МБОУ Старояшкинская СОШ им.А.П.Осокиной
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ работы в воспитании подрастающего поколения
Автор: заместитель директора по ВР,
Шабловская Н.Г.
с.Старояшкино 2021
АКТИВНЫЕ ФОРМЫ работы в воспитании
подрастающего поколения
Обобщение опыта.
Для того чтобы воспитать хорошего человека, надо каждый день давать ему 4 урока - урок здоровья, урок любви, урок мудрости, урок труда».
А какой урок самый важный и самый трудный?
Урок любви! Потому, что без любви никому не нужны ни здоровье, ни мудрость, ни труд!»
Воспитание - процесс, начинающийся с раннего детства, когда в душу ребенка закладываются основные жизненные принципы, помогающие ему стать Человеком с большой буквы, смело войти в большую жизнь и занять в ней достойное место, осознавая себя личностью и индивидуальностью.
Считаю, что учитель - самый необходимый человек для ребенка в современной школе. У него необычная миссия в жизни: не только руководить, направлять, но и воспитывать. Его предназначение - проследить за становлением личности ребенка, входящего в современный ему мир, воспитать человека, способного достойно занять своё место в жизни. В современных условиях образования необходимо более творчески и активно подходить к активизации внеклассной деятельности. Любая форма внеклассной работы должна быть наполнена полезным содержанием.
Формы внеклассной работы - это те условия, в которых реализуется ее содержание. Форм внеклассной работы огромнейшее количество. Это многообразие создает сложности в их классификации, поэтому единой классификации нет. Выбирая форму внеклассной работы, следует оценить ее воспитательное значение с позиций ее цели, задачи, функций.
Воспитательная работа в школе строится по следующим направлениям:
Духовно-нравственное направление
Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, классные часы, встречи с интересными людьми, конкурсы, концерты, работа кружка, проектная деятельность.
Ежегодно школа участвует в конкурсах поэтического мастерства, конкурсах фотографий, рисунков и поделок. Стало уже традицией приглашать на классные часы работника сельской библиотеки и школьной библиотеки. Учащиеся очень любят мастерить, фантазировать, а главное – дарить произведения своего творчества родным и близким!
Гражданско-патриотическое направление
Формы работы: экскурсии, поездки, беседы, тематические классные часы, просмотр фильмов, встречи с интересными людьми, конференции, конкурсы, кружковая работа, поисковая работа.
Работая в этом направлении, стараюсь воспитывать в детях любовь к своему Отечеству, к традициям и истории своей страны. Уроки России, Уроки Мужества («Дети и война», «Этих дней не смолкает слава», «Вспомнить всех поименно…») стали неотъемлемой частью воспитательной работы в школе, воспитывают в них дух патриотизма, помогают выработать твердый характер и силу воли. Встречи с тружениками тыла и участниками войн, участие в конкурсах «А ну-ка, мальчики» – все это формирует у учащихся устойчивые жизненные позиции, сознательное отношение к своему долгу перед защитниками Отечества, перед своей страной.
Спортивно-оздоровительное направление
Формы работы: походы, спортивные мероприятия, уроки здоровья, соревнования, утренняя гимнастика, физкультминутки на уроках, работа спортивных кружков и секций.
Очень важная роль в нашей школе отводится укреплению здоровья учащихся и развитию физической силы и ловкости. Участие в спортивных мероприятиях и соревнованиях, проведение Дня здоровья, посещение спортивных кружков и секций. Большую помощь в воспитательной работе по данному направлению оказывает школьные кружки по легкой атлетике и шахматам, которые с удовольствием посещают ученики. В школе есть свои спортсмены, имеющие награды не только школьного, но и районного уровня. Участие в спортивных мероприятиях помогает сплочению коллектива, осознанию своих возможностей, выработке терпения, настойчивости, достижения цели. Увлекают ребят общешкольные мероприятия: «Весёлые старты», состязание «Папа, мама, я спортивная семья», операция «Чистый двор», участие в концертах. Привлечение учащихся к здоровому образу жизни сказывается на снижении уровня заболеваