Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Оценка 4.8
Научно-исследовательская работа +1
docx
математика
9 кл
02.11.2019
Математическое моделирование является методом исследования процессов путем построения системы математических соотношений(математических моделей). Модели задач является результатом процесса моделирования содержания этих задач. Моделирование сюжетных задач - это практическое воспроизведение описанной в задаче ситуации с помощью предметов или их изображений, схем, таблиц, чертежи, отражающие связи и зависимости между данными и искомыми величинами. Для обеспечения эффективности процесса работы над задачами ученики, решая математическую сюжетную задачу, должны понимать и осознать, что она является отражением реальной ситуации, «Задачной ситуации», то есть, что они решают реальную жизненную ситуацию.
статья Аскеровой С.И..docx
ОБ ОСОБЕННОСТЯХ ФОРМИРОВАНИЯ УМЕНИЙ МАТЕМАТИЧЕСКОГО
МОДЕЛИРОВАНИЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ
Одной из основных задач современного образования является формирование
компетентной личности. Поэтому поиск новых возможностей усиления прикладной
направленности школьного курса математики,
средств формирования навыков
математического моделирования является перспективным направлением исследований в
области теории и методики обучения математике.
Психологический аспект данной проблемы рассмотрены в работах Л. Выготского, П.Я.
Гальперина, С. Костюка, А.Н. Леонтьева и др. Теоретический анализ научнометодической
литературы дал основания утверждать, что термин «модель» является многогранным,
поэтому ученые трактуют его поразному. В частности, этим термином называют логическую
структуру, в которой описан ряд отношений между ее элементами; графическое
представление объекта или процесса в виде графика, блок схемы или кривой,
характеризующей динамику исследуемого процесса; систему математических соотношений,
описывающих исследуемый процесс или явление; реально существующую или воображаемую
систему, которая, находясь с оригиналом в отношении сходства, позволяет получить о нем
новую информацию. Проведенный анализ научнометодической и математической литературы
позволил выделить следующие определения:
математическая модель это описание изучаемого объекта, процесса или некоторой
ситуации на языке математических понятий, формул, уравнений, отношений и т.д.;
математическое моделирование это метод научного познания окружающего мира,
который заключается в построении и исследовании математических моделей его отдельных
процессов, явлений и объектов.
Математическое моделирование является методом исследования процессов (или
явлений) путем построения системы математических соотношений (математических
моделей), описываемые [1, с. 528]. Математическая модель это только специальный способ
описания, позволяющий для анализа использовать формальнологический аппарат
математики.
Предметное иллюстрирование, инсценировка условия задачи, сокращенная запись и
представление воспроизведения в мыслях помогают отразить задачей ситуацию в
соответствии со своей специфики: языком чертежи, знаков, символов, записей или предметов.
Но изображение, воспроизведения чегото, а в данном случае содержания задачи с помощью
других объектов (Чертежи, записи, знаки, символы, предметы, инсценировка) являются
характерными признаками моделей и процесса моделирования. То есть все вышеупомянутые
средства, начиная от предметного иллюстрирования, являются моделями задач, которые, как
показывает проведенное исследование, должны быть постоянным обязательным компонентом
работы с задачей. Они являются той опорой, которая помогает ученикам понять суть и
сознательно выбрать правильный путь решения [5].
Модели задач является результатом процесса моделирования содержания этих задач.
Моделирование сюжетных задач это практическое воспроизведение описанной в задаче
ситуации с помощью предметов или их изображений, схем, таблиц, чертежи, отражающие
связи и зависимости между данными и искомыми величинами.
Для обеспечения эффективности процесса работы над задачами ученики, решая
математическую сюжетную задачу, должны понимать и осознать, что она является
отражением реальной ситуации, «Задачной ситуации», то есть, что они решают реальную
жизненную ситуацию. Поэтому ребенок должен всегда четко представлять, "видеть" то, что
1 описано в условии, акцентируя свое внимание на указанных величинах, связях и зависимостях
между ними. Соответственно для решения задачи необходимо построить ее модель:
воспроизвести указанную в задаче ситуацию для возможности непосредственного
чувственного или обобщенного ее восприятия. При этом с предметами, знаками, условными
записями школьники должны быть ознакомлены, чтобы легко и правильно понимать, и
использовать их в учебной деятельности.
Кроме того, нужно учитывать необходимость использования мысленной модели,
которую мысленно строит ученик. Педагогу обязательно нужно направить ребенка на эти
представления, сопровождая их схематическим отображением описанной ситуации.
О представлении в мыслях того, о чем говорится в задаче, говорили дидакты
методисты М. А. Бантова, Г. В. Бельтюкова, Л. Н. Скаткин. Читая задачу, утверждалось
ними, дети имеют представлять отраженную в ней жизненную ситуацию. Для этого полезно,
прочитав задачу, предложить школьникам представить то, о чем говорится в задаче, и
рассказать, как они это представили (Нарисовать словесную картину) [4, с. 159].
Можно прочитать и другую, противоположную точку зрения, где есть оговорка, советы
вообще не использовать такой подход в работе над задачами. Мотивируют это тем, что такой
процесс является неконтролируемым со стороны учителя и представления могут отвести
рассуждения ребенка от условия задачи [3, с. 162; 13, с. 202]. Естественно, что такое мнение
не беспочвенно.
Однако одной из традиционных условий, обеспечивающих эффективность
использования принципа наглядности, является обучать учеников видеть, воспринимать
объект обучения, о котором идет речь. Об этом говорили не только ученые и педагоги ХХ в.,
но и выдающиеся педагоги прошлого И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинский. Очевидно, что это
правило распространяется и на использование моделей, в частности, как средств
моделирования. Поэтому детей необходимо учить правильно работать, воспринимать любые
виды моделей, в том числе умственные. Итак, с первых уроков работы над задачами у
школьников нужно вырабатывать умение четко представлять то, о чем говорится в тексте
задачи: мысленно воспроизводить процесс, описанный в задаче, а также формировать умение
школьников воспроизводить это наглядное с помощью предметов, схем, чертежи, таблиц или
других средств, то есть моделировать ситуацию, описанную в задаче.
Очевидно, что моделирование имеет важное значение для понимания как структуры
задачи, так и связей между данными и искомыми величинами, о которых идет речь в условии.
Эффективность работы над задачами обеспечивается наличием процесса моделирования и
пониманием учителем, что наглядный материал, который используется, являются моделями и
выполнением других условий эффективного применения средств наглядности и
моделирования.
Основные положения методики формирования у учащихся основной школы умений
математического моделирования следующие:
1. Определяя целевой компонент методики формирования у учащихся умений
математического моделирования, следует учитывать психологопедагогические особенности
школьников каждой возрастной группы, содержание математического образования, а также
обеспечивать преемственность в обучении.
2. Смысловая составляющая методики формирования у учащихся умений
математического моделирования предполагает его изучение как сквозной содержательной
линии ШКМ (школьный курс математики), что завершается отдельной темой, где ученики
получают обобщенные знания о математическое моделирование.
3. Процесс формирования умений математического моделирования имеет состоять из
следующих этапов: пропедевтический (5 6 классы), начальный (7 8 классы), основной (9
класс) и исследовательский.
2 4. Формирование умений математического моделирования, высокое качество знаний и
творческое развитие школьников должно обеспечиваться через удачное использование
организационнометодического инструментария (методов, форм и средств) в процессе
обучения математике в 5 6 классах и геометрии в 7 9 классах. В частности:
Эффективность формирования умений математического моделирования имеет
достигаться за счет оптимального сочетания традиционных и инновационных методов
обучения. Особую роль при этом необходимо отвести интерактивным методам и методам
проектов.
Выбор организационных форм обучения учащихся математического моделирования
зависит от возрастных особенностей и содержания математической мира.
Средства обучения школьников математического моделирования определяются
исходя из целей этого обучения. Большое внимание следует уделять использованию
наглядности и электронных средств.
5. Контроль результатов обучения математическому моделированию в учеников имеет
осуществляться на основе комплексного подхода, который заключается в выполнении
школьниками разных видов задач: доказательства теорем, решения прикладных задач,
изготовление средств обучения, выполнения измерительных работ на местности, написание
исследовательских и расчетнографических работ, создания проектов [11].
6. Изучение и использование элементов математического моделирования на уроках
математики в 5 6 классах и геометрии в 7 9 классах создает благоприятные условия для:
сознательного овладению учащимися математическим моделированием как
универсальным методом учебного познания окружающей среды;
повышение уровня развития творческих способностей школьников;
активизации познавательного интереса к изучению предмета и эффективности
обучение.
