Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса средствами внедрения новых технологий в ДОУ
Оценка 4.9
Исследовательские работы
docx
психологическая работа +1
Детсад
09.06.2017
Статья о том, какие инновационные технологии можно использовать в работе с родителями и детьми в дошкольном образовательном учреждении. С чем сталкивается психолог в ДОУ и как выстроить свою деятельность с педагогами и родителями, чтобы их взаимодействие строилось на основе сотрудничества.
Внедрение новых технологий в образовательный процесс ДОУ.docx
Обеспечение психологического здоровья участников образовательного
процесса средствами внедрения новых технологий в ДОУ
Психологическое здоровье участников образовательного процесса является
необходимым условием для гармоничного развития личности ребенка.
Практика показывает, что с каждым годом увеличивается число детей с
дисгармоничным развитием личности, входящих в так называемые «группы
риска». Именно, эти дети имеют проблемы в поведенческой и эмоционально
личностной сфере. У них часто возникают трудности в социальной адаптации,
высокая конфликтность. Нередко от родителей, воспитателей и
руководителя детского сада педагогупсихологу поступают просьбы
«поработать» с такими детьми – провести коррекционноразвивающие
занятия, направленные на стабилизацию эмоциональной сферы, формирование
социального доверия, развитие коммуникативных навыков. А сами родители
и воспитатели ищут помощи в общих рекомендациях. Опираясь на опыт
своей 12летней практики, могу с уверенностью сказать, пытаться изменить
поведение ребенка и его эмоциональное состояние только путем
коррекционной работы с ним практически невозможно. В этом процессе
должны участвовать и семья со своей системой ценностей, и воспитатель, так
как дети длительное время находятся с ним и для многих, он является
значимым лицом.
Проанализировав сложившую ситуацию, причины обращений
родителей и воспитателей, изучив внутрисемейную ситуацию в семьях и
взаимодействие воспитателей со своими воспитанниками и их родителями,
стало очевидно, что необходимо выработать иной подход в работе педагога
психолога, с целью формирования гармоничной личности ребенка и
обеспечения психологического здоровья всех участников образовательного
процесса. На мой взгляд, существующие в практике формы и методы работы
педагогапсихолога с воспитателями, родителями и детьми не всегда бывают
эффективными. Поэтому, мысль о необходимости введения нового, более
результативного подхода в психологической работе лишь утвердилась.
Специфика его состоит в том, что для получения эффективных позитивных
преобразований и обеспечения психологического здоровья всех участников
образовательного процесса важно проводить работу с педагогами и
основанную на принципах активности,
родителями воспитанников,
исследовательской творческой позиции и партнерского общения, тем более
что учебновоспитательный процесс предусматривает для этого множество
возможностей.
В связи с этим возник ряд вопросов:
Какие новые здоровьесберегающие технологии использовать педагогу
психологу в работе с участниками образовательного процесса?
Каким образом внедрить активные методы обучения в учебно
воспитательный процесс ДОУ?
Как донести до взрослых, что не только дошкольное учреждение играет
важную роль в развитии личности ребенка, но и родители, ведь без их
активного участия в образовательном процессе вряд ли возможно
гармоничное развитие дошкольников?
Как показать важность сотрудничества всех участников образовательного
процесса и пробудить интерес к жизни детей в дошкольном учреждении?
Как объединить родителей и воспитателей для совместной работы?
Решением стало изменение подхода в деятельности педагогапсихолога через
поиск и внедрение наиболее эффективных форм работы. В нашем структурном подразделении педагогпсихолог в своей работе
использует различные технологии, обеспечивающие психологическое здоровье
всех участников образовательного процесса.
Работа с детьми.
С интересом проходят групповые сказкотерапевтические занятия с детьми по
программе «Тайные комнаты Королевства кривых зеркал», разработанной на
принципах Комплексной Сказкотерапии. Не меньшей популярностью
пользуются индивидуальные занятия с использованием песочной терапии, арт
терапии, куклотерапии, метафорических карт.
С родителями и педагогами.
Одной из форм работы, с которой сталкивается психолог, является
проведение групповых родительских собраний. Зная, как важна атмосфера
дружеских взаимоотношений между педагогом и родителями собрания, как
правило, проводятся в нетрадиционной форме, с использованием активных
методов обучения, позволяющих эффективно решать конкретные ситуации и
проблемы, возникающие в процессе обучения и воспитания детей, повышать
психологопедагогическую грамотность и родителей, и воспитателей.
В течение учебного года ведутся индивидуальные и групповые консультации,
работает психологическая мастерская для родителей, семинары практикумы
для родителей и воспитателей на которых, они приобретают практические
навыки воспитания и развития детей.
С положительной стороны зарекомендовал себя клуб «Успешные родители».
Посещая его, родители обогащают свой воспитательный опыт и приобретают
практический опыт игрового взаимодействия с детьми. В занятия включены
активные методы обучения, которые позволяют заинтересовать родителей,
удивить их, разобраться, дойти до истины. Ежегодно в нашем ДОУ с успехом проходит авторская тренинговая
программа для взрослых «Учимся любить, понимать, прощать, принимать».
Занятия разработаны в доступной и интересной форме с использованием
различных психотехник, позволяющим не только сохранять психологическое
здоровье, но и формировать партнерские отношения взрослого с ребенком
дошкольного возраста.
По опыту работы можно сделать вывод что, благодаря эффективно
выстроенной модели взаимодействия через организацию интересных форм
работы и внедрение различных технологий в ДОУ у всех участников
образовательного процесса поддерживается психологическое здоровье.
повышается психолого – педагогическая грамотность, вырабатывается
умение решать проблемные ситуации на основе диалоговых и сотруднических
форм взаимодействия. А результаты анкетирования родителей и педагогов
лишь подтверждают эффективность внедрения новых технологий.
Список использованной литературы
1. Детский сад семья: аспекты взаимодействия. Практическое пособие
для методистов, воспитателей и родителей. /Авт.сост. Глебова СВ.
Воронеж: ТЦ «Учитель», 2005
2. Баринова Т.М. Семья и семейное воспитание // Педагогические вести /
Под ред. Е.М. Кокорева. Магадан, 1993. Вып. 1.
3. Евдокимова Е.С., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья:
Методика работы с родителями. М., 2007.
Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса средствами внедрения новых технологий в ДОУ
Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса средствами внедрения новых технологий в ДОУ
Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса средствами внедрения новых технологий в ДОУ
Обеспечение психологического здоровья участников образовательного процесса средствами внедрения новых технологий в ДОУ
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.