Ещё совсем недавно ценность книги и чтения у нас была неоспорима. В 1970 1980 годы
возник и разделялся миф о России как о самой “ читающей стране мира”. Высокий престиж
чтения в обществе, и особенно “серьёзной” литературы, классики, произведений в “толстых
журналах”, собирательство книг, создание своих домашних библиотек всё это
способствовало чтению и реально подкрепляло наши представления о себе как читающей
стране. Но сегодня ситуация значительно изменилась. Картина массового чтения, его
престиж, читательские пристрастия и привычки значительно изменились. В наш век научно
технического прогресса, где господствуют телевидение, компьютеры и видеоигры, дети
потеряли интерес к чтению. Проблема формирования правильного сознательного, беглого
и выразительного чтения волнует каждого учителя, поскольку чтение играет очень важную
доминирующую роль в образовании и развитии личности ребёнка.
Многие учителя, да и родители тоже недовольны тем, что дети не любят читать. Заставить
учиться нельзя, учёбой надо увлечь! И это совершенно справедливо. Как учить чтению,
чтобы дети полюбили книгу, ведь книга, прочитанная в детстве, остаётся в памяти на всю
жизнь и влияет на последующее развитие человека? Особую актуальность приобретает эта
проблема в начальной школе. А ведь каждая книга должна прийти к ребёнку в
определённом возрасте, иначе дружба с ней может и не состояться!
Меняется отношение к чтению у детей. Для чтения детей характерно:
постепенное снижение интереса к печатному слову, падение престижа чтения;
сокращение чтения в свободное время;
изменение характера чтения;
преобладание “делового” чтения над “свободным”;
возрастание числа учащихся, ограничивающихся чтением литературы только по
школьной программе.
Памятка для родителей
Пусть дети видят, как вы сами читаете с удовольствием, цитируете,
смеетесь, делитесь прочитанным, заучивает наизусть.
По очереди читайте друг другу рассказы или смешные истории.
Поощряйте дружбу с читающими друзьями.
Показывайте, что вы цените чтение, покупайте книги, дарите их и сами
получайте в качестве подарка, выражая радость.
Пусть дети сами выбирают себе книги и журналы (в библиотеке,
магазине).
Почаще спрашивайте мнение детей о прочитанных ими книгах.
Поощряйте чтение любых материалов периодики, даже гороскопов и
комиксов.
На видном месте дома повесьте список, где отражается прогресс
ребенка в чтении книжек.
В доме должна быть библиотечка.
Выделите дома специальное место для чтения. Разгадывайте с детьми кроссворды и дарите их.
Собирайте книги, которые вдохновляют детей.
Детям лучше начинать читать короткие рассказы, а не большие
произведения: тогда у них будет чувство законченности и
удовлетворения.
Предложите детям до или после просмотра фильма прочитать книгу, по
которой поставлен фильм.
Поощряйте чтение детей вслух, когда это только возможно, чтобы
развить навык уверенности в себе.
Пусть дети каждый вечер читают в постели перед сном (только сидя, а
не лежа).
Сделайте чтение приятным времяпровождением.
Не заставляйте читать насильно.
Не навязывайте книги по своему вкусу, только ненавязчиво
посоветуйте.
Не заставляйте ребенка «сражаться с книгой», если она трудная.
Не ожидайте слишком быстрых успехов.
Не сравнивайте уровень чтения ребенка с другими.
При чтении ребенком трудного слова, подскажите это слово, значение
найдите в словаре (лучше вместе с ребенком). Родительский лекторий:
«Традиции чтения в нашей семье».
О роли родителей
О роли родителей
О роли родителей
О роли родителей
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.