ГКОУ «Казиюртовская средняя общеобразовательная школа»
Обобщение педагогического опыта по теме:
«Развитие творческой активности и познавательной деятельности у учащихся на уроках биологии»
Учитель биологии Мусакаева М.Б
2021г.
1.Введение
Урок рождается непросто:
Порой-с наивного вопроса,
Порой-со странного ответа.
Он долго зреет в тайне где-то.
Когда сомнений нету боле-
Он вырывается на волю,
Нам отдает себя на милость:
Смотрите! Что-то получилось!
Итог обыденной работы-
Восторг волшебного полета!
Все это-дивное явленье-
Урок ,рожденный вдохновеньем ..
Сегодня перед каждым учителем, какой бы предмет он ни преподавал, поставлены задачи формирования нового человека, повышение его творческой активности. А для нынешнего времени важно понять, что, вооружая знаниями, необходимо воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. Школьная биология формирует и обогащает мир человека, любовь к природе, к животным , растениям, человеку, как к удивительной и бесценной вершине природы, вселяет в сердце школьников добро и милосердие, без которых нет личности, нет человека. Неграмотное вмешательство человека в жизнь природы, неумение предвидеть его последствия, приводило и приводит к пагубным последствиям. Без интереса к предмету невозможно осуществлять обучение. Наше время характеризуется возросшей информированностью во многих областях науки и техники всех слоев населения, в том числе и учащейся молодежи. В этих условиях у современного школьника трудно вызвать удивление, изумление, приподнятое эмоциональное состояние, то есть чувства, которые в значительной степени питают стремление к знанию. Это, на мой взгляд, и обязывает искать пути, которые позволили бы обыденную, будничную учебную работу сделать более одухотворенной. Здесь я и прибегаю к тому, что использую на своих уроках поэзию, живопись
На основании возникшей проблемы, я ставлю перед собой следующие цели и задачи, в которых раскрывается суть всей работы.
Цель:
Повышение эффективности учебно-воспитательного процесса за счет развития творческой и познавательной активности учащихся на уроках биологии.
Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
1.Изучить состояние исследуемой проблемы в литературных источниках.
2.Выявить наиболее оптимальные условия, влияющие на повышение активности учащихся.
3.Развивать у детей творческое мышление.
4.Развивать умственные способности детей на уроках биологии за счет творческих заданий.
5.Доказать экспериментально эффективность и необходимость развития творческой активности на уроках биологии.
Моя гипотеза исследования: предполагаю, что можно повысить уровень творчества учащихся, отобрав задания, направленные на :
-формирование познавательного интереса к урокам;
-развитие самостоятельности, как опыта творческой деятельности;
-развитие воображения;
-развитие мышления;
Объект исследования: учебно- воспитательный процесс по биологии.
Предмет исследования: процесс формирования творчества.
Проводя нетрадиционные уроки, используя на каждом уроке новые интересные творческие задания для детей, можно не только развить интерес к предмету, но и заставить ребенка полюбить его и изучать с удовольствием, с особым интересом, а главное с желанием, что немаловажно для сегодняшнего времени. Применяя такие задания на уроке и в форме домашнего задания, можно предположить ,что для его выполнения учащиеся должны будут изучить дополнительную литературу, посоветоваться с родителями, прослушать средства массовой информации или просто включить свою фантазию, чтобы в их памяти, хотят они этого или нет, отложился разрабатываемый материал. Предполагаю, что качество обучения при использовании такого необычного подхода к преподаванию предмета биология, будет повышаться.
2.Самопрезентация.
Я, Мусакаева Маизат Бадрудиновна-учитель биологии ГКОУ «Казиюртовская СОШ».
Закончила Дагестанский государственный педагогический университет
(биохимический факультет).
Присуждена квалификация «Учитель биологии и химии».
В школе преподаю биологию в 5-11 классах.
Стаж педагогической работы-19 лет.
С 2005 года имею 1 квалификационную категорию.
В 2019 году освоила дополнительную профессиональную программу «Реализация требований ФГОС ООО средствами учебного предмета «Биология»,в объеме 108 часов.»
Для осуществления педагогической деятельности составила тематическое планирование в соответствии с Программой ОУ «Биология» 6-11 классы.
М., «Дрофа»,2006.Авторы программы: Н.И.Сонин , В.Б.Захаров, Е.Т.Захарова.
В учебном процессе, в соответствии с федеральным перечнем учебников , рекомендованных Министерством образования и науки РФ, использую следующие учебники:
5 класс-
6 класс-Н.И.Сонин «Биология» (живой организм), М., «Дрофа»-2007г.
7 класс-В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология» (многообразие живых организмов),М., «Дрофа»-2010г.
8 класс-Н.И.Сонин, М.Р.Сапин «Биология» (человек), М., «Дрофа»-2010г.
9 класс-С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров ,Н.И.Сонин «Биология» (общие закономерности), М., «Дрофа»-2006 г.
10-11 классы-С.Г.Мамонтов, В.Б.Захаров, Н.И.Сонин «Биология» (общие закономерности), М., «Дрофа»-2006г.
Я проживаю и работаю в с. Казиюрт Бабаюртовского района. В школе обучается
.Большинство родителей имеют начальное профессиональное образование. Высокий процент имеет категория родителей без образования. Очень мало родителей имеет высшее образование Из этого следует, что мало родителей переживает за успеваемость своего ребенка, многие не заинтересованы работой школы в целом. В основном приходится работать, не ожидая поддержки родителей. Поэтому, чтобы ребенок хорошо учился, его нужно заинтересовать самому учителю. Известно, что тот , кто учится самостоятельно, преуспевает гораздо больше, чем тот, которому все объяснили , поэтому моя задача- не давать знания в готовом виде, а научить самостоятельно их добывать.
3.Из истории становления проблемы.
Проблема интереса и творческого отношения к учению в истории русской педагогической мысли и в практике обучения появлялась постепенно, под влиянием требований жизни. Сегодня в условиях быстро меняющейся ситуации общественного развития, от человека требуется максимальное проявление гибкости, критичности, толерантности, умение находить нестандартные решения возникших проблем. Перечисленные качества в большей степени присущи творческим личностям и позволяют им не только быстро адаптироваться, но и эффективно действовать в любых жизненных ситуациях, быть успешными в различных социальных общностях и экономических системах. Развитие творческих способностей начинается в детстве, а уровень их сформированности выступает гарантом успешности личности в осуществляемой деятельности, ее социальной мобильности. Это качество можно развивать во всех социально личностно значимых видах деятельности. В селах мало учреждений, где ребенок может развивать творческие способности, мала сфера общения. Кроме семьи, школы негде реализовать потребности личности ,максимально развить индивидуальные способности.
Таким образом, возникают противоречия между:
1.Потребностями современной личности в саморазвитии, самореализации,
заказом родителей, общества на человека «социально активного, умеющего делать социальный выбор, сознающего и способного отстаивать свою гражданскую позицию, гражданские права» возможностями ребенка, которые могут быть реализованы в сельской местности.
2.Стремлением личности к творческой самореализации и недостаточным вниманием к развитию опыта творческой деятельности в содержании биологии. Проблема развития творческой активности личности получила достаточно широкую актуальность в педагогической практике. На основании теоретических и эмпирических обобщений можно определить качественные характеристики показателей критериев творческой активности на низком , среднем и высоком, уровнях.
Низкий уровень развития творческой активности характеризуется отсутствием познавательного интереса. Подростки активны только на начальных этапах деятельности. У подростков со средним уровнем развития творческой активности познавательный интерес возникает ситуативно. Ученик активен при условии сотрудничества с учителем, зависим от его помощи и поддержки, нуждается во внешней мотивации.
Подростков с высоким уровнем развития творческой активности отличает устойчивый познавательный интерес, возникающий вне зависимости от внешних требований. Как правило , у них есть идея и желание воплотить ее. Подростки этого уровня склонны к экспериментированию, моделированию различных вариантов развития деятельности и ее возможных результатов. Они являются хорошими генераторами идей , их деятельность отличает высокая степень новаторства.
Для формирования и развития у учащихся творческого потенциала необходимо создавать педагогические условия, способствующие развитию личности ребенка, в том числе и способствующие повышению уровня\ ее творческой активности и познавательного интереса на уроках биологии, который нужно рассматривать как один из показателей личностного роста учащихся, обеспечивающий повышение качества образования.
4.Психологические аспекты творческой активности.
