Лысяк Валентина Владимировна,
учитель русского языка и литературы
МОУ «Средняя школа №37 г. Макеевка»
ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ИЗУЧЕНИИ
РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
Аннотация. В данной статье освещается значение исследовательской деятельности как современного и эффективного метода обучения, который способствует развитию творческого мышления, коммуникативной и культурологической компетенции.
Ключевые слова: информационное пространство, умение анализировать, познавательный процесс, научное мировоззрение, импульс к саморазвитию, систематизация знаний, эффективные методы.
Чем выше и дальше каждый из нас идет,
тем яснее видит, что предела достижений
совершенства не существует. Дело не в том,
какой высоты ты достигнешь сегодня,
а в том, чтобы двигаться вперѐд
вместе с вечным движением жизни.
Е.И. Рерих
Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин в ходе послания Федеральному собранию в феврале 2020 года сказал: «Хочу обратить внимание молодёжи: ваш талант, энергия, креативные способности – в числе самых сильных конкурентных преимуществ России. Мы обязательно должны добиться того, чтобы каждый ребенок мог найти, реализовать себя, открыть свои таланты свой дар» [4].
Новый Государственный стандарт основного и среднего общего образования Донецкой Народной Республики также ориентирован на становление личностных характеристик выпускника школы: креативно и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, владеющий основами научных методов познания окружающего мира [2].
И одним из способов реализации данных концепций выступает организация исследовательской деятельности учащихся.
Исследовательская деятельность – особый подход к обучению, построенный на основе естественного стремления учащегося к самостоятельному изучению окружающего. Главная цель исследовательского обучения – формирование у учащегося готовности и способности самостоятельно, творчески осваивать и перестраивать различные способы деятельности в любой сфере человеческой культуры.
Одновременно с этим изменяются и личностные характеристики ученика: происходит формирование адекватной самооценки, воспитывается умение доказательно отстаивать собственную позицию.
Цель данной работы – рассмотрение исследовательской деятельности учащихся как формирование метапредметных компетенций выпускника средней школы Донецкой Народной Республики.
Педагогические издания используют другие названия этого метода – эвристический, лабораторно-эвристический, метод лабораторных уроков, метод эвристического исследования, естественнонаучный, опытно-испытательный, исследовательский принцип, метод проектов и др.
Исследовательская деятельность в педагогике наших дней не является инновационной. Идея использования исследовательского подхода в обучении в России возникла во второй половине ХVIII века, но только спустя более ста лет она стала востребованной в педагогических кругах. Впервые использовать термин «исследовательский метод» предложил в 1924 году Б.Е. Райков, под которым учёный подразумевал «…метод умозаключения от конкретных фактов, самостоятельно наблюдаемых учащимися или воспроизводимых ими на опыте».
Современная наука занимается рассмотрением новых требований к организации исследовательских работ в школе. Это работы кандидата психологических наук А. В. Леонтовича, кандидата педагогических наук А.В.Абрамовой, профессора, кандидата педагогических наук, Т. М. Пахновой, и др.
По словам А. В. Леонтовича, исследовательская деятельность учащихся позволяет задать приоритеты развития, социализации, обретения ценностных оснований человека в масштабе его жизни. Это достаточно сложная задача, поскольку предполагает длительный мониторинг учащихся в младшем возрасте [6].
Важно отметить, что в системе общего образования среди всех учебных дисциплин русский язык имеет важнейшее значение: вместе с родным языком ребенок усваивает множество понятий и взглядов на предметы, постигает огромное количество мыслей, чувств, художественных образов, логику и философию языка. Выходит, что применение эффективных методов обучения русскому языку не только актуализирует знания, но и развивает языковую личность. С. В. Абрамова утверждает, что «...русский язык и литература как учебные предметы – плодотворная почва для формирования исследовательских навыков у школьников. Отсутствие желания читать, узкий кругозор, слабо развитые коммуникативные навыки, отсутствие навыков анализа и обобщения – проблемы, с которыми сталкиваются на своих уроках учителя-словесники. Организация исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет развивать: навыки аналитического мышления в процессе анализа информации, отбора необходимых материалов; ассоциативное мышление в процессе установления ассоциаций нового учебного материала с ранее изученным; логическое мышление, умение выстраивать логику доказательств, внутреннюю логику решаемой проблемы; умение рассматривать проблему в целостности связей и характеристик, опираться на ранее изученный материал» [1]. Развивающие приемы обучения, семинары, элективные курсы поискового характера, учебные проекты позволяют лучше учесть личные склонности учеников, что способствует формированию их активной и самостоятельной позиции в учении, готовности к саморазвитию, социализации. Оба метода (проектный и исследовательский) не просто формируют умения, а компетенции, то есть умения, непосредственно сопряженные с практической деятельностью. Они широко востребованы за счет рационального сочетания теоретических знаний и их практического
применения для решения конкретных проблем[5].
