«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»
Оценка 4.9

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

Оценка 4.9
Научно-исследовательская работа
docx
Междисциплинарный 9
Все классы
26.02.2017
«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»
В статье подробно рассказывается о целях, методах реализации технологии «Развитие критического мышления» Цель состоит в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), что и нужно по требованиям ФГОС.Цель технологии «Развитие критического мышления» состоит в развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей жизни (умение принимать взвешенные решения, работать с информацией, анализировать различные стороны явлений), что и нужно по требованиям ФГОС.
статья на семинар.docx
«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ» Тема: «Применение технологии критического мышления на уроках в начальной школе» Жан Жак   Руссо   когда­то   отметил: « Ребёнок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен того, чего хочет учитель».  Поэтому мне так необходимо умело направлять ребёнка, чтобы он думал, что самостоятельно пришёл  до определённой основы,  сформулировал тему и цели урока и т.д. Из опыта работы: ученик усваивает 10% того, что слышит, 50% того, что видит,   70%   того,   что   проговаривает,   и   90   ­100%   того,   что   делает   сам. Поэтому   уроки   я   провожу   с   использованием   технологии  критического мышления»   (РКМЧП).   Уже   3   года   я   работаю   над   этой   темой.   Вначале   я изучила   имеющийся   теоретический   материал   по   этой   технологии.   Затем приступила к  активному использованию данной технологии на своих уроках. Считаю, что эта технология доступна всем заинтересованным и творческим педагогам. Цель   технологии   «Развитие   критического   мышления»   состоит   в   развитии мыслительных навыков обучающихся, необходимых не только в учёбе, но и в дальнейшей   жизни   (умение   принимать   взвешенные   решения,   работать   с информацией, анализировать  различные стороны явлений), что и нужно по требованиям ФГОС. Применяя   эту   технологию   я   развиваю   познавательные   способности   и процессы личности: разные виды памяти (слуховой, зрительной, моторной), мышление,  внимание,  восприятие.  Также   развитие   критического   мышления направлено   на   удовлетворение   потребностей   личности   в   уважении, самоутверждении, общении, игре и творчестве.  Суть ТРКМ очень точно передана в китайской пословице: «Скажи мне – я забуду, покажи мне – я запомню, вовлеки меня – я пойму». Основу   технологии   составляет   трёхфазовая   структура   урока:   вызов, осмысление,   рефлексия,  т.е.   «введение   –   основная   часть   –   заключение». Подобная же схема действует и при решении проблем: «введение в проблему – подходы к ее решению – рефлексия результата».  Урок,   построенный   в   ТРКМ,   предполагает   трехфазную   структуру.   Первая стадия – стадия вызова позволяет актуализировать и обобщить имеющиеся у ученика     знания   по   изучаемой   проблеме,   вызывает   устойчивый   интерес   к поставленной проблеме и побуждает его к активной работе. Во второй стадии – стадии осмысления, ученик получает новую информацию, осмысливает ее и соотносит   с   уже   имеющимися   собственными   знаниями   и   умениями.   На последней   стадии   –   рефлексии,   ученик,   осмыслив   всю   полученную информацию,  присваивает   новое  знание.  Приёмов  технологии  очень  много, выбор зависит от содержания и целей урока.   Прием   "Верные и неверные утверждения" применяю на уроках объяснения нового материала, если этот «новый материал» уже встречался детям, пусть даже не на уроках, а в повседневной жизни.       После такой подготовительной работы  начинается  фронтальная работа с классом.   Учащиеся   озвучивают   свои   ответы   на   вопросы   в   карточке, соглашаются или нет с мнением одноклассников, аргументируя свою позицию цитатами из учебника,     в результате заполняется таблица «+» или «­». По ходу обсуждения составляется и записывается конспект. Я прошу учащихся вернуться к тексту учебника и проанализировать, что нового узнали, какой материал   был   не   понятен   после   прочтения   текста   (!)   и   (?).     Учащимся предлагается,   работая   в   паре,   обсудить   ответ,   применяя   терминологию, изученную на уроке.       Что же делал ученик на таком уроке?  