ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)
Факультет филологии и межкультурной коммуникации
Зачетный урок по русскому языку проведенный
в 7 «А» классе
Урок русского языка. Тема: «Причастие. Повторение»
Цели:
Обучающие:
-обобщение и систематизация знаний умений и навыков полученных при изучении темы;
- отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.
Развивающие:
-развитие самостоятельной деятельности учащегося по обобщению сведений о причастии и предложений, осложненном причастным оборотом.
-развитие творческих способностей учащегося через составление рассказа с использованием причастий
-развитие словарного запаса учащегося
Воспитательная:
- воспитывать интерес к русскому языку.
Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран.
Ход урока.
Здравствуйте садитесь.
-Ребята послушайте загадку.
Чтение учителем строк (слайд 1).
Вопросы (слайд 1)
-Как вы думаете о какой части речи говорится?(причастие)
-Почему мы решили, что именно о причастии? (указаны основные признаки прилагательного и глагола)
-И как вы думаете о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?
-Все верно, вы угадали данную загадку, сегодня на уроке мы продолжим говорить о причастии,, но не просто продолжим, а вспомним, обобщим и закрепим те знание, которые вы используете на уроках или выполняя домашняя задание.
-И тема нашего урока. «Страницы жизни причастия». Открываем тетради, Записываем число, классная работа, Тема урока.
(Цель: Повторить закрепить) Ребята, а давайте с вами проверим, что мы уже знаем о причастии?
Открывается слайды 3-5. Тесты.
Зачитываю вопрос, ребята выбирают ответ. Проходим тест.
Слайд 6 открывается.
-а теперь подробно разберём всё, что мы знаем о причастии. И первая наша «страница» называется «Глагол + прилагательное..»
Открывается слайд 7.
- вашему вниманию я предлагаю высказывание Владимира Ивановича Даля о причастии.
Зачитываю «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»
- ребята как вы понимаете смысл этого высказывания?
- а,что вы знаете о Владимире Ивановиче? ( выходит ученик и рассказывает, что Владимир Иванович Даль всю жизнь посвятил изучению русского языка. В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», Более пятидесяти лет В. И. Даль трудился над созданием знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866),
Как вы думаете, если бы вы знали тему нашего урока, смогли бы вы узнать, что в данном эпиграфе говорится и причастии?
Что вам бы помогло?
(ПРИЧАСТНЫЙ: имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)
- у причастия есть родственники глагол и прилагательное. эти родственники преподнесли причастию свои подарки. Открывается слайд 8.
-задание такое: Вам необходимо выбрать из списка в первый столбик подарки глагола, во второй столбик – подарки прилагательного.
- к доске идут ……. 1ый ученик.- ты записываешь в первый столбик подарки от глагола, а второму ученику - подарки о прилагательного.
Остальные учащиеся записывают в тетрадь.
глагол |
прилагательное |
вопросы что делать? Что сделать? -возвратность -Вид -наклонение -время
|
-род -число -роль в предложении -вопрос какой? -падеж -склонение
|
- сейчас мы более подробно поговорим о прилагательном.
И следующая наша страница открывается слайд 9. «Склоняюсь я как прилагательное».
- наш сегодняшний урок начинался с загадки, давайте еще раз вспомним и прочитаем( читает ученик).
- проверим как вы умете правильно писать падежные окончания причастий.
- у вас на столах у каждого ученика лежат листочки с заданием , вам нужно Вставить пропущенные буквы в окончания причастий, графически выделить орфограмму и объяснить.
Как только учащиеся выполнили задание открыть слайд 11 с проверкой данного задания.
- обменяйтесь тетрадками друг с другом, и каждый проверяет правильно ли его сосед выполнил работу.
Спрашивать учеников, как они выполнили это задание, что вставили и почему.
• Блеснуть на потемневшем горизонте, под раскрывшимся парашютом, раздаваться в посвежевшем воздухе, под отяжелевшими облаками, видневшийся сквозь ограду сад, нарядившиеся по-летнему девчата, усыпанной жёлтыми листьями аллее, с угасающим летним днем, в растущем по дороге кустарнике, затухающее пламя костра.
Открывается слайд 12
-приступим к следующей главе жизни причастий. Называется она у нас «действовать или страдать?»