По мнению Т.М. Пахновой, исследовательская деятельность при изучении русского языка может быть для школьника таким процессом «самовключения в хорошую речевую среду», когда создаются благоприятные условия для достижения эффективных результатов как на предметном, так и на
внеурочном уровне [3]. В урочной деятельности применимы такие ее виды, как урок-исследование, урок-практикум, лабораторная работа, исследовательский проект, лингвистический эксперимент, экскурсия. Внеурочная деятельность в зависимости от мотивации обучающихся может быть представлена как массовая (конференции, экскурсии, предметные недели), групповая (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), индивидуальная (проект, домашний эксперимент, консультации, лабораторные работы).
Сочетание всех этих форм в учебном процессе позволяет каждому ученику проявить свои способности, а также, что очень важно, сформировать компетенции, то есть умения, основанные на практической деятельности.
В своей работе исследовательскую работу организовываю как массовую (конференции, экскурсии, предметные недели), групповую (научное общество, групповые занятия и занятия по выбору), так и индивидуальную (проект, домашний эксперимент, консультации, лабораторные работы).
Выделяю основные критерии сформированности навыков исследовательской деятельности обучающихся 5 – 11 классов:
– умение работать с критической и дополнительной литературой;
– умение ориентироваться в художественном произведении, прослеживать судьбы героев, их взаимоотношения;
– умение отслеживать разрабатываемый вопрос или проблему по одному или целому циклу произведений, обобщать, делать выводы;
– умение во время дискуссии отстаивать своё мнение, подтверждать его убедительными аргументами, высказывать свою точку зрения;
– умение грамотно составлять и оформлять устные и письменные сообщения разных видов и жанров.
Также применяю основные виды научно – исследовательской деятельности обучающихся:
– экспериментально – исследовательский: проверка предположения о подтверждении или опровержении результата;
– проектно – поисковый: поиск, разработка и защита проекта;
– проблемно – реферативный: аналитическое сопоставление данных различных литературных источников с целью освещения изучаемой проблемы и проектирования возможных вариантов её решения;
– аналитико – систематизирующий: наблюдение, анализ, синтез, систематизация конкретных данных.
Всем известно, что методика исследования предполагает индивидуальную работу учащихся под руководством педагога, который выступает как консультант, а также групповую и парную работу. Такая методика применяется и в моей практике.
Например, работа над любым исследованием включает определенные этапы выполнения задания, которые стоит четко спланировать для достижения максимальной эффективности исследовательской работы. Для этого каждый «исследователь» получает алгоритм его действий в подготовке работы:
I этап – подготовка к исследованию:
– выбор темы, составление списка литературы по проблеме исследования;
– определение объекта и предмета исследования;
– изучение литературы по теме;
– выбор методов исследования.
II этап – подготовка и проведение исследования:
– сбор материалов;
– обработка полученного материала;
– формулирование выводов.
III этап – оформление исследовательской работы:
– написание основной части работы, её введения и заключения; определение построения работы, выбор стиля и языка исследования;
– составление списка литературы;
– составление списка иллюстраций, приложений, оформление титульного листка.
IV этап – защита работы.
В помощь детям мною готовятся «Информационные листки» по работе со справочной литературой, список Интернет-ресурсов, памятки «Требования к оформлению исследовательской работы», «Как защищать исследовательскую работу», «Требования к оформлению тезисов». Предложенная схема помогает создать проблемно-мотивационную среду. Обучающийся не получает готовые задания, а добывает их самостоятельно, видит в языковом явлении проблему и пытается её решить.
Переходя от этапа к этапу, ребята учатся работать с первоисточниками.
Продуктом исследовательской деятельности детей являются доклады, статьи рефератного характера, анализы стихотворных и прозаических текстов, сочинения, лингвистические сказки, интервью с частями речи, с героями произведений и, конечно, мультимедийные презентации, которые потом успешно используются на уроках русского языка и литературы.
Например, одним из таких видов исследовательской деятельности стал групповой проект по русскому языку в 6 классе после изучения темы «Диалектизмы» под общим названием «Региолект Донецкого края». Мои воспитанники защищали его в период проведения в школе Недели русского языка и литературы в рамках научно-практической конференции. Темы исследований и презентаций были таковы: «Особенности лексики нашей местности», «Двадцать слов из шахтёрской лексики», «Из разговоров донецких металлургов», «Сленг учащихся нашей школы», «Топонимика Донбасса».
