Обмен педагогическим опытом на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: план действий"
Оценка 4.8

Обмен педагогическим опытом на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: план действий"

Оценка 4.8
Педсоветы
docx
преподавание
Взрослым
08.04.2024
Обмен педагогическим опытом на тему "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: план действий"
В данной работе показана значимость формирования функциональной грамотности у школьников. Отражаются методы и подходы к формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Разбираются определенные проблемы и недостатки, влияющие на формирование функциональной грамотности на данных уроках и пути решения. Показана роль учителя в формировании функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Необходимость использования индивидуального подхода к каждому ученику. Рассмотрены ключевые критерии оценки функциональной грамотности на уроках истории и обществознания и анализ их эффективности.
Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания.docx

 "Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: план действий"Начало формы

    В современном мире, где информационные технологии и коммуникации играют все более важную роль, функциональная грамотность становится ключевым навыком для успешной адаптации и развития в обществе. Понимание и умение эффективно использовать информацию в различных контекстах становятся необходимыми для участия в общественной жизни, для профессионального роста и для личного самосовершенствования. В этом контексте, важно обращать внимание на формирование функциональной грамотности ещё на ступени образования, начиная с учебного процесса в школе.

   Особую актуальность проблема функциональной грамотности приобретает на уроках истории и обществознания. Эти предметы предоставляют не только знания о прошлом и современности, но и формируют навыки анализа, критического мышления, и способность к обобщению и интерпретации информации. Развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания становится ключевым моментом в подготовке учащихся к активной и осмысленной жизни в современном обществе.

   Цель настоящего исследования заключается в изучении методов и подходов к формированию функциональной грамотности на уроках истории и обществознания. Мы стремимся выявить эффективные практики, которые способствуют развитию у учащихся навыков работы с информацией, анализа текстов, критического мышления и конструирования знаний. Для достижения этой цели мы рассмотрим основные концепции функциональной грамотности, проведём анализ существующих методов преподавания истории и обществознания с учетом их влияния на развитие функциональной грамотности, а также предложим практические рекомендации по улучшению процесса формирования данного навыка на уроках.

    Функциональная грамотность - это способность человека понимать, интерпретировать и использовать информацию в различных контекстах и для различных целей. Этот термин включает в себя не только навыки чтения и письма, но и умение адаптироваться к различным коммуникационным ситуациям, анализировать тексты и аргументировать свои мысли.

     В рамках образования функциональная грамотность обычно определяется как способность ученика успешно применять знания и навыки, полученные в учебном процессе, в реальной жизни. Это включает в себя умение читать и понимать разнообразные тексты, критически мыслить, выражать свои мысли в устной и письменной форме, и адаптироваться к различным коммуникативным ситуациям.

    Функциональная грамотность играет ключевую роль в образовании, поскольку является основой для успешного учебного процесса и развития личности ученика. В современном мире, где информация доступна в огромном объеме, умение выбирать, анализировать и использовать эту информацию становится критически важным.  

    На уроках истории и обществознания функциональная грамотность приобретает особое значение. Ученики должны быть способны анализировать различные источники информации, включая тексты, изображения, статистику и т.д., чтобы формировать свое представление о прошлом, настоящем и будущем обществе. Кроме того, они должны уметь выражать свои мысли и аргументировать свою позицию на основе обоснованных фактов и анализа.

     Таким образом, развитие функциональной грамотности на уроках истории и обществознания не только способствует улучшению учебных результатов учеников, но и готовит их к успешной адаптации в современном информационном обществе и активному участию в общественной жизни.

      Уроки истории и обществознания имеют свои особенности, которые могут варьироваться в зависимости от уровня образования, учебной программы и методики преподавания. Однако, некоторые общие черты присутствуют практически на всех уроках данных предметов:

1.Использование разнообразных источников информации. Учителя истории и обществознания часто используют различные источники информации, такие как учебники, дополнительные материалы, тексты, видеоматериалы, исторические источники и т.д., чтобы сделать уроки более интересными и наглядными.