Ответил на вопросы сам, как мог, прочитал текст и ответил  на эти же  вопросы, принял участие в обсуждении этих   же   вопросов,   составил   конспект,   задумался,   что   нового   узнал,   что понятно, что не понятно, применил полученные знания на практике.  Представлю   краткое   описание   некоторых   методов   и   приёмов   данной технологии. Стадия использован ия Вызов Вызов Название метода или приема «Мозговой штурм» «Корзина идей» Описание Цель использования: 1) выяснение того, что знают дети по теме;  2) набрасывание идей, предположений по теме; 3) активизация имеющихся знаний. Это прием организации индивидуальной и групповой работы на  начальной стадии урока, когда идет актуализация знаний и опыта.  Этот прием позволяет выяснить все, что знают обучающиеся по  обсуждаемой теме урока. На доске прикрепляется значок корзины, в  которую условно собирается то, что обучающиеся знают об  изучаемой теме. Алгоритм работы: 1. Каждый обучающийся вспоминает и записывает в тетради все, что  знает по теме (индивидуальная работа продолжается 1­2 минуты). 2. Обмен информацией в парах или группах.  3. Далее каждая группа называет какое­то одно сведение или факт, не повторяя ранее сказанного. 4. Все сведения кратко записываются в «корзине идей», даже если  они ошибочны. «Верите ли вы…» 5. Все ошибки исправляются по мере освоения новой информации. Этот   приём   позволяет   анализировать,   сравнивать,   развивать воображение, умение доказательно обосновывать своё мнение (можно использовать «светофорчики» зеленого цвета – да, красного цвета – нет). Например:  Верите ли вы, что в русском языке 10 гласных?   Верите ли вы, что в русском языке 36 букв?   Верите ли вы, что буква П следует за буквой О?   Верите ли вы, что Ь (мягкий знак) имеет звук?  и т.д. «Верные и неверные утвержден ия» Этот прием может быть началом урока. Учитель предлагает ряд  утверждений по определенной теме. Обучающиеся выбирают  “верные” утверждения, полагаясь на собственный опыт или  интуицию. В любом случае они настраиваются на изучение темы,  выделяют ключевые моменты, а элемент соревнования позволяет  удерживать внимание до конца урока. На стадии рефлексии  возвращаемся к этому приему, чтобы выяснить, какие из  утверждений были верными. Вызов Вызов Рефлексия «Инсерт» Чтение текста с пометками: Осмысление     + я это знал,    ­ я этого не знал,    ! это меня удивило    ? хотел бы узнать подробнее.      Составление таблицы, выписываются основные положения из  текста + ­ ! ? «Ролевая игра» «Свободно е письмо» или «Эссе» «Синквейн » «Толстый и тонкий вопросы» Цель:   заинтересовать   обучающихся,   удивить,   эффект Вызов неожиданности, постановка проблем. Инсценировка. Аргументированное   письмо.   В   течение   нескольких   минут обучающиеся выражают собственные мысли по теме. Это может быть эссе.   Обоснование   выбора   того   или   иного   афоризма,   пословицы   в качестве основной мысли  Пятистишие: Тема  ­ 2 прилагательных, описывающих тему ­ 3 глагола, характеризующих действие ­ фраза из 4 слов, содержит основную мысль ­ синоним к теме. В синквейне отражается суть понятия, не должно быть однокоренных слов, выразить типичные черты понятия.  ?– фактический ответ  ? – обстоятельный ответ, развернутый. Метод используется при организации взаимоопроса, опроса на уроке,  парной и групповой работы.  Рефлексия Рефлексия Осмысление и рефлексия Тонкие ? Кто...? Что...? Когда...? Может...? Толстые ? Дайте три объяснения:  почему? Прогнозир ование с помощью открытых вопросов «Кластер»­ гроздь винограда  Перепутан ные логические цепи «Зигзаг» Будет...? Могли...? Как звать...?  Было ли...? Согласны ли вы...? Верно ли...? Объясните: почему...? Почему вы думаете...? Почему вы считаете...? В чем различие...? Предположите: что будет,  если...? Что, если...? Чтение текста по частям и постановка открытых вопросов: что будет с героями дальше? Почему так думаете? Как выглядели герои? Опишите дальнейшие события и т.д.  Осмысление  Простые (фактические) Токсономия вопросов:  Уточняющие (Ты так считаешь? То есть ты сказал..? ) Объясняющие( «Почему?») Творческие (В вопросе есть частица «бы», элементы условности,  предположения, прогноза.) Оценочные (Выяснение критериев оценки тех или иных событий,  явлений, фактов:«Чем что­то отличается от того­то?») Практические (Вопрос направлен на установление взаимосвязи между теорией и практикой:«Как поступили бы на месте героя?», «где в  обычной жизни…?») Вопросы можно оформить в виде ромашки. Использовать и при  проведении опроса, при работе в группах.  Карта мышления. 