ТВОРЧЕСТВО- есть психический процесс создания новых ценностей, деятельность, результат которой-создание новых материальных и духовных ценностей. Для учителя очень важно правильно организовать урок, т.к. он является основной формой педагогического процесса. Поэтому рациональная плотность урока должна составлять не менее 60 % и не более 75-80%;количество видов учебной деятельности на уроке должно быть 4-7,а их смена осуществляться через 7-10 минут; в урок необходимо включать виды деятельности, способствующие развитию памяти ,логического и критического мышления;
В течение урока, должны быть использованы не менее 2-х технологий преподавания, способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения учащихся. Обучение должно проводиться с учетом ведущих каналов восприятия информации учащимися(аудиовизуальной ,кинестетической и т. д);должен осуществляться контроль научности изучаемого материала; необходимо формировать внешнюю и внутреннюю мотивацию деятельности учащихся ,осуществлять индивидуальный подход к детям с учетом личностных возможностей на уроке, нужно создавать благоприятный психологический климат и обязательно ситуации успеха и эмоциональные разрядки, т.к. результат любого труда, а особенно умственного ,зависит от настроения ,от психологического климата. В недображелательной обстановке утомление наступает быстрее; нужно включать в урок технологические приемы и методы, способствующие самопознанию, самооценке учащихся; необходимо для увеличения работоспособности и подавления утомляемости включать в урок физкультминутки, определять их место, содержание и длительность, необходимо производить целенаправленные рефлексию в течение всего урока и в итоговой его части.
Перед каждым учащимся стоит выбор творческого задания, которое они в силах выполнить ,либо я самостоятельно распределяю их по группам: сильные ,средние, слабые.
Урок биологии в 6 классе.
Тема урока «Органы и системы органов растений»
Сильные ученики |
Средние ученики |
Слабые ученики |
Биологическая задача: Деревья зимой переносят достаточно сильные морозы. Почему же весной они часто погибают от гораздо меньших заморозков? |
Составить 3 ребуса по пройденной теме. |
Отгадайте загадку и изобразите на рисунке ответ: Что за чудо плод плюется, Целым в руки не дается ? |
Работая в школе, сталкиваюсь с учащимися из разных семей, с разным семейным положением, взглядами и убеждениями, воспитывающихся в разных социумах. Приходится подстраиваться под этот социум, так как переделать его мы не способны. Поэтому на каждом уроке биологии подбираю творческие задания в зависимости от индивидуальных способностей учащихся, от их способностей и возрастных особенностей. Развитие творческой и познавательной активности у учащихся на уроках биологии, благоприятно воздействует на воспитание у детей: здоровых нравственных начал, любви и уважения к труду, природе и ее обитателям, развивает трудолюбие, настойчивость, усидчивость, умение планировать работу и доводить до конца начатое дело, развивают эстетический вкус и глазомер.
5.ИКТ как средство развития творческих способностей и активизации познавательной деятельности учащихся.
«Детская природа требует наглядности» это требование легко можно удовлетворить информационно-коммуникативными технологиями, которые незаменимы сегодня при создании и проведении нестандартных, интересных уроков. Современный урок невозможен без использования ИКТ, а владение информационными технологиями-одна из компетенций учителя биологии. Использование ИКТ в биологическом образовании наиболее целесообразно в тех случаях, если:
1.Если требуется индивидуализировать обучение.
2.Необходимо выполнить многочисленные и однообразные упражнения, осуществляя при этом оперативный контроль правильности их выполнения.
3.Требуется быстрый поиск информации в большом объеме.
4.Требуется наглядное представление явлений.
5.Реализуется деятельностный подход к обучению на основе индивидуальной деятельности каждого ученика.
6.Применяются игровые формы обучения с использованием состязательной мотивации учащихся на освоение новых видов деятельности.
Считаю, что информационно-коммуникативные технологии на сегодняшний день-один из самых эффективных в активизации познавательной деятельности в преподавании биологии . Уроки с использованием ИКТ вызывают большой эмоциональный подъем и повышают уровень усвоения материала, стимулируют инициативу и творческое мышление.
При внедрении мною информационных технологий в учебный процесс предпочтительными в условиях нашей школы оказались уроки, на которых компьютер используется в демонстрационном варианте. Использую возможности компьютера для создания фрагментов урока, презентаций.
Использую диски к учебникам при объяснении нового материала и при закреплении знаний.
