Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Обобщающий урок
«Односоставны
по теме:
е
предложения»
аголовок
слайда
1
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
2
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Цели:
•
Повторить и обобщить изученное по теме
«Односоставные предложения»;
• Закрепить навык употребления
односоставных предложений, умение
определять их вид, отличать односоставные
предложения от двусоставных;
3
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
«Тонкие вопросы»
1.Определенно - личные предложения - это
односоставные предложения ?
2.Можно ли в неопределённо - личном
предложении восстановить подлежащее?
3. Могут ли быть в них подлежащими местоимения
1, 2 лица?
4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и
числам?
5. Связаны ли понятия: безличные глаголы и
безличные предложения?
6. Можно ли восстановить подлежащее в
безличном предложении?
7. Согласен ли ты, что назывные предложения
имеют только один главный член предложения -
подлежащее?
8. Может ли назывное предложение быть
распространенным?
9. Назывные - двусоставные предложения?
Да
Да
Нет
Нет
Да
Нет
Да
Да
Нет
4
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
«Вопросы на засыпку»
1. О каком из типов
односоставных предложений
пишет М.В.Ломоносов.
«Умолчание местоимений
личных перед спрягаемыми
формами глагола к «украшению
и важности служит»?
5
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
• 2. О каком из типов
односоставных предложений
ученый-лингвист
пишет
Алексей
Матвеевич
Пешковский?
«Внимание сосредоточено на
действии, действующее лицо
«намеренно
устранено,
намеренно представляется как
неизвестное, неопределенное»
6
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
• 3. Л.Н.Толстой об одном из
А.А.Фета
стихотворений
писал:
• «В нем нет ни одного глагола.
─
выражение
Каждое
картина».
Какие
односоставные
предложения предпочитал
употреблять в своей поэзии
А.А.Фет?
7
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Шепот, робкое дыханье,
Трели соловья,
Серебро и колыханье
Сонного ручья.
Свет ночной, ночные тени,
Тени без конца,
Ряд волшебных изменений милого лица.
В дымных тучках пурпур розы,
Отблеск января,
И лобзания, и слезы,
И заря, заря!
8
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Определите виды
предложений
молиться за чью-нибудь непутевую душу.
1. Похолодало.
2. Потянулись по селу обозы с хлебом.
3. Хорошо смотреть на темное небо да
4. А кругом царит тишина.
5. Солнце стояло низко над горизонтом.
6. Вечер.
7. Голоса по дороге про темную ноченьку
8. Люблю такие осенние вечера.
9. А душа грустит да тихонько радуется
поют.
• Определенно-личные – Диана
•
•
Двусоставные – Денис
Назывные – Дамир
9
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Определенно-личные
• 8. Люблю такие осенние
вечера.
• Глагол-сказуемое
употреблен в форме 1
лица, ед.числа , наст.
времени
10
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Назывное
• 6. Вечер.
• Главный член предложения –
подлежащее – выражен
именем существительным
11
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Безличные
предложения
1. Похолодало.
3. Хорошо смотреть на темное
осеннее небо да молиться за
чью-нибудь непутевую душу.
Безличный глагол;
Личный глагол в безличной форме;
Инфинитив;
Краткое страдательное прич-е;
Категория состояния со словом БЫТЬ ;
Отрицательные конструкции со словом НЕТ
12
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Двусоставные
предложения
2. Потянулись по селу обозы с
хлебом.
4. А кругом царит тишина.
5. Только слышно шуршание
сухих листьев.
7. Голоса по дороге про темную
ноченьку поют.
9. А душа грустит да тихонько
радуется
13
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Неопределенно-личные
предложения
• Газеты приносят утром.
Глагол в форме 3 лица
множ.числа
или
в форме прошедшего времени
множ. числа
14
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Обобщенно-личные
предложения
• Кашу маслом не
испортишь.
• Глагол в форме 2 лица
ед.ч., 3 лица множ.ч. с
обобщенным значением
15
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
• Практические задания:
готовимся к ОГЭ
Диана: Найдите среди данных предложений односоставное.
а) Не плачь ты попусту.
б) Часам к двум пополудни началась гроза.
в) Уж не будут листвою крылатой надо мною звенеть
тополя.
г) Тротуары заливают асфальтом.
Денис: Определите тип предложения: Ночь как год.
а) односоставное;
б) двусоставное.
Дамир: Какое из данных утверждений является неверным?
Определенно-личные предложения – это...
а) предложения, в которых окончания сказуемых-глаголов
определенно указывают на лицо и число местоимений (я,
ты, мы, вы);
б) односоставные предложения;
в) предложения, употребляющиеся только в разговорной
речи.
16
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Диана: Найдите неопределенно-личное предложение.
•а) Еще не успевшая остыть земля излучала тепло.
б) Хорошо в зимнем лесу!
в) В воскресенье старайся больше быть на свежем
воздухе.
г) Газеты приносят утром.
Денис: Определите тип предложения Тропинки в
лесу замело снегом.
•а) двусоставное;
б) определенно-личное;
в) безличное;
г) неопределенно-личное.
Дамир: Какая схема соответствует предложению Россия
вспрянет ото сна, и на обломках самовластья напишут
наши имена?
•а) [двусоставное], и [двусоставное];
б) [двусоставное], и [определенно-личное];
в) [двусоставное], и [неопределенно-личное].
17
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Запишите номера односоставных
предложений
1. У Андрея сжималось сердце...
2. Поздний вечер.
3. Было раннее утро.
4. Марютин был вдовцом.