1. Работа с текстом: выделение смысловых единиц текста и  графическое их оформление в виде грозди (тема, подтемы):  2. 1 этап – мозговой штурм (идеи)       2 этап – систематизация, оформление в кластер       3 этап – нахождение взаимосвязей между ветвями.  3. Составление ассоциаций по теме в виде кластера  Отрывки из текста, цитаты, события необходимо расположить в хронологическом порядке, составить логическую цепочку    такое   количество, 1 этап –обучающиеся делятся на группы, в группах рассчитываются на групп. 2 этап – рассаживаются в группы экспертов (по номерам), каждая группа получает определенное задание, в группе изучают, составляют опорные   3 этап – возвращаются в домашние группы, по очереди рассказывают новый материал –взаимообучение. сколько схемы       Осмысление и рефлексия Осмысление Рефлексия  Осмысление  «ЗХУ» Заполнение таблицы: Осмысление  Знаю (вызов) Хочу узнать (вызов) Работа в паре:  что я знаю о  теме урока? Формулирование  целей Узнал (реализация смысла  или рефлексия) Соотношение  старой и новой  информации Стратегия «Галерея»  «Кубик» «Ключевые слова» «Лови ошибку» На   первом   этапе   обучающиеся   восстанавливают   собственные знания   по   теме   урока,   записываю   интересующие   их   вопросы   в таблицу. На протяжении изучения темы заполняется третья колонка (ответы на поставленные вопросы, новая информация по теме). После   «карусели»   вывешиваются   работы   обучающихся   на   доске. Каждый обучающийся отдает свой голос за наиболее точный ответ на каждый   вопрос.   Таким   образом,   можно   определить,   какая   группа дала лучший ответ.  Графическая   организация   материала.   На   гранях   кубика   дается задание.   В   группах   обучающиеся   заполняют   на   развороте   грани кубика. Опрос – выбрасывается кубик, ответ обучающиеся дают на задание выпавшей грани.  Выписываются   из   текста   "ключевые   слова",   по   которым   можно придумать   рассказ   или   расставить   их   в   определенной последовательности,   а   затем,   на   стадии   осмысления   искать подтверждение своим предположениям, расширяя материал. Учитель   заранее   подготавливает   текст,   содержащий   ошибочную информацию,   и   предлагает   обучающимся   выявить   допущенные ошибки. Важно, чтобы задание содержало в себе ошибки 2 уровней:  ­явные,   которые   достаточно   легко   выявляются   учащимися, исходя из их личного опыта и знаний; ­скрытые,   которые   можно   установить,   только   изучив   новый материал. Обучающиеся анализируют предложенный текст, пытаются выявить ошибки, аргументируют свои выводы. Затем изучают новый материал, после чего возвращаются к тексту и исправляют те ошибки, которые не удалось выявить в начале урока. Рефлексия  Осмысление Рефлексия  Осмысление Вызов «Психорис унок» Приемы   психорисунка   дают   возможность   выразить   понимание абстрактных   понятий,   внутренний   мир   через   зрительные   образы. Можно дать задание нарисовать совесть, месть, добро, зло, счастье и т.д., и затем объяснить свои рисунки. Рефлексия Приведу в пример начало урока по краеведению. Вызов Сегодня вы работаете в группах, а это значит, необходимо помнить правила  работы в группе, правила работы на уроке: Верите ли вы Сейчас я предлагаю каждой группе выслушать мои высказывания и ответить  на вопрос: Верите ли вы, что… 1 группа: Верите ли вы, что первым живым существом, улетевшим в космос,  была собака? 2 группа: Верите ли вы, что кошкам известна невесомость; 3 группа: Верите ли вы, что когда на Земле гроза, её можно увидеть из  космоса? 4 группа: Верите ли вы, что бывает одежда, в которой можно устанавливать  наиболее комфортную температуру? (Каждая группа отвечает на вопрос без приведения доказательств согласна  или нет.) Ассоциации Сейчас я предлагаю каждой группе высказать свое мнение. Какие ассоциации  возникают у вас при слове «космос»? (Заслушиваются варианты детей) В результате применения этой технологии, обучающиеся стали чаще  проявлять себя, показывать свое видение предложенных тем и проблем,  получили большую свободу творческого поиска. Обобщая   всё   вышесказанное,   я   думаю,   что   эта   технология   заинтересовала многих, и многие поняли, что она отвечает целям современного образования и является   одной   из   приоритетных,   т.к.   способствует   интерактивному включению учащихся в образовательный процесс.

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»

«Обеспечение результатов ФГОС по средствам ТРКМ»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2017