Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».
Оценка 4.6

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Оценка 4.6
doc
30.12.2019
Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».
урок мой.doc

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе

«Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

 

УМК

« Перспективная начальная школа».

 

Предмет

литературное чтение 4 класс.

Авторы: Н.А.Чуракова литературное чтение 4класс. в 2 ч.
-М.:
Академкнига/Учебник2014г.

 

 

Раздел

«Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что
помогает
человеку стать человеком».

 

Цель

Рассматривать нравственно-этические и эстетические ценности
общения,
дружбы, привязанности, любви.

Задачи

формировать умение делиться своими личными впечатлениями и
наблюдениями,
возникшими в ходе обсуждения литературного текста;                                                                                                                        -формировать умение целенаправленного доказательного высказывания с привлечением текста, объяснять, что такое «настоящее богатство»;
-совершенствовать
умение и навык выразительного и осмысленного чтения.

-                  Развивать умения  анализировать свои поступки и оценивать их; обобщать результаты своей работы, включая исследовательскую работу.

-       Воспитывать взаимоуважение, доброту, нравственную ответственность за свои поступки.

-       Способствовать формированию нравственно-этической культуры, положительных черт своего характера; подвести детей к пониманию того, что сознательное совершенствование человека является добрым деянием.

 

Планируемый результат

Предметные: знать нравственно-этические и эстетические ценности  общения, дружбы, привязанности, любви.

Личностные:

Уметь  закреплять полученные знания и умения, осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению, участвовать в творческом процессе.

Метапредметные:

(Регулятивные УУД).Уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя; проговаривать последовательность действий на уроке; оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки;  планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок; высказывать своё предположение 

(Коммуникативные УУД).

Уметь оформлять свои мысли в устной форме; слушать и понимать речь других

Познавательные УУД). Уметь ориентироваться в своей системе знаний: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.

 

Организация пространства

Фронтальная работа, работа в группах, самостоятельная  работа, 

 

Оборудование

учебник,  конверты со словами, лесенка успеха

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ход урока

I Организационный этап.

Здравствуйте, ребята. Сегодня на уроке я хочу, чтобы присутствовали только положительные эмоции. Поэтому давайте сделаем вздох и вдохнём только то, что мы хотим, чтоб было у нас на уроке нас: доброжелательность, активность, взаимовыручка, взаимоуважение, смелость. А при выдохе выдохнем всё, что не присуще нам на уроке: лень, пассивность, зависть, трусость.

1.     Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

- Сегодня нам нужно решить очень важные жизненные вопросы. На какие?  Кто или что нам поможет в этом?

Ребята, какие произведения вы прочитали? Кто авторы? В каком разделе учебника расположили авторы учебника эти произведения? Почему? Что мы должны выяснить, прочитав эти произведения? Что такое особое зрение?

 

II Актуализация знаний

 

1.Работа в группах

У вас на парте конверт. Выберите только те слова, которые мы обычным глазом не увидим

 Любовь                          рассвет                   листопад         доброжелательность

Закат                            доброта                  честность          солнечное затмение

Нежность                   снегопад                     совесть             красота снежинки

Радость                      любовь              северное сияние          раздражительность

Печаль                          грусть                 сострадание            любовь

Солнечный свет       лунный свет           любовь                      морозные узоры

Красоту цветка        милосердие           белая берёза             вежливость

Как мы можем увидеть это? (по поступкам человека).

2. Работа с произведением Сельмы лагерлёф

-По поступкам каких героев произведений мы видели их качества?

-Вспомните, каким мы увидели Нильса в начале сказки? Как пишет о нём сам автор? (Обычный мальчик сколько в нём злобы)

-Как изменился Нильс во время своего путешествия?

- Когда он стал становиться человеком?

- Почему Нильс не дал убить Мартина, хотя знал, что только убив его он станет человеком прежним?

- Какие его качества позволяют нам теперь называть его человеком?

 Из сказки мы узнали, какие добрые дела сделал Нильс. А задумались ли вы, какие поступки совершаем мы? Один известная поэтесса Л.Татьяничева сказала «Делать людям хорошеехорошеть самому.» 

какие хорошие дела сделали вы?

 

 

 

Э.Асадов

 

В мире столько всяческого зла.

Значит, надо помнить постоянно:

Сколько бы ты бед ни натворил,

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьезно

В том, что ты когда-то совершил

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,

3.  Работа с произведением Антуана де Сент-Экзюпери

Какое следующее произведение вы прочитали? Кто главный герой произведения?

  Какое потрясение испытал Маленький принц, увидев сад, полный роз, и к какому выводу он пришел? Понимал ли он до встречи с Лисом, что такое настоящее богатство? Чему научил Лис Маленького принца? Какие самые важные истины Маленький принц от него узнал?

Как вы думаете. эти истины останутся для Маленького принца просто красивыми выражениями, или они помогут ему изменить дальнейшую жизнь? Подтвердите свою точку зрения строчками текста

-. Кого мы можем приручить? (щенка, котёнка)

- Мы в ответе за них?

 

4.Творческое задание

Придумайте конец сказок

-       А что было бы , если бы Нильс не превратился в гнома?

-       А что было бы, если бы Маленький принц не встретил Лиса?

 

 IX  Обобщение и систематизация знаний

Применение знаний и умений в новой ситуации

1.Составление кластера

Работа в группах

Ребята, перед вами конверты со словами.  Разделите, пожалуйста эти слова на две группы. На какие? Есть среди них два словадушевность и равнодушие. 

В какую группу включили эти слова?

Зло, доброта, милосердие, жестокость, душевность, равнодушие, честность, ложь, любовь, ненависть, дружба, вражда.

 

-Куда вы внесли слова душевность и куда равнодушие?

