МАСТЕР-КЛАСС
«Современный урок в свете требований ФГОС»
учителя начальных классов
Я хочу поделиться с вами теми изюминками, которые использую в своей работе. Сегодня я приглашаю вас на «кухню», где мы будем готовить «Современный урок в свете ФГОС»
Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву знаний покрыться разноцветной листвой.
Тех кто выбрал зеленый лист, ожидает успех на сегодняшнем занятии.
Красный лист - желают общаться.
Желтый лист – проявят активность.
Оранжевый– будут настойчивы.
Помните, что красота дерева знаний зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
I. Самоопределение к деятельности (организационный момент).
Цель: включение учащихся в деятельность на личностном уровне.
«Хочу, потому что смогу».
1–2 минуты. У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.
Приёмы работы:
· учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг с другом, с соседом по парте);
· учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;
· девиз, эпиграф («С малой удачи начинается большой успех»);
· самопроверка домашнего задания по образцу.
Итак,I организационный этап. Каким он может быть?
Это может прозвучать примерно так:
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
- Доброе утро!
- Доброе утро!
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Улыбчивым лицам!
И каждый становится
добрым, доверчивым...
Пусть доброе утро
длится до вечера...
-Good morning, Dear children!- говорят англичане,
-Guten Morgen ! - говорят немцы,
А я говорю вам: «Доброе утро, дети! Здравствуйте!» Это значит, что я желаю вам здоровья и хорошего настроения на весь день.
Доброе утро, ребята! В это
солнечное утро я шла на работу и наблюдала за облаками, зелеными листочками,
слушала пение птиц. Я думаю, что вы тоже любовались красивой природой и у вас
хорошее настроение. Давайте улыбнемся друг другу. И от этих улыбок мы будем
добрее, счастливее, веселее. И с удовольствием будем работать на уроке.
«Вы талантливые, дети!
Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо
умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели стремиться
к их достижению…» (Ж.Ж.Руссо)
-Девочки, мальчики садитесь, пожалуйста.
-Какой урок сейчас?
-Проверяем готовность.
-Какое нужно настроение, чтобы урок получился удачный?
-Я желаю вам сохранить хорошее настроение на весь урок.
Встаньте прямо, расправьте
плечи, приподнимите голову, подарите мне свою улыбку. Я желаю вам хорошей
плодотворной работы на уроке. Чтобы наш урок прошел интересным, мы многому
научились. Пусть девизом нашего урока будут слова:
«Умеешь сам - научи другого».
Настал новый урок. Я улыбнусь
вам, а вы улыбнетесь друг другу. И подумаете: как хорошо, что мы сегодня здесь
все вместе. Мы скромны и добры, приветливы и ласковы. Мы все здоровы.
Глубоко вдохните и выдохните. Выдохните вчерашнюю обиду, злобу и беспокойство.
Я желаю всем нам хорошего урока.
Человеческая доброта - самое
удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё
настроение. Я вижу настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу.
Этот этап урока должен не просто организовать ребят и настроить их позитивно, но и подвести к следующему этапу – определению темы урока.
Всем известно, что импульсом к познанию служит удивление.
Удивить может чтение стихотворения учителем наизусть, интересная притча, необычный предмет, звук, явление, мини-спектакль, даже, собственно, способ приветствия друг друга сам по себе уже с первых минут воспитывает и обучает.
Наша цель: возбудить любопытство. Для этого мы можем:
Либо попросить помощи у детей в прочтении письма (которое будет содержать ошибки, загадки, недосказанности и т.д.), которое поможет определить тему урока.
Можно загадать загадку:
(Он предметы оживляет, Всех их в дело вовлекает, ЧТО им ДЕЛАТЬ говорит, Строго сам за тем следит. Он три времени имеет И спрягаться он умеет. Детям строят много школ, Чтоб все знали про... (Глагол.)
Можно «спрятать» тему или ее ключевые понятия можно в кроссворд, ребус, зашифровать в виде букв , знаков, символов.
