О собственном замолвите слово
Оценка 5

О собственном замолвите слово

Оценка 5
Исследовательские работы +2
docx
Междисциплинарный 4
8 кл—11 кл +1
03.05.2021
О собственном замолвите слово
А ведь были времена, когда при написании сочинений третья тема всегда была свободной. Чаще всего в ней ученики учились формировать собственную позицию, высказывать собственное мнение. Воистину – сочинение от слова сочинять, творить. Да и на уроках дети могли свободно высказывать собственное мнение при анализе литературных произведений.
О собственном мнении замолвите слово.docx

 

СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ БЫТЬ ИЛИ НЕ БЫТЬ?

 

А ведь были времена, когда при написании сочинений третья тема всегда была свободной. Чаще всего в ней ученики учились формировать собственную позицию, высказывать собственное мнение. Воистину – сочинение от слова сочинять, творить. Да и на уроках дети могли свободно высказывать собственное мнение при анализе литературных произведений. Страна по праву считалась самой читающей в мире. Сейчас сочинений нет. Есть «сочинение по алгоритму»: шаг влево – шаг вправо = 2.

Может, это и консервативно звучит, но образовательная система в СССР была одной из передовых в мире. Не случайно ведь шведы ее переняли у нас и успешно у себя ее реализовывают, внеся незначительные коррективы, связанные с национальными особенностями общества. Кто забыл историю, рекомендую посмотреть в интернете задачники, составленные еще в 1922-м году. Пусть в чем-то они наивные. Но они выполняют сразу несколько функций: обучающую, образовательную и воспитательную. Представляете? Обычные задачи выполняются сразу три главенствующие функции! Могут ли математики современной школы похвастаться подобными учебниками?

Куда делась неоспоримая миссия учителя, чтобы давать детям знания и воспитание? Почему о воспитании заговорили только сейчас? А до этого чем занимались? Слепо копировали опыт запада, цинично отказываясь от собственных бесценных наработок. Мир стремительно меняется с развитием технического прогресса.

И мы тоже меняемся. К сожалению, не в лучшую сторону. Дошло до того, что вопрос, чьей является воспитательная функция, школы или это исключительная компетенция родителей вышел на общегосударственный уровень. Проблемой озабочены все: от родителей, учителей и до чиновников самого высокого ранга, Правительства РФ и СФ РФ. Даже Президент РФ вынужден был привлечь все заинтересованные службы, чтобы найти взаимоприемлемое решение.

Предпосылки столь серьезной тревоги налицо. Обучение и воспитание, некогда единые в образовательном процессе, ныне оказались разделенными. Может, отсюда берут корни нынешнего снижения авторитета педагога, низведенного к уровню «обслуживающего персонала» и которого лишили условий быть творцом, энтузиастом и гуманистом? Может, отсюда все чаще стали возникать конфликтные ситуации? Не скрою, конфликты возникали и раньше. Но их масштаб был несоизмеримо ниже.

А все потому, что вопросы воспитания в семье и в школе были сбалансированы. В младенчестве главенствующая роль принадлежала семье. Примерно с 10-ти лет роль школы в воспитании возрастала. В советской школе это было прописными истинами. Формирование личности – главенствующая задача школы и родителей. Так было. А что сейчас?

А сейчас дальнейшую судьбу определяют не учителя, не родители, а ЕГЭ, привнесенное из «цивилизованного» запада. Многие сторонники этой системы с упоением заявляют, что с каждым годом результаты сдачи экзаменов становятся лучше. И, мол, что при нынешней системе ребенок получает реальную возможность поступать в любой вуз страны по набранным баллам на ЕГЭ. Замечательно! Только вот почему-то стыдливо опускают факт резкого снижения уровня образования и воспитанности. А улучшение результатов ЕГЭ – заслуга механического натаскивания и дополнительных денег, заплаченных репетиторам.

