Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Оценка 5

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Оценка 5
Разработки уроков
docx
русский язык
5 кл
22.01.2017
Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Цель: Обучающая: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация», проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, производить синтаксический разбор словосочетания, строить схемы предложений, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений. Развивающая: развивать мышление, память, сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, развивать у школьников умения обобщать изучаемый материал, выделять главное, развитие культуры общения. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению предмета. Форма урока: урок – путешествие.
Открытый урок.docx
Урок русского языка в 5 классе Обобщающий урок по теме «Синтаксис и пунктуация» Учитель русского языка и литературы Моисеенко Ирина Николаевна 2013 МБОУ «Курихинская ООШ» Урок – путешествие. Повторение и обобщение изученного по теме «Синтаксис и пунктуация». Цель: Обучающая: повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация», проверить умения выделять основу и второстепенные члены предложения, производить синтаксический разбор словосочетания, строить схемы предложений, отличать простые и сложные предложения, правильно расставлять знаки препинания в разных видах предложений. память, Развивающая: сообразительность, умение отстаивать свою точку зрения, развивать у школьников умения обобщать изучаемый материал, выделять главное, развитие культуры общения. Воспитывающая: воспитывать интерес к изучению предмета. Форма урока: урок – путешествие. развивать мышление, Оборудование: презентация, интерактивная доска, карточки, лист путешественника. Презентация к уроку предназначена для активизации внимания учащихся и служит своеобразным организующим фактором, планом урока, демонстрирующим определенные его этапы. Кроме заданий различного степени сложности, с целью учебно-познавательной активизации деятельности, в ход урока вводится занимательный материала развивающего характера. Ход урока. (открыт 1-й слайд, сразу открывается 2-й слайд) 1. Оргмомент. а) Вступительное слово учителя. ─ Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок. На уроке присутствуют гости. Ваша задача: показать все, что вы умеете и знаете. Надеюсь, что урок будет для вас интересен и полезен. (Открывается 3-й слайд ) Цель урока – повторить и обобщить знания по теме «Синтаксис и пунктуация» (открывается 4­й слайд) а) Эпиграфом к нашему уроку послужат слова В.Г.Белинского: «Поэзия Пушкина ─ неиссякаемый источник, который, как в сказке, поит «живою водою» всех, кто прикоснется к нему». (открывается 5­й слайд) б) ─ Возьмите ваши листы и запишите число, классная работа. (6­й слайд) 1. Лингвистическая разминка. а) ─ Читая Пушкина, мы становимся лучше. В нас пробуждаются светлые, добрые чувства. (открывается 7­й  слайд). б) А начать мне хочется словами поэта. Дни поздней осени бранят обыкновенно, Но мне она мила, читатель дорогой, Красою тихою, блистающей смиренно. Сказать вам откровенно, Из годовых времен я рад лишь ей одной.  Как вы думаете, кто их автор? Верно – это слова А.С.Пушкина. Любимое время года поэта – осень. ― Александр Сергеевич Пушкин!  Когда   впервые   каждый   из   нас   услышал   это   имя? Может   быть   в колыбели,   когда   слушали   напевное   пение   бабушки? Или,   лежа   в кроватке, слушая дивные сказки, которые читала мама? Пушкин приходит к нам в раннем детстве и остается с нами на всю  жизнь. Трудно найти человека, который не знал бы, не любил замечательные произведения этого поэта. Еще при жизни его называли “незаходящим солнцем русской поэзии. И хотя прошло более 200 лет со дня его рождения, наша любовь к  нему не ослабевает. Благословен и день и час, Когда с теплом родного крова Впервые к каждому из нас Приходит пушкинское слово. Геннадий Сидорович Гоц, российский писатель, критик и литературовед   А   сейчас   послушаем,   как   А.