Вопросы к кроссворду:
1. Как называется полоска земли, предназначенная для передвижения. (дорога)
2. Учреждение, собирающее и хранящее произведения печати и письменности для общественного пользования. ( библиотека)
3. Дорога в саду или в парке с рядами деревьев, посаженных по обеим её сторонам. (аллея)
4. Крупный населённый пункт, административный, промышленный и культурный центр. (город)
5. То же, что и экономика. (хозяйство)
6. Группа людей, объединённых общей работой, учёбой, общественными интересами. (коллектив)
Учитель:
-Ключевое слово по вертикали под цифрой 7. Итак, это слово- глагол.
Здесь же уместны игры «Доскажи словечко»,
Дружнее
этих двух ребят
На свете не найдешь.
О них обычно говорят:
Водой …(не разольёшь)
«Исключи лишнее»
Бежать, играть, видел, рассматривать, удивиться
Записать одним словом
• Путаться
под ногами ---
• Пропустить мимо ушей ---
• Прикусить язык ---
• Тянуть кота за хвост ---
• Витать в облаках ---
• Падать с ног ---
Заменить каждый фразеологизм глаголом – синонимом.
• Перемывать
косточки;
• Сбить с толку;
• Держать язык за зубами;
• Возносить до небес; • Чесать
язык;
-Итак, мы продолжаем изучать часть речи глагол.
Показываем детям запись на экране, бумаге или доске и просим предложить какое задание можно с этим выполнить. Развитие умения выражать свои мысли в виде устных высказываний и есть ни что иное, как формирование коммуникативных УУД,
II.Следующий этап – актуализация опорных знаний и их коррекция
(если потребуется).
Цель: повторение изученного материала, необходимого для открытия нового знания, и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.
4–5 минут. Возникновение проблемной ситуации.
Вариантов множество. Интересным считаю 2-х фазный тест «Верно ли что…» Детям предлагаем ответить на вопросы теста до изучения темы и после.
Условия игры: если высказывание верно –все
говорят хором «Да»
если высказывание неверно, то все говорят « Нет».
Игру проводит учитель.
а) Глагол обозначает действие предмета.
б) Все глаголы изменяются по числам.
в) Все глаголы изменяются по родам.
г) Глагол изменяется по временам.
д) Глагол в настоящем и будущем времени склоняется.
е) Спряжение- это изменение глагола по лицам и числам.
ж) У глагола 3 спряжения.
з) Глагол в начальной форме отвечает на вопросы: «Что делать? Что сделать?».
и) Перед глаголом никогда не бывает предлогов.
Либо использовать вопросы:
-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
(ответы на вопросы сопровождаются показом таблиц)
· Что такое глагол?
· Что обозначает глагол как часть речи?
· Какие морфологические признаки имеет глагол?
· Как он изменяется?
· Каким членом предложения обычно бывает?
Обязательно анализируем ошибки.
Уместно на этапе самостоятельное создание учащимися опорных таблиц, которыми слабоуспевающие дети будут пользоваться в течение урока. Очень хорошо, если на данном этапе дети столкнутся с трудностью, с невыполнимым заданием, и сами разберутся в причине затруднений. Каких знаний им не достаточно, чтобы его выполнить? Это приведет их к постановке целей и планированию. Здесь работает формирование регулятивных УУД (способность планировать, удерживать учебную задачу в течении урока)
- Какой частью речи являются слова, над которыми вы работали?
- Что вы повторили, выполняя задания в группах? (Признаки глаголов).
-Чтобы связать в логическую цепь все ваши мнения, мы попробуем составить кластер. Напомните, пожалуйста, что это такое. (Кластер –это пучок, созвездие, гроздья)
Составляется кластер: «Глагол»
-Сначала пишем слово «глагол» в центре листа, страницы. От него
рисуем стрелки – лучи в разные стороны, которые соединяют это слово с другими.
![]() |
Создание проблемной ситуации
1 группа.
Задание №1
Спишите, раскройте скобки.
(Не)кусает, (не)пускает, (не)сделал, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)спится, (не)учится.
Задание №2
Спишите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.
Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, бега…шь, гонишь, рису…шь, смотришь
2 группа.
Задание №1
Распределите данные слова по группам: 1 – ться, 2 - тся
Запишите в тетрадь.
Удивляе (ца), удивля(ца), улыбает(ца), случае(ца), может случи(ца)
Задание №2
Спишите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.
Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь, ро…шь, бега…шь, гонишь, рису…шь, смотришь
П р о в е р к а.
