О малокомплектных школах России
Оценка 4.7

О малокомплектных школах России

Оценка 4.7
doc
15.11.2021
О малокомплектных школах России
О малокомплектных школах России.doc

О малокомплектных школах России

 

Образования в России находится на стадии реструктуризации сети образовательных учреждений, в том числе этому процессу подвержены и  сельские школы. Самая серьезная проблема сельских школ - малочисленность и малокомплектность. Под малокомплектной сельской школой понимается общеобразовательное учреждение без параллельных классов, с малым контингентом учащихся, расположенное в сельском или приравненном к нему населенном пункте, в котором предусматривается объединение классов в разновозрастные классы-комплекты.

В некоторых регионах России постановлениями местных администраций классы-комплекты были разделены, и вместо понятия "малокомплектная» было введено определение «малочисленные школы». К таким  учебным заведениям отнесли школы начального, основного и среднего общего образования с наполняемостью, соответственно, не более 15, 80 и 100 учащихся. Специфическими особенностями любой малокомплектной малочисленной школы являются многопредметность в работе учителей, совмещение ими учебных занятий с административными обязанностями, экономическая неэффективность содержания здании школы и штатного состава учителей.

В истории развития малокомплектных школ  России можно выделить пять этапов. XIX начало XX в, 1917 - 1930 г., 1930 - 1958 гг., 1958 -2001, 2001… [3]/Основанием данной классификации послужило изменение роли государства и общественности в создании, поддержке и  обеспечении деятельности данного вида школ в селе.

XIX - начало XX вв. - этап зарождения различных видов сельских малокомплектных школ. Формальное разделение между городским и сельским образовательным пространством и выделение сельской школы как особого типа образовательного учреждения начались с периодом реформ Александра I. В начале XIX в. в России под влиянием идей европейского просвещения во многих дворянских усадьбах стали создаваться школы для крестьянских детей. В середине 30-х годов XIX в. в создании школ в сельской местности помимо частных лиц и общественных благотворительных организаций стало принимать участие и государство.

Следующим этапом развития сельских школ стали либеральные реформы Александра II, что привело к созданию земских школ [1].Они были близки к сельскохозяйственному производству и малочисленны. Кроме земств в организации сельской школы немалая роль принадлежала самому сельскому обществу. С 60 г. ХIХ и начинает свое существование настоящая народная школа, выступившая в  виде крестьянской школы грамоты. Важная роль в ее появлении принадлежала крестьянам, которые сами подыскивали себе учителей, собирали средства на их содержание, приспосабливали помещения для школы или предоставляли их по очереди в домах родителей учеников. Основным типом школы в России в конце XIX—начале XX вв. была начальная школа. Самыми распространенными типами школ являлись сельские одноклассные и двухклассные народные училища, городские училища, одноклассные и двухклассные церковно-приходские школы Священного синода. Кроме того, существовали школы различных ведомств - Министерства внутренних дел, железнодорожные, ведомства императрицы Марии, казачьи, а также частные или общественные.

Постреволюционный этап в развитии сельской школы, связанный с коренными преобразованиями и области просвещения и воспитания в России, начался в ноябре 1917 г. Старая царская система была отвергнута, а всем школам государства, за исключением вузов, было присвоено наименование «единой трудовой школы». Сельские начальные училища оказалось сложно преобразовать в школы первой ступени, однако Советская власть рассматривала школу как приоритетную сферу культурной революции в деревне, и с 1923-1924 учебного года в сельских местностях на базе школ I ступени стали возникать школы крестьянской молодежи c трехлетним сроком обучения с целью подготовки из сельский молодежи культурных земледельцев  и хороших общественников. Этот период в развитии сельской школы ознаменовался началом  обучения учащихся в школе с ознакомлением с производственной деятельностью взрослых в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях.

 После 1929 г. «года великих перемен» произошел окончательный перелом и тpансформация системы образования на селе. Процесс «раскрестьянивания» сельской школы проявлялся в унифицировании состава учащихся путем массового отлучении от образования детей социально неблагополучных слоев деревни: «кулаков», «середняков», детей народных учителей, бывших земских деятелей, сельского духовенства, кустарей, ремесленников и др.[2] Такая массовая «чистка» учащихся по социальному происхождению, в результате которой 50 % детей 8-12 лет оказались вне школы, тормозила развитие образования и культуры на селе.

Период с 1930 по конец 1950-х гг может быть охарактеризован как этап унификации системы общего образования, стандартизации подготовки педагогических кадров. Характер сельской школы получил свое отражение только в трудовом воспитании учеников, в том числе и через ученические производственные бригады. Начиная с конца 50-х гг. в сельских местностях СССР положение в образовании осложнялось наличием огромного числа малокомплектных школ. Распространение их было связано с особенностями сельского расселения, старением деревни, запустением сел и деревень. В результате малочисленности учащихся во многих школах неизбежным оставалось совмещение классов в одной учебной комнате с одним учителем. В период осуществления всеобщего начального обучения такие школы справлялись с поставленной задачей, но с введением всеобщего среднего образования педагоги сельских школ попали в затруднительное положение. Как известно, проблемы малочисленных населенных пунктов не ограничивались только невозможностью обеспечить распространение среднего образования, но и касались экономического развития в новых условиях. В стране был принят курс на сокращение числи мелких сел и деревень при одновременном росте крупных.

