Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение комбинированного вида Детский сад №9 «Аленушка» города Бирска муниципального района Бирский район Республики Башкортостан
«О правах – играя, формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка»
Подготовила воспитатель:
Гараева Л. В.
«О правах – играя» формы и методы работы с детьми по охране прав ребенка.
Как хорошо, что есть права!
Закон нас строго защищает.
И в нем важны нам все права,
Они великой силой обладают-
Чтоб нас никто не мог побить,
Украсть, унизить и обидеть.
К.Шамбур
В 1989году Генеральной Ассамблеей ООН была принята Конвенция о правах ребенка, состоящая из 54 статей и закрепляющая права ребенка. Ребенок приходит в мир беспомощным и беззащитным. Его жизнь полностью и целиком находиться в руках взрослых. Так, Антуан де Сент-Экзюпери писал: «Мы в ответе за тех, кого приручили…»
Правовое воспитание в дошкольном учреждении нацелено на реализацию следующих задач.
Дать детям представление о собственных правах и обязанностях.
Учить их оценивать своё поведение и поступки других людей согласно правовых норм.
Учить разрешать конфликты нормативными способами с учётом позиций и потребностей окружающих людей.
Воспитывать в детях такие личностные качества, как активность и инициативность, самостоятельность и вежливость, уважение к другим людям.
Развивать в ребятах интерес к себе, собственному внутреннему миру, в дальнейшем это трансформируется в потребность к самосовершенствованию.
Знакомство с основными правовыми документами, которые координируют отношения между людьми (включая международные).
В целом процесс дошкольного правового воспитания включает в себя такие компоненты:
информационно-познавательный;
эмоционально-оценочный;
поведенческо-деятельностный.
Начинать осваивать правовое пространство целесообразно со среднего дошкольного звена.В этом возрасте (четыре–пять лет) основное внимание нужно уделять нравственному воспитанию. Педагог закладывает в сознание малышей основы правового поведения: как можно поступать, а как нельзя, помогает им осознать, какие действия приносят вред самому человеку и окружающим людям.
С помощью воспитателя ребята осознают свою уникальность, ценность собственной жизни, своей семьи, понимают самые важные потребности.
Старшие дошкольники уже вполне могут управлять собственным поведением, прилагают волевое усилие к достижению поставленной цели, понимают этические образцы. Им интересны отношения не только между отдельными людьми, но и целыми народами, нормативные правовые акты (конечно же, педагог преподносит их в предельно доступной увлекательной форме).
Реализуя процесс правового воспитания в дошкольном учреждении, педагог применяет различные методы, средства и формы деятельности.
Включение в занятие игрового компонента. К детям приходят сказочные персонажи или животные, которым они помогают решить проблему. Герой может рассказать им удивительную историю (Буратино жалуется, что папа Карло не хочет покупать ему Азбуку). Персонаж может быть сквозным на всех занятиях по праву: например, это маленький человечек, который попадает в различные ситуации.
Основной принцип правового воспитания — познание социальных норм на основе конкретных примеров и поступков. Это реальные ситуации из жизни, а также материал художественной литературы, в частности, сказок (хороший вариант — сказочные видеосюжеты).
Решение проблемных ситуаций, в том числе вымышленных. Например, чтобы ты попросил у золотой рыбки для всех людей или каким образом поступил бы, если б нашёл цветик-семицветик?
Метод наблюдения. Воспитатель предлагает дошкольникам проследить, как близкие относятся друг к другу, прощают ли взаимные обиды, что их может порадовать и огорчить (конечно, проще всего это сделать на уровне семьи, наблюдая за папой и мамой).
Метод драматизации. Позволяет детям «прочувствовать» другого человека, войти в его положение (например, если бы я был зайчиком, которого лиса выгнала из избушки, или Золушкой, которой мачеха не даёт отдохнуть). Такой приём воспитывает в малышах чуткость, способность более остро реагировать на проблемы окружающих людей.
Проблемно-поисковый метод. Это отгадывание загадок, в старшем дошкольном звене — решение кроссвордов и ребусов.
Продуктивная деятельность. Коллективное создание альбомов и плакатов, изготовление эмблем и символов (воспитанники старшей и подготовительной грппу могут сами делать карточки для дидактических игр)
Воспитатель совместно с детьми может периодически организовать в группе выставки любимых вещей (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и том, что каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, объяснить, чем он ему так нравится.
Воспитатель совместно с детьми может периодически организовать в группе выставки любимых вещей (игрушек, книг, рисунков любимого блюда и пр.). При отборе экспонатов у ребят закрепляется понятие и том, что каждый человек имеет свои личные вещи и дорожит ими. Эти предметы и увлечения требуют бережного, уважительного отношения со стороны окружающих. Каждому воспитаннику предлагается рассказать о своём экспонате, объяснить, чем он ему так нравится.
Развивающая среда в группе должна отвечать принципам демократизма: каждый участник детского коллектива имеет свободный доступ ко всем игрушкам и пособиям.
Поскольку правовые понятия достаточны сложны для дошкольников, то на занятиях должно присутствовать максимум наглядности: различные картинки, плакаты, схемы и пр.
День в детском саду начинается с утренней настройки. Мы, сидя за кругом, здороваемся и повторяем пальчиковые игры: «Ладушки, ладушки, где были у бабушки. Это пальчик – дедушка, этот пальчик – бабушка, этот пальчик – папа, этот пальчик- мама, этот пальчик – я,- вот и вся моя семья!» Этими короткими стишками мы закрепляем знания о семье, воспитываем чувство привязанности к членам своей семьи. Утром, перед завтраком, также актуальна игра «Назови меня ласково». В этой игре мы повторяем право, что каждый имеет право на имя.
Для закреплений представлений о праве ребёнка на медицинскую помощь, мы с нашими ребятами ходили в медицинский кабинет, подчеркивали, что здесь следят за состоянием здоровья детей. На прогулке при наблюдении темы «Транспорт», мы подчеркивали, что есть один из видов специального транспорта - машины скорой помощи. Также рассказывали им о том, отдых (право всех на отдых) необходим для укрепления здоровья, поэтому мы выходим на прогулки, во время образовательной деятельности у нас физкультминутки,динамические паузы, и есть дневной сон. Кроме того, представления детей мы закрепляли и пополняли в других формах организации и видов детской деятельности(чтение художественной литературы). Мы читаем и обсуждаем произведения, в которых затронуты права детей. Такие как «Теремок», «Заюшкина избушка», «Золотой ключик», «Дядя Степа» , «Приключения Незнайки и его друзей», «Ты и твоё имя». При этом необходимо обратить внимание, что знакомство детей с правами человека на материале сказок нужно проводить осторожно – ведь в сказках существует совсем иная оценка действий героев. Использование правовой системы оценок может привести к искажению детского восприятия сказок, что может привести к осуждению положительных героев и оправданию злодеев. После обсуждений очень важно дать детям возможность применить полученные знания в практической деятельности – в творческих и развивающих играх, попытаться их использовать в общении.
На открытом занятии «Ваши права, дети» мы разобрали и вспомнили права детей, что ребёнок имеет право на жизнь, на имя, на семью, на любовь, на защиту.
В нашей группе очень часто проходят выставки рисунков на темы: «Мой дом», «Мои пожелания», «Портрет моего друга».
Мы разработали ряд дидактических игр («Ваши права» «Чей инструмент», «Семья» и т. д). Согласитесь, что наша работа будет сведена на нет, если она не найдет своего отражения в семье. Поэтому мы провели родительское собрание на тему «Ребенок имеет право голоса», с педагогом- психологом провели анкетирование: «Знаете ли вы права ребенка», составили консультации «Поговорим о ваших правах», « Защита детей от вредной информации» и т.д.
Наша общая задача – организовать защиту прав маленького ребёнка. Для этого нужна систематическая работа с родителями и детьми.
Успехов вам в вашей работе! Спасибо за внимание!
Список литературы:
1. Декларация прав ребенка от 29.11.1959.
2. Конвенция о правах ребенка от 29.11.1989.
4. 3Закон об образовании РФ №273-ФЗ от 29.12.2012.
5. Семейный кодекс РФ № 223-ФЗ от 29.12.1995.
6. Дедушкина Т.А., Бубнова Н.В. Проведение Дня правовых знаний в ДОУ. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. – 2010. – №6. – с.52 – 62.
7. Доронова Т.Н., Жичкина А.Е., Голубева Л.Г., Защита прав и достоинства маленького ребенка: координация усилий семьи и детского сада. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 143 с.
8. Иванова Е.А. Защитим права ребенка. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №3. – с.85 – 96.
9. Козлова С.А. Мы имеем право!: учеб.-метод.пособие для пед.коллективов дет.дошк. учреждений. – М.: Обруч, 2010. – 208с.
10. Мячина Л.К., Зотова Л.М., Данилова О.А. Маленьким детям – большие права:Учебно-методическое пособие. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010. – 144с.
11. Тюкалова Н.Г. Правовое просвещение родителей. // Управление дошкольным образовательным учреждением. – 2010. - №3. – с.96 – 100.
12. Харитончик Т.А. Правовое воспитание. Организация работы с педагогами, детьми и родителями: семинары-практикумы, занятия, игры. – 2-е изд. – Волгоград: Учитель, 2012. – 228с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.