Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)
Оценка 4.9

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
обществознание
9 кл
07.11.2017
Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)
Деньги – это самый знакомый экономический механизм, известный нам с раннего детства, с первой купюры. И вместе с тем – один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о мире денег необходимо иметь каждому из нас. Цель урока - проверить и обобщить знания по ранее изученным темам: “Причины возникновения, формы и функции денег”, “Роль денег как средства обмена, измерения, сбережения”. Его мы проведем с вами в необычной форме, в форме игры, и совершим восхождение на вершину горы. Гора эта называется “Мир денег”. Восхождение к вершине будем осуществлять двумя группами (класс разбивается на группы).Деньги – это самый знакомый экономический механизм, известный нам с раннего детства, с первой купюры. И вместе с тем – один из сложнейших экономических механизмов цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам, финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о мире денег необходимо иметь каждому из нас. Цель урока - проверить и обобщить знания по ранее изученным темам: “Причины возникновения, формы и функции денег”, “Роль денег как средства обмена, измерения, сбережения”. Его мы проведем с вами в необычной форме, в форме игры, и совершим восхождение на вершину горы. Гора эта называется “Мир денег”. Восхождение к вершине будем осуществлять двумя группами (класс разбивается на группы).
экон роль денег.docx
Обобщающий урок "Мир денег" Деминов Дмитрий Дмитриевич, учитель обществознания Предмет: экономика, повторительно – обобщающий урок. Продолжительность: 40 минут. Класс: 11 Технологии: презентация PowerPoint, интерактивный образовательный комплекс  “Экономика, 9 ­11. Практикум” Цель: проверить и обобщить полученные знания по темам: “Причины возникновения,  формы и функции денег”, “Роль денег как средства обмена, измерения, сбережения”. Задачи:    образовательная – проверка и закрепление знаний, полученных и сформированных  на предыдущих уроках; воспитательная – воспитание самостоятельности, умения принимать правильные  решения, умения работы в коллективе; развивающая – развитие речи, внимания, логического мышления, памяти,  познавательного интереса. Формы работы: индивидуальная, фронтальная. Межпредметные связи: история, обществознание. Оснащение урока (оборудование и материалы): компьютер, мультимедиапроектор,  образовательный комплекс “Обществознание, 9 ­11. Практикум”, презентация, раздаточный материал, оформление кабинета. Ход урока 1. Организационный момент (2 минуты). Слайд 1. Добрый день, дорогие друзья! Деньги – это самый знакомый экономический механизм, известный нам с раннего детства, с первой купюры. И вместе с тем – один из сложнейших экономических механизмов  цивилизации. Все его законы ведомы только профессионалам – ученым, банкирам,  финансистам. Но чтобы не делать досадных ошибок, некоторое представление о мире  денег необходимо иметь каждому из нас. Цель сегодняшнего урока ­ проверить и обобщить наши знания по ранее изученным темам:  “Причины возникновения, формы и функции денег”, “Роль денег как средства обмена,  измерения, сбережения”. Его мы проведем с вами в необычной форме, в форме игры, и  совершим восхождение на вершину горы (слайд 2). Гора эта называется “Мир денег”. Восхождение к вершине будем осуществлять двумя группами (класс разбивается на  группы). За нами наблюдает наши инструктора (жюри), которые оценивают коэффициент участия  каждого “туриста­альпиниста” в нашем восхождении. Команда, набравшая большее  количество баллов, объявляется победителем. 2. Основная часть (35 минут). 