"О чем говорят фотографии"
Оценка 4.7

"О чем говорят фотографии"

Оценка 4.7
Разработки уроков
docx
русская литература
6 кл
01.06.2017
"О чем говорят фотографии"
Методическая разработка урока литературы в 6 классе по рассказу А. Приставкина "Фотографии". Материал содержит технологическую карту урока, приложение, форму оценивания (лист самооценки). Урок построен в форме мастерской, что позволяет организовать работу с детьми разного уровня подготовленности. Предусмотрены разные виды деятельности (групповая, индивидуальная, творческая).
А.Приставкин 6 класс урок литературы О чем говорят фотографии..docx
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ –  СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА  С. КИРОВСКОЕ МАРКСОВСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ 413084, Саратовская область, Марксовский район, с. Кировское, ул. Кировская 1. Телефон: (84567) 6­44­33; e­mail: schkirovskoe@mail.ru Технологическая карта урока литературы в 6 классе по теме: « О чём говорят фотографии». Выполнена  учителем русского языка и литературы Котельниковой О.А. Урок проведён в рамках МШММ  29.04.2015 года. 2015год. Технологическая карта урока внеклассного чтения в 6 классе  по рассказу А. Приставкина «Фотографии» Тема: «О чем говорят фотографии?» Цель: обучение внимательному и осмысленному чтению, выделение в тексте главного. Задачи: ­развитие умений и навыков анализа художественного текста; ­совершенствование умений выделять главное, давать  оценку содержанию текста; ­развитие творческих способностей;  ­формирование коммуникативных навыков; ­воспитание чувства сострадания и любви, осмысление понятия, что война ­ трагедия для каждого; ­ формирование чувства ответственности за свои поступки и за близкого человека. Форма урока: мастерская Форма работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (формирование групп II модель­ сильный, средний, слабый ). Оборудование: Портрет А. Приставкина, текст рассказа   «Фотографии», фотографии учащихся, фотографии  военных  лет, на доске аппликация «солнышко». ЭТАПЫ 1. подготовка к восприятию. Сообщение  темы  мастерской 2 мин. 2.  2.1 Индуктор 2.2 Первичная  социализация 3 мин. ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧИТЕЛЯ Приветствует учеников Проверяет готовность к уроку. Объясняет,  как будет проходить урок. Объявляет тему урока, предлагает прочитать  эпиграф Как много желтых снимков на Руси В такой простой и бережной оправе! Н. Рубцов.   в конце урока ответить,  почему урок начинается с этих слов. 1. Предлагает посмотреть на доску и определить  слова «живущие» в слове ФОТОГРАФИЯ.  (помогает, предлагает  свои варианты). 2. Говорит, что у каждого есть любимые  фотографии, которые бережно хранятся в  альбомах, конвертах, шкатулках, как самое  дорогое сокровище. Просит каждого рассказать  о своем любимом снимке. (рассказывает о  своем).  ­Зачем хранить фотографии? ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ УЧАЩИХСЯ Готовятся к уроку. Принимают правила работы на уроке УУД 1. Определяют слова 2. Показывают и рассказывают о своих  фотографиях.   3. Разрыв  5 мин. 1. Раздает копии фотографий военного времени,  предлагает внимательно посмотреть и немного  рассказать о тех людях, которых дети видят на  снимке, описать их настроение, ситуацию в  которой они находятся. (Кто изображен, какое  время, что происходит, какое событие, какое  1. Работают с фотографиями, совещаются,  высказывают предположения о жизни и судьбе  людей изображенных на фото. Определяют, что на снимках дети до войны и во время войны. 4. Работа с  материалом 10 мин. 5.  Афиширование 10 мин. настроение у людей изображенных на  фотографиях и т. д ). 