Обеспечение национальной безопасности в современной России
1.Обеспечение национальных интересов
осуществляется посредством реализации следующих стратегических национальных
приоритетов:
оборона страны;
государственная и общественная безопасность;
повышение качества жизни российских граждан;
экономический рост;
наука, технологии и образование;
здравоохранение;
культура;
экология живых систем и рациональное природопользование;
стратегическая стабильность и равноправное стратегическое партнерство.
2. Личность, общество и государство — это постоянно меняющиеся и развивающиеся организмы, вследствие чего характер их взаимоотношений также претерпевает постоянные изменения. В основе этих взаимоотношений — обеспечение баланса, паритета интересов личности, общества и государства. Именно эта формула составляет фундамент национальных интересов, нацеливает на консолидацию общества, его устойчивое развитие и обеспечение безопасности.
В концентрированном виде объектом национальной безопасности России является Отечество. Будучи объектом национальной безопасности, Отечество, если рассматривать его как сложное, многокомпонентное явление, представляет собой неразрывное единство и взаимодействие определенной природной и социальной среды, в которой во взаимосвязанном виде раскрываются и функционируют самые различные сферы жизни и деятельности общества, личности и государства.
Любое демократическое государство одной из своих главнейших задач ставит обеспечение прав и безопасности своих граждан. Решению этой задачи должна быть подчинена деятельность всех государственных институтов. Если это не обеспечивается, значит, государство либо вовсе не демократическое, либо не в полной мере выполняет функции, возложенные на него его обществом.
Каждое государство заинтересовано прежде всего в наличии стабильной внутриполитической обстановки, в создании внутригосударственного климата, способствующего нормальному развитию всех сфер деятельности общества и личности. Важное значение имеет и военная безопасность государства (вооруженные силы, их состояние и подготовка, оборонный потенциал, защита государственных границ, сдерживание потенциальных агрессоров и т. п.). Экономическая безопасность зависит от уровня развития производительных сил и экономических отношений, направленных на реализацию потребностей личности, общества и государства, наличия энергоресурсов, развитой инфраструктуры, квалифицированной рабочей силы, степени интеграции в международную систему экономических связей. Культурологическая безопасность заключается в обеспечении защиты культурного наследия, исторических традиций и норм общественной жизни, сохранении культурного достояния и самобытности общества. Информационная безопасность – это защищенность информационной среды, ее формирование и развитие в интересах личности, общества и государства. Под экологической безопасностью понимается такое состояние взаимоотношений общества и природы, которое обеспечивает сохранение окружающей среды. Огромную роль в современных условиях играет геополитичесгая безопасность, т. е. защищенность геополитических интересов государства. Существуют и другие виды безопасности государства (демографическая, культурная, региональная, внутригосударственная и т. д.), обеспечение которых является важнейшей задачей ее субъектов.
Объектом безопасности общества, согласно Закону РФ «О безопасности», являются его материальные и духовные ценности. В связи с этим к опасностям и угрозам обществу относятся: посягательства на его экономические (базисные) устои, на социальное положение граждан; подавление свободы, прав; социальные конфликты; пренебрежение общественным мнением со стороны органов власти; подавление или уничтожение оппозиции; насаждение идеологии индивидуализма; терроризм, организованная преступность, коррупция и др. Субъектами безопасности общества, так же как и государства, выступают органы различных ветвей власти, общественные и иные организации, граждане.
Безопасность человека в широком смысле – это состояние его полного физического, социального и духовного благополучия, которое определяется внутренними (наследственность, физическое и психическое здоровье) и внешними (окружающая природная, антропогенная, техногенная, социальная среда) факторами. Особое место в безопасности человека занимают социальные факторы, такие, как уровень благосостояния, общей культуры, культуры обслуживания, бытовые условия, обычаи, нравы, поведенческие предпочтения, нравственные и эмоциональные характеристики. Огромное значение для его безопасности имеет и социально-политическая среда. Поэтому, определяя объект безопасности личности, Закон РФ «О безопасности» выделил ее права и свободы. Исходя из этого угрозами безопасности личности выступают: лишение жизни, здоровья, дееспособности; насилие, связанное с разрушением сложившегося и навязыванием чуждого мировоззрения; манипулирование сознанием и поведением; нравственное развращение и физическое растление; ограничение или лишение общечеловеческих прав и свобод; насильственное подчинение преступным целям и группировкам; использование человека как средства обогащения и т. д.
Субъекты безопасности личности – государство и его институты (органы законодательной, исполнительной и судебной власти, органы власти субъектов РФ и местного самоуправления, государственные учреждения, ведомства и т. д.), общественные структуры (политические партии и объединения, общественные организации и т. п.), семья, граждане. Все их действия должны соответствовать существующим законам и основываться на балансе интересов личности, общества и государства, а также их взаимной ответственности за обеспечение безопасности.
3. В целях защиты национальных интересов
Россия проводит открытую, рациональную и прагматичную внешнюю политику,
исключающую затратную конфронтацию (в том числе новую гонку вооружений).
Российская Федерация выстраивает международные отношения на принципах
международного права, обеспечения надежной и равной безопасности государств,
взаимного уважения народов, сохранения многообразия их культур, традиций и
интересов. Россия заинтересована в развитии взаимовыгодного и равноправного
торгово-экономического сотрудничества с иностранными государствами, является
ответственным участником многосторонней торговой системы. Цель Российской
Федерации заключается в приобретении как можно большего числа равноправных
партнеров в различных частях мира.
В области международной безопасности Россия сохраняет приверженность
использованию прежде всего политических и правовых инструментов, механизмов
дипломатии и миротворчества. Применение военной силы для защиты национальных
интересов возможно только в том случае, если все принятые меры
ненасильственного характера оказались неэффективными.
Факторы, характеризующие конструктивный и деструктивный режимы функционирования человеческого сообщества. Средства государственной поддержки обеспечения национальной безопасности в РФ (нормативные документы, регламентирующие деятельность в области национальной безопасности)
Факторы |
Техногенного характера |
Природного характера |
Нормативные документы*
|
||
интенсивность |
Способы минимизации |
интенсивность |
Способы минимизации |
||
конструктивный режим |
Чрезвычайная ситуация |
Правила поведения, техника безопасности, развитые технологии, моделирование кризисной ситуации, |
Чрезвычайная ситуация |
Мониторинг, система управления кризисами, спасательные службы, моделирование кризисной ситуации, |
Концепции национальной безопасности РФ, ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера". |
Авария, Катастрофа |
Состояние науки, технологическая дисциплина, надзор, управление кризисами, спасательные службы |
Стихийные бедствия |
Программа устойчивого развития, контроль, использование ресурсов, технологии |
Постановление правительства РФ «О единой гос системе предупреждения и ликвидации ЧС», ФЗ "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РФ в ... по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации последствий стихийных бедствий" |
|
деструктивный режим |
терроризм |
Международные соглашения, информированность, госнадзор, спецслужбы |
|
|
Резолюция Совета безопасности ООН (о мерах по пресечению деятельности международных террористов), ФЗ "О противодействии терроризму" |
миграция |
Миграционная амнистия, информированность, налогообложение, контроль |
|
|
ФЗ "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства в РФ" |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.