I спр. |
|
II спр. |
помогаешь |
|
ловишь |
болеешь |
|
возишь |
жалеешь |
|
красишь |
роешь |
|
ходишь |
бегаешь рисуешь |
|
гонишь смотришь |
- Как вы определили спряжение глаголов с безударными окончаниями? (Поставили глагол в неопределённую форму)
- Образуйте глаголы неопределенной формы.
П р о в е р к а.
I спр. |
|
II спр. |
помогать |
|
ловить |
болеть |
|
возить |
жалеть |
|
красить |
рыть |
|
ходить |
бегать рисовать |
|
гнать смотреть |
III. Постановка учебной задачи.
Цель: обсуждение затруднений (почему возникли затруднения? Чего мы еще не знаем?); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.
- Что вы заметили? (Глаголы гнать, смотреть оканчиваются на –ать, а записаны во вторую группу)
-Почему так произошло?
-Возможно, это исключение из правила.
-Рассмотрим значение слова «исключение»
в словаре Ожегова
ИСКЛЮЧЕ́НИЕ, -я, ср.
1. см. исключить.
2. То, что не подходит под общее правило, отступление от него.
Нет правила без исключения.
• За ~м кого (чего), предлог с род. п. кроме, помимо, исключая кого-что-н. Пойдут все, за ~м больных.
IV «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). (Дети встают перед конкретным затруднением, поскольку имеющийся у них запас знаний не позволяет им ответить на этот вопрос).
Цель: решение учебной задачи (устная задача) и обсуждение проекта ее решения. 7–8 минут.
(Может быть обращение к учебнику, я предлагаю рассказать сказку):
Жили-были в некотором царстве, в некотором государстве части речи. У каждой был свой домик в лесу, все жили дружно, ходили друг к другу в гости, песни пели, танцевали. И только один уважаемый всеми Глагол ходил грустный, тяжело вздыхал, а потом и вовсе перестал ходить в гости. Собрали части речи совет старейшин. Послали к дяденьке Глаголу Существительное, чтобы узнать, в чём же дело. Но печальный Глагол не стал рассказывать о своей беде. Кого-кого ни посылали: Прилагательное, Числительное, Местоимение, Наречие, даже маленькие коротышки Частица, Союз и Предлог бегали к Глаголу, но так ничего и не узнали. Наконец пошло Междометие. Всю дорогу оно спотыкалось и вздыхало: - Ох, ах, ух, эх... Когда же Глагол открыл дверь, то оно громко застонало: - Ой-ой-ой... Как нам жалко тебя, дорогой Глагол! И так долго Междометие охало и ойкало, что Глагол решился рассказать о своей беде. - Как же мне не печалиться, - грустно начал он, а из его глаз в эту минуту закапали слёзы. - Не любят меня ребята, как только начинают спрягать меня, путают мои окончания: в первом спряжении ведь надо писать в безударном положении букву Е, а во втором - букву И... Ребята забывают, сердятся на меня... Даже дразнилку сочинили: Вредный дядюшка Глагол, Для чего ты к нам пришёл? Двойки, единицы - Вот твои сестрицы...
Междометие сначала сказало "ха-ха-ха", а потом опомнилось и сморщилось: - Фи, как им не стыдно! - Что же мне делать? - громко всхлипнул Глагол. - Я люблю ребят, ведь они такие деятельные: прыгают, бегают, рисуют, дерутся, кричат... Я жить без них не могу... О, я должен, должен что-то делать, ведь я же Глагол! Междометие заохало и побежало к частям речи. Долго совещались они и решили, что тут без мудрого волшебника Грамматикуса не обойтись. Послали делегацию к Грамматикусу. А волшебник-мудрец как раз цветы поливал и песни распевал. Когда части речи рассказали о беде Глагола, Грамматикус почесал затылок (так принято, чтобы мысли становились мудрее), а потом сказал: - Вот запомните песенку и передайте её Глаголу, пусть и ребят научит. Вместе споют - никогда ошибаться не будут... У спряжений есть закон, И ничуть не сложен он: Гнать, держать, Смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И зависеть, и вертеть, И обидеть, и терпеть, И глаголы, что на -ить, Кроме двух: стелить и брить, - Их спрягаем с буквой И... Чтоб запомнить, повтори.... Грамматикус столько раз повторял песенку, что части речи её запомнили и побежали обрадовать несчастного страдальца. Глагол теперь ходит весёлый, целыми днями распевает песенку. Забыл прежние беды, с ребятами дружит. Они его полюбили. А что? Глагол тоже человек!
