О современном педагоге детского сада
Оценка 4.7

О современном педагоге детского сада

Оценка 4.7
Лекции
docx
воспитательная работа
Детсад
21.01.2018
О современном педагоге детского сада
В статье рассматривается вопрос о роли педагога дошкольной организации в повышении качества образования, о том какие типы взаимодействия должен выстраивать по отношению к ребенку, чтобы он чувствовал себя комфортно. В качестве примеров рассматриваются требования к Монтессори-педагогу, позиции педагогов в технологии "Step by step" и функции педагога-фасилитатора.Лекция о роли воспитателя в современном детском саду
О современном педагоге.docx
О СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО САДА Ионова Светлана Петровна,  старший преподаватель  ФАО «НЦПК «Орлеу»ИПК ПР по Костанайской области Республика Казахстан                Обсуждение качества никогда не прекращается. Однако, что именно составляет   высокое   качество   в   образовании,   является   сложным   и многогранным   вопросом,   включающим   структурные   условия   (например, размер   группы   детей,   соотношение   взрослых   и   детей,   и   т.д.),   а   также процессуальные   факторы   (например,   качество взаимодействий и учебной программы и т.д.), т.е. образовательный процесс.               Можно согласиться с утверждением В.И. Гинецинского  о том, что образовательный   процесс   «предстает   как   многообразие   сосуществующих и/или   сменяющих   друг   друга   специфических   структур   социального взаимодействия   разного   масштаба».   Наименьшей   структурной   единицей такого взаимодействия, по его мнению, выступает диада «учитель ­ ученик», наибольшей  ­  мировое образовательное пространство.    чуткость   взрослого, Современный педагог должен отвечать требованиям трех уровней: ­     духовно­нравственного,   когда   воспитатель   имеет   твердую гражданскую   позицию,   соблюдает   нормы   морали,   обладает   духовностью, интеллигентен. ­ интеллектуального, когда педагог имеет педагогическое образование,   структурным потребность   к   исследовательской   деятельности,   владеет   мышлением, коммуникационной и ситуативной рефлексией; ­   визуального,   когда   он   хорошо   одет,   причесан,   обладает   мимикой,   соучастие,     диалог,   партнерство, отличными манерами, культурой речи, движений;                     Современный   педагог   должен  знать   и  уметь   выстраивать   типы взаимодействия       в   русле   гуманистической   педагогики   –   сотрудничество, сотворчество,   учитывать   опыт представителей разных культур, национальностей, социальных слоев.                Хорошо всем известный педагог Мария Монтессори также выдвигала очень   серьезные   требования   к   педагогам.     Её   Концепция   космического воспитания основана на пробуждении у субъекта воспитания индивидуального интереса к общим закономерностям  развития мира и выделении в картине мироздания   звена,   которое   конкретный   индивидуум   в   процессе самореализации   и   построения   собственной   личности   может   осваивать   и творчески   преобразовывать   в   соответствии   с   личными   особенностями   и способностями. Кроме поистине энциклопедических знаний по всем областям естествознаний и гуманитарных наук, в его профессиональный фонд должны входить и следующие умения:  ­   пение,   в   том   числе   народное,   игра   на   музыкальных   инструментах;  ­ танец (классический, народный, бальный), пантомима, мастерство актера и режиссера;  ­ поэзия, иностранные языки, компьютеры, журналистика;  ­ игротехника, спортивные игры, основы медицины;  ­ рукоделие, сельское хозяйство, кулинария;  ­ рисунок, живопись, скульптура;  ­ наблюдение, психодиагностика, психотерапия, социально­психологические умения.                 Подобный фонд профессиональных умений должен иметь каждый учитель Монтессори­школы, но самое главное  с умением применить их в любой момент и в любой ситуации.                               Наших воспитателей обучают методике, которая очень хорошо работает в группе 25­30 детей и в специально организованном обучении, но совершенно   неприменима   для   малой   группы   и   не   подразумевает индивидуализации образования, основанном на взаимодействиии.                   Между тем, подчеркивает  международная ассоциация «Step by step»,     взаимодействия между взрослыми и детьми, как и взаимодействия между   сверстниками,   имеют   огромное   значение   для   оказания   поддержки физическому, социальному, эмоциональному и когнитивному развитию детей. Именно через взаимодействия у детей развивается чувство собственного «я» и   чувство   принадлежности   к   определенному   сообществу,   а   также приобретаются знания о мире.             