Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6-м классе)
Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Вершина средневековья”,
• формировать умение правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия,
• анализировать исторические факты, раскрывая причинно-следственные связи,
• воспитывать интерес к предмету. Цель.
-Посмотрите на выставку рисунков рыцарей. И мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на один урок вы почувствовали себя рыцарями и поэтому мы проводим рыцарский турнир на самого лучшего знатока темы “Вершина средневековья”. Вас ждет ряд состязаний, где за правильные ответы, правильно выполненные задания, вы будете получать маленькие щиты. В конце турнира, набравший наибольшее количество щитов, будет признан победителем и получит герб “Победитель рыцарского турнира”.
Вершина Средневековья.doc
Вершина Средневековья (обобщающий урок по истории Средних веков в 6м классе)
Цель: систематизировать знания учащихся по теме “Вершина средневековья”,
формировать умение правильно употреблять и объяснять исторические термины и понятия,
анализировать исторические факты, раскрывая причинноследственные связи,
воспитывать интерес к предмету.
Ход урока
1.Организация класса.
2.Цель.
Посмотрите на выставку рисунков рыцарей. И мне бы очень хотелось, чтобы сегодня на один урок вы
почувствовали себя рыцарями и поэтому мы проводим рыцарский турнир на самого лучшего знатока темы
“Вершина средневековья”. Вас ждет ряд состязаний, где за правильные ответы, правильно выполненные
задания, вы будете получать маленькие щиты. В конце турнира, набравший наибольшее количество щитов,
будет признан победителем и получит герб “Победитель рыцарского турнира”.
3.Ход турнира.
1й тур “Отвечайка”
Назовите главное богатство в Средние века? (Земля.)
Почему земля считалась основным богатством?
( Поступления с земли оставались самыми надежными и постоянными . Обладание землей – это и
социальный престиж. Солидным и состоятельным человеком в глазах современников был именно тот,
кто обладал землей. )
Кто были основными владельцами земли в Средневековье?
(Короли, герцоги, бароны, рыцари, церковь.)
На каких условиях жаловалась земля королем своим слугам?
( Условное пожалование за службу . Земля могла быть отобрана в случае неисполнения слугой своих
обязанностей в отношении короля. Земля закреплялась за родом в случае добросовестной службы, а
затем его потомков .)
Как называлось земельное владение, которое жаловалось за службу? (Феод.)
Кто выше: вассал или сюзерен? Каковы их обязанности по отношению друг к другу?
( Сюзерен. Каждый вассал должен быть предан, верен своему сеньору, он должен сражаться за своего
сеньора. Сеньор – щедр и справедлив к своему вассалу, защищает и помогает ем у .)
В какой стране могли сказать “Вассал моего вассала – не мой вассал” и что это значило?
( Франция. Сеньор имел дело только со своими непосредственными вассалами, а от их вассалов
требовать ничего не мог .)
Почему разорять крестьян поборами господину было не выгодно, хотя сеньор старался забрать у крестьян как
можно больше?
(От нищего и голодного крестьянина ему будет мало пользы .)
Почему и знатные, и простые люди дарили свои земли церкви?
(Считалось, что это богоугодное деяние и молитва за них священников и монахов избавит их от
предстоящих мук в аду или чистилище .)
2й тур “Думайка”.
Определить, что отражают данные схемы и что в них лишнее?
Король
Герцоги
Графы
Бароны
Рыцари
Крестьяне
( Феодальная лестница . Вассальная система отношений. Лишнее – крестьяне т.к. крестьяне не входили в
феодальную лестницу. Согласно средневековым представлениям, вассальная система отношений
действовала только в рамках благородного сословия. По отношению к своему господину крестьянин
являлся подданным, а не вассалом .)
“Молящиеся”
“Сражающиеся”
“Служащие” (Сословия, на которые делилось средневековое общество. Лишнее – “Служащие”, третье сословие
называлось “Трудящиеся”, считалось низменным, презренным, в отличие от первых двух благородных
сословий. “Трудящиеся” имели мало привилегий, но много обязанностей .)
Инвеститура
Барщина
Оброк
Подати и поборы
Десятина
(Крестьянские повинности. Лишнее – инвеститура т.к. это введение в церковную должность.)
3й тур “Словознайка”.
Дать определение понятиям.
Феод – земельное владение, которое жаловалось за службу, и которое можно было передать от отца к сыну
при условии несения той же самой службы.
Сословие – большие группы людей со своими правами и обязанностями, на которые делилось средневековое
общество.
Община – объединение крестьян одной или нескольких деревень для защиты и совместного ведения
хозяйства.
Натуральное хозяйство – хозяйство, в котором на месте производиться все самое необходимое, так что нет
нужды покупать или продавать что – либо на рынке.
Феодалы – члены господствующего слоя в средневековом обществе, главные владельцы земли.
Рыцари – военное сословие средневековой Европы.
4й тур “Узнавайка”.
Что обозначает цепочка, продолжи её?
*Верность слову, воинская отвага, щедрость …
( Рыцарский кодекс чести . Послушный сын и главный защитник церкви, враг любой несправедливости,
коварства, лжи, покровитель слабых, благороден к врагу, благородное отношение к женщине, верность,
достоинство, честь ) .
*Соколиная охота, игры в кости …
( Развлечения рыцарей . Игры в карты, шашки, шахмат .)
*Сначала деревянные, потом каменные, много помещений …
( Замок . Холодные помещения т.к. камины не могли прогреть большие помещения, ставни закрывали, но
это не спасало от сквозняков. Для освещения использовали факелы (копать на стенах, потолке)
5й тур “Составляйка”.