         К концу 50-х гг. выяснилась необходимость реорганизации школы и коренного  улучшения учебного процесса, поскольку стало очевидным отставание сложившейся системы школьного и профессионального образования от растущих потребностей общества. В этот период сельская малокомплектная школа  в значительной степени утратила свою специфику Ориентация на городскую школу отрицательно сказалась на ее развитии, традициях, привела к их деформации. Сельская школа в содержании обучения полностью перешла на учебный план и программы городской школы, в результате чего в содержании учения по предметам, за редким исключением, перестали отражаться специфические проблемы крестьянской жизни, сельского труда, экологической и демографической ситуации населения. Постепенно из сельской школы стали исчезать вековые традиции особых взаимоотношений между учителями и учениками, учителями и родителями. В результате произошло отторжение семьи от школы, родители перестали в массе своей участвовать все деятельности, нарушилось чувство единения сельской школы и сельской семьи, школа во многом утратила прежние позиции культурного и центра села.

 Укрупнение, и часто и закрытие школ повлекло за собой отток населения, в результате которого многие животноводческие фермы, другие сельскохозяйственные объекты, расположенные в небольших населенных пунктах, перестали существовать. Вначале 80-х гг. вектор социальной политики в отношении сельских малокомплектных школ меняется. Исходя из потребностей сельскохозяйственного  производства в сельскохозяйственных кадрах правительство берет курс на сохранение малокомплектных школ.

 Социальный заказ сельской школе на подготовку кадров для колхозно-совхозного производства перестает быть актуальным с 1990 г в связи с формированием на селе многоукладной экономики, исчезновением спроса на многие массовые профессии, ориентацией аграрного сектора экономики на развитие фермерских хозяйств, возрастающей ролью личных подсобных хозяйств. Такая ситуация в отечественном образовании привела к принятию Концепции реструктуризации сети общеобразовательных учреждений, расположенных в сельской местности РФ (2002 г.).

Курс на  ликвидацию малочисленных школ путем их объединения в более крупные, имеет и ряд негативных последствий. Во-первых, закрытие школ лишает небольшие населенные пункты очагов образования и культуры, что усиливает активные миграционные процессы. Во-вторых, процесс ликвидации малокомплектных школ и перевод учащихся в школы-интернаты в районных центрах отрывают детей от семей и привычного уклада жизни, что особенно негативно для сельских жителей и коренных малочисленных народов. В-третьих, эффект экономии снижен расходами на транспортировку детей, их размещение, содержание и т.д. Кроме того, процесс реструктуризации сети малочисленных образовательных учреждений в настоящее время столкнулся с проблемой невозможности его осуществления по причинам бездорожья и значительной удаленности ряда населенных пунктов друг от друга, от районных центров и школ. Проблемы малокомплектных сельских школ вновь дали о себе знать, причем в обостренном виде, о чем свидетельствуют многочисленные публикации и статистика региональных образовательных систем.

Развитие инновационного сектора экономики страны обуславливает потребность общества и государства в качественном образовании. Это предъявляет серьезные требования к содержанию и организации деятельности образовательных учреждений, в том числе и малокомплектных школ.

Сегодня понятие малокомплектной школы - синоним затратной, вырождающейся школы, школы, находящейся на грани закрытия. Вместе с тем школа на селе сегодня выступает не только как образовaтeльное учреждение, но и как культурный центр, учреждение дополнительного образования, центр профориентации и допрофессиональной подготовки. Дальнейшее сокращение численности школ может принести к негативным последствиям ликвидации многих населенных пунктов.

При этом в преобладающем числе малокомплектныx школ сохраняется традиционная конструкция учебных планов, консервируются традиционные учебные программы, наблюдается тенденция снижения качества базового образования в среднем звене, усугубляется ситуация неравенства стартовых условий для детей дошкольного возраста на момент зачисления в начальное звено ввиду отсутствия доступности дошкольного образования и автоматически снижает качество образования.

Можно надеяться, что в соответствии с Концепцией модернизации малокомплектных школ будет создан механизм устойчивого развития системы образования и обеспечение государственных гарантий доступности равных возможностей получения полноценного образования вне зависимости от места расположения образовательного учреждения в мегаполисе или удаленном и малонаселенном населенном пункте.

Список литературы:

1.Войтеховская, М. П.,Сазонова, Н. И. Историко-педагогический анализ развития сельских малокомплектных школ России XIX, начала XXI века//Вестник Томского государственного педагогического университета//№ 12 , 2009 с.35-37.

2Каптерев П.Ф.История русской педагогики.Петроград,1915.746 с.

3.Хрестоматия по истории советской педагогики.М.,1978.297 С.

4.Шобонов Н.А. Социально - педагогический потенциал сельской школы: историко-педагогический анализ: автореф.диссерт. д-ра пед наук Нижний Новгород, 2010


О малокомплектных школах России

О малокомплектных школах России

В середине 30-х годов XIX в. в создании школ в сельской местности помимо частных лиц и общественных благотворительных организаций стало принимать участие и государство

В середине 30-х годов XIX в. в создании школ в сельской местности помимо частных лиц и общественных благотворительных организаций стало принимать участие и государство

Этот период в развитии сельской школы ознаменовался началом обучения учащихся в школе с ознакомлением с производственной деятельностью взрослых в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях

Этот период в развитии сельской школы ознаменовался началом обучения учащихся в школе с ознакомлением с производственной деятельностью взрослых в колхозах, совхозах, на машинно-тракторных станциях

В стране был принят курс на сокращение числи мелких сел и деревень при одновременном росте крупных

В стране был принят курс на сокращение числи мелких сел и деревень при одновременном росте крупных

Такая ситуация в отечественном образовании привела к принятию

Такая ситуация в отечественном образовании привела к принятию

Дальнейшее сокращение численности школ может принести к негативным последствиям ликвидации многих населенных пунктов

Дальнейшее сокращение численности школ может принести к негативным последствиям ликвидации многих населенных пунктов
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
15.11.2021