Метод математического моделирования является мощным инструментом для
исследования различных процессов и систем. Приложения этого метода к решению
конкретных задач изложены в ряде известных монографий и учебных пособий. Вместе с тем,
многие из них предполагают достаточно высокий уровень математической подготовки
учеников, что зачастую вызывает определенные трудности при изучении материала.
Понятие математической модели и некоторые общие положения, связанные с ним,
должны в той или иной форме иллюстрироваться на протяжении всего курса математики, а
разделы школьной программы, посвященные задачам на работу, движение, проценты,
прогрессии и, наконец, задачам на применение векторного метода, могут рассматриваться как
введение в метод математического моделирования.
Уже длительное время моделирование различных процессов и явлений имеет
необычайно широкое применение во многих областях знаний. Моделирование – главный
способ познания окружающего мира.
С процессом моделирования и различными моделями мы сталкиваемся с раннего
детства. В школе практически все обучение построено на использовании моделей в той или
иной форме: от структурных схем, таблиц и т.п. до различных макетов.
В этой связи возникает необходимость широкого внедрения метода математического
моделирования как в учебные программы базового курса математики вузов, так и в
программы элективных и факультативных курсов в средней школе.
Согласно Н.А. Терешину, можно выделить три основные функции математического
моделирования.
1.
Познавательная функция отвечает за формирование познавательного образа
исследуемого объекта, которое происходит постоянно при переходе от простого к сложному.
3 2.
Функция управления деятельностью обучаемых. Поскольку математическое
моделирование носит предметный характер, оно призвано облегчить контрольные,
ориентировочные и коммуникационные действия.
3.
Интерпретационная функция. Суть этой функции в том, что один и тот же
объект может быть выражен с помощью разных моделей. Например, окружность может быть
задана посредством уравнений относительно осей координат, пары объектов (центр и радиус),
а также рисунка или чертежа, т. е. можно воспользоваться либо аналитическим выражением,
либо геометрической моделью.
Рассмотрим, что включает в себя методическая система:
цели и задачи формирования знаний и умений математического моделирования;
содержание учебного материала, что касается математического моделирования, и его
структурирования;
наиболее эффективные методы и приемы обучения, способствующие формированию
умений и навыков математического моделирования;
целесообразные организационные формы обучение;
необходимые дидактические средства обучения.
Опишем цели обучения математическому моделированию учащихся 9 класса (Табл. 1).
Цели обучения математическому моделированию учащихся основной школы
Таблица 1
Класс
9
Учебная
Развивающая
Воспитательная
Цель
Развивать формально
логическое и формально
операционное мышление,
память
учащихся,
совершенствовать
владение
общими
приемами умственной
деятельности.
Обобщить знания о
математической модели,
ее
этапы
математического
моделирования;
виды,
Усовершенствовать
умение решать задачи
методом
математического
моделирования;
умение
Формировать
использовать
информационно
коммуникационные
технологии при создании
и
исследовании
математической модели.
Воспитывать интерес к
теоретических проблем
математики,
нравственность,
культуру,
самостоятельность
в
получении новых знаний,
умение рассматривать
ситуацию под разными
углами зрения, выбирать
оптимальный
выход,
критически относиться к
ошибкам.
Согласно к цели ставим следующие задачи
а) учебные:
1) умственного характера:
1.1) стимулирование интеллектуальной активности;
1.2) формирование научного мировоззрения;
2) практического характера:
2.1) повышение жизненной компетенции учащихся;
4 2.2) формирование навыков поисковой деятельности;
б) развивающие:
1) формирование и развитие познавательных процессов (памяти, воображения,
внимания, мышления), общих приемов умственной деятельности и коммуникативных
навыков;
в) воспитательные:
1) создание широкого поля для установления межпредметных связей;
2) стимулирование и поддержка интереса к предмету;
3) осуществление пропедевтической профориентационной работы.
Адаптируем содержание учебного материала, определенный действующей программе
по математике [2], к формированию знаний, умений и навыков математического
моделирования. (табл.2).
Структурная модель обучения учащихся основной школы математическому
Таблица 2
моделированию на уроках математики и геометрии
Класс
Содержание учебного материала
Виды математических
моделей
Требования к уровню
подготовки учащихся
9
Тема 1. Решение треугольников
Тема
2.