Установи связь между двумя столбиками и объясни.
1.Верден
2.Франция 9в.
3.Германия 10в
4.Римский император Оттон 1 (962г.)
5.Германия 12в.
3.Крупные герцогства, венгры
4.Папа римский
1.843г.
5.”Священная Римская империя”
2.Удельные княжества, норманны
6й тур “Соображайка”.
Графический диктант. Если вы согласны с высказыванием ставите +, если не согласны .
*Главной целью крестовых походов было освобождение Святой Земли, Гроба Господня от власти иноверцев. +
*Папа римский обещал всем участникам похода в г. Иерусалим отпущение грехов, богатство тем, кто на
родине был беден. +
*Во время первого крестового похода в 1099г. в Палестине крестоносцы создали Иерусалимское королевство,
которое перестало существовать в 1187г. в результате захвата его египетским султаном Салах – ад Дином. +
*Воевать и организовывать переброску войск в Палестине было проще крестоносцам . –
( Проще было мусульманам т.к. их владения раскинулись со всех сторон от Палестины, их войска не
испытывали больших затруднений при нападении на крестоносцев . Крестоносцы удерживали узкую
полоску вдоль моря, куда дополнительные войска можно было доставлять лишь кораблями. Либо
пробиваясь через мусульманские владения в Малой Азии .)
*Четвертый крестовый поход (12021204гг.) отличался от других тем, что в нем участвовали три европейских
правителя: император Фридрих 1 Барбаросса, английский король Ричард 1 Львиное Сердце и французский
король Филипп 2. ( Третий крестовый поход 11891192 гг. Четвертый крестовый поход отличался тем, что впервые
крестоносцы обратили свое оружие против христиан . Этот поход обнаружил грабительские цели
крестоносцев .)
*На развалинах побежденной Византии была создана Латинская империя со столицей в Константинополе . +
*1291г. – потеря крестоносцами последних владений в Палестине. +
*Все крестовые походы были направлены на Святую землю. –
( Еще на Восточную и Центральную Европу, на Пиренейский полуостров )
*Крестовые походы отрицательно воздействовали на европейскую культуру. –
( Крестовые походы обогатили Европу достижениями мусульманской культуры . Мусульманский мир в
ту эпоху обладал богатой и развитой культурой во многом превосходившую европейскую. С Востока
проникли в Европу многие сочинения древнегреческих философов, многие бытовые привычки мусульман в
еде, одежде, жилищах )
7 Тур “Вспоминайка”.
Какую тему раскрывают эти понятия, объясни их?
*11век (возрождение городов в Европе)
*Коммуна (вольный город, город не находящийся под властью какоголибо сеньора)
*Гильдия, цех (объединение городских жителей, гильдияобъединение купцов, цехобъединение
ремесленников)
*Мастер, подмастерье, ученик (цеховая иерархия)
*Рыночная площадь, ратуша, храм (основные черты в облике средневекового города)
Все эти понятия раскрывают тему “Средневековый город”
8й тур “Выбирайка”
Раздели понятия на две группы и объясни почему?
1.Схизма (1054г. раскол в церкви на римскокатолическую и греко православную)
2.Соборные, монастырские, городские (школы)
3.Клюнийское движение (движение монахов монастыря Клюни в Бургундии за самостоятельную роль
церкви, за полную независимость от светских властей)
4.Ересь (1213вв. религиозное течение, противоречащее официальному церковному учению )
5.Скрипторий (мастерская по переписыванию и украшению рукописей)
6. “Семь свободных искусств” (учебные дисциплиныграмматика, диалектика, риторика, арифметика,
геометрия, музыка, астрономия )
7.Инквизиция (карательное учреждение, направленное на борьбу с ересями)
8.Фома Аквинский (выдающийся богослов)
9.Университет (12в. объединение людей, решивших совместно искать истину)
10.Томизм (учение католической церкви)
11.Пилигримы (странники, отправившиеся в путь с целью посетить отдаленные святыни и тем самым
облегчить свою душу от грехов)
12.Ваганты (бродячие школяры)
13.Отлучение (инструмент давления папы римского)
14.Каносса (замок в Италии, где император Генрих 4 просил у папы Григория 7 о снятии церковного
отлучения, символ победы церкви над императорской властью)
Церковь – 1, 3, 4, 7, 8, 10,11, 13, 14
Образование – 2, 5, 6, 9, 12
4.Итог турнира (вручение герба победителю)
Наш турнир подошел к концу. Сегодня вы почувствовали себя рыцарями и теперь можете о себе сказать
словами известной поэтессы Юнны Мориц:
И я была, как остальные,
Пуды носила я стальные
Кольчуги, латы и шеломы
Железо с прорезью для глаз.
( Смотри научные альбомы,
Историю за шестой класс )
Внимая вражескому крику,
Я поднимала эту пику.
И этот меч над головою, Внимая вражескому вою.
И только юноше понять,
Как это можно все поднять –
Не раз, не два, а сколько надо,
В железной битве, в пекле ада,
В крови средневековых лет,
Где мог быть истинным поэтом
Лишь рыцарь, воин и атлет.
Между колечек, скреп, застежек
Немало потайных дорожек
Находят гибель – ей видней.
Имей любовь на этот случай,
Средневековье – наилучший
Раздел, где сказано о ней!
Обобщающий урок по теме: "Вершина Средневековья"
Обобщающий урок по теме: "Вершина Средневековья"
Обобщающий урок по теме: "Вершина Средневековья"
Обобщающий урок по теме: "Вершина Средневековья"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.