2.Активное участие учеников. В ходе уроков обычно предусмотрены различные формы работы с участием учеников, такие как обсуждения, групповые проекты, дебаты, ролевые игры и т.д. Это позволяет стимулировать активное участие и развивать навыки коммуникации.

3.Анализ исторических событий и общественных явлений. Уроки истории и обществознания направлены на изучение и анализ прошлых и современных событий, а также на понимание их влияния на современное общество.

     Однако, несмотря на множество положительных аспектов, в процессе обучения истории и обществознания существуют определенные проблемы и недостатки, влияющие на формирование функциональной грамотности:

1.Основное внимание сосредоточено на фактах. В учебных программах и методиках преподавания часто акцентируется внимание на запоминании фактов и событий, что может привести к недостаточному развитию навыков анализа, синтеза и критического мышления.

2.Недостаточная активность учеников. В ряде случаев уроки могут быть слишком учебно-лекционными, не предоставляя достаточно возможностей для активного участия учеников и развития их коммуникативных и аналитических навыков.

3.Ограниченные методы обучения. Традиционные методы преподавания, такие как лекции и чтение учебников, могут оказаться недостаточно эффективными для стимулирования интереса и активного участия учеников.

      Для решения указанных проблем и повышения эффективности формирования функциональной грамотности необходимо внедрение новых методов обучения, таких как:

1.Интерактивные методы обучения. Использование интерактивных методов, таких как обсуждения, групповые проекты, ролевые игры и дебаты, позволяет активизировать учеников, стимулировать их участие и развивать коммуникативные и аналитические навыки.

2.Использование современных технологий. Интеграция современных информационных и коммуникационных технологий в учебный процесс позволяет создать более интерактивную и доступную среду для обучения, а также расширить доступ к разнообразным информационным ресурсам.

3.Использование информационных технологий. Внедрение современных информационных технологий в учебный процесс позволяет ученикам получать доступ к разнообразным источникам информации и развивать навыки работы с ними.

4.Проектная деятельность. Проведение проектных работ по истории и обществознанию позволяет ученикам применять свои знания на практике, а также развивать навыки анализа, синтеза и презентации информации.

    Эти методы могут помочь учителям эффективнее формировать функциональную грамотность учеников на уроках истории и обществознания, что, в свою очередь, способствует их успешной адаптации и развитию в современном информационном обществе.

     Интерактивные методы обучения играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности учеников на уроках истории и обществознания. Они стимулируют активное участие учеников, способствуют развитию навыков анализа, критического мышления и самостоятельного решения проблем. Вот некоторые из наиболее эффективных интерактивных методов обучения:

1.Обсуждения. Проведение дискуссий по различным темам позволяет ученикам выражать свои мнения, аргументировать свои позиции и развивать умение выслушивать и уважать точки зрения других.

2.Групповые проекты. Работа в группах над проектами способствует развитию коллективного взаимодействия, деловой коммуникации и способности к совместной работе над задачами.

3.Игровые методики: Игры, ролевые игры и симуляции позволяют ученикам вживаться в различные роли и контексты, что способствует лучшему усвоению материала и развитию навыков анализа и принятия решений.

      Развитие навыков анализа и синтеза информации является ключевым аспектом формирования функциональной грамотности учеников. Эти навыки позволяют им эффективно работать с различными типами текстов и информации, выделять основные идеи, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы. Вот несколько методов, способствующих развитию этих навыков:

1.Анализ текстов и источников. Ученики должны уметь анализировать источники информации, выделять ключевые моменты, оценивать достоверность и достоверность информации.

2.Сравнительный анализ. Сравнение различных источников или точек зрения по одной теме помогает ученикам лучше понять сложность и многообразие исторических и социальных явлений.

3.Создание своих текстов. Задания на написание эссе, рефератов или обзоров помогают ученикам синтезировать информацию, организовать свои мысли и выразить свою точку зрения.

      Практические занятия и проектные работы предоставляют ученикам возможность применять свои знания на практике, что способствует более глубокому усвоению материала и развитию практических навыков. Некоторые методы включают:

1.Исследовательские проекты. Задания на проведение исследований позволяют ученикам самостоятельно собирать и анализировать информацию, формулировать гипотезы и делать выводы.