6.Методические условия организации процесса развития творческих способностей.
На уроках дети часто сталкиваются с тем, что им необходимо запомнить множество новых терминов и понятий. В занимательной форме, например в стихах, это сделать гораздо проще ,ведь запоминание стихов и рифм осуществляется легко. Запоминание стихов на уроках помогает ученикам легко усваивать изучаемый материал.
Я тоже на своих на уроках использую творчество знаменитых и неизвестных авторов.
Чтобы сделать урок красивым ,захватывающим и завораживающим можно начать красиво-с музыкально поэтического вступления:
Урок биологии в 6 классе на тему «Организм и среда»
Стихи Елены Николаевской.
«Ах, эта среда обитания!
Все связаны между собой
Обменом ,цепнями питания,
Составом, структурой, судьбой..
В чащобах, и в грядах, и в весях,
Где дышит и движется жизнь,
Да будет всегда равновесье!
Его потревожить страшись!»
Урок биологии в 6 классе на тему «Многообразие живых организмов и их свойства»
«Я приглашаю вас в живой природы мир,
Где интерес - наш главный ориентир.
Узнаем мы, что все здесь не случайно,
Найдем ответы, разгадаем тайны…
Порой, чтоб разрешились все сомнения,
Достаточно нам будет наблюдения.
Вопрос возник, иль снова сомневаемся-
Тогда к эксперименту обращаемся.
Понять под силу нашему уму
Кто? Где? Какой? Откуда? Почему?»
Такие творческие минутки можно проводить как в начале урока, чтобы заинтересовать детей темой, так и в середине урока для смены видов деятельности учащихся ,в конце урок как вывод или подведения итогов.
.Написание докладов.
Темы докладов могут быть : А) выбраны самим учеником;
Б) предложены учителем.
Доклады могут выполняться : А ) в группах
Б) в парах
В) индивидуально.
Защита доклада может происходить в форме :А) рассказа
Б )дискуссии
В) презентации
Результат:
-Для написания доклада учащимся приходиться изучать дополнительную литературу, знакомиться с новыми биологическими понятиями.
-Учащиеся при защите доклада развивают свою речь, учатся правильно излагать новый ,малоизвестный материал.
«Синквейны»
Правила составления:
*В первой строчке: указывается тема стихотворения, для этой цели используется существительное.
*Во второй строчке: в двух словах, двумя прилагательными дается описание темы.
*В третьей строчке: тремя словами дается описание действия в рамках этой темы.
*Четвертая строчка-это фраза из четырех слов, показывающая отношение автора к теме, его чувства.
*Последняя строка- это одно слово, синоним тому слову, с которого синквейн начинается.
-Составление «синквейна» на уроке биологии в 7 классе по теме «Насекомые»:
1.Насекомые.
2.Вездесущие,маленькие.
3.Опыляют,переносят,заражают.
4.Насекомые- самый многочисленный класс на Земле.
5.Крылья.
-Составление «синквейна» на уроке биологии в 6 классе по теме «Плоды, их разнообразие, значение»
1.Плоды.
2.Сухие,сочные.
3.Сохраняют,оберегают,кормят.
4.Плоды созревают осенью.
5.Распространение.
«Синквейны» используются на этапе закрепления нового материала, и позволяют понять как ребята усвоили тему.
Игровые моменты.
Древнейшим средством воспитания и обучения детей является игра. Игра способствует активизации процесса обучения и успешному внедрению в практику педагогики сотрудничества. Игры делают процесс обучения более интересным, способствуют успешному усвоению изучаемого материала, формирует навыки коллективной работы. Набор игр, которые я провожу на уроках огромен.
На уроках повторения и обобщения знаний, закрепления умений- это операционные игры, где вводятся дополнительные правила, с которыми ее участникам приходится считаться, например: КВН, «Что? Где? Когда?», уроки-конкурсы, уроки-соревнования. На уроках проверки и учета знаний и умений провожу викторины, конкурсы, биологические диктанты, тестирование ,защиту творческих работ.
