Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
22.01.2017
Цель:
Обучающая: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация», проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, производить синтаксический разбор словосочетания, строить схемы предложений, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений.
Развивающая: развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, развивать у школьников умения обобщать изучаемый материал, выделять главное, развитие культуры общения.
Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению предмета.
Форма урока: урок – путешествие.
Открытый урок.docx
Урок русского языка в 5 классе
Обобщающий урок по теме
«Синтаксис и пунктуация»
Учитель русского языка и литературы
Моисеенко Ирина Николаевна
2013 МБОУ «Курихинская ООШ»
Урок – путешествие.
Повторение и обобщение изученного по теме
«Синтаксис и пунктуация».
Цель:
Обучающая: повторить и обобщить знания по теме
«Синтаксис и пунктуация», проверить умения
выделять основу
и второстепенные члены
предложения, производить синтаксический разбор
словосочетания,
строить схемы предложений,
отличать простые и сложные предложения,
правильно расставлять знаки препинания в разных
видах предложений.
память,
Развивающая:
сообразительность, умение отстаивать свою точку
зрения, развивать у школьников умения обобщать
изучаемый материал, выделять главное, развитие
культуры общения.
Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению
предмета.
Форма урока: урок – путешествие.
развивать мышление,
Оборудование:
презентация,
интерактивная
доска, карточки, лист путешественника.
Презентация к уроку предназначена для
активизации внимания учащихся и служит
своеобразным организующим фактором, планом
урока, демонстрирующим определенные его этапы.
Кроме заданий различного степени сложности, с
целью
учебно-познавательной
активизации деятельности, в ход урока вводится занимательный
материала развивающего характера.
Ход урока.
(открыт 1-й слайд, сразу открывается 2-й слайд)
1. Оргмомент.
а) Вступительное слово учителя.
─ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок.
На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать
все, что вы умеете и знаете. Надеюсь, что урок будет
для вас интересен и полезен.
(Открывается 3-й слайд )
Цель урока – повторить и обобщить знания по теме
«Синтаксис и пунктуация»
(открывается 4й слайд)
а) Эпиграфом к нашему уроку послужат слова
В.Г.Белинского:
«Поэзия Пушкина ─ неиссякаемый источник,
который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто
прикоснется к нему».
(открывается 5й слайд)
б) ─ Возьмите ваши листы и запишите число, классная
работа.
(6й слайд)
1. Лингвистическая разминка.
а) ─ Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас
пробуждаются светлые, добрые чувства.
(открывается 7й слайд). б) А начать мне хочется словами поэта.
Дни поздней осени бранят обыкновенно,
Но мне она мила, читатель дорогой,
Красою тихою, блистающей смиренно.
Сказать вам откровенно,
Из годовых времен я рад лишь ей одной.
Как вы думаете, кто их автор?
Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень.
― Александр Сергеевич Пушкин!
Когда впервые каждый из нас услышал это имя? Может быть в
колыбели, когда слушали напевное пение бабушки? Или, лежа в
кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама?
Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю
жизнь.
Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные
произведения этого поэта.
Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии.
И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к
нему не ослабевает.
Благословен и день и час,
Когда с теплом родного крова
Впервые к каждому из нас
Приходит пушкинское слово.
Геннадий Сидорович Гоц, российский писатель, критик и
литературовед
А сейчас послушаем, как А.С. Пушкин описывает осень в своем
―
стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку):
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора.
2) Беседа. – Какое настроение передает нам автор?
– Какие картины представили при слушании?
(слайд 8)
4) Словарная работа.
– Объясните слова:
Караван –
Сень –
Обнажалась –
Блистало –
– “Уж небо осенью дышало …”
– Как понимаете эти слова?
– В каком значении употреблено слово
“дышало?” (Ответы учащихся)(олицетворение)
– Что автор показывает словами?
“Лесов таинственная сень
С печальным шумом обнажалась”
Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц
осенью?
Как они летят?
Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”?
– Какой автор видит осень? (“Скучная пора”)
(слайд 9, потом 10й)
- Ребята! Сегодня мы с вами и с Александром
Сергеевичем Пушкиным отправимся в путешествие
волшебной стране Синтаксиса и Пунктуации. Но
сначала давайте вспомним жителей этой
удивительной страны. Задание 1.
«Проверяю себя»
.
Словарный грамматический диктант
1. Наука о языке, изучающая предложения и
словосочетания (синтаксис).