2.Симуляции и ролевые игры. Проведение симуляций и ролевых игр позволяет ученикам вживаться в различные исторические или социальные контексты, что помогает им лучше понять мотивы и действия исторических персонажей или современных обществ.

3.Практические задания. Выполнение конкретных практических заданий, таких как составление анкет, карт или диаграмм, способствует развитию навыков работы с данными и презентации информации.

Использование данных методов обучения на уроках истории и обществознания способствует эффективному формированию функциональной грамотности учеников, что подготавливает их к успешной адаптации и активному участию в современном информационном обществе.

      Роль учителя в формировании функциональной грамотности на уроках истории и обществознания неоценима. Успешное развитие функциональной грамотности учеников требует от преподавателя определенных компетенций:

1.Понимание предмета. Преподаватель должен обладать глубоким пониманием учебного материала, исторических и социальных процессов, а также методов его преподавания.

2.Методическая подготовка. Преподаватель должен уметь выбирать и применять различные методы обучения, которые способствуют развитию функциональной грамотности, а также создавать интересные и эффективные учебные задания и материалы.

3.Умение мотивировать. Преподаватель должен уметь мотивировать учеников к активному участию в уроке, показывать им важность развития функциональной грамотности для их будущего успеха.

4.Коммуникативные навыки. Важной компетенцией являются коммуникативные навыки, позволяющие преподавателю эффективно общаться с учениками, поддерживать диалог и стимулировать их мыслительный процесс.

5.Адаптивность. Преподаватель должен быть готов адаптировать свои методы обучения и подходы к ученикам с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей.

    Одной из ключевых задач преподавателя на уроках истории и обществознания является вовлечение учеников в активный образ мышления. Для этого применяются различные методы и приемы:

1.Постановка открытых вопросов. Преподаватель ставит перед учениками открытые вопросы, которые требуют анализа, рассуждений и обоснованных выводов.

2.Стимулирование дискуссий. Проведение дискуссий по контроверсиальным темам позволяет ученикам выражать свои точки зрения, аргументировать свои позиции и слушать мнения других.

3.Проведение исследовательских заданий. Задания на исследование и анализ различных источников информации способствуют развитию навыков самостоятельного мышления и анализа.

4.Работа в группах. Работа в группах над проектами и заданиями позволяет ученикам обмениваться мнениями, дополнять друг друга и развивать навыки сотрудничества.

5.Стимулирование критического мышления. Преподаватель стимулирует учеников к критическому мышлению, анализу информации и выражению собственных точек зрения на основе аргументов.

    Каждый ученик имеет свои индивидуальные потребности, интересы и уровень знаний. Поэтому преподаватель должен использовать индивидуальный подход к каждому ученику:

1.Дифференцированный подход. Преподаватель должен адаптировать методы обучения и учебные задания с учетом уровня подготовки и особенностей каждого ученика.

2.Обратная связь и поддержка. Важно предоставлять каждому ученику обратную связь по его работе, выявлять сильные и слабые стороны и помогать развивать необходимые навыки.

3.Индивидуальные консультации. Преподаватель должен предоставлять возможность для индивидуальных консультаций, чтобы ученики могли задавать вопросы, выяснять непонятные моменты и получать дополнительную помощь.

Использование индивидуального подхода помогает преподавателю эффективнее работать с каждым учеником, развивать его навыки и максимально раскрыть его потенциал в формировании функциональной грамотности.

    Оценка функциональной грамотности на уроках истории и обществознания требует определения конкретных критериев, которые позволят оценить уровень развития навыков учеников. Некоторые из ключевых критериев оценки могут включать:

1.Понимание текста. Уровень понимания учеником текстов разной сложности и степени абстракции.

2.Аналитические навыки. Способность анализировать информацию, выделять основные идеи, выявлять причинно-следственные связи и делать выводы.

3.Критическое мышление. Умение оценивать информацию, выражать собственную точку зрения и аргументировать свои утверждения.

4.Коммуникативные навыки. Способность четко и ясно выражать свои мысли в устной и письменной форме, а также умение эффективно общаться с другими.