Метод проектов, безусловно, успешен, но хочу отметить, что среди современных педагогических исследовательских технологий сегодня достойное место занимает организация лингвистических и литературных веб-квестов, особенностью которых является то, что информация для исследований представлена на разных сайтах и обучающиеся, самостоятельно или группой, собирают материал по той или иной теме, решают поставленные перед ними цели и задачи. В моей практике организации ученических исследований была применена и эта технология. Например, в 8 классе был подготовлен и проведён литературный исследовательский веб-квест по теме «Исследование концепта «праведник» в произведении А. И. Солженицына «Матрёнин двор», в 9 классе - веб-квест по теме «Краеведческий компонент в «Слове о полку Игоревем».Одиннадцатиклассники подготовили и провели веб-квест по теме «Исследование концепта «чудик» в рассказе В. М. Шукшина «Гринька Малюгин».
Преимуществами таких исследований является то, что они способствуют развитию творческого мышления и навыков решения проблем, дают возможность осуществлять индивидуальный подход, мотивируют обучающихся к изучению нового материала, помогают организовать работу в форме целенаправленного исследования, неограниченного по времени. Немаловажное значение имеет и то, как ученик сумеет представить и защитить свою работу на конференции. Необходимо тщательно продумать заранее подготовленное выступление, как правило, ограниченное во времени (7-10 минут). В выступлении должны прозвучать цель исследования и его результаты, достигнутые в соответствии с поставленными задачами. Особую роль играют четкость, логичность и последовательность изложения, сопутствующие научному стилю сообщения [8].
При подготовке дидактического материала по литературе, предназначенного для совершенствования навыков работы с художественным текстом, обязательно ввожу пункт исследовательской работы, что развивает речь учащихся, их творческие способности, умения самостоятельно мыслить. Помимо работы на уроках, мои воспитанники занимаются исследовательской деятельностью и во внеурочное время. Это и познавательные игры, интернет-олимпиады, конференции, круглые столы, конкурсы, работа в МАН. И, как итог, призовые места обучающихся: Федека Павел, ученик 9 класса, победитель Всероссийского Суворовского конкурса юношеских исследовательских работ(2017г.), Славенко Дарья, ученица 10 класса, победитель IV Международного конкурса исследовательских и творческих работ «Г. Я. Седов. Цель-Полюс» в номинации «Буктрейлейр «Арктические капитаны» по литературным произведения об Арктике» (2020 г.), Сайфуллина Амина, ученица 10 класса, участница VI Республиканской очно-заочной научной конференции исследовательских работ «Язык и культура», публикация её тезисов в сборнике материалов мероприятия.
Итак, исследовательская деятельность, по моему мнению, затрагивает личность учащегося и вовлекает в учебный процесс его чувства и эмоции, делает активным действующим лицом в учебном процессе, учит самостоятельно добывать информацию, систематизировать её и проводить исследование. Эта работа обеспечивает индивидуализацию и дифференциацию учебного процесса, предусматривает разнообразные формы занятий, которые стимулируют творчество учащихся, предполагает общение в коллективе сверстников и взаимодействие со старшими, позволяет реализовать творческий потенциал школьников, даёт им стимул к дальнейшему развитию и самообразованию, повышает интерес к изучению русского языка и литературы, а также других предметов, помогает в выборе будущей профессии.
Литература
1. Абрамова С. В. Русский язык. Проектная работа старшеклассников 9–11 классов: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – 2 –е изд. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с.
2. Новый Государственный образовательный стандарт основного и среднего общего образования Донецкой Народной Республики: утверждён Приказом Министерства образования и науки Донецкой народной Республики от 07 августа 2020 года №121-НП.
3. Пахнова Т. М. Исследовательская деятельность учащихся как средство воспитания языковой личности (VIII – XI классы) // Русский язык в школе. – 2013. - №12. – С.3 – 6.
Интернет-ресурсы
4. http://tvrts.ru/index.php/rts-novosti/vlast-i-politika/item/5711-polnaya-versiya- vystupleniya-vladimira-putina-pered-federalny
5. Клочкова Т. В. Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы / http://nsportal.ru/shkola/materialy-metodicheskikh-obedinenii/library/2015/03/29/proektno-issledovatelskaya-deyatelnost
6. Леонтович А. В. Основные концептуальные положения исследовательской деятельности учащихся // Исследователь.ru: интернет-портал «Исследовательская деятельность школьников», 2002. [Электронный ресурс].
URL: http://www.researcher.ru/editors/f_1ye4bz/f_266an5/f_1xkcoo/a_1y314x.html
7.Маслова А.Ю., Мочалова Т.И. Исследовательские работы по русскому языку/
http://obras-ruo.ucoz.ru/publ/issledovatelskie_raboty_po_russkomu_jazyku/1-1-0-8
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.