1. Разминка (слайд 3). Принято, что к соревнованию человек готовится и свою подготовку обычно начинает с  разминки. Проведем разминку и мы. На слайде 3 команды по очереди выбирают гиперссылку – значок “вопросик” для  выбора задания (слайды с 4 по 13). ­ Кто и когда ввел в России бумажные деньги? (слайд 4) Екатерина II, 1769 год, ­ Откуда пошло название “рубль”? (слайд 5) От глагола “рубить”. Исторически понятие “рубль” возникло в XIII веке в Новгороде, где  под “рублём” понималась одна из частей разрубленной пополам гривны (слиток серебра  массой около 200 грамм). ­ Откуда пошло название “копейка”? (слайд 6) На монетах изображали Георгия Победоносца с копьем ­ всадника, поражающего копьем  змия. ­ Что такое эмиссия денег? (слайд 7) Эмиссия – выпуск денег в обращение. ­ Назовите эмиссионный банк Российской Федерации. (слайд 8) Эмиссионный банк – банк, который в законодательном порядке уполномочен выпускать  деньги в обращение. В Российской Федерации – это Центральный Банк РФ. ­ Что такое бартер? (слайд 9) Бартер – это прямой безденежный обмен товарами или услугами ­ Что такое ликвидность? (слайд 10) Ликвидность ­ степень легкости реализации, продажи, превращения материальных  ценностей и прочих активов в денежные средства ­ Где и когда были изобретены первые бумажные деньги? (слайд 11) В Китае, VIII век нашей эры ­ Как по–другому называются бумажные денежные знаки? (слайд 12) Банкноты (в обыденной речи “купюры”). ­ Что такое номинальная стоимость денежных знаков? (слайд 13) Нарицательная (назначенная, установленная) стоимость бумажных денежных знаков,  монет. Ну что ж, разминка окончена, теперь в путь! 2. Теперь в путь! Первый пологий участок горы называется “Эволюция денег” (слайд 14). Подъем к вершине горы будет нелегким. Чтобы продвинуться вперед, надо показать  знания. Выступление представителей команд, подготавливаются заранее. Сопровождается  показом слайдов презентации. За выступление командам присуждается от 30 до 50  баллов. 1. Обмен – это слово всем знакомо. Меняешь то, чего у тебя много, на то, чего нет, или на  то, что очень нужно. Это и есть взаимовыгодный обмен, или, как теперь часто говорят,  бартер. Так вот, у бартера тысячелетняя история. Было такое время, когда люди совсем не знали  денег. Жили они тогда племенами, занимались охотой, скотоводством. Однако с обменом  постоянно возникали проблемы. Например, вам нужно обменять рыбу на корову: во­ первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во­вторых, найти  человека, которому необходимо много рыбы, в­третьих, сделать так, чтобы рыба не  испортилась, пока вы будете его искать. И с ценами при бартере получалась чехарда.  Сегодня мешок муки можно обменять на два топора, а завтра голодный купец даст вам за  него больше – целых три топора. Разве это справедливо? Люди страдали от неудобства бартера. И чем больше появлялось различных товаров, тем  сложнее было поменять их друг на друга. С течением времени выделился товар, на  который люди охотнее всего обменивались, так как были уверены, что всегда смогут  обменять его на нужные им товары. Так появились первые деньги – вещи, предметы,  которые принимались в оплату за товары или услуги. Их называют товарными. (Слайд 15) 2. Первые деньги не были похожи на те, что сейчас существуют. Деньгами считались  птичьи перья, зерно, табак, сушеная рыба. Постепенно, через века, они уступили место  “деньгам” более удобным. Таким, например, как ракушки морского моллюска каури,  которые были в ходу у туземцев Мальдивских островов. Блестящие, легкие, прочные, они  были распространены во многих странах Азии, Африки, Европы. Каури в качестве  платежного средства просуществовали до самого XX века. Это и понятно – они же удобнее шкур или зерна: не портятся и не теряют вида. Как видим, люди перепробовали немало “денег”, пока пришли к деньгам  металлическим. (Слайд 16) Но и эти деньги отличались от “современных”. Они имели  форму брусков, колец, прутиков, слитков. Какие же были преимущества металлических  денег перед другими? Они не портились, не занимали много места. Но самое главное – ими  можно было расплачиваться за любой товар. Прошло немало времени, прежде чем слитки превратились в монеты. Чтобы их нельзя было подделать, слитки стали клеймить. Клеймо обозначало количество чистого металла в  слитке. Затем стали отражать на слитке место изготовления – город, государство, символы  их власти – гербы. 