Роль педагога состоит в том,  чтобы предоставлять детям возможности включаться   во   взаимодействия   и   участвовать   в   процессах   совместного построения знаний и смыслов.   Взаимодействия, помогающие устанавливать значимые   и   уважительные   отношения   между   всеми   участниками   процесса (когда есть стремление услышать голос каждого), способствуют тому, чтобы у детей развивалась уверенность в себе, и они становились продуктивными и заботливыми членами общества.    В   методических   рекомендациях   к   Типовой   программе   дошкольного воспитания   и   обучения   сказано:     «Для   эффективной   организации образовательного   процесса   и   обеспечения   качественного   воспитания   и обучения   детей   в   дошкольной   организации   должны   предусматриваться следующее принципы и подходы:  ­ комплексный подход к формированию личности ребёнка и развитию его способностей всеми участниками воспитания и обучения;  ­   деятельностный   подход   к   развитию   детей   в   соответствии   с   их возрастными особенностями; ­   инновационный   подход   к   мониторингу   уровня   развития   ребенка   и деятельности дошкольной организации;  ­   принцип   единства,   преемственности,   непрерывности   содержания   и методов воспитания и обучения;  ­ интерактивное построение образовательного процесса.                   Это даёт нам уверенность, что происходит   смена парадигмы образования: переход от традиционного образования объяснительного типа к новому типу образования  компетентносто­деятельностному, который ставит ребенка   в   активную   позицию  деятеля:  ребенок   сам   изменяет   себя, взаимодействуя   с   окружающей   средой,   другими   детьми   и   взрослыми. Происходит активная смена социальной конструкции отношения взрослого к ребенку,   набирает   силу   и   приоритет   «парадигма   ребенка   как   личности», которая выражает не то,   кем должен стать ребенок, а то кем он является сейчас.     Это   означает,   что   ребенок     может   выражать     свои   чувства, отношения, передаёт свои сомнения, желания или ожидания, несогласие, что ребенок говорит нам о своих мечтах, побуждениях, потребностях.  Неизбежно за этим следует смена функций педагога,   который создает максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей. В новой парадигме образования педагог должен уже не столько передавать знания,   сколько   создавать   ребенку   условия   для   самостоятельного их открытия   и обнаружения.   Таким   образом,   педагог­фасилитатор ­   это педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового. помогать, способствовать)                      Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate ­ облегчать, в педагогику из гуманистической психологии. Появление этих понятий в педагогике было связано с переходом американской системы образования к новой парадигме воспитания и обучения, в которой главная задача образования определялась как   подготовка   ребенка   к творческому   участию   в жизни.   Очевидно,   что фасилитация должна быть присуща педагогу по определению. Этот процесс выражается   уже   в самом   качестве   взаимоотношения   «педагог ­   ребенок», строящегося   на искренности   педагога,   безоценочном   положительном принятии им ребенка, эмпатическом понимании. Педагог не отгораживается от воспитанников маской наставника. Он общается с ними как живой человек, открыто выражая свои чувства.        пришли   Как   помощник   взрослый   создает   доброжелательную,   психологически комфортную   среду,   отвечает   на   вопросы   детей,   в   ситуации   затруднения, помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и получить результат, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в нем   веру   в   свои   силы.     Осуществление   педагогом   функции   помощника предполагает   то, что   он не только   обладает   знанием   и опытом   передачи эмоциональной   поддержки,   но и умением   соучаствовать   в жизни   других людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство» (Т. П. Гаврилова).   По существу,   речь   идет   о   педагоге,   выполняющем в некотором роде психотерапевтические функции. Иными словами, педагог начинает   центрироваться   на ребенке,   на том,   что   значимо   для   самого воспитанника (3).  Под   центрацией   педагога   на ребенке   понимается   не просто направленность,   а заинтересованность,   озабоченность   его   интересами, своеобразная избирательная психологическая обращенность, «повернутость» к ребенку и, следовательно, столь же избирательное служение его интересам.                     