С.   Пушкин   описывает   осень   в   своем ―   стихотворении (чтение стихотворения учителем под музыку): Уж небо осенью дышало, Уж реже солнышко блистало, Короче становился день, Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась. Ложился на поля туман, Гусей крикливых караван Тянулся к югу; приближалась Довольно скучная пора; Стоял ноябрь уж у двора. 2) Беседа. – Какое настроение передает нам автор? – Какие картины представили при слушании? (слайд 8) 4) Словарная работа. – Объясните слова: Караван – Сень – Обнажалась – Блистало – – “Уж небо осенью дышало …” – Как понимаете эти слова? – В каком значении употреблено слово “дышало?” (Ответы учащихся)(олицетворение) – Что автор показывает словами? “Лесов таинственная сень С печальным шумом обнажалась” Приходилось ли вам наблюдать за перелётом птиц осенью? Как они летят? Почему Пушкин употребляет слово “тянулись”? – Какой автор видит осень? (“Скучная пора”)  (слайд  9, потом 10­й) - Ребята! Сегодня мы с вами и с Александром Сергеевичем Пушкиным отправимся в путешествие волшебной стране Синтаксиса и Пунктуации. Но сначала давайте вспомним жителей этой удивительной страны. Задание 1. «Проверяю себя» . Словарный грамматический диктант 1. Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания (синтаксис). 2. Правила постановки знаков препинания изучает (пунктуация) 3. Состоит из главного и зависимого слова (словосочетание). 4.Предложения, в которых содержится вопрос (вопросительное). 5.Предложения, в которых мы сообщаем о чем- либо (повествовательное). 6.Предложения, в которых мы побуждаем кого- просим приказываем, либо к действию, (побудительное). 7.Предложения, которые мы произносим с особым чувством (восклицательные) 8.Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного падежа: кто? что? (подлежащее) 9.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет (дополнение). 10.Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где ? куда? Обозначает время, место, способ действия (обстоятельство). ― Итак, мы отправляемся в путешествие по сказкам А.С.Пушкина. (открывается слайд 12,13 )  Отгадайте, какая сказка встретилась на нашем пути? (Сказка о царе Салтане…) Задание   2.   Вставьте   пропущенные   буквы,   подчеркните   грамматические основы. Ветер по морю гуляет И кораблик подгоняет; Он бежит себе в волнах На поднятых парусах. Задание 3. Выделите     сущ., где главное слово существительное.                Разберем словосочетание на поднятых парусах  из этого отрывка словосочетания прил + (Слайд14) Задание   4.  Ребята,   перед   вами   слова,   прочитайте   их:   месяц, блестит, звезда, а, горит, в, лоб, коса, под. Давайте   из   этих   слов   составим   предложение.   Запишите   его, составьте схему этого предложения Месяц под косой блестит, а во лбу звезда горит.       О каком персонаже идет речь? (Царевна – лебедь). Что это за  сказка? («Сказка   о   царе   Салтане,   о   сыне   его   славном   и   могучем   богатыре   князе   Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди») (Включаем физкультминутку)  Физкультминутка. (слайд 15)       А теперь наш путь лежит в царство золотой рыбки. Задание 5.     подчеркните их.  Найдите в предложениях второстепенные члены и Воротился старик ко старухе, рассказал ей великое чудо. (открывается слайд 16) (проверка: слайд 17) (открывается слайд 18)  По рисунку узнайте сказку. ( «Сказка о попе и работнике его Балде») Задание 6. Расставь знаки препинания. Найди в предложениях  обращения. (Слайд 19) 1. Поди­ка сюда, Верный мой работник Балда.  (проверка: слайд 20) (слайд 21) 2.Зачем ты, Балда, к нам залез?   (проверка: слайд 22) (слайд 23) 3. Да вот веревкой хочу море морщить Да вас, проклятое племя, корчить.          (проверка: слайд 24) (слайд 25) 4.Балдушка, погоди ты морщить море, Оброк сполна ты получишь вскоре.       (проверка: слайд 26) (слайд 27) 5. Здравствуй, Балда­мужичок; Какой тебе надобно оброк.            (проверка:слайд 28) (открывается слайды 29­34) Задание 7. А вот еще одно предложение из этой сказки.  Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых,  Работает за семерых; До светла все у него пляшет, Лошадь запряжет, полосу вспашет, Печь затопит, все заготовит, закупит, Яичко испечет да сам и облупит.       Начертите   схему   предложения.   Покажите,   что   оно осложнено однородными членами.                          (проверка: слайд 35)  Мы отправляемся в следующую сказку. Перед нами дремучий лес. Входим в терем и встречаем царевну молодую. В какой мы сказке?  ( «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»).  Задание 8. Найдите сложные предложения и запишите их. 1)Царь с царицею простился, в путь­дорогу снарядился, и  царица у окна села ждать его одна. 2) Издалеча, наконец, воротился царь­отец. 3) Видит девица, что тут люди добрые живут.  4) Дом царевна обошла, всё порядком убрала. Чем   отличается   простое   предложение   от   сложного? Подчеркните   грамматические   основы   в   сложных предложениях. В этой сказке есть чудо. Кто мне напомнит его? (Говорящее  зеркальце)  (слайд  40) (открывается слайд 41) Задание 9. Расставьте знаки препинания в предложениях. Как называются эти предложения? Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим И беседовала с ним, Говоря : «Я ль на свете всех милее, Всех румяней и белее?» И услышала в ответ: «Ты прекрасна, слова нет, Но царевна всё ж милее, Всё румяней и белее».  Вот и закончилось наше путешествие. Понравилось вам?  Итог:   Напомните   мне,   пожалуйста,   цели   нашего   урока­ путешествия?  Что мы сегодня повторили?  Выставление оценок Лист путешественника ______________________________________ ______________________________________________________ _______________________________________________________ Уж  небо  осенью  дышало, Уж  реже  солнышко  блистало, Короче  становился  день, Лесов  таинственная  сень С  печальным  шумом   обнажалась. Ложился  на  поля  туман, Гусей  крикливых    караван Тянулся  к  югу;  приближалась Довольно  скучная  пора; Стоял  ноябрь  уж   у  двора. Задание 1. Словарный грамматический диктант «Проверяю себя». приказываем, Предложения, в которых содержится вопрос Состоит из главного и зависимого слова 1.Наука о языке, изучающая предложения и словосочетания ___________________ 2. Правила постановки знаков препинания изучает ____________________________ 3. ___________________________________ 4. _______________________________ 5. Предложения, в которых мы сообщаем о чем- либо _________________________ 6. Предложения, в которых мы побуждаем кого- либо к действию, просим _________________________________________________________________ 7. Предложения, которые мы произносим с особым чувством __________________ 8. Главный член предложения, который отвечает на вопросы именительного что? _______________________________________________________ 9. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы косвенных падежей и обозначает предмет ____________________________________________ 10. Второстепенный член предложения, который отвечает на вопросы где ? куда? Обозначает время, место, способ действия __________________________________ Задание 2. Вставьте пропущенные буквы . Ветер по м…рю гуляет И кораблик подгоняет; Задание 3. Выпиши словосочетане прил. + сущ. ________________________________________________________________________________ Он б…жит себе в в…лнах На поднятых п…русах. кто? падежа: Задание 4. Составь предложение месяц, блестит, звезда, а,  горит, в, лоб, коса, под. __________________________________________________________ _________ Задание5. Найди в предложении второстепенные члены и подчеркни их. В синем небе звезды блещут,  в синем море волны хлещут. Задание 6. Расставь знаки препинания, найди в предложениях обращения. 1. Поди­ка сюда  верный мой работник  Балда. 2.Зачем ты  Балда  к нам залез? 3. Да вот веревкой хочу море морщить Да вас  проклятое племя  корчить. 4.Балдушка  погоди ты морщить море, Оброк сполна ты получишь вскоре. 5. Здравствуй  Балда­мужичок   какой тебе надобно оброк. Задание 7. Составь схему предложения. Покажи, что оно осложнено однородными членами Живет Балда в поповом доме, Спит себе на соломе, Ест за четверых,  Работает за семерых… _______________________________________________________________ Задание 8. Найди сложные предложения. Подчеркни грамматические основы в сложных предложениях. 1)Царь с царицею простился, в путь­дорогу снарядился, и царица у  окна села ждать его одна. 2) Издалеча, наконец, воротился царь­отец. 3) Видит девица, что тут люди добрые живут.  4) Дом царевна обошла, всё порядком убрала. Задание 9. Расставь знаки препинания в предложениях. Как называются эти предложения? Дома в ту пору без дела Злая мачеха сидела Перед зеркальцем своим  И беседовала с ним, Говоря    Я ль всех милее, И услышала в ответ Ты прекрасна, слова нет, Но царевна всё ж милее, Всё румяней и белее. Всех румяней и белее. 1. Контроль знаний.  Прочитайте текст. Выполните задания В1 – В10.  (1)Пушкин начал читать. (2)С первой же строки Державин пришел в волнение. (3)Он впился глазами в мальчика.   (4)В   белых   глазах   под   насупленными   бровями   забегали   темные   огоньки. (5)Крупные ноздри его раздулись. (6)Губы приметно двигались, повторяя за Пушкиным рифмы. (7)В зале была тишина. (8)Пушкин сам слышал звонкий, напряженный свой голос и сам ему повиновался. (9)Он не понимал слов, которые читал он – звуки его голоса тянули его за собою.  (10)Державин и Петров героям песнь бряцал (11)Струнами громозвучных лир… (12)Голос звенит – вот­вот сорвется. (13)Державин откинулся в кресла, закрыл глаза и так слушал до конца. (14)Была тишина… (15)Пушкин повернулся и убежал. (16)Державин   вскочил   и   выбежал   из­за   стола.   (17)В   глазах   его   были   слезы… (18)Он искал Пушкина. (19)Пушкин   бежал   по   лестницам   вверх.   (20)Он   добежал   до   своей   комнаты   и бросился   на   подушки,   плача   и   смеясь.   (21)Через   несколько   минут   к   нему   вбежал Вильгельм. (22)Он был бледен как полотно. (23)Он бросился к Пушкину, обнял его, прижал к груди и пробормотал:  (24)­ Александр! (25)Александр! (26)Горжусь тобой. (27)Будь счастлив. (28)Тебе Державин лиру передает. В1. Среди предложений 4­6 найдите слово, правописание  приставки  которого зависит от звонкости­глухости следующего за ним согласного. ________________ В2. Из предложения 8 выпишите грамматическую основу. ________________________________________________ В3. Из предложения 9 выпишите словосочетание, соответствующее схеме  гл. +  сущ. __________________________________________________________________________ В4. Из предложений 10 – 11 выпишите сложное имя прилагательное. ________________________________________________ В5. Составьте схему 12 предложения. ________________________________ В6.  Среди предложений 13 – 15 найдите предложение, которое соответствует характеристике  (   повествовательное,   нераспространенное,   двусоставное).   Укажите номер предложения. Укажите его номер. __________________________________ В7.  Из предложений 18 – 20 выпишите слово с  непроизносимым согласным  в корне. _______________________________________________________________ В8.  Среди   предложений   23   –   26   найдите   предложение,   соответствующее характеристике  (   повествовательное,   односоставное,   распространенное).   Укажите номер этого предложения. Укажите его номер. ______________________________ В9. Среди предложений 7 – 10 найдите сложное предложение. Укажите его  номер. ___________________________________       В10. Среди предложений 16 – 18 найдите предложение с однородными членами.  Укажите номер этого предложения. __________________________________________

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)

Обобщающий урок русского языка  по теме "Синтаксис и пунктуация" (5 класс)
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
22.01.2017