«О традиционных и нетрадиционных методах обучения иностранным языкам.»
Под традиционным способом изучения иностранного языка принято понимать грамматико – переводной метод изучения. Метод основан на системном изучении грамматики, фонетики, формирования навыков чтения и перевода. Учащиеся составляют фразы и предложения из слов, применяя свои грамматические знания. Они составляют диалоги, заучивают их, учат слова по темам, пересказывают тексты, выполняют письменные грамматические упражнения.
Нетрадиционные методы изучения иностранных языков.
1.Основаны на принципах суггестологии, разработанные болгарским учёным Г. Лозановым. Суггестология - это наука о сверхзапоминании, когда человек воспринимает и усваивает информацию без критического её осмысления. Эти методы базируются на работе подсознания. Это метод 25 кадра и обучения языкам во сне.
2. Нетрадиционные методы предполагают быстрое и интенсивное обучение иностранному языку, когда изучение теоретических моментов сведено к минимуму или вообще отсутствует, а главное внимание уделяется живому общению, т. е. разговорной речи.
В чём на ваш взгляд плюсы и минусы традиционных методов?
Знание иностранного языка предполагает разные виды речевой деятельности: говорение, аудирование, письмо, чтение и понимание прочитанного.
Каждый из этих видов предполагает свои методы работы над ними.
Особенностью традиционный методики является, то что в процессе работы обучающиеся должны освоить в заданном объёме все виды речевой деятельности. Это предполагает основательное изучение всех аспектов языка: грамматики, фонетики, лексики.
Я бы выделила 2 основных подхода в традиционной методике: изолированный и комплексный.
Изолированный подход – это когда преподаватель обучает сначала фонетике, затем чтению, потом грамматике и т. д. Т.е. все аспекты языка изучаются по отдельности в той или иной последовательности. Комплексный подход- это когда все аспекты языка изучаются во взаимосвязи. Например: тексты для чтения и прослушивания, монологи, диалоги грамматические упражнения содержит специально отобранную в соответствии с задачами лексику и грамматику. Обучающиеся отрабатывают их во всех видах речевой деятельности, комбинируя их между собой, задействуя разные виды памяти. Работа организуется т. о. что одни и те же слова, грамматические явления, неоднократно встречаются и в тексте и в упражнениях, обыгрываются в ситуациях. Благодаря этому происходит наиболее эффективное усвоение материала.
В общем мастерство преподавателя, работающего по традиционной методике определяется умением «увязать» все аспекты и компоненты в единый эффективно работающий комплекс, где реализуется принцип синергетики, когда видимый конечный результат оказывается больше постой суммы исходных элементов.
Традиционная методика предполагает систематические занятия на протяжении довольно долгого времени (не менее года). Хотя сроки могут быть разными в зависимости от имеющихся задач. Если курс рассчитан на год, содержит 80-100 учебных часов, то вряд ли имеет смысл браться за все виды речевой деятельности. В таком случае нужно сосредоточить усилия на 1 или 2, уделяя остальным минимум внимания.
Какие плюсы и минусы нетрадиционных методов?
Г. Китайгородская и И. Шехтер разработали свои системы отчасти под влиянием идей уже упомянутого Г. Лозаного.
Главная идея метода интенсивного изучения языка Г. Китайгородской заключается в обучении через общение. Учащиеся занимаются группами по 10-12 человек под руководством преподавателя, который должен обладать хорошими организаторскими, актёрскими способностями. На таких занятиях проводятся ролевые игры, там много движения, присутствует специально подобранная музыка. Главная цель таких занятий - научиться общаться на языке, избавиться от языкового барьера.
Метод И. Шехтера основан но эмоционально- смысловом освоении языка.
И. Шехтер противник того, чтобы учиться языку путём «конструирования» предложений по образцам, что является одним ииз элементов грамматико-переводного метода.
Существует ещё «Система-3» созданная на основе метода И. Шехтера, но несколько модернизированная. В ней уделяется внимание грамматике.
Метод «погружения» был одно время очень популярен в нашей стране.
Он предполагает отказ учащегося от общения на родном языке.
Изучение иностранного языка методом «25 кадра» было разработано спецслужбами. Обучающийся просматривает специальные видеофильмы по 15-20 минут, в течении дня он слушает аудиоматериалы в любое удобное время. Этот метод позволяет запоминать довольно большое количество лексики за относительно короткий срок. Это технология запоминания. Все нетрадиционные способы изучения языка ориентированы на обучение устной речи за относительно короткий период. Они являются методами интенсивного обучения, что предполагает довольно большую плотность занятий. В неделю должно проводиться не менее 25- 30 учебных часов. Интенсивное изучение языков предъявляет очень высокие требования к уровню преподавания, учебным материалам, расписанию занятий. Нетрадиционные методы нельзя интегрировать в школьную систему.
Кто из педагогов лучше: русский или носитель языка?
Самый лучший вариант- это когда русский преподаватель объясняет вам грамматику, а с «носителем языка» вы практикуете разговорную речь, фонетику.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.