Обобщающий урок по причастию

  • docx
  • 20.02.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обощающий урок. тмапричастие.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

 

Факультет филологии и межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

Зачетный урок по русскому языку проведенный

в 7 «А» классе

 

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка. Тема: «Причастие. Повторение»

Цели:

Обучающие:

-обобщение и систематизация знаний умений и навыков полученных при изучении темы;

- отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие:

-развитие самостоятельной деятельности учащегося по обобщению сведений о причастии и предложений, осложненном причастным оборотом.

-развитие творческих способностей учащегося через составление рассказа с использованием причастий

-развитие словарного запаса учащегося

Воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран.

Ход урока.

Здравствуйте садитесь.

-Ребята послушайте загадку.

Чтение учителем строк (слайд 1).

Вопросы (слайд 1)

-Как вы думаете о какой части речи говорится?(причастие)

-Почему мы решили, что именно о причастии? (указаны основные признаки прилагательного и глагола)

-И как вы думаете о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?

-Все верно, вы угадали данную загадку, сегодня на уроке мы продолжим говорить о причастии,, но не просто продолжим, а вспомним,  обобщим и закрепим те знание, которые вы используете на уроках  или выполняя домашняя задание.

-И тема нашего урока. «Страницы жизни причастия». Открываем тетради, Записываем число, классная работа, Тема урока.

(Цель: Повторить закрепить) Ребята, а давайте с вами проверим, что мы уже знаем о причастии?

Открывается слайды 3-5. Тесты.

Зачитываю вопрос, ребята выбирают ответ. Проходим тест.

Слайд 6 открывается.

-а теперь подробно разберём всё, что мы знаем о причастии. И первая наша «страница» называется «Глагол + прилагательное..»

Открывается слайд 7.

- вашему вниманию я предлагаю высказывание Владимира Ивановича Даля о причастии.

Зачитываю «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»

- ребята как вы понимаете смысл этого высказывания?

- а,что вы знаете о Владимире Ивановиче? ( выходит ученик и рассказывает, что Владимир Иванович Даль всю жизнь посвятил изучению русского языка. В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», Более пятидесяти лет В. И. Даль трудился над созданием знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866),

Как вы думаете, если бы вы знали тему нашего урока, смогли бы вы узнать, что в данном эпиграфе говорится и причастии?

Что вам бы помогло?

(ПРИЧАСТНЫЙ: имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

 

- у причастия есть родственники глагол и прилагательное. эти родственники преподнесли причастию свои подарки. Открывается слайд 8.

-задание такое: Вам необходимо выбрать из списка в первый столбик подарки глагола, во второй столбик – подарки прилагательного.

- к доске идут ……. 1ый ученик.- ты записываешь в первый столбик подарки от глагола, а второму ученику -  подарки о  прилагательного.

Остальные учащиеся записывают в тетрадь.

глагол

прилагательное

вопросы что делать? Что сделать?

-возвратность

-Вид

-наклонение

-время

 

-род

-число

-роль в предложении

 -вопрос какой?

-падеж

 -склонение

 

 

 

- сейчас мы более подробно поговорим о прилагательном.

И следующая наша страница открывается слайд 9. «Склоняюсь я как прилагательное».

- наш сегодняшний урок начинался с загадки, давайте еще раз вспомним и прочитаем( читает ученик).

- проверим как вы умете правильно писать падежные окончания причастий.

- у вас на столах у каждого ученика лежат листочки с заданием , вам нужно Вставить пропущенные буквы в окончания причастий, графически выделить орфограмму и объяснить.

Как только учащиеся выполнили задание открыть слайд 11 с проверкой данного задания.

- обменяйтесь тетрадками друг с другом, и каждый проверяет правильно ли его сосед выполнил работу.

Спрашивать учеников, как они выполнили это задание, что вставили и почему.

      Блеснуть на потемневшем горизонте, под раскрывшимся парашютом, раздаваться в посвежевшем воздухе, под отяжелевшими облаками, видневшийся сквозь ограду сад, нарядившиеся по-летнему девчата, усыпанной жёлтыми листьями аллее, с угасающим летним днем, в растущем по дороге кустарнике, затухающее пламя костра.

Открывается слайд 12

-приступим к следующей главе жизни причастий. Называется она у нас «действовать или страдать?»