Первичная проверка понимания. Вывод делают дети.
Для лучшего запоминания глаголов-исключений предлагается запомнить стихотворение.
Очень-очень хочется
Через стеклышко СМОТРЕТЬ –
Целый мир прекрасно ВИДЕТЬ,
Всё плохое НЕНАВИДЕТЬ.
Научиться боль ТЕРПЕТЬ,
Чтоб не мог никто ОБИДЕТЬ,
Чтоб от сильных не ЗАВИСЕТЬ,
Чтобы слабым не ВЕРТЕТЬ.
Как же хочется все СЛЫШАТЬ,
Птицу синюю в руках ДЕРЖАТЬ,
Чистым воздухом ДЫШАТЬ,
Не спешите мысли ГНАТЬ,
Как прекрасно помечтать!
Обязательно уделите внимание ценности добываемых детьми знаний. Вместе с ними найдите возможность применения их в жизни. Спрашиваем у детей: «Зачем учим? Для чего пригодится? Где будем применять?» Все должно иметь свой смысл! Не отодвигайте мотивацию на задний план, ссылаясь на нехватку времени.
V. Первичное закрепление новых знаний. Когда желание трудиться, чтобы добыть знания, становится движущей силой, переходим к следующему этапу. Самое время закрепить имеющиеся знания на практике. Здесь уместно использовать разноуровневые задания. Для одних попроще – это типовые задания, где объект изучения находится в знакомой ситуации, т.е на поверхности. Для других посложнее – конструктивные задания, предложенные в новой, незнакомой ситуации, т.е. они немного завуалированы. Причем ребенок должен сам выбрать, какое задание он будет выполнять. Учитель лишь ранжирует их по степени сложности.
….(задание)
VI. Самостоятельная работа с проверкой по эталону.
Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.
4–5 мин. Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2–3 типовых заданий); выполняется письменно. Методы: самоконтроль, самооценка.
Задание №1
Распределите данные слова по группам: 1 – совершенный вид; 2 – несовершенный вид.
Писать, верить, петь, убрать, написать, лететь, убирать, вылететь, поверить, запеть, ходить.
Задание №2
Определите спряжение глаголов.
Встречать, болеть, знать, верить, учить, решать, дружить, краснеть, встретить, отвечать, думать, стелить, дышать, строить.
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение.
7–8 минут. Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать и решить только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; затем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.
….
Задание может быть творческим или проблемно-поисковым. Здесь важно предложить детям различные источники информации для поиска недостающих знаний. По своему выбору они могут воспользоваться различными словарями, справочниками, учебником, СМИ, использовать Интернет, могут спросить у взрослых, попросить помощи у друзей и т.д. Здесь формируем у детей умение работать с информацией, представленной в разной форме (текст, рисунок, таблица, схема, модель, знаки, символы и т.д.) - а это одно из познавательных УУД. Развиваем познавательную деятельность на наглядно-действенном и наглядно-образном уровне. При построении речевого высказывания учащимися следим за аргументацией их собственного мнения. Методисты запрещают прерывать ответ ребенка словами «неверно», «неправильно». Надо выслушать и спросить: «А кто думает иначе?»
Оформить свою работу детям тоже можно предлагать по-разному, используя при этом работу в парах, в группах, по рядам, индивидуально, коллективно. В зависимости от специфики предмета дети могут написать эссе, синквейн, выразить мысли в стихах или прозе, сделать рисунок, создать проект, чертеж, презентацию, инсценировку, доклад, реферат, памятку и т.д. Не забываем об ИКТ-грамотности!
Творческая работа. Пронаблюдать за ролью глагола в речи
- Какую роль выполняют глаголы в нашей речи? (Очень важную, они называют действия предметов).
-Если, как вы сказали, глаголы занимают важное место в речи, то давайте пронаблюдаем за их ролью в тексте.
-Поработаем редакторами, а кто это? (Редактор- тот, кто обрабатывает и готовит текст к печати или оформляет издание)
-Такое задание: украсить текст глаголами
Жаркое южное утро. Порт на берегу Средиземного моря. Толпы пассажиров, пестрота одежд, носильщики с тележками, продавцы бутербродов и фруктов, разносчики мороженого.
(Наступило жаркое южное утро. В порту на берегу Средиземного моря величественно замерли громады пароходов. Повсюду толпятся пассажиры, снуют носильщики, многоголосно кричат продавцы бутербродов и фруктов, суетятся разносчики мороженого.)
- Как изменился текст и что изменило его? Почему неподвижная картинка ожила и даже как бы зазвучала? С помощью какой части речи это произошло?
Заключительными, но не менее важными этапами современного урока являются
VIII. Рефлексия и д/з
Домашние задания лучше предложить разноуровневые. Обязательное для всех задание должно быть достаточно понятным. А дополнительные могут потребовать от детей поисковой познавательной деятельности.
Рефлексия – ни что иное, как «Итог урока», с той лишь разницей, что теперь обязательно уделяем место самооценке собственной деятельности уч-ся и деятельности одноклассников. Оцениваем вместе с детьми урок, рассматриваем его с точки зрения практической направленности, выполнения цели и задач. Здесь я использую метод незаконченного предложения.
Я научился…
Я понял…
Я узнал…
Мне нужно поработать над…
-Каждому ученику предлагается заполнить карточку и поставить себе отметку:
1. Доволен ли тем, как прошел урок?
2. Было ли тебе интересно?
3. Что-то новое узнал?
4. Ты был активен на уроке?
5. Ты с удовольствием будешь выполнять домашнее задание?
6. Какую отметку поставишь себе за урок?
Не скупимся на похвалу и одобрение даже самых маленьких побед и удач! Не сравниваем успехи учащегося относительно других детей, а только относительно его самого:
-Сегодня ты работал лучше, чем вчера.
-Сейчас тебе удалось сделать больше, ты смог, ты молодец…
Хорошим вариантом рефлексии могут служить смайл-сигналы, заполнение личных карточек с неоконченными фразами, создание «дерева успеха»
Вам я так же предлагаю проанализировать насколько был продуктивен наш мастер – класс и украсить наше дерево листьями ( красный –мастер-класс не оправдал ожиданий, желтый – было интересно, но пока не всё понятно, зелёный – мастер-класс принёс пользу)
Ну вот и все. Надеюсь, мой рецепт современного урока вам был интересен. Желаю вам творческих и профессиональных успехов.
Приложение 1
1 группа.
Задание №1
Раскройте скобки.
(Не)кусает, (не)пускает, (не)сделал, (не)навидеть, (не)здоровится, (не)спится, (не)учится.
Задание №2
Распределите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.
Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь,
жале…шь, ро…шь, бега…шь, гонишь, рису…шь, смотришь
…………………………………………………………………………………
2 группа.
Задание №1
Распределите данные слова по группам: 1 – ться, 2 - тся
Удивляе (ца), удивля(ца), улыбает(ца), случае(ца), может случи(ца)
Задание №2
Распределите слова в два столбика по группам, вставив пропущенные буквы.
Лов…шь, помога…шь, боле..шь, воз…шь, крас..шь, ход…шь, жале…шь,
ро…шь, бега…шь, гонишь, рису…шь, смотришь
Приложение 2
Записать одним словом
• Путаться
под ногами ---
• Пропустить мимо ушей ---
• Прикусить язык ---
• Тянуть кота за хвост ---
• Витать в облаках ---
……………………………………………………………………………..
Заменить каждый фразеологизм глаголом – синонимом.
• Перемывать
косточки;
• Сбить с толку;
• Держать язык за зубами;
• Возносить до небес; • Чесать
язык;
………………………………………………………………………………
Записать одним словом
• Путаться
под ногами ---
• Пропустить мимо ушей ---
• Прикусить язык ---
• Тянуть кота за хвост ---
• Витать в облаках ---
…………………………………………………………………………….
Заменить каждый фразеологизм глаголом – синонимом.
• Перемывать
косточки;
• Сбить с толку;
• Держать язык за зубами;
• Возносить до небес; • Чесать
язык;
………………………………………………………………………………..
Скачано с www.znanio.ru
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.