5. И легче стало дышать.
6. Зазвонил телефон.
7. К ночи становилось тихо, как по заказу.
8. Марина стала читать.
9. Все-таки его задело сильно.
10. Через сорок минут надо было ехать на аэродром.
11. Началось это после бури.
12. Был вечер.
13. В воздухе пахло водой.
14. В песках ночью хорошо думается.
15. В суд подавать — долгая песня.
16. Лицо ее приняло выражение растерянности и обиды.
17. Утром было сыро,
18. Стук в дверь.
19. Порой она мне кажется наивной девочкой.
20. Под вечер вернулись.
21. Карабаш надеялся попасть в поселок пораньше.
22. Вечером выпал снег.
23. Меня слушали молча и внимательно.
24. Зрители свистели.
25. Но до утра им сидеть не пришлось.
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
18
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Физкультминутка
20
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Задачка для любознательных
─ Посмотрика,
─
─
отозвался Петя,
─
─
я нашел интересное
сказал Витя своему другу Пете,
стихотворение, которое состоит из простых предложений, причем одного вида.
Вот оно:
Прозвучало над ясной рекою,
Прозвенело в померкшем лугу,
Прокатилось над рощей немою,
Засветилось на том берегу.
А.А.Фет.
─ Я тоже,
отыскал стихотворение, где все простые предложения,
за исключением первого, относятся к одному и тому же типу. Сейчас я тебе его
прочту.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далеких
Одинокий бег.
А.А.Фет.
─ Покажем эти стихи завтра в классе,
ребята над тем, какого вида эти предложения
предложил Витя,
пусть подумают все
─
─
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
•
21
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Диана:
• А.В.Суворов.
• Возьми себе в образец героя древних времён, наблюдай его, иди за
ним вслед, поравняйся, обгони – слава тебе!
• Легко в учении – тяжело в походе, тяжело в учении – легко походе.
• Послушание, обучение, дисциплина, чистота, здоровье, опрятность,
бодрость, смелость, храбрость победа.
• И.А. Крылов.
• Быть сильным хорошо,
• Быть умным лучше вдвое.
•
• Н.Г.Чернышевский.
• Не нужно доказывать, что образование – самое великое благо для
человека. Без образования люди и грубы, и бедны, и несчастны.
•
• И.П.Павлов.
• Никогда не думайте, что вы уже всё знаете. И как бы высоко ни
ценили вас, всегда имейте мужество сказать себе: я невежда. Не
давайте гордыне овладеть вами. Из-за неё вы будете упорствовать
там, где нужно согласиться, из-за неё вы откажетесь от полезного
совета и дружеской помощи, из-за неё вы утратите меру
объективности.
•
22
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Денис:
• Т.Рузвельт
• Говори тихим голосом и не выпускай из рук большую палку –
и ты далеко пойдёшь.
• Не ошибается тот, кто ничего не делает. Не бойтесь
ошибаться – бойтесь повторять ошибки. Юноша, который
желает стать великим человеком или так или иначе
оставить след в этой жизни, должен решиться не только
преодолеть тысячу препятствий, но и победить, несмотря на
тысячу неудач и поражений.
•
• А. де Сент-Экзюпери
• Быть человеком это значит чувствовать, что ты за всё в
ответе.
•
• В.А.Обручев
• Будьте настойчивы, упорны, но не упрямы. Не цепляйтесь за
свои выводы. Помните, что на свете есть много умных
людей, которые могут заметить у вас ошибки, и, если они
правы, не стесняйтесь согласиться с ними.
• Способности, как мускулы, растут при тренировке.
23
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Дамир:
• А.М.Горький
• Даже в пустяках надо быть правдивым!
• Превосходная должность быть на земле человеком.
• Когда труд – удовольствие, жизнь – хороша! Когда труд –
обязанность, жизнь – рабство.
• Около хорошего человека потрёшься, как медная копейка о серебро,
и сам потом за двугривенный сойдёшь.
• Н.А.Заболоцкий
• Не позволяй душе лениться!
• Чтоб воду в ступе не толочь, Душа обязана трудиться
• И день и ночь, и день и ночь.
•
• Ч. Дарвин
• Человек, который осмеливается потратить впустую час времени,
ещё не осознал цену жизни.
•
• А.П.Чехов
• Надо быть ясным умственно, чистым нравственно и опрятным
физически.
• В человеке должно быть всё прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и
24
мысли.
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Интерактивный
тренажер-раскраска
• «Односоставные и
двусоставные
предложения»
25
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Алгоритм написания
• 1 строчка - Тема (одно слово -
синквейна
существительное)
• 2 строчка - Описание темы (два
слова – прилагательных или
причастия)
• 3 строчка - Описание действия (три
слова – глаголы)
• 4 строчка - Фраза из четырех слов,
показывающая отношение к теме
• 5 строчка - Одно слово – синоним,
повторяющий суть темы.
26
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Предложения
Яркие, выразительные
Определять, применять,
составлять
Люблю великий могучий язык!
Наука
27
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Обобщающий урок по теме "Односоставные предложения" 8 кл
Заголовок
слайда
«Вы можете использовать данное оформление
для создания своих презентаций, но в своей
презентации вы должны источник шаблона:
Мурысева Галина Ивановна, МОУ «СОШ №2
г.Калининска Саратовской области, Учитель
русского языка и литературы, первой
квалификационной
категории,«http://pedsovet.su/». Источник
фона презентации сайт: http://fotki.yandex.ru/ »
29
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.