3. На смену металлическим деньгам пришли бумажные. (Слайд 17) Когда производство  перешло от ручного труда к машинному, и торговля набрала силу, в лавках появилось  много товаров. Металлические деньги оказались неудобными при расчетах. Если  покупаешь дорогую вещь, надо деньги везти на телеге. Тогда­то банки стали выпускать  бумажные деньги, которые получили название “банкноты”. Увы, как бы ни были удобны банкноты, как бы хорошо ни служили, но и они уже уступают  место более удобным…электронным деньгам. (Слайд 18, 19) Сегодня уже во многих странах при расчетах пользуются кредитными карточками. Это и  есть электронные деньги, связанные с компьютером. Появились они около 50 лет назад, а  сегодня их применяют более чем в двухстах странах. Как они работают, эти пластиковые карточки? При оформлении покупки в магазине,  карточку вставляют в кассовый аппарат, пробивают цену, и информация о платеже  поступает в банк, где банковский компьютер тут же вычтет из счета покупателя стоимость  покупки. С помощью такой карточки можно платить за все: за квартиру, за продукты – за  все, что душа пожелает. Удобно, без лишних хлопот. И кроме всего – карточка почти  невесома. Слайд 20 В России первые бумажные деньги (ассигнации) были выпущены в период царствования  Екатерины II, в 1769 году. Выпуск их был обусловлен рядом причин. Монетное обращение  в период царствования Елизаветы (1741 — 1761 гг.) и в последующие годы базировалось на медных деньгах, так как серебра и золота в то время было недостаточно. Расширение  торговых связей, охвативших огромную территорию России, требовало большого  количества денег более удобных, чем медные монеты, которые преобладали в обращении,  но были непригодны для крупных торговых сделок. Платеж в сумме 100 рублей в  пятикопеечных медных монетах весил более 6 пудов (около одного центнера). Согласно Манифесту Екатерины II от 29 декабря 1768 года, в России в 1769 году стали  выпускать первые бумажные деньги в виде ассигнаций. Они мало походили на деньги в  нашем представлении. Это были, скорее всего, банковские обязательства­расписки на  получение монеты. Ну что ж, первый участок благополучно пройден. Впереди следующий отвесный участок. 3. Отвесный участок подъема “Виды, свойства и функции денег”. (Слайд 21) Задание ­ нарисовать схему “Виды денег” и дать пояснение. Сравниваем со схемой на слайде 22. Оценка ответов ­ от 30 до 50 баллов. Задание ­ продемонстрировать свойства денег и дать свой комментарий(работа с купюрой  и монетами). Оценка ответов ­ от 30 до 50 баллов. Демонстрация видеосюжетов. Командам предлагается назвать функции денег. Слайд 23,  24, 25. Оценка правильности ответов ­ от 30 до 50 баллов. Свойства денег Общепризнанность. Всеобщее признание денег как платежного средства. Удобство в обращении. Портативность. Человеку должно быть удобно носить с собой деньги. Они не должны быть объемными и  тяжелыми. Они должны быть удобны для транспортировки, пригодны для хранения. Долговечность (износостойкость). Они не должны быстро изнашиваться. Делимость или разменность. Деньги должны делиться на более мелкие части без утраты их ценности. Неподдельность. Надежность против подделки. Функции денег. Средство обмена. Деньги как средство обмена выполняют роль посредника в движении товаров от продавцов  к покупателям и служат для покупки товаров и услуг, а также для осуществления иных  платежных операций. Эта функция появляется у денег тогда, когда в обществе  совершается переход от натурального обмена к регулярной торговле. Мера стоимости, ценности товара. Деньги выполняют функцию меры стоимости, т.