Эксперты и сейчас не перестают утверждать, что с помощью ЕГЭ поднимается уровень образования детей, а новые мотивации возникают исключительно через постоянное участие в олимпиадах и дополнительных занятиях после уроков. Школу теперь иногда называют «узаконенная» профильная организация по подготовке к ЕГЭ. Все бы ничего. Только вот знаний в головах почему-то по-прежнему снова ноль. Неужели даже сейчас сложно понять, что навыки и алгоритмы выполнения заданий школа не имеет возможности долго оттачивать в силу катастрофической н-хватки времени.

Репетитор тоже этих задач не решает, так как заточен на конечный результат через тоже натаскивание. Поинтересуйтесь у преподавателей вузов: они-то рады подобной системе школьного образования? Ответ – для них это головная боль. А какова динамика роста отчисленных студентов, знаете? Их с каждым годом становится все больше и больше. Ответ на поверхности: ЕГЭ не охватывает полностью школьный курс по предмету. В результате некоторые школьники вместо того, чтобы изучать биологию или, например, историю, тренируются решать задания ЕГЭ. А поскольку основная часть заданий ЕГЭ письменные, школьники не стремятся развивать навыки устной речи. Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной. А все потому, что обучение в 10-11-х классах направлено не на изучение предметов, а на натаскивание на ЕГЭ. А ведь это самый ответственный период обучения, когда ребенок с приобретением знанием и сам формируется как личность. Нет сомнений, решение будет найдено.

О чем свидетельствует и последний принятый закон. Только вот что особенно огорчает, так это то, что за период игнорирования воспитательной, обучающей и образовательной функций уже сформировалось целое поколение. Вот навскидку несколько мнений родителей:

Учитель заточен только на подготовку к ЕГЭ. Кружки, факультативы по интересам и не только по предмету ушли в прошлое, ибо все возможные часы уходят на подготовку. Конечно, можно вести кружки и бесплатно, в 5-7 классах всегда найдутся увлеченные дети.

Вот только не так много учитель получает, чтобы кружки вести на одном энтузиазме… Сочинение и эссе по правилам ЕГЭ - совсем не то, что свободная форма работы. Для ЕГЭ все задушено, зарегламентировано, не вздохнешь просто...

Кроме того, объективно говоря, дети стали меньше читать качественную литературу, больше шлака в смартфонах... Раньше отечественное образование котировалось. Сейчас полный ноль. Это стремление быть похожим на запад. Мы же не запад, и у нас тестовые системы оценки знаний не проходят.

Дети не получают знания, они заучивают ключи решения этих тестов. Плюс огромные пробелы в формировании мышления, речи. Если там кто-то решил развалить наше образование, то он этого добился. По ходу учебы в 11 класса стало понятно, что на саму школу и ее учителей в подготовке к ЕГЭ опереться нельзя. Что остается? Выбор: репетитор или лотерея. Мы выбрали с дочкой второй вариант.

С одной стороны, ЕГЭ - благо. Если не брать университеты из первой десятки, то, имея адекватный балл на ЕГЭ, школьник может поступить практически куда его душа пожелает. Это хорошо. Это снижение нагрузки (вроде бы), это один экзамен вместо двух (вступительный, выпускной). Но это и плохо. Просто потому, чтобы сдать ЕГЭ, надо начинать готовиться за много лет сначала до ОГЭ. А пока ты готовишься, все может десять раз поменяться. А я бы хотела, чтобы моя дочь любила учиться. Именно любила, а не училась из-под палки. Поэтому мы с ребенком занимаемся вместе. Поднимаем наш общий уровень русского и математики, вспоминаем английский, учим испанский, очень ждем физику и химию. Интерес - главное в детях! Я хочу, чтобы ей было интересно! А на ЕГЭ мне пофиг.

 

Владимир ТОЛСТИКОВ,

педагог дополнительного образования первой категории,

главный редактор независимой открытой газеты «А» в КРУГе

УМЛ детско-юношеской журналистики


 

СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ БЫТЬ ИЛИ НЕ

СОБСТВЕННОМУ МНЕНИЮ БЫТЬ ИЛИ НЕ

Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной

Учителя отмечают, что речь выпускников стала более скудной, менее логичной и грамотной
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
03.05.2021