В проявлении уважения к ребенку стиль воспитания должен соответствовать   искреннему   признанию   уникальности   и ценности   ребенка. Когда педагог проявляет уважение и заботу о детях, они могут чувствовать себя   более   свободно,   осознать   свою   ценность   как   индивидуальности. Невозможно,   чтобы   педагог   проявлял   неуважение   (или   отрицательное отношение)   к ребенку,   демонстрировал,   что   чувства   и переживания   детей недостойны   его   внимания   или   что   он считает   их неспособными к конструктивной деятельности.    Теоретикам     и   практикам   педагогики   хорошо   известен   принцип взаимосвязи   обучения   и   развития.   Дошкольник   развивается   если,     учится тому, что он считает нужным и интересным, поэтому никакая деятельность не должна   ему   навязываться.           К   сожалению,     воспитатели   дошкольных организаций       успешно выполняют роли учителя,  наставника, контролера и совсем не умеют помогать, наблюдать, сопровождать ребенка. В 1871 году в Туле   Елизавета   Павловна   Смидович     открыла   детский   сад   и   начала   на практике   осуществлять   педагогическую   систему   Фребеля   по   воспитанию активной   личности.   Вот   некоторые   выдержки   из   журнала   «Детский   сад», выходившего в печать с 1863 года «… сделанная вещь должна вызвать речь ребенка и возбуждать в нем целый ряд давно воспринятых впечатлений, для того, чтобы связь работ с жизнью была очевидна».   Сейчас   мы   это   называем   функциональной   грамотностью, компетентностным   или   деятельностным     и   считаем педагогическими инновациями. Почему? Начинали­то именно с этого. Как так получилось, что первоначально заложенная суть   дошкольного образования растворилась в решениях и постановлениях?      подходом   По данным исследований 75% детей приходят в детский сад играть и общаться.   Всё   остальное   они   воспринимают   как   досадное   недоразумение, которое   стараются   избегать   или   не   замечать.   К   этому   всему   остальному относятся занятия, сейчас их называют организованная учебная деятельность, но суть от этого не изменилась. Валентина   Тарасовна   Иванова   ­   одна   из   авторов   технологии   «Дом радости» назвала занятия «несостоявшимся триумфом». Анализируя систему дошкольного   образования,  она   отмечает,  что   жизнь   в  детских   садах   резко поменялась   в   50­ти   десятых   годах   прошлого   столетия,   когда   в   практику детских   садов   стали   вводится   занятия,   разработанные   Усовой.     Они действительно   соответствовали   объективным   условиям,     среди   которых можно   отметить   необходимость   строгого   выполнения     решений   партии   и правительства. Кроме того в этот период было очень мало детей в начальной школе, особенно первоклассников и учителя из начальной школы переходят в детский сад. Поэтому занятия плавно переходят в уроки, а воспитатели в учителей. А   ведь   если   занятие   –   урок,   то   у   воспитателя     неизбежно   возникает задача   первым   делом   обеспечить   дисциплину,   которая   постепенно перерастает   в   дидактическую   цель   педагогической   деятельности   –   если дисциплина на занятии хорошая, то воспитатель хороший, а если дисциплина плохая, то дети плохие.  И так десятилетия воспитывали послушных граждан, начиная   с   детского   сада   с   помощью   таких   на   первый   взгляд   безобидных занятий, разработанных Усовой.   не   боялись   Но,   чтобы   детям   было психологически комфортно в детском саду, чтобы   они   могли     свободно   обращаться   за   помощью   к   взрослым   или сверстникам,     высказывать   мнения,   обсуждать   различные проблемы (в соответствии с возрастом), педагог  как мастер­виртуоз   должен уметь:  как художник смешивать краски, как музыкант исполнять этюды, как скульптор ваять, только это педагогические краски,  методические  этюды и психологические   приемы (4).  Может  быть,    тогда  и   появится  ноосферный человек,   способный     осознать   целостность   мира   в   его   космопланетарном масштабе,   найти   оптимальные   способы   разрешения   проблем   социума, естественной   и   искусственной   окружающей   среды,   обеспечить сбалансированный   прогресс   духовных   и   материальных   космопланетарных процессов.  Список литературы   Колычева   З.И.   Ноосферная   педагогика   как   новая   образовательная 1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружение. М.Наука, 1965. 2. парадигма. ­ СПб., 2004.  3. Гаврилова Т.П.  Личность в системе коллективных отношений. ­ М., 1980. 4. Иванова   В.Т. О красоте профессии воспитателя. М., Творческий центр Сфера, 2013.

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада

О современном педагоге детского сада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
21.01.2018