многоугольники
Правильные
Тема 3. Декартовы координаты на
плоскости
Тема
преобразования
4.
Геометрические
Тема 5. Векторы на плоскости
Тема 6. Начальные сведения по
стереометрии
Знакосимвольные: числовые и
буквенные
выражения;
уравнения, неравенства, их
системы, формулы, функции.
рисунки
Образные:
четырехугольников,
правильных
треугольника,
многоугольников
и их
элементов; призмы, пирамиды,
цилиндра,
шара;
графики функций.
конуса,
Статические:
геометрических фигур.
наглядности
понятия о
Имеет
планиметрических
фигурах,
математические модели.
как
Имеет представление о
стереометрических
фигурах,
математические модели.
как
Строит целесообразные
знакосимвольные,
образные модели для
решения
прикладных
задач.
Изображает
изучены
геометрические фигуры и
их комбинации.
Полученные в процессе изучения геометрии в 9 классе знания о математическом
моделировании нуждаются, по нашему мнению, обобщению и систематизации. Так как
учащиеся 9 класса сталкиваются с трудностями на первом Основном Государственном
Экзамене(ОГЭ). Мы предлагаем осуществить это в конце 9 класса на уроках алгебры при
овладении темы «Элементы прикладной математики», причем программа в контексте данной
темы предполагает выделение часов на изучение математического моделирования [2].
Таблица 3
5 Структурная модель изучения темы «Математическое моделирование» на уроках
алгебры в 9 классе
Содержание учебного материала
Требования к уровню подготовки учащихся
Математическое моделирование.
Математическая модель, ее виды.
Этапы построения и исследование модели.
Математические модели в курсе математики
основной школы.
Имеет понятия о алгебраических выражениях,
уравнениях, неравенствах и их системах, функции и
их графики,
планиметрическая фигуры как
математические модели.
Имеет представление о стереометрические фигуры
как математические модели.
Строит целесообразные знакосимвольные, образные
модели для решения прикладных задач.
Решает прикладные задачи методом математического
моделирования.
Использует
технологии при создании
математической модели.
информационнокоммуникационные
исследования
Чтобы построить математическую модель и работать с ней, необходимо овладеть
следующими умениями.
Формализация – построение модели объекта или явления, т.е. перевод конкретной
задачи с естественного языка на математический язык формул, уравнений, неравенств,
систем.
Работа с моделью – оперирование формальными структурами, структурными
соотношениями и их связями. Конкретно это выражается в выборе алгоритма для решения
уравнений и неравенств, построении графиков и т. п.
Все эти мыслительные процессы составляют процесс математического моделирования.
Таким образом, введение математического моделирования в качестве компонента
математической подготовки обеспечивает формирование научного мировоззрения,
прикладную и профильную направленность математической подготовки, системность знаний
обучаемых, развитие их мыслительных операций, таких как анализ, сравнение, обобщение,
конкретизация и т. п., необходимых в современных условиях.
Литература
1. Введение в математическое моделирование: Учебное пособие // Под ред. П. В.
Трусова. – М.: Логос, 2005. 440 c.
2. Голованов Н.Н. Геометрическое моделирование. – М.: Физматлит, 2002.
3. Кирьянов Б.Ф. Математическое моделирование. – Великий Новгород: НовГУ,
2006. – 35с.
4. Макарова Н. А. Основные этапы моделирования. – СПб.: Питер, 2005.
5. Самарский А.А., Михайлов А.П. Математическое моделирование: Идеи. Методы.
Примеры. 2е изд., испр. – М.: Физматлит, 2002. – 320 с.
6. Умнов А.Е. Методы математического моделирования. – М.: МФТИ, 2012. – 295с.
5.
6 7. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего
образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 декабря
2010 г. N 1897).
8. Федотова Т. Н. Описание модели системы внеклассной работы по математике //
Научнометодический электронный журнал «Концепт». – 2015. – Т. 17. – С. 111–
115. – URL: http://ekoncept.ru/2015/45023.htm.
9. Шафаревич И.Р. Математическое мышление и природа // ВИЕТ. 1996. ¦ 1. С. 78
84.
7
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Об использовании формирования умений математического моделирования обучающихся 9 класса
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.