5.Способность к сотрудничеству. Готовность и способность ученика к совместной работе в группе над проектами и заданиями.

     Для оценки успехов в обучении и формировании функциональной грамотности учеников могут применяться различные методы:

1.Традиционные тесты и контрольные работы. Эти методы позволяют оценить уровень знаний и понимания учеников по конкретным темам и концепциям.

2.Портфолио. Составление портфолио, включающего работы учеников, их проекты, эссе и другие творческие задания, позволяет проследить их прогресс и развитие навыков в течение определенного периода времени.

3.Рубрикованные оценки. Применение рубрик, которые оценивают различные аспекты функциональной грамотности, позволяет более точно и объективно оценивать уровень достижений учеников.

4.Самооценка и взаимооценка. Ученики могут самостоятельно оценивать свои навыки и достижения, а также оценивать работу своих одноклассников, что способствует развитию их рефлексивных навыков.

      После внедрения новых методов обучения и формирования функциональной грамотности необходимо провести анализ их эффективности. Это может включать в себя:

1.Сравнение результатов. Сравнение успехов учеников до и после внедрения новых методов для выявления возможных улучшений.

2.Обратная связь от учеников и преподавателей. Сбор отзывов и мнений учеников и преподавателей о новых методах для определения их преимуществ и недостатков.

3.Анализ уровня достижений. Оценка уровня функциональной грамотности учеников после внедрения новых методов с использованием вышеописанных критериев и методов оценки.

4.Корректировка и улучшение методов. На основе полученных результатов можно внести коррективы в методы обучения и формирования функциональной грамотности для их дальнейшего улучшения.

Анализ результатов внедрения новых методов позволяет оптимизировать учебный процесс, повысить эффективность обучения и достичь лучших результатов.

     В ходе исследования было выявлено, что формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания играет ключевую роль в развитии у учащихся навыков анализа, критического мышления и принятия информированных решений. Активное использование интерактивных методов обучения, развитие навыков анализа и синтеза информации, а также проведение практических занятий и проектных работ существенно способствуют достижению этой цели.

     Для дальнейшего улучшения процесса обучения и формирования функциональной грамотности необходимо активно развивать и внедрять новые методы обучения, которые акцентируют внимание на активном участии учеников, индивидуализации обучения и развитии критического мышления. Переход к более гибким формам оценки, учитывающим не только знания, но и умения и компетенции, также может значительно улучшить качество образования.

    Формирование функциональной грамотности становится все более важным в современном образовании в условиях быстрого развития информационных технологий и изменения общественно-экономической среды. Умение адекватно анализировать информацию, принимать обоснованные решения и эффективно общаться становятся ключевыми навыками для успешной адаптации к изменяющимся условиям жизни и работы. Поэтому формирование функциональной грамотности должно быть приоритетом в образовательных программах, чтобы выпускники могли успешно справляться с вызовами современного мира и вносить свой вклад в общественное развитие.

                       

 

 

Список литературы и электронных источников:

1 Ковалева Г.С. К новому учебному году: на пути решения стратегических

задач // «Вестник образования России» июль №14

2019 http://skiv.instrao.ru/content/board1/Ковалева%20Г.С.%20На%20пути

%20решения%20стратегических%20задач.pdf .

2 Ковалева Г.С. Что необходимо знать каждому учителю о функциональной

грамотности // «Вестник образования России» август №16

2019 http://skiv.instrao.ru/content/board1/Ковалева%20Г.С.%20Что%20н

еобходимо%20знать%20каждому%20учителю%20о%20ФГ.pdf .

3 Об утверждении Методологии и критериев оценки качества общего

образования в общеобразовательных организациях на основе практики

международных исследований качества подготовки обучающихся: приказ

Рособрнадзора № 590, Минпросвещения России № 219 от 06.05.2019 //

КонсультантПлюс: официальный сайт компании «КонсультантПлюс»

[Электронный ресурс].

URL: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_325095 .

4 Болотов В.А., Вальдман И.А., Ковалева Г.С. и др. Российская система

оценки качества образования: главные уроки // Качество образования в

Евразии. 2013 № 1 С. 85–122.