- следующим нашим заданием будет распределительный диктант. На слайде представлены причастия – действительные и страдательные, вам нужно их распределить по двум группам, в 1ую все действительные причастия, 2ую- все страдательные. Выделяя при этом суффиксы причастий.
Дети распределяю на местах каждый у себя в тетради. Спрашиваю двух учеников на оценку почему он распределил в эту колонку по какому признаку.
действительные |
страдательные |
Избирающие командира, задиравший нос, прикоснувшаяся к плите, загоравшая на берегу, предложивший дружбу, вырастающий на глазах, прилагающий усилия,
|
изучаемый предмет,
сваренная рыба, разбитая посуда, прочитанная книга, решаемая задача. Исписанная тетрадь, потерянная книга.
|
- переходим на следующую страницу нашего причастия «Моё появление». Открывается слайд 14
-Вспомните от какой части речи образовалось причастие? (глагол)
Открывается слайд 15.
-Скажите мне, пожалуйста, как образовываются страдательные и действительные причастия? Глядя на эту таблицу .
Ученик отвечает.
- мы повторение образование страдательных и действительных причастий, а давайте проверим все вы умеете образовывать от исходных глаголов причастия. Вашему вниманию (открывается слайд 16) представлений глаголы,(перечисляю их) вам нужно образовать от данных глаголов всевозможные виды причастий (их 4) и выделить суффиксы которые помогли вам в образовании новой части речи.
( кто доске? Или на местах?))
Выполнили, рассказать как каждое причастие образовали. Проверили.
Открывай слайд 17.
-Приступаем к главе под название «об обратной стороне дела»
- в данной главе нам необходимо выполнить задания.
Открыть слайд 19.
- дан текст. Прочитаем текст.
- как вы видите в данном тексте отсутствуют знаки препинания, вам нужно.
1. записать текст в тетради, расставляя недостающие знаки препинания;
2. выделить причастные обороты
3. графически их объяснить.
( на местах?? Или к доске?))
Открывается слайд 20
-Проверим верно ли вы расставили запятые и выделили причастные обороты.
Ученик отвечают, почему они поставили там запятую, и где главное слово, где причастный оборот
Открывается слайд 21
- вашему вниманию я предлагаю высказывание Михаила Васильевича Ломоносова.
Читаю высказывание.
“Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”
- Что мы помним о Ломоносове и его заслугах в области русского языка? ( ученик рассказывает биографию Михаил Васильевич Ломоносов первый русский ученый-энциклопедист, поэт . Ломоносов был борцом за сохранность и чистоту русского языка всю свою жизнь. Ломоносов, Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых. Велики заслуги Михаила Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения,)
- как вы думаете ,что м.в. имел ввиду?()
Открывается слайд 22.
- переходим на следующую страницу «умей меня употребить» непосредственно связанное с данным высказыванием.
-Несмотря на достоинства причастия, совмещающего в себе «имени и глагола силу», в устной речи оно встречается редко.
- Докажем это, выполнив следующее задание.
Открывается слайд 23
- вам нужно Заменить придаточную часть причастным оборотом; расставить запятые; выделить суффиксы у причастий.
К доске выходя 1 ученик пишет уже исправленное предложение, с причастным оборотом, остальные на местах в тетрадях (открывается слайд 24 проверяем)
Также со 2ым,3им, и 4ым предложением. ( разные учащиеся)
После выполнения последнего задания.
- и так, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.
- скажи мне:
Что такое причастие?( Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. )
На какие вопросы отвечает
(Отвечает на вопросы: Какой? Что делающий? Что сделавший?)
В предложении причастия бывают (определениями или сказуемыми.)
Ярким морфемный признаком у причастий – (суффикс)
Как образуются действительные причастия настоящего времени?
Действительные причастия прошедшего времени?
Страдательные причастия настоящего времени?
Страдательные причастия прошедшего времени?
Итог:
На сегодняшнем уроке мы пролистали страницы книги жизни части речи (формы глагола) Причастия, исследовали жизнь этой части речи. Мы обобщили всё, что нам известно о Причастии, повторили основные орфографические и пунктуационные правила, касающиеся этой части речи. Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять.
(((Если останется время!!))
Вам в скором будущем предстоит сдавать экзамены. Давайте потренируемся и Выполним пару заданий из КИМов.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.