В статье рассматривается вопрос о роли педагога дошкольной организации в повышении качества образования, о том какие типы взаимодействия должен выстраивать по отношению к ребенку, чтобы он чувствовал себя комфортно. В качестве примеров рассматриваются требования к Монтессори-педагогу, позиции педагогов в технологии "Step by step" и функции педагога-фасилитатора.Лекция о роли воспитателя в современном детском саду
О современном педагоге.docx
О СОВРЕМЕННОМ ПЕДАГОГЕ ДЕТСКОГО САДА
Ионова Светлана Петровна,
старший преподаватель
ФАО «НЦПК «Орлеу»ИПК ПР по Костанайской области
Республика Казахстан
Обсуждение качества никогда не прекращается. Однако, что именно
составляет высокое качество в образовании, является сложным и
многогранным вопросом, включающим структурные условия (например,
размер группы детей, соотношение взрослых и детей, и т.д.), а также
процессуальные факторы (например,
качество
взаимодействий и учебной программы и т.д.), т.е. образовательный процесс.
Можно согласиться с утверждением В.И. Гинецинского о том, что
образовательный процесс «предстает как многообразие сосуществующих
и/или сменяющих друг друга специфических структур социального
взаимодействия разного масштаба». Наименьшей структурной единицей
такого взаимодействия, по его мнению, выступает диада «учитель ученик»,
наибольшей мировое образовательное пространство.
чуткость взрослого,
Современный педагог должен отвечать требованиям трех уровней:
духовнонравственного, когда воспитатель имеет твердую
гражданскую позицию, соблюдает нормы морали, обладает духовностью,
интеллигентен.
интеллектуального, когда педагог имеет педагогическое образование,
структурным
потребность к исследовательской деятельности, владеет
мышлением, коммуникационной и ситуативной рефлексией;
визуального, когда он хорошо одет, причесан, обладает мимикой,
соучастие,
диалог,
партнерство,
отличными манерами, культурой речи, движений;
Современный педагог должен знать и уметь выстраивать типы
взаимодействия в русле гуманистической педагогики – сотрудничество,
сотворчество,
учитывать опыт
представителей разных культур, национальностей, социальных слоев.
Хорошо всем известный педагог Мария Монтессори также выдвигала
очень серьезные требования к педагогам. Её Концепция космического
воспитания основана на пробуждении у субъекта воспитания индивидуального
интереса к общим закономерностям развития мира и выделении в картине
мироздания звена,
которое конкретный индивидуум в процессе
самореализации и построения собственной личности может осваивать и
творчески преобразовывать в соответствии с личными особенностями и
способностями. Кроме поистине энциклопедических знаний по всем областям
естествознаний и гуманитарных наук, в его профессиональный фонд должны
входить и следующие умения:
пение, в том числе народное, игра на музыкальных инструментах;
танец (классический, народный, бальный), пантомима, мастерство актера и
режиссера;
поэзия, иностранные языки, компьютеры, журналистика;
игротехника, спортивные игры, основы медицины;
рукоделие, сельское хозяйство, кулинария;
рисунок, живопись, скульптура;
наблюдение, психодиагностика, психотерапия, социальнопсихологические
умения.
Подобный фонд профессиональных умений должен иметь каждый
учитель Монтессоришколы, но самое главное с умением применить их в
любой момент и в любой ситуации.
Наших воспитателей обучают методике, которая очень хорошо
работает в группе 2530 детей и в специально организованном обучении, но
совершенно неприменима для малой группы и не подразумевает
индивидуализации образования, основанном на взаимодействиии.
Между тем, подчеркивает международная ассоциация «Step by
step», взаимодействия между взрослыми и детьми, как и взаимодействия
между сверстниками, имеют огромное значение для оказания поддержки
физическому, социальному, эмоциональному и когнитивному развитию детей.
Именно через взаимодействия у детей развивается чувство собственного «я»
и чувство принадлежности к определенному сообществу, а также
приобретаются знания о мире.