5 Виноградова Н.Ф., Кочурова Е.Э., Кузнецова М.И. и др. Функциональная

грамотность младшего школьника: книга для учителя / под ред. Н. Ф.

Виноградовой. М.: Российский учебник: Вентана-Граф, 2018 288 с.

6 Ковалева Г.С. Современные исследования качества образования

(международные, национальные, региональные) // Курсобр. Качество.

Управление. Развитие системы образования:

информационно-аналитический портал [Электронный ресурс].

URL: https://kursobr.ru/ekspertnoe-mnenie/6-na-kursobre-material-otkryt

aya-lektsiya-kovaleva-g-s-sovremennye-issledovaniya-kachestva-obrazo

vaniya-mezhdunarodnye-natsionalnye-regionalnye.htm.

7 Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников К.А. и др. Универсальные

компетентности и новая грамотность: чему учить сегодня для успеха

завтра. Предварительные выводы международного доклада о

тенденциях трансформации школьного образования. М.: НИУ ВШЭ, 2018

28 с.

8 PISA 2018 Draft Analytical Framework // ОфициальныйсайтОЭСР.

[Электронный ресурс].

URL: http://www.oecd.org/pisa/data/PISA-2018-draft-frameworks.pdf .

9 PISA 2018 Assessment and Analytical Framework. Paris: OECD Publishing,

2019 308 p. DOI: https://doi.org/10.1787/b25efab8-en

 .

10.Лошкарева Е., Лукша П., Ниненко И., Смагин И., Судаков Д. Навыки

будущего. Что нужно знать и уметь в новом сложном мире, 2018

[Электронный ресурс].

URL: https://worldskills.ru/assets/docs/media/WSdoklad_12_okt_rus.pdf

 


 

Скачано с www.znanio.ru

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: план действий"

Формирование функциональной грамотности на уроках истории и обществознания: план действий"

Функциональная грамотность играет ключевую роль в образовании, поскольку является основой для успешного учебного процесса и развития личности ученика

Функциональная грамотность играет ключевую роль в образовании, поскольку является основой для успешного учебного процесса и развития личности ученика

Однако, несмотря на множество положительных аспектов, в процессе обучения истории и обществознания существуют определенные проблемы и недостатки, влияющие на формирование функциональной грамотности: 1

Однако, несмотря на множество положительных аспектов, в процессе обучения истории и обществознания существуют определенные проблемы и недостатки, влияющие на формирование функциональной грамотности: 1

Интерактивные методы обучения играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности учеников на уроках истории и обществознания

Интерактивные методы обучения играют ключевую роль в формировании функциональной грамотности учеников на уроках истории и обществознания

Некоторые методы включают: 1

Некоторые методы включают: 1

Адаптивность. Преподаватель должен быть готов адаптировать свои методы обучения и подходы к ученикам с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей

Адаптивность. Преподаватель должен быть готов адаптировать свои методы обучения и подходы к ученикам с учетом их индивидуальных потребностей и особенностей

Использование индивидуального подхода помогает преподавателю эффективнее работать с каждым учеником, развивать его навыки и максимально раскрыть его потенциал в формировании функциональной грамотности

Использование индивидуального подхода помогает преподавателю эффективнее работать с каждым учеником, развивать его навыки и максимально раскрыть его потенциал в формировании функциональной грамотности

Самооценка и взаимооценка. Ученики могут самостоятельно оценивать свои навыки и достижения, а также оценивать работу своих одноклассников, что способствует развитию их рефлексивных навыков

Самооценка и взаимооценка. Ученики могут самостоятельно оценивать свои навыки и достижения, а также оценивать работу своих одноклассников, что способствует развитию их рефлексивных навыков

Формирование функциональной грамотности становится все более важным в современном образовании в условиях быстрого развития информационных технологий и изменения общественно-экономической среды

Формирование функциональной грамотности становится все более важным в современном образовании в условиях быстрого развития информационных технологий и изменения общественно-экономической среды

Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников

Фрумин И.Д., Добрякова М.С., Баранников
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
08.04.2024