задачей на пути создания нового государства.
Список литературы
1. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность в ситуации социальной нестабильности /
Т.Г. Стефаненко // Этническая психология и общество. М.: ИЭА РАН «Старый
Сад», 1997. – С.97-104.71
2. Стефаненко Т.Г. Этническая идентичность: от этнологии к социальной психологии /
Т.Г. Стефаненко // Вестник Московского университета. Серия 14: Психология.2009.
№2. – С.3-17.
3. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология: Учебник / Т.Г. Стефаненко. – М.: Аспект Пресс,
2014. – 352 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.