Роль педагога состоит в том, чтобы предоставлять детям возможности
включаться во взаимодействия и участвовать в процессах совместного
построения знаний и смыслов. Взаимодействия, помогающие устанавливать
значимые и уважительные отношения между всеми участниками процесса
(когда есть стремление услышать голос каждого), способствуют тому, чтобы у
детей развивалась уверенность в себе, и они становились продуктивными и
заботливыми членами общества.
В методических рекомендациях к Типовой программе дошкольного
воспитания и обучения сказано:
«Для эффективной организации
образовательного процесса и обеспечения качественного воспитания и
обучения детей в дошкольной организации должны предусматриваться
следующее принципы и подходы:
комплексный подход к формированию личности ребёнка и развитию его
способностей всеми участниками воспитания и обучения;
деятельностный подход к развитию детей в соответствии с их
возрастными особенностями; инновационный подход к мониторингу уровня развития ребенка и
деятельности дошкольной организации;
принцип единства, преемственности, непрерывности содержания и
методов воспитания и обучения;
интерактивное построение образовательного процесса.
Это даёт нам уверенность, что происходит смена парадигмы
образования: переход от традиционного образования объяснительного типа к
новому типу образования компетентностодеятельностному, который ставит
ребенка в активную позицию деятеля: ребенок сам изменяет себя,
взаимодействуя с окружающей средой, другими детьми и взрослыми.
Происходит активная смена социальной конструкции отношения взрослого к
ребенку, набирает силу и приоритет «парадигма ребенка как личности»,
которая выражает не то, кем должен стать ребенок, а то кем он является
сейчас. Это означает, что ребенок может выражать свои чувства,
отношения, передаёт свои сомнения, желания или ожидания, несогласие, что
ребенок говорит нам о своих мечтах, побуждениях, потребностях.
Неизбежно за этим следует смена функций педагога, который создает
максимально эффективные условия для самоизменения и саморазвития детей.
В новой парадигме образования педагог должен уже не столько передавать
знания, сколько создавать ребенку условия для самостоятельного
их открытия и обнаружения. Таким образом, педагогфасилитатор это
педагог, способствующий ребенку в усвоении и освоении нового.
помогать,
способствовать)
Понятия «фасилитация» и «фасилитатор» (от англ. facilitate
облегчать,
в педагогику
из гуманистической психологии. Появление этих понятий в педагогике было
связано с переходом американской системы образования к новой парадигме
воспитания и обучения, в которой главная задача образования определялась
как подготовка ребенка к творческому участию в жизни. Очевидно, что
фасилитация должна быть присуща педагогу по определению. Этот процесс
выражается уже в самом качестве взаимоотношения «педагог ребенок»,
строящегося на искренности педагога,
безоценочном положительном
принятии им ребенка, эмпатическом понимании. Педагог не отгораживается
от воспитанников маской наставника. Он общается с ними как живой человек,
открыто выражая свои чувства.
пришли
Как помощник взрослый создает доброжелательную, психологически
комфортную среду, отвечает на вопросы детей, в ситуации затруднения,
помогает каждому ребенку понять, в чем он не прав, исправить ошибку и
получить результат, замечает и фиксирует успех ребенка, поддерживает в
нем веру в свои силы. Осуществление педагогом функции помощника
предполагает то, что он не только обладает знанием и опытом передачи
эмоциональной поддержки, но и умением соучаствовать в жизни других
людей, не нарушая их автономии, не посягая на их «жизненное пространство»
(Т. П. Гаврилова). По существу, речь идет о педагоге, выполняющем в некотором роде психотерапевтические функции. Иными словами, педагог
начинает центрироваться на ребенке, на том, что значимо для самого
воспитанника (3).
Под центрацией педагога на ребенке понимается не просто
направленность, а заинтересованность, озабоченность его интересами,
своеобразная избирательная психологическая обращенность, «повернутость»
к ребенку и, следовательно, столь же избирательное служение его интересам.
В проявлении уважения к ребенку стиль воспитания должен
соответствовать искреннему признанию уникальности и ценности ребенка.
Когда педагог проявляет уважение и заботу о детях, они могут чувствовать
себя более свободно, осознать свою ценность как индивидуальности.