1. раздает текст рассказа «Фотографии», просит  прочитать, заполнить рабочую таблицу:  сформулировать вопросы к тексту, определить  тему и идею рассказа, дать характеристику  героям, выпишите из текста характерные детали.  2. Выполнить творческое задание в рабочем  листе. 1. Предлагает группам отчитаться,  о  проделанной работе.  В ходе ответов детей задает дополнительные  вопросы, уточняющего характера.( см.  приложение 2) ­Предположите, как семья жила до войны? ­ Что пережили дети, оказавшись в детском  доме, оторванные от родных? ­ Представьте, как сложится их дальнейшая  судьба? И т. д   2. Обращает внимание учащихся на эпиграф и  просит ответить на вопрос, проставленный в  начале урока. ­ О чём говорится в этих строках? ­ Что хранят в себе желтые снимки? ­ Почему так важно для человека беречь и  дорожить фотографиями? 1.Читают текст, работают с таблицей (пр 1).  Пишут мини­сочинение, синквейн, стихотворение  по теме рассказа. 1. Один участник группы отчитывается, другие  ребята дополняют, если необходимо. (по таблице) Каждый учащийся представляет свой творческий  продукт. Отвечают на вопросы учителя. 2.   Предполагают,   высказывают   свое   мнение. Приходят к выводу, что фотографии это память, которая   важна   для   человека.   Разглядывая фотографии, человек вспоминает прошлое, узнает историю своей семьи и страны… (высказываются все желающие) 6.Творческое  задание. 1. Предлагает поработать со словами МИР,  ВОЙНА, ДЕТИ.   Составить кластер по теме: 1. Составляют кластер, озвучивают результат.  2.Делают вывод, что понятия война и дети 8 мин. 1 группа ­Дети (радость, счастье, добро, улыбки,  жизнь)  2 группа ­ Война (смерть, горе, разлука, слезы. 3. группа ­ Мир (жизнь, добро, любовь,  счастье…) 4. Предлагает ответить на вопрос, можно ли эти  понятия поставить в один ряд, «Что нужно  детям?» 5. Предлагает подвести итог урока, произносит  заключительное слово (пр. 2) несовместимы и противоестественны. Детям  нужен мир. 7.Рефлексия. 2 мин. На доске солнышко. Просит написать пожелания  всем детям, слова ассоциации со словом «мир». 1. Входят к доске, пишут пожелания, рисуют  смайлики. Фамилия, имя участников группы:  _______________________________________________________________________________________ ________________________________________________________________________________ Работа с текстом. Характеристика героев. Тема Идея Герои брат сестра родители тетя Творческое задание (стихотворение, синквейн, мини­сочинение) _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ _______________________________________________________________________________________ ПРИЛОЖЕНИЕ Вопросы для работы с текстом ­Вас рассказ оставил равнодушным? Что вас взволновало? ­От какого лица ведется повествование? (От лица ребёнка) ­Здесь встречаются слова: битва, атака, окружение? Нет, но мы видим, что этот рассказ о войне. ­Найдите в тексте детали, которые доказывают, что произведение о войне. ­Случайно ли герой не имеет имени? Почему рассказ нельзя полностью назвать  автобиографичным?  (Это судьба многих детей того времени) Характер мальчика раскрывается в поступках. ­Что вы можете сказать о характере мальчика? Какие поступки он совершил? ( Герой мог бы убежать, но не оставляет беззащитную сестру, он чувствует  ответственность за Людочку). ­Найдите в тексте, где показана забота о сестрёнке. ­Почему он пришел к ней спустя 2 дня? Что он говорит? Маленький человек, но у него большая сила воли. ­Что вы ещё можете добавить? (Дети войны рано взрослеют) ­Какой возраст мальчика? ­Каков язык героя произведения? ( Речь взрослого человека, который многое испытал) Автор описывает день получения маленького листочка.  «Я держал его в руках, и у  меня мёрзли пальцы и коченело внутри…» Мы можем сказать, что он мудр. ­ В чём его мудрость? Какое слово он нашел? ( Вместо слова «умер», он употребляет  слово «затерялся»). Находим в тексте, когда и всвязи с чем он это слово употребляет. ­ Какой вы представляете Людочку?  (  Ей 6 лет,  хлопает в крошечные синеватые  ладони,  у неё чистые испуганные глаза,  ещё не знающие горя. Она уважает брата,  повторяет его слова. Голос  слабенький.) ­Кто ещё герой рассказа? (Тётя, которая отказывается взять детей) ­Можно ли её осудить?  (Нет, мы не знаем причин отказа) Найдите слова, которые произносит завуч. Понятно, что её трогает судьба  воспитанников, поэтому не смотрит в глаза, не заканчивает фразу. ­Как назвать тему произведения? Тема детей войны, сиротства. ­Почему Приставкин назвал свой рассказ «Фотографии»? Фотографии ­ реликвия, память, связь поколений. В конце рассказа фотографии – общность судьбы. ­Для чего автор показал историю детей?  (Чтобы дети не забывали о войне) ­Какова же идея произведения? Показать доброго ответственного человека, показать человеческое милосердие. Рассказ учит состраданию, любви к ближнему, тому, что каждый в этом мире должен  быть ответственен за близких, а также за свои поступки. ПРИМЕРНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГЕРОЕВ РАССКАЗА. 1. Брат. Какой он? Дайте характеристику. (Добрый, отзывчивый, мужественный,  мудрый, ответственный…)  Сестра Людочка. Какая она? Выпишите из текста характерные детали (Маленькая, крошечные синеватые ладошки,  чистые испуганные глаза, шесть лет) 2. Мир, в котором живут дети. Выпишите слова, характерные для каждой  микротемы.Война (Фронт, бьет фашистов) Родной дом. Где? Папа? Мама? Тетя? (Далеко; болезнь; фронт, служить; неплохая –  хорошая ­замечательная – не может принять) Детский дом. Как чувствуют себя в нем дети? (Холодная спальня, морозный день,  подушки в инее, заткнуты окна, мерзли кончики пальцев) Какие мотивы вводятся в текст с описанием детского дома? (Сиротства, холода,  бесприютности, мужества, любви, памяти… Холод – это только о погоде?) 3. Сделайте вывод о том, в каком мире живут дети, каковы взаимоотношения  между людьми в этом мире. Приведите в доказательство примеры из текста. (Мир жестокости и человеческого безразличия: чужой рукой написано; завуч говорил,  глядя в бумаги; все готовились в Москву ­ мы сидели с сестренкой) 4. Что противопоставлено этому миру? Подтвердите свое мнение примерами из  текста. (Любовь, память, вера: чтобы не забывала, прижавшись друг к другу, мы  сидели, мы разглядывали, нас много) 5. Каков же главный герой рассказа? (Допишите характеристику в таблицу) 6. Почему рассказ назван «Фотографии»?   ­фактический уровень информации – рассказ назван так, потому что дети... (что  делают?).  ­подтекстовый уровень: что подразумевается под действиями детей, зачем это они  делают?  ­философский уровень (концептуальный): что дают детям эти фотографии? Зачем они  вообще нужны?) (Дети рассматривают фото, фото – это память, фото – это возможность почувствовать,  что ты не один, возможность выжить, не утратить связь с людьми, среди которых  наверняка найдутся добрые и близкие). Заключительное слово учителя. Это счастье, ребята, что на вашу долю не выпало такое горе. Помните, что очень важно  в жизни, чтобы в трудную минуту рядом были люди, на которых можно было бы  положиться. Как это важно, чтобы рядом с нами всегда были близкие, дорогие нам  люди. Чтобы никогда в ваши семьи не ворвалось это страшное слово – война. Война,  способная разрушить любую крепкую семью. Но не надо ждать испытаний, а надо  просто жить, любить и заботиться о тех, кто нам близок и дорог.

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"

"О чем говорят фотографии"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
01.06.2017