Обобщающий урок по причастию
Оценка 4.9

Обобщающий урок по причастию

Оценка 4.9
docx
20.02.2020
Обобщающий урок по причастию
обощающий урок. тмапричастие.docx

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«АМУРСКИЙ ГУМАНИТАРНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ

ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

(ФГБОУ ВПО «АмГПГУ»)

 

 

Факультет филологии и межкультурной коммуникации

 

 

 

 

 

                          

 

 

 

 

 

 

Зачетный урок по русскому языку проведенный

в 7 «А» классе

 

 

                                                                             

 

 

 

 

 

 

 

Урок русского языка. Тема: «Причастие. Повторение»

Цели:

Обучающие:

-обобщение и систематизация знаний умений и навыков полученных при изучении темы;

- отработка навыков выделения и нахождения причастного оборота в предложении.

Развивающие:

-развитие самостоятельной деятельности учащегося по обобщению сведений о причастии и предложений, осложненном причастным оборотом.

-развитие творческих способностей учащегося через составление рассказа с использованием причастий

-развитие словарного запаса учащегося

Воспитательная:

- воспитывать интерес к русскому языку.

Оборудование: персональные компьютеры, проектор, экран.

Ход урока.

Здравствуйте садитесь.

-Ребята послушайте загадку.

Чтение учителем строк (слайд 1).

Вопросы (слайд 1)

-Как вы думаете о какой части речи говорится?(причастие)

-Почему мы решили, что именно о причастии? (указаны основные признаки прилагательного и глагола)

-И как вы думаете о какой части речи мы продолжим говорить сегодня на уроке?

-Все верно, вы угадали данную загадку, сегодня на уроке мы продолжим говорить о причастии,, но не просто продолжим, а вспомним,  обобщим и закрепим те знание, которые вы используете на уроках  или выполняя домашняя задание.

-И тема нашего урока. «Страницы жизни причастия». Открываем тетради, Записываем число, классная работа, Тема урока.

(Цель: Повторить закрепить) Ребята, а давайте с вами проверим, что мы уже знаем о причастии?

Открывается слайды 3-5. Тесты.

Зачитываю вопрос, ребята выбирают ответ. Проходим тест.

Слайд 6 открывается.

-а теперь подробно разберём всё, что мы знаем о причастии. И первая наша «страница» называется «Глагол + прилагательное..»

Открывается слайд 7.

- вашему вниманию я предлагаю высказывание Владимира Ивановича Даля о причастии.

Зачитываю «Часть речи, причастная глаголу, в образе прилагательного»

- ребята как вы понимаете смысл этого высказывания?

- а,что вы знаете о Владимире Ивановиче? ( выходит ученик и рассказывает, что Владимир Иванович Даль всю жизнь посвятил изучению русского языка. В 1862 г. был опубликован уникальный сборник «Пословицы русского народа», Более пятидесяти лет В. И. Даль трудился над созданием знаменитого «Толкового словаря живого великорусского языка» (1863-1866),

Как вы думаете, если бы вы знали тему нашего урока, смогли бы вы узнать, что в данном эпиграфе говорится и причастии?

Что вам бы помогло?

(ПРИЧАСТНЫЙ: имеющий непосредственное отношение, касательство к чему-нибудь)

 

- у причастия есть родственники глагол и прилагательное. эти родственники преподнесли причастию свои подарки. Открывается слайд 8.

-задание такое: Вам необходимо выбрать из списка в первый столбик подарки глагола, во второй столбик – подарки прилагательного.

- к доске идут ……. 1ый ученик.- ты записываешь в первый столбик подарки от глагола, а второму ученику -  подарки о  прилагательного.

Остальные учащиеся записывают в тетрадь.

глагол

прилагательное

вопросы что делать? Что сделать?

-возвратность

-Вид

-наклонение

-время

 

-род

-число

-роль в предложении

 -вопрос какой?

-падеж

 -склонение

 

 

 

- сейчас мы более подробно поговорим о прилагательном.

И следующая наша страница открывается слайд 9. «Склоняюсь я как прилагательное».

- наш сегодняшний урок начинался с загадки, давайте еще раз вспомним и прочитаем( читает ученик).

- проверим как вы умете правильно писать падежные окончания причастий.

- у вас на столах у каждого ученика лежат листочки с заданием , вам нужно Вставить пропущенные буквы в окончания причастий, графически выделить орфограмму и объяснить.

Как только учащиеся выполнили задание открыть слайд 11 с проверкой данного задания.

- обменяйтесь тетрадками друг с другом, и каждый проверяет правильно ли его сосед выполнил работу.

Спрашивать учеников, как они выполнили это задание, что вставили и почему.

      Блеснуть на потемневшем горизонте, под раскрывшимся парашютом, раздаваться в посвежевшем воздухе, под отяжелевшими облаками, видневшийся сквозь ограду сад, нарядившиеся по-летнему девчата, усыпанной жёлтыми листьями аллее, с угасающим летним днем, в растущем по дороге кустарнике, затухающее пламя костра.

Открывается слайд 12

-приступим к следующей главе жизни причастий. Называется она у нас «действовать или страдать?»

 - следующим нашим заданием будет распределительный диктант. На слайде представлены причастия – действительные и страдательные, вам нужно их распределить по двум группам, в 1ую все действительные причастия, 2ую- все страдательные. Выделяя при этом суффиксы причастий.