В словаре слово о слове душевность сказано такДУШЕВНОСТЬ в словаре Синонимов русского языка:
внимательность,
гуманность, добросердечие, добросердечность, доброта, добролюбие, духовность, задушевность, искренность, непритворность, отзывчивость, родственность, сердечность, участливость,

2 Чтение текста с использованием приёма технологии КМЧЧП, - «чтение с остановками».

 

Приглаголание о сыне и матери.

Что такое приглаголание?

В толковом словаре мы прочитаем, что глаголить, значит говорить,  значит приглаголание это рассказ.

О чём может быть это произведение? (ответы фиксируются на доске)

-Мы прочитаем текст,  делая остановки, и посмотрим, подтвердятся ли ваши предположения. (текст размещён на листе, сложенном в соответствии со смысловым делением текста)

Фрагмент  1.

У матери был сын. В детстве он совершил кражу.

-Как вы думаете, какие события произойдут дальше? (Мать накажет сына, он одумается и вернёт украденное)

Фрагмент 2.

Мать не наказала его.

- Охарактеризуйте мать. (мать добрая, нежестокая)

- Подтвердились ли ваши предположения о дальнейшем развитии событий?

- Как это может повлиять на жизнь сына? (Он дальше будет воровать./ Он осознает, что воровать – это плохо.)

Фрагмент 3.

          В то время за воровство казнили на лобном месте.

          Когда его вели  на смерть, он в толпе увидел свою мать и попросил разрешения у стражников сказать ей нечто на ухо.

-Найдите в словаре толкование «лобное место». (хорошо обозреваемое место на городской площади)

- О чём попросил сын стражников?

- Как вы думаете,  почему он хотел подойти к матери? (Чтобы проститься с матерью. Попросить у неё прощения.)

Фрагмент 4.

         Стражники отпустили его. Мать приложилась к  сыну и он откусил ей ухо. Стражники начали его бить, говоря, что он не только вор, но ещё не почитает свою мать, что является ещё большим злом.

- Как вы понимаете значение слова «приложиться»? (прикоснуться)

- Что он сделал на самом деле?

- Что ответил вор? («Я не люблю мать»…)

Фрагмент 4.

         Стражники отпустили его. Мать приложилась к  сыну и он откусил ей ухо. Стражники начали его бить, говоря, что он не только вор, но ещё не почитает свою мать, что является ещё большим злом.

- Как вы понимаете значение слова «приложиться»? (прикоснуться)

- Что он сделал на самом деле?

- Что ответил вор? («Я не люблю мать»…)

 

 

Слайд

 

А вот что сказал    о равнодушии  известный ирландский драматург и романист Бернард Шоу  «Самый большой грех по отношению к ближнему – не ненависть, а равнодушие; вот истинно вершина бесчеловечности».

(Слайд)

 

 Если человек равнодушен, а есть ли у него душа? Можно её увидеть обычным зрением?                 

В учебнике ОПК о Душе сказано вот так :  Если человек не думает о своей душе, если он кормит её ненавистью, завистью, предательством, раздражительностью, душа слабеет…Бывают брошенные дома. Бывают брошенные вещи. А ещё бывают мёртвые души.

ХII  Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Исправление ошибок в работе в группах.

1. Работа с пословицами

Теперь вы знаете, что такое особое зрение, что помогает человеку стать человеком и хочется ещё раз проверить, а можете ли объяснить пословицы? Что такое пословица? Пословица - это краткое народное изречение, в котором отражается народная мудрость, жизненный опыт.

(Слайд Собери пословицы)

 

2.     Подведение итогов

Актуальны ли в XXI веке заповеди Маленького принца? Нужны ли они нам с вами?

Ребята, вы хотите, чтобы долго-долго наша планета существовала?

Пусть заповеди сказки Экзюпери помогут вам сделать жизнь на Земле ещё лучше и краше.

 «Есть такое твёрдое правило: встал поутру, умылся, привёл себя в порядоки сразу же приведи в порядок свою планету»;

«Ты всегда в ответе за всех, кого приручил»;

 «Зорко одно лишь сердце. Самого главного глазами не увидишь»;

  «Надо судить не по словам, а по делам»

«У каждого человека свои звёзды»

 

 Кому хочется прочитать  все приключения Нильса и маленького принца, могут в библиотеках найти книжки.

Желаю Вам 
Чтоб книга помогла учиться, 
Учиться, чтобы знать, учиться, чтобы жить, 
Учиться, чтоб творить, учиться, чтоб бороться, 
Учиться, чтоб гореть, учиться, чтоб любить. 
Учиться в жизни человеком быть!

 

ХII Рефлексия

Как сказал Маленький принц , что у каждого человека должны быть свои звёзды, вы обязательно их откроете, достанете. Но я сегодня раздаю вам одну из ваших многочисленных в будущем звёзд. На лесенке успеха прикрепите её там, где вы считаете она должна быть. Не беда, если сегодня она не на высоте. Значит , нам есть , куда стремиться, чему учиться .

 

 

    

Булат Окуджава

 Осудите сначала себя самого

Научитесь искусству такому

А уж после судите врага своего

И соседа по шару земному

Научитесь сначала себе самому

Не прощать ни единой промашки,

А уж после кричите врагу своему

Что он враг и грехи его тяжки.

Не в другом, а в себе побеждайте врага.

А когда преуспеете в этом

Не придётся уж больше валять дурака

Вот и станете вы человеком.

 

Звучит. Музыка Микаэла Таривердиева Слова Николая Добронравова «Маленький принц»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».

Обобщающий урок литературного чтения в 4 классе  «Приближаемся к разгадке тайны особого зрения. Выясняем, что помогает человеку стать человеком».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.12.2019