Об обучении детей дошкольного возраста различным видам массажа
Вопрос здоровья дошкольников и его сбережения и вчера и сегодня и завтра будет актуальным. Не случайно мы в детском саду ежегодно отслеживаем заболеваемость наших воспитанников. В прошлом году заболеваемость детей моей группы была достаточно высока. Поэтому целью моей работы стало нахождение эффективных средств и методов укрепления здоровья детей младшего дошкольного возраста, а так же приобщение их к здоровому образу жизни.
В дошкольных учреждениях всегда используют традиционные методы проведения физкультурно-оздоровительной работы с детьми. Мы же решили отступить от обычных методов и внедрить в практику физкультурно-оздоровительной работы детский игровой массаж. Уникальным инструментом по оздоровлению детей является массаж и самомассаж. Как известно, массаж улучшает питание кровотоком, а значит и рост костей и мышц, нормализуется деятельность всех органов и систем, кожа становится эластичной и упругой. Массаж меняет состояние коры головного мозга. Чем младше ребенок, тем сильнее действие массажа!
При работе с детьми младшего дошкольного возраста я применяю самомассаж: лица, носа, ушей, головы; живота; спины; ног, рук и пальцев; точечный массаж биологически активных зон; массаж шеи и шейных позвонков. Важно сочетать такое «общение» со своим телом в игровой форме с мысленным проговариванием ласковых слов. Например, при проведении «Гимнастики маленьких волшебников» ребята видят в своем теле предметы заботы, любви и ласки. То есть ребенок не просто «работает», а он мнет, лепит, играет и поглаживает себя.
Знакомство детей с массажем началось с моего рассказа о «Волшебных кнопочках» на нашем теле. И если нажимать на эти кнопочки, то мы не будем болеть, станем сильными и высокими, будет лучше работать головка, ручки и ножки. А нажимая на эти кнопочки, мы будем лучше спать, прыгать, бегать. Мы будем просыпаться веселыми и бодрыми, а так же нам будут сниться потрясающие сны. А отыскивать эти кнопочки нам помогали помощники – ласковые пальчики.
Практика показала, что успех начального этапа разучивания зависит от эмоционально – положительного отношения к движению. Этого я добиваюсь благодаря поощрению детей. Затем, при углубленном разучивании движений я обращала внимание на правильность, точность, качество выполнения заданных движений. И, конечно же, закрепляли повтором освоенных ранее упражнений.
Обучение малышей я осуществляю поэтапно, используя игровые приемы. Ведь в этом возрасте ребенок получает удовольствие от подражания. Являясь персонажами сказки, путешествуя, дети одновременно выполняли массаж. Они были Лисичкой, Колобком, Петушком либо веселым Лягушонком. Дети развивали мелкую мускулатуру пальцев рук и закрепляли навыки правильного выполнения элементарного самомассажа в игре. В игре дети обучались простейшим массажным приемам.
При выполнении самомассажа необходимо соблюдать ряд требований:
На слайде:
ž Помещение должно быть хорошо проветренным;
ž Одежда не должна стеснять движений;
ž ОБЯЗАТЕЛЬНО вымыть руки и лицо ребенка;
ž Направления движений всегда от переферии к центру, или к лимфатическим узлам;
ž Ногти ребенка должны быть коротко пострижены, без заусенцев;
ž Соматическое состояние ребенка не должно вызывать у него дискомфорта (не выполняются никакие массажные приемы при повышенной температуре, сыпи, вирусных и инфекционных заболеваниях, диатезах);
ž Не рекомендуется проводить массаж и самомассаж сразу после приема пищи;
ž Работа должна проводиться в эмоциональной форме, доставлять детям физическое и психологическое удовлетворение.
Длительность одного сеанса самомассажа для детей младшего дошкольного возраста может составлять 2-3 минуты. Каждое движение выполняется в среднем 4-5 раз.
В одном сеансе самомассажа можно включать несколько приемов. При массаже пальцев рук: 1) Вытягивание каждого пальца и надавливание на него; 2) Растирание пальцев одной руки пальцами другой руки, как будто надевая колечко на каждый пальчик. При массаже других частей тела используется поглаживание, растирание, разминание, поколачивание, вибрация. Причем они могут варьироваться в течение дня.
Выполнять его лучше заняв спокойную, расслабленную позу. Они могут сидеть на стульчиках, или лежать на коврике или в кроватках (после дневного сна). Во время выполнения массажа я слежу, чтобы дети не надавливали с силой на кожу, а массировали точки мягкими движениями пальцев, слегка надавливая.
Обучая детей самомассажу, каждый прием я показываю на себе и комментирую его. А они выполняют его самостоятельно. Когда приемы самомассажа хорошо освоены детьми для поддержания интереса, я использую стихотворный текст или тихую музыку в медленном темпе. Дети их повторяют и с удовольствием выполняют действия, соответствующие тексту. Иногда используем тихую музыку в медленном темпе или детские песенки для создания позитивного отношения к массажу и веселого общения.