2. Правила постановки знаков препинания изучает
(пунктуация)
3. Состоит из главного и зависимого слова
(словосочетание).
4.Предложения, в которых содержится вопрос
(вопросительное).
5.Предложения, в которых мы сообщаем о чем-
либо (повествовательное).
6.Предложения, в которых мы побуждаем кого-
просим
приказываем,
либо к действию,
(побудительное).
7.Предложения, которые мы произносим с особым
чувством (восклицательные)
8.Главный член предложения, который отвечает на
вопросы именительного падежа: кто? что?
(подлежащее)
9.Второстепенный член предложения, который
отвечает на вопросы косвенных падежей и
обозначает предмет (дополнение).
10.Второстепенный член предложения, который
отвечает на вопросы где ? куда? Обозначает
время, место, способ действия (обстоятельство).
― Итак, мы отправляемся в путешествие по сказкам
А.С.Пушкина.
(открывается слайд 12,13 ) Отгадайте, какая сказка встретилась на нашем пути?
(Сказка о царе Салтане…)
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы, подчеркните грамматические
основы.
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет;
Он бежит себе в
волнах
На поднятых парусах.
Задание 3. Выделите
сущ., где главное слово существительное.
Разберем словосочетание на поднятых парусах
из этого отрывка словосочетания прил +
(Слайд14)
Задание 4. Ребята, перед вами слова, прочитайте их: месяц,
блестит, звезда, а, горит, в, лоб, коса, под.
Давайте из этих слов составим предложение. Запишите его,
составьте схему этого предложения
Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.
О каком персонаже идет речь? (Царевна – лебедь). Что это за
сказка?
(«Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне
Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»)
(Включаем физкультминутку)
Физкультминутка.
(слайд 15)
А теперь наш путь лежит в царство золотой рыбки.
Задание 5.
подчеркните их.
Найдите в предложениях второстепенные члены и Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо.
(открывается слайд 16)
(проверка: слайд 17)
(открывается слайд 18)
По рисунку узнайте сказку. ( «Сказка о попе и работнике его
Балде»)
Задание 6. Расставь знаки препинания. Найди в предложениях
обращения.
(Слайд 19)
1. Подика сюда,
Верный мой работник Балда. (проверка: слайд 20)
(слайд 21)
2.Зачем ты, Балда, к нам залез? (проверка: слайд 22)
(слайд 23)
3. Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас, проклятое племя, корчить. (проверка: слайд 24)
(слайд 25)
4.Балдушка, погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре. (проверка: слайд 26)
(слайд 27)
5. Здравствуй, Балдамужичок;
Какой тебе надобно оброк. (проверка:слайд 28)
(открывается слайды 2934)
Задание 7. А вот еще одно предложение из этой сказки.
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых;
До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет,
Печь затопит, все заготовит, закупит,
Яичко испечет да сам и облупит.
Начертите схему предложения. Покажите, что оно
осложнено однородными членами. (проверка:
слайд 35)
Мы отправляемся в следующую сказку. Перед нами дремучий
лес. Входим в терем и встречаем царевну молодую. В какой мы
сказке?
( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).
Задание 8. Найдите сложные предложения и запишите их.
1)Царь с царицею простился, в путьдорогу снарядился, и
царица у окна села ждать его одна.
2) Издалеча, наконец, воротился царьотец.
3) Видит девица, что тут люди добрые живут.
4) Дом царевна обошла, всё порядком убрала.
Чем отличается простое предложение от сложного?
Подчеркните грамматические основы в сложных
предложениях.
В этой сказке есть чудо. Кто мне напомнит его? (Говорящее
зеркальце) (слайд 40)
(открывается слайд 41)
Задание 9. Расставьте знаки препинания в предложениях. Как
называются эти предложения?
Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря : «Я ль на свете всех милее,
Всех румяней и белее?»
И услышала в ответ:
«Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее». Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам?
Итог: Напомните мне, пожалуйста, цели нашего урока
путешествия?
Что мы сегодня повторили?
Выставление оценок
Лист путешественника
______________________________________
______________________________________________________
_______________________________________________________
Уж небо осенью дышало,
Уж реже солнышко блистало,
Короче становился день,
Лесов таинственная сень
С печальным шумом
обнажалась.
Ложился на поля туман,
Гусей крикливых караван
Тянулся к югу; приближалась
Довольно скучная пора;
Стоял ноябрь уж у двора. Задание 1. Словарный грамматический диктант
«Проверяю себя».