е. служат для измерения и сравнения  стоимостей различных товаров и услуг. Мера стоимости является основной функцией  денег. Все разновидности денег, действующие в национальной экономике в данный момент  времени, предназначены для выражения стоимости товаров. В каждой стране установлена  собственная денежная единица, которая является мерой стоимости всех товаров и услуг,  присутствующих на рынке. В России мерой стоимости, например, является рубль, в США ­  доллар, в Японии ­ иена. Средство сбережения, накопления сокровищ. Деньги, являясь всеобщим эквивалентом, т.е. обеспечивая его владельцу получение любого товара, становятся всеобщим воплощением общественного богатства. Поэтому у людей  возникает стремление к их накоплению и сбережению. При этом деньги извлекаются из  обращения, т.е. продажа­купля прерывается. Однако простое накопление и сбережение  денег владельцу дополнительного дохода не приносят. Средство платежа. Функция денег как средства платежа возникает, когда товары и услуги продаются в  кредит, то есть с отсрочкой платежа. Регулярное систематическое производство для рынка генерирует в обществе устойчивые хозяйственные связи, основанные на разделении труда и специализации товаропроизводителей. В денежной сфере создаются условия для  распространения кредитных отношений в качестве устойчивого экономического явления.  Продажа товаров с условием отсрочки платежа становится необходимым элементом  хозяйственной жизни и составной частью производственного процесса. Она применяется  при оплате сырья и полуфабрикатов, готовой продукции, при оплате труда и во многих  других операциях. Регулярным явлением становится и рыночная торговля в кредит.  Возникает необходимость общественной гарантии исполнения платежа, что  осуществляется путем соответствующего государственного законодательства. Осторожно, обвал. Наша задача выжить в данной ситуации. А чтобы выжить, нужно защитить нашу  национальную денежную единицу. Представители команд демонстрируют степень защиты банкнот номиналом в 1000  рублей. Оценка выступлений представителей команд ­ от 30 до 50 баллов. 5. Привал. Разговаривают двое заключенных: ­ Ты за что сидишь? ­ Я – жертва конкуренции. ­ Как это? ­ Я изготовил точно такие же деньги, что и государственный банк. Я желаю нам с вами не стать жертвами таких конкурентов, быть внимательными, когда  имеем дело с деньгами. И тем более не заниматься подделкой денежных знаков, ибо  последняя преследуется по закону. Статья 186 Уголовного кодекса Российской  Федерации. Статья 186. Изготовление, хранение, перевозка или сбыт поддельных денег или  ценных бумаг 1. Изготовление в целях сбыта поддельных банковских билетов Центрального банка  Российской Федерации, металлической монеты, государственных ценных бумаг или  других ценных бумаг в валюте Российской Федерации либо иностранной валюты или  ценных бумаг в иностранной валюте, а равно хранение, перевозка в целях сбыта и сбыт  заведомо поддельных банковских билетов Центрального банка Российской Федерации,  металлической монеты, государственных ценных бумаг или других ценных бумаг в валюте  Российской Федерации либо иностранной валюты или ценных бумаг в иностранной валюте ­ (в ред. Федерального закона от 28.04.2009 N 66­ФЗ) наказываются лишением свободы на срок от пяти до восьми лет со штрафом в  размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного  дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового. (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162­ФЗ) 2. Те же деяния, совершенные в крупном размере, ­ (в ред. Федерального закона от 08.12.2003 N 162­ФЗ) наказываются лишением свободы на срок от семи до двенадцати лет со штрафом в  размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного  дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением  свободы на срок до одного года либо без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162­ФЗ, от 27.12.2009 N 377­ФЗ) 3. Деяния, предусмотренные частями первой или второй настоящей статьи,  совершенные организованной группой, ­ наказываются лишением свободы на срок от восьми до пятнадцати лет со штрафом в размере до одного миллиона рублей