Невозможно, чтобы педагог проявлял неуважение (или отрицательное
отношение) к ребенку, демонстрировал, что чувства и переживания детей
недостойны его внимания или что он считает их неспособными
к конструктивной деятельности.
Теоретикам
и практикам педагогики хорошо известен принцип
взаимосвязи обучения и развития. Дошкольник развивается если, учится
тому, что он считает нужным и интересным, поэтому никакая деятельность не
должна ему навязываться. К сожалению, воспитатели дошкольных
организаций успешно выполняют роли учителя, наставника, контролера и
совсем не умеют помогать, наблюдать, сопровождать ребенка. В 1871 году в
Туле Елизавета Павловна Смидович открыла детский сад и начала на
практике осуществлять педагогическую систему Фребеля по воспитанию
активной личности. Вот некоторые выдержки из журнала «Детский сад»,
выходившего в печать с 1863 года «… сделанная вещь должна вызвать речь
ребенка и возбуждать в нем целый ряд давно воспринятых впечатлений, для
того, чтобы связь работ с жизнью была очевидна».
Сейчас мы это называем функциональной грамотностью,
компетентностным или деятельностным
и считаем
педагогическими инновациями. Почему? Начиналито именно с этого. Как так
получилось, что первоначально заложенная суть дошкольного образования
растворилась в решениях и постановлениях?
подходом
По данным исследований 75% детей приходят в детский сад играть и
общаться. Всё остальное они воспринимают как досадное недоразумение,
которое стараются избегать или не замечать. К этому всему остальному
относятся занятия, сейчас их называют организованная учебная деятельность,
но суть от этого не изменилась.
Валентина Тарасовна Иванова одна из авторов технологии «Дом
радости» назвала занятия «несостоявшимся триумфом». Анализируя систему
дошкольного образования, она отмечает, что жизнь в детских садах резко
поменялась в 50ти десятых годах прошлого столетия, когда в практику
детских садов стали вводится занятия, разработанные Усовой.
Они
действительно соответствовали объективным условиям, среди которых можно отметить необходимость строгого выполнения решений партии и
правительства. Кроме того в этот период было очень мало детей в начальной
школе, особенно первоклассников и учителя из начальной школы переходят в
детский сад. Поэтому занятия плавно переходят в уроки, а воспитатели в
учителей.
А ведь если занятие – урок, то у воспитателя неизбежно возникает
задача первым делом обеспечить дисциплину, которая постепенно
перерастает в дидактическую цель педагогической деятельности – если
дисциплина на занятии хорошая, то воспитатель хороший, а если дисциплина
плохая, то дети плохие. И так десятилетия воспитывали послушных граждан,
начиная с детского сада с помощью таких на первый взгляд безобидных
занятий, разработанных Усовой.
не боялись
Но, чтобы детям было психологически комфортно в детском саду,
чтобы они могли свободно обращаться за помощью к взрослым или
сверстникам,
высказывать мнения, обсуждать различные
проблемы (в соответствии с возрастом), педагог как мастервиртуоз должен
уметь: как художник смешивать краски, как музыкант исполнять этюды, как
скульптор ваять, только это педагогические краски, методические этюды и
психологические приемы (4). Может быть, тогда и появится ноосферный
человек, способный осознать целостность мира в его космопланетарном
масштабе, найти оптимальные способы разрешения проблем социума,
естественной и искусственной окружающей среды,
обеспечить
сбалансированный прогресс духовных и материальных космопланетарных
процессов.
Список литературы
Колычева З.И. Ноосферная педагогика как новая образовательная
1. Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и её окружение.
М.Наука, 1965.
2.
парадигма. СПб., 2004.
3. Гаврилова Т.П. Личность в системе коллективных отношений. М., 1980.
4. Иванова В.Т. О красоте профессии воспитателя. М., Творческий центр
Сфера, 2013.
О современном педагоге детского сада
О современном педагоге детского сада
О современном педагоге детского сада
О современном педагоге детского сада
О современном педагоге детского сада
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.