приказываем,
Предложения,
в которых содержится вопрос
Состоит из главного и зависимого слова
1.Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания
___________________
2. Правила постановки знаков препинания изучает
____________________________
3.
___________________________________
4.
_______________________________
5. Предложения, в которых мы сообщаем о чем- либо
_________________________
6. Предложения, в которых мы побуждаем кого- либо к
действию,
просим
_________________________________________________________________
7. Предложения, которые мы произносим с особым чувством
__________________
8. Главный член предложения, который отвечает на вопросы
именительного
что?
_______________________________________________________
9. Второстепенный член предложения, который отвечает на
вопросы косвенных падежей и обозначает предмет
____________________________________________
10. Второстепенный член предложения, который отвечает на
вопросы где ? куда? Обозначает время, место, способ
действия __________________________________
Задание 2. Вставьте пропущенные буквы .
Ветер по м…рю гуляет
И кораблик подгоняет;
Задание 3. Выпиши словосочетане прил. + сущ.
________________________________________________________________________________
Он б…жит себе в в…лнах
На поднятых п…русах.
кто?
падежа: Задание 4. Составь предложение месяц, блестит, звезда, а,
горит, в, лоб, коса, под.
__________________________________________________________
_________
Задание5. Найди в предложении второстепенные
члены и подчеркни их.
В синем небе звезды блещут, в синем море волны хлещут.
Задание 6. Расставь знаки препинания, найди в
предложениях обращения.
1. Подика сюда верный мой работник Балда.
2.Зачем ты Балда к нам залез?
3. Да вот веревкой хочу море морщить
Да вас проклятое племя корчить.
4.Балдушка погоди ты морщить море,
Оброк сполна ты получишь вскоре.
5. Здравствуй Балдамужичок какой тебе надобно оброк.
Задание 7. Составь схему предложения. Покажи, что
оно осложнено однородными членами
Живет Балда в поповом доме,
Спит себе на соломе,
Ест за четверых,
Работает за семерых…
_______________________________________________________________
Задание 8. Найди сложные предложения. Подчеркни
грамматические основы в сложных предложениях.
1)Царь с царицею простился, в путьдорогу снарядился, и царица у
окна села ждать его одна.
2) Издалеча, наконец, воротился царьотец.
3) Видит девица, что тут люди добрые живут.
4) Дом царевна обошла, всё порядком убрала.
Задание 9. Расставь знаки препинания в предложениях.
Как называются эти предложения? Дома в ту пору без дела
Злая мачеха сидела
Перед зеркальцем своим
И беседовала с ним,
Говоря Я ль всех милее,
И услышала в ответ
Ты прекрасна, слова нет,
Но царевна всё ж милее,
Всё румяней и белее. Всех румяней и белее.
1. Контроль знаний.
Прочитайте текст. Выполните задания В1 – В10.
(1)Пушкин начал читать.
(2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в
мальчика. (4)В белых глазах под насупленными бровями забегали темные огоньки.
(5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным
рифмы.
(7)В зале была тишина.
(8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался.
(9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.
(10)Державин и Петров героям песнь бряцал
(11)Струнами громозвучных лир…
(12)Голос звенит – вотвот сорвется.
(13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца.
(14)Была тишина…
(15)Пушкин повернулся и убежал.
(16)Державин вскочил и выбежал изза стола. (17)В глазах его были слезы…
(18)Он искал Пушкина.
(19)Пушкин бежал по лестницам вверх. (20)Он добежал до своей комнаты и
бросился на подушки, плача и смеясь. (21)Через несколько минут к нему вбежал
Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его,
прижал к груди и пробормотал:
(24) Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе
Державин лиру передает. В1. Среди предложений 46 найдите слово, правописание приставки которого
зависит от звонкостиглухости следующего за ним согласного. ________________
В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу.
________________________________________________
В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме гл. + сущ.
__________________________________________________________________________
В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное.
________________________________________________
В5. Составьте схему 12 предложения. ________________________________
В6. Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует
характеристике ( повествовательное, нераспространенное, двусоставное). Укажите
номер предложения. Укажите его номер. __________________________________
В7. Из предложений 18 – 20 выпишите слово с непроизносимым согласным в
корне. _______________________________________________________________
В8. Среди предложений 23 – 26 найдите предложение, соответствующее
характеристике ( повествовательное, односоставное, распространенное). Укажите
номер этого предложения. Укажите его номер. ______________________________
В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его
номер. ___________________________________
В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами.
Укажите номер этого предложения. __________________________________________
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.