 - следующим нашим заданием будет распределительный диктант. На слайде представлены причастия – действительные и страдательные, вам нужно их распределить по двум группам, в 1ую все действительные причастия, 2ую- все страдательные. Выделяя при этом суффиксы причастий.

 

Дети распределяю на местах каждый у себя в тетради. Спрашиваю двух учеников на оценку  почему он распределил в эту колонку по какому признаку.

действительные

страдательные

 

Избирающие командира, задиравший нос,

прикоснувшаяся к плите, загоравшая на берегу, предложивший дружбу,

 вырастающий на глазах, прилагающий усилия,

 

изучаемый предмет,

 

сваренная рыба, разбитая посуда,

прочитанная книга, решаемая задача.

Исписанная тетрадь, потерянная книга.

 

 

- переходим на следующую страницу нашего причастия «Моё появление». Открывается слайд 14

-Вспомните от какой части речи образовалось причастие? (глагол)

Открывается слайд 15.

-Скажите мне, пожалуйста, как образовываются страдательные и действительные причастия? Глядя на эту таблицу .

Ученик отвечает.

-  мы повторение образование страдательных и действительных причастий, а давайте проверим все вы умеете образовывать от исходных глаголов причастия. Вашему вниманию (открывается слайд 16)  представлений глаголы,(перечисляю их) вам нужно образовать от данных глаголов всевозможные виды причастий (их 4) и выделить суффиксы которые помогли вам в образовании новой части речи.

 

( кто доске? Или на местах?))

Выполнили, рассказать как каждое причастие образовали. Проверили.

Открывай слайд 17.

-Приступаем к главе под название «об обратной стороне дела»

- в данной главе нам необходимо выполнить задания.

Открыть слайд 19.

- дан текст. Прочитаем текст.

- как вы видите в данном тексте отсутствуют знаки препинания, вам нужно.

1. записать текст в тетради, расставляя недостающие знаки препинания;

2. выделить причастные обороты

3. графически их объяснить.

 ( на местах?? Или к доске?))

Открывается слайд 20

-Проверим верно ли вы расставили запятые и выделили причастные обороты.

Ученик отвечают, почему они поставили там запятую, и где главное слово, где причастный оборот

Открывается слайд 21

- вашему вниманию я предлагаю высказывание Михаила Васильевича Ломоносова.

Читаю высказывание.

“Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”

 

- Что мы помним о Ломоносове и его заслугах в области русского языка? ( ученик рассказывает биографию Михаил Васильевич Ломоносов первый русский ученый-энциклопедист, поэт . Ломоносов был борцом за сохранность и чистоту русского языка всю свою жизнь. Ломоносов, Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых. Велики заслуги Михаила Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения,)

- как вы думаете ,что м.в. имел ввиду?()

Открывается слайд 22.

- переходим на следующую страницу «умей меня употребить»  непосредственно связанное с данным высказыванием.

 -Несмотря на достоинства причастия, совмещающего в себе «имени и глагола силу», в устной речи оно встречается редко.

 - Докажем это, выполнив следующее задание.

Открывается слайд 23

- вам нужно  Заменить придаточную часть причастным оборотом; расставить запятые; выделить суффиксы у причастий.

К доске выходя 1 ученик пишет уже исправленное предложение, с причастным оборотом, остальные на местах в тетрадях (открывается слайд 24 проверяем)

Также со 2ым,3им, и 4ым предложением. ( разные учащиеся)

 

После выполнения последнего задания.

- и так, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- скажи мне:

Что такое причастие?( Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. )

На какие вопросы отвечает

(Отвечает на вопросы: Какой? Что делающий? Что сделавший?)

 

 

В предложении причастия бывают (определениями или сказуемыми.)

Ярким морфемный признаком у причастий – (суффикс)

Как образуются действительные причастия настоящего времени?

Действительные причастия прошедшего времени?

Страдательные причастия настоящего времени?

Страдательные причастия прошедшего времени?

Итог:

На сегодняшнем уроке мы пролистали страницы книги жизни части речи (формы глагола) Причастия, исследовали жизнь этой части речи.  Мы обобщили всё, что нам известно о Причастии, повторили основные орфографические и пунктуационные правила, касающиеся этой части речи. Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять.

(((Если останется время!!))

Вам в скором будущем предстоит сдавать экзамены.   Давайте потренируемся и Выполним пару заданий из КИМов.