 

Дети распределяю на местах каждый у себя в тетради. Спрашиваю двух учеников на оценку  почему он распределил в эту колонку по какому признаку.

действительные

страдательные

 

Избирающие командира, задиравший нос,

прикоснувшаяся к плите, загоравшая на берегу, предложивший дружбу,

 вырастающий на глазах, прилагающий усилия,

 

изучаемый предмет,

 

сваренная рыба, разбитая посуда,

прочитанная книга, решаемая задача.

Исписанная тетрадь, потерянная книга.

 

 

- переходим на следующую страницу нашего причастия «Моё появление». Открывается слайд 14

-Вспомните от какой части речи образовалось причастие? (глагол)

Открывается слайд 15.

-Скажите мне, пожалуйста, как образовываются страдательные и действительные причастия? Глядя на эту таблицу .

Ученик отвечает.

-  мы повторение образование страдательных и действительных причастий, а давайте проверим все вы умеете образовывать от исходных глаголов причастия. Вашему вниманию (открывается слайд 16)  представлений глаголы,(перечисляю их) вам нужно образовать от данных глаголов всевозможные виды причастий (их 4) и выделить суффиксы которые помогли вам в образовании новой части речи.

 

( кто доске? Или на местах?))

Выполнили, рассказать как каждое причастие образовали. Проверили.

Открывай слайд 17.

-Приступаем к главе под название «об обратной стороне дела»

- в данной главе нам необходимо выполнить задания.

Открыть слайд 19.

- дан текст. Прочитаем текст.

- как вы видите в данном тексте отсутствуют знаки препинания, вам нужно.

1. записать текст в тетради, расставляя недостающие знаки препинания;

2. выделить причастные обороты

3. графически их объяснить.

 ( на местах?? Или к доске?))

Открывается слайд 20

-Проверим верно ли вы расставили запятые и выделили причастные обороты.

Ученик отвечают, почему они поставили там запятую, и где главное слово, где причастный оборот

Открывается слайд 21

- вашему вниманию я предлагаю высказывание Михаила Васильевича Ломоносова.

Читаю высказывание.

“Сии глагольные имена служат к сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу”

 

- Что мы помним о Ломоносове и его заслугах в области русского языка? ( ученик рассказывает биографию Михаил Васильевич Ломоносов первый русский ученый-энциклопедист, поэт . Ломоносов был борцом за сохранность и чистоту русского языка всю свою жизнь. Ломоносов, Михаил Васильевич — один из величайших русских поэтов и ученых. Велики заслуги Михаила Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения,)

- как вы думаете ,что м.в. имел ввиду?()

Открывается слайд 22.

- переходим на следующую страницу «умей меня употребить»  непосредственно связанное с данным высказыванием.

 -Несмотря на достоинства причастия, совмещающего в себе «имени и глагола силу», в устной речи оно встречается редко.

 - Докажем это, выполнив следующее задание.

Открывается слайд 23

- вам нужно  Заменить придаточную часть причастным оборотом; расставить запятые; выделить суффиксы у причастий.

К доске выходя 1 ученик пишет уже исправленное предложение, с причастным оборотом, остальные на местах в тетрадях (открывается слайд 24 проверяем)

Также со 2ым,3им, и 4ым предложением. ( разные учащиеся)

 

После выполнения последнего задания.

- и так, давайте подведем итоги сегодняшнего урока.

- скажи мне:

Что такое причастие?( Причастие - самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию, объединяет в себе свойства прилагательного и глагола. )

На какие вопросы отвечает

(Отвечает на вопросы: Какой? Что делающий? Что сделавший?)

 

 

В предложении причастия бывают (определениями или сказуемыми.)

Ярким морфемный признаком у причастий – (суффикс)

Как образуются действительные причастия настоящего времени?

Действительные причастия прошедшего времени?

Страдательные причастия настоящего времени?

Страдательные причастия прошедшего времени?

Итог:

На сегодняшнем уроке мы пролистали страницы книги жизни части речи (формы глагола) Причастия, исследовали жизнь этой части речи.  Мы обобщили всё, что нам известно о Причастии, повторили основные орфографические и пунктуационные правила, касающиеся этой части речи. Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять.

(((Если останется время!!))

Вам в скором будущем предстоит сдавать экзамены.   Давайте потренируемся и Выполним пару заданий из КИМов.

 

 

 

 

 


 

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ бюджетное

Урок русского языка. Тема: «Причастие

Урок русского языка. Тема: «Причастие

И первая наша «страница» называется «Глагол + прилагательное

И первая наша «страница» называется «Глагол + прилагательное

Вставить пропущенные буквы в окончания причастий, графически выделить орфограмму и объяснить

Вставить пропущенные буквы в окончания причастий, графически выделить орфограмму и объяснить

Скажите мне, пожалуйста, как образовываются страдательные и действительные причастия?

Скажите мне, пожалуйста, как образовываются страдательные и действительные причастия?

Велики заслуги Михаила Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения,) - как вы думаете ,что м

Велики заслуги Михаила Ломоносова в истории русской науки и русского просвещения,) - как вы думаете ,что м

Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять

Надеюсь, что урок прошел с пользой и интересом, и теперь вы будете грамотно писать причастия и правильно их употреблять
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.02.2020