Было принято решение о проведении массажного марафона на протяжении одного месяца. Для чего мной была разработана примерная схема проведения массажа в течение дня. (На слайде). Сейчас мы продолжаем применять данные виды массажей, но уже в меньшем количестве.
Самомассаж и массаж мы с детьми проводим во время занятий, перед прогулкой, приемом пищи, началом утренней гимнастики или игровой деятельности, т.е. в любую свободную минутку (Кроме подготовки ко сну).
Утром можно провести массаж рук «Мышка», «Гусь», или же пальчиковую гимнастику: «Рукавички», «Строим домик», «Прогулка», «Мышка».
Во время утренней гимнастики наиболее полезен самомассаж тела «Черепаха» и др.. Время после завтрака лучше не использовать.
На занятиях и после занятий, между занятиями, или в качестве физкультминутки мы можем использовать любые виды массажа, самомассажа. В своей работе я опираюсь на желание детей и их интересы.
На прогулке часто используем самомассаж рук, это обосновывается удобством исполнения и гигиеническими требованиям. По возвращению с прогулки, перед обедом чаще выполняем массаж тела: «Лисичка», «Лягушонок», «Мочалочка»; или спины: игровой взаимомассаж «Поезд», «Барабан», «Дождь».
Сразу после умывания мы проводим массаж лица и биологически активных точек (способствует профилактике простуды): Игровой самомассаж «Бурундучок», «Наступили холода», «Пчелка», «Нарисуем личико» и др.
После сна - массаж стоп «Поиграем с ножками», «Пальчики на ножках как на ладошках», ходьба по массажным дорожкам, по неровным дорожкам, катание различных предметов стопами, сидя на стульчиках: массажных мячиков, палочек, каштанов, орехов, прищепок, карандашей и т.п. Их использование позволяет разнообразить кинестетические ощущения ребенка, усилить массажное воздействие, и конечно заинтересовать ребенка игровым действием или сюжетом.
Хочу сказать, что уже после непродолжительного применения различных видов массажей, некоторые мои воспитанники быстро познакомили с ними своих родителей, демонстрируя его дома. Так возник неподдельный интерес и взаимодействие между всеми нами: детьми, родителями и воспитателями. Вскоре были привлечены родители для проведения совместной работы. Коврики, используемые в массаже стоп, были изготовлены родителями. Ко всему этому была подготовлена консультация на тему «Массаж в жизни вашего ребенка». Рекомендации при проведении массажа детей были размещены в родительском уголке. Через ватцап были разосланы «Массажные видео-шпаргалки». А значимость и необходимость его применения родители оценили по посещаемости детьми детского сада. Мы стали болеть меньше! И думаю, это не спроста.
А для воспитателей нашего детского сада я провела консультацию «Здоровый малыш» в целях поиска новых подходов к оздоровлению детей, а также повышения здоровья каждого ребенка.
Кроме того, мне хотелось бы предложить небольшую подборку различных видов игрового массажа и самомассажа, в сочетании с различными стихами. Она составлена с использованием творческих разработок различных авторов и представляет собой практический инструментарий по обучению детей дошкольного возраста приемам самомассажа.
В заключении хочу сказать, что применение игрового массажа способствует укреплению и сохранению физического и психического здоровья и приобщает детей младшего дошкольного возраста к основам здорового образа жизни.
Примерная схема проведения массажа в течение дня
№ п/п |
Режимные моменты |
Выполняемые виды массажей |
1 |
Утро |
Массаж рук «Мышка», «Рукавички», пальчиковая гимнастика |
2 |
Утренняя гимнастика |
Массаж биологически активных зон «Наступили холода», «Снеговичок» |
3 |
Время после завтрака |
Это время для массажа лучше не использовать. Энергетическая сила рук наиболее эффективна, когда желудок пуст |
4 |
На занятиях, между занятиями, физкультминутки |
Взаимомассаж спины, самомассаж, массаж лица, массаж тела, массаж биологически активных зон, массаж от простуды |
5 |
После занятий, перед прогулкой |
Массаж рук, массаж стоп, ходьба по массажной дорожке руками и ногами |
6 |
На прогулке |
Массаж пальцев рук «Рукавички» |
7 |
Возвращение с прогулки, перед обедом |
Массаж спины и тела, массаж с использованием массажеров, взаимомассаж |
8 |
После сна |
Массаж стоп, ходьба по массажной дорожке, массаж биологически активных зон |
9 |
Перед полдником |
Массаж рук «Строим домик» |
10 |
После полдника |
Массаж с использованием специальных или нестандартных массажеров |
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.