Использование нетрадиционных методов обучения ведет к активизации познавательной деятельности на уроках, обогащает, систематизирует и закрепляет знания, способствует их осознанному применению. Школьник становится активным, заинтересованным, равноправным участником обучения. У него происходит отход от стандартного мышления, стереотипа действий, что позволяет развить стремление к знаниям, создать мотивацию к обучению. При применении нетрадиционных методов и приемов обучения у детей развивается образное, систематическое и логическое мышление. Нетрадиционные , проблемно-развивающие , личностно-ориентированные уроки предполагают быстрое включение учащихся в познавательную деятельность, активизацию их мышления через рефлексивное управление уроком.
Игровые ситуации в своей работе использую на уроках различных типов. На комбинированном уроке при проверке домашнего задания или закреплении материала использую игру «Кто здесь лишний?» или игровую ситуацию, сопровождающуюся стихотворениями или загадками. При выполнении заданий игрового типа у учащихся развивается умение ориентироваться по биологическим таблицам и запоминать биологические термины. На уроках обучения умениям и навыкам использую деловые или ролевые игры, когда в процессе их участники разыгрывают определенные жизненные ситуации, и при этом играют реальных участников этих ситуаций.
Например:
А) урок биологии в 7 классе на тему: «П/ц Одноклеточные животные. Особенности организации простейших и их классификация» можно использовать метод эмпатии или выживания:
Представьте себе, что вы-эвглена зеленая. Опишите свои ощущения.
Б) урок биологии в 6 классе на тему : «Строение эукариотической клетки.»
Представьте себе, что вы уменьшились настолько, что оказались внутри клетки. Опишите ваши ощущения.
Такого рода игра позволяет определить степень биологических знаний учащихся.
При изучении новой темы можно использовать эвристическую беседу с элементом игры.
Например:
Урок биологии в 6 классе на тему «Ткани растений»
Учитель. На нашей планете есть множество растений, не имеющих тканей. Все их клетки имеют одинаковое строение, потому что обитают эти растения в однородной среде. Предположите, что это за растения и где они обитают.
Ученики. Это водоросли, которые обитают в воде.
Учитель. А теперь представьте себе, что водоросль решила сменить среду обитания, перебраться на сушу. Для этого ей наверняка придется обзавестись тканями. Давайте пофантазируем и заглянем вместе с водорослью в удивительный магазин, где продаются самые разные «ткани» растений .Какие ткани и для чего вы ей посоветуете купить?
Ученики. На суше она может высохнуть ,значит нужна какая-то одежда, т.е. защитная ткань.
Учитель. В нашем магазине есть такая ткань. Называется покровная. А какие еще ткани нужны водоросли?
Ученики. Вода суше находится только в почве, а нужна все клеткам. Значит, должна быть ткань, которая эту воду будет доставлять по всему растению.
Учитель. Есть такая ткань. Называется проводящая. Но если у вашей водоросли будут только эти ткани, она, как медуза, распластается по земле.
Ученики. Значит, нужна какая-то ткань для опоры.
Учитель. У растений эта ткань называется механической. Не хотите ли приобрести что-нибудь для питания водоросли?
Ученики. Но ведь она и в воде питалась.
Учитель. У водорослей в каждой клетке есть хлорофилл или другие пигменты, а вот у наземных растений они находятся в клетках основной или, точнее, фотосинтезирующей ткани. А долго ли ваша водоросль намерена расти?
Ученики. Всю жизнь.
Учитель. Значит, ей непременно понадобится образовательная ткань
Составление кроссвордов.
Сочинение сказок или стихотворений.
.Выполнение рисунков.
Изготовление аппликаций.
Составление тестов.
Сбор и оформление гербариев, коллекций.
Таким образом, ученики, выполняя творческие задания, активно оперируются на приобретение знания, умения, навыки, совершают активную поисковую деятельность и поднимаются на новый уровень развития личности.
7.Методика развития познавательной деятельности.
Ориентация современной школы на гуманизацию процесса образования и разностороннее развитие личности ребенка предполагает, в частности, необходимость гармонического сочетания собственно учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой ,связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активности, способности самостоятельно решать нестандартные задачи и т.п.
Поэтому активные формы обучения направлены на введение в традиционный учебный процесс разнообразных развивающих заданий, специфически направленных на развитие личностно-мотивационной и аналитико-синтетической сфер ребенка, памяти, внимания, пространственного воображения и ряда других важных психических функций. Существуют множество методов развития познавательной деятельности у учащихся на уроках биологии. В практике своей деятельности, я использую:
1-Дидактический текст.