или в размере заработной платы или иного  дохода осужденного за период до пяти лет либо без такового и с ограничением  свободы на срок до двух лет либо без такового. (в ред. Федеральных законов от 08.12.2003 N 162­ФЗ, от 27.12.2009 N 377­ФЗ) 5. Итак, мы смогли выжить. Последний рывок. Наша задача ­ преодолеть этот участок, нужно решить тестовые задания, выбрать  правильный ответ, ответ обосновать (работа в командах). Работа с образовательным комплексом “Экономика, 9 ­11. Практикум” Оценка правильности ответов ­ от 30 до 50 баллов. Мы говорили об истории денег, свойствах, функциях денег, но не сказали самого главного,  что, же такое деньги? Деньги – особый товар (всеобщий эквивалент), который:    принимается всеми в обмен на любые другие товары и услуги; позволяет единообразно соизмерить все товары для нужд обмена и учета; дает возможность сохранить и накопить часть текущих доходов в форме  сбережений. 3. Заключительная часть (3 минуты). Подведение итогов урока, награждение победителей. Демонстрация отрывка из мультфильма “Илья Муромец и Соловей Разбойник” (слайд 26). Пожелания ученикам. Слайд 27. Используемые источники информации (литература, Интернет, ЦОР и др.) 1. 1С: Школа. Образовательный комплекс “Экономика, 9 ­11. Практикум”. Выполнено  на платформе “1С: Образование 3.0”. Под ред. Автономова В.С. ГУ РЦ ЭМТО, ЗАО  “1С”, ООО Издательство “Вита­Пресс”, ЗАО “Инфостудия Экон”, ООО “Физиклон”,  интерактивные модели, 2004. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. Баева Ю.И., Гундерина С.Ю., Каданер А.П. Путешествие в экономику. Сборник  задач I ступень программы СЭО. Под ред. Заиченко Н.А. – СПб: СМИО Пресс, 1998. В стране Экономика/Ред.­сост. Л.И. Жук – Мн.: Изд. ООО “Красико­Принт”, 2001. Василевский А.И. Экономика. Современная экономическая наука в понятиях и  терминах. Школьный справочник. – Ярославль: “Академия развития”, 1997. Волков С.Д., Корнейчук Б.В., Любарский А.Н. Экономика: Сборник задач. – М.:  Рольф, 2001. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р., Филиппова Т.Ю. Основы экономики/учеб. пособ.  Под ред. д­ра эконом. наук. Проф. О.Т. Лебедева. Изд. 2­е, доп. – СПб.: ИД “МиМ”,  1997. Липсиц И.В. Экономика: Учебник для 10 кл. общеобразоват. учрежд. В 2­х кн.  Книга 1. – 8­е изд. – М.: Вита­Пресс, 2004. Научно – методическое издание “Экономика в школе”. Москва. Издательский дом  МПА­Пресс. Программа по экономике 10 класс. И.В. Липсиц. Савицкая Е.В. Уроки экономики в школе: В 2 кн. Кн. 1. Пособие для учителя. – 3­е  изд.­М.: Вита­Пресс. 2000. 11. Стариченко Т.Н. Экономика: Практикум. – М.: Изд­во НЦ ЭНАС, 2004. 12. Экономика. 10 класс: поурочные планы по учебнику И.В. Липсица/ авт.­сост. И.Б.  Ремчукова. – Волгоград: Учитель, 2008. Интернет­ресурсы. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. 11. 12. 13. 14. 15. 16. http://kopaj.ru/?paged=6 http://otstrel.ru/forum/community/tekuschie_sobytiya/51482­turnir_t44_22_maya.html http://phorum.bratishka.ru http://planetolog.ru/banknotes.php?country=RU&year=1961&nominal=3 http://wpapers.ru http://www.niv.ru/shop/book/1­9/1105756/1105762­1/vremennoe­pravitelstvo­rsfsr.htm http://www.mhealth.ru/form/277923/ http://ermitage­gal.ru/levickii­dmitrii­grigorievic­17351822­ portret_imperatrici_ekaterini_ii._1794._holst,_maslo._48h38_sm.html http://japan.msun.ru/Vector/www/Bolotov/Grart/Sv_georgiy.htm http://www.newportal.com.ua/go.html?1e59b142d3d136c21a7c01942aadac53 http://askalex.ru/2010/04/20/cent/ http://primamedia.ru/photo/show.php?f=114200&s=43&p=760 http://www.ctrlc.ru/page/4/?showtopic=988&mode=threaded http://allnews.net.ru/mark/Deficit­likvidnosti­u­rjada­bankov­preodolen/ http://www.hit­travel.ru/?action=get_anons_content&get_anons_content=arch http://forum.smallgames.ws/index.php?showtopic=8321&st=960&p=159821&

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)

Обобщающий урок "Мир денег" (9 класс, обществознание)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.11.2017