Идея этих текстов родилась у Сырцевой, учителя биологии из г.Кирова. Одним из героев ее рассказов является умный черный кот Макс, который вечно попадает в какие-нибудь необычные ситуации. Знакомясь с его похождениями, шестиклассники получают возможность по-иному взглянуть на учебный материал, повторить, закрепить и лучше понять изученное. Понятно, что для эффективной работы необходим экземпляр печатного текста на каждом столе . Я предлагаю такой вариант дидактического текста.
«Макс решил взять интервью у органов тела своего хозяина. Сначала он отправился в темную, теплую, мягкую полость, покрытую эпителиальной тканью. В этой полости Макс долго не задержался, а по длинной трубе провалился в мрачную яму.
-Куда же я попал? Кто вы и что вы делаете?
-Я перевариваю все, что в меня попадает, вот сейчас и тебя переварю!-недовольно проворчала яма…..»
Читая этот текст, учащиеся называют ткани, встретившиеся на пути Макса, и указывают признаки, по которым они узнали каждую из них.
8.Проблемные вопросы и задачи для учащихся можно использовать на уроках биологии для развития творческого мышления и активизации их познавательной деятельности. Данные вопросы, как правило, вызывают большой интерес у учащихся. При этом в педагогическом отношении более важным оказывается не быстрое получение однозначно правильного ответа(если такой имеется), а сам процесс поиска, имеющий ярко выраженный развивающий характер. Поэтому данные вопросы и задачи целесообразно обсуждать в ходе коллективной работы класса, совместного поиска решений, обращения к учебнику или к другим источникам информации.
Тема «Опорно-двигательная система»
1.Представьте,что шейные и поясничные позвонки у человека поменялись местами.. К каким последствиям это могло бы привести? Какие проблемы возникли бы у человека?
2.Два человека поскользнулись на льду и упали. Один из них сломал ногу ,а другой отделался ушибом. Предположим, что сила удара при падении и его направление было одинаковыми. Можно ли предположить возраст этих людей? Ответ обоснуйте.
3.Замечено,что у человека в меньшей степени, чем у обезьян, развиты кости лицевого черепа. Объясните причины этих различий.
Тема «Кровь»
1.Замечено,что не все члены семьи, контактирующие с родственником-инфекционным больным, впоследствии заболевают сами. Объясните почему такое возможно.
2.Зрелые эритроциты человека не имеют ядер. Объясните этот странный факт, опираясь на знания о функциях крови.
3.Предположим,что в крови человека медики обнаружили резкое увеличение количества лейкоцитов. Каковы могут быть причины этого явления. Должно ли вызывать беспокойство у обследованного человека?
Тема «Пищеварительная система»
1.Докажите,что процессы слюноотделения и желудочного сокоотделения регулируются нервной системой?
2.Как вы думаете, можно ли разработать общие, универсальные правила питания, которые подошли бы человеку любого возраста, состояния здоровья, половой принадлежности, профессии? Ответ обоснуйте.
Тема «Нервная система»
1.Считается,что степень развития извилин головного мозга влияет на мыслительные способности человека. Как это можно объяснить?
Тема «Размножение и развитие человека»
1.Можно ли поставить знак равенства между понятиями «рост» и «развитие»? Аргументируйте свою позицию.
2.Объясниет,почему во всех клетках человека(кроме половых) количество хромосом представлено четным числом?
3.Существует мнение, что вегетативное размножение проще и надежнее, чем половое. Почему же наиболее высокоразвитые животные и человек «отказались» в процессе эволюции от вегетативного размножения и полностью перешли к половому?
Верным является утверждение, что коль нет познавательной задачи, нет и работы мысли, есть задача - есть поиск ее решения. Постановка задач в процессе обучения повышает активность учащихся. Ученики исследуют явление, ищут пути его решения, выдвигают различные предположения, приводят доказательства, а это, несомненно, способствует активизации мыслительной деятельности школьников, развитию логического мышления.
На своих уроках я использую следующие типы задач:
- «Из маленького кусочка растительной ткани ученым удается вырастить несколько тысяч взрослых растений .Как вы думаете, какую ткань растения берут для этих опытов? Почему не удаются подобные опыты на животных?»
-«Если головастика вынуть из воды, он быстро погибает. Взрослая лягушка неплохо чувствует себя на суше. Чем это можно объяснить?»
-«При выращивании томатов для ускорения образования плодов и повышения урожайности применяют пасынкование -удаление боковых побегов. В чем заключается биологический смысл этого приема?»
-«Произойдет ли пожелтение листьев и листопад у березы, если ее пересадить в кадку с почвой и поставить в комнате? Дайте обоснованный ответ.»
Для развития познавательного интереса и творческих способностей важна и внеучебная деятельность. Это открытие мероприятия, предметные недели. Запоминающимися были такие мероприятия как:
Биологический турнир «Зимующие птицы»
КВН «Без птиц невозможно представить планету Земля»
Конкурсно-игровая программа «Здоровье-богатство во все времена» «Бой цветов»
Внеклассное мероприятие «Цветы Победы» «Красная Книга»
9.Результат использования творческих заданий на уроках биологии.
Традиционные методы и формы обучения направлены, прежде всего, на передачу готовых знаний учащимся, а новый стандарт биологического образования ставит другие цели, среди которых: развитие творческих способностей школьников. Для этого необходимы совершено другие методы и приемы, одним из них, является использование творческих заданий. Именно такие задания развивают фантазию, воображение, ассоциативность мышления ,т.к. предполагают создание школьником собственного продукта: идеи, рисунка, сочинения и т.д., именно такие задания пополняют опыт творческой деятельности учащихся.
В результате использования творческих заданий на уроке, как домашнее задание для учащихся я заметила, что ребята в одних классах предпочитают простые творческие задания, а другие более сложные. В основном это связано со способностями ребят и их родителей, так как при выполнении таких заданий в домашних условиях они прибегают к помощи взрослых ,что положительно влияет на результат творческой работы.
Учащиеся 6 класса творческие задания выполняют с огромным желанием.На каждом уроке мы тратим на их выполнение по 10-15 минут и очень часто используем творческие задания ребят предыдущего года.
Учащиеся 7 класса - творческие ребята и любят любого рода творческие задания, выполняют их как дома, так и на уроках с большим удовольствием.
Учащиеся 8 класса очень слабые ребята и творческие здания в этом классе нужно подбирать с учетом возможностей ребят (сильный, средний, слабый).На дом творческие задания можно задавать только сильным ученикам (2 человека) и средним ученикам (2 человека),слабые ученики не выполняют дополнительные задания творческого характера.
Изучение общей биологии начинается в 9 классе(на изучение отводится 2 часа в неделю).Творческая работа с учащимися основана на изготовлении пособий для проведения уроков в последующие годы обучения. Эти задания ребятам приходились по душе, а еще их радовало то, что их работы будут использоваться и показываться другим учащимся, что они оставят учителю о себе какую-то память.
10.Заключение
По данной теме «Развитие творческой активности и познавательной деятельности у учащихся на уроках биологии» я работаю уже несколько лет и имею неплохие результаты:
1.Большое количество творческих заданий.
2.Повышение качества обучения.
3.Хорошие результаты на зональных и территориальных турах олимпиад.
Среди участников олимпиады есть победители и призеры.
В 2016 году есть призер республиканской олимпиады .
Работая по данному направлению, хочу заметить, что использовать одни и те же задания в разных классах, не всегда эффективно, так как учащиеся имеют разный творческий потенциал, разные умственные способности, поэтому задания и их методы проведения постоянно меняются .Проводя такого рода задания, в каждом классе выявляется лидер, но они постоянно меняются ,так как иметь разносторонний творческий потенциал способны не все.
Благодаря своей поисковой деятельности, я сделала следующие выводы:
1.Творческие задания содержат в себе неограниченные возможности в деле ликвидации перегрузки учащихся домашними заданиями, путем использования различных способов изучения нового материала на уроке. Боле того-широко используется дополнительный материал.
2.Устойчивые положительные результаты по предмету можно получить при системном использовании творческих заданий на уроках биологии с применением разнообразных описанных в данной работе методов.
3.Использование творческих заданий на уроках является дополнительным стимулом к более тщательному изучению материала и развития интереса учащихся к науке, расширению кругозора.
4.Устойчивые биологические знания рождают мировоззрение, воспитывают биологически образованного человека, обладающего критическим мышлением, творческими способностями и экологическим взглядом на жизнь.
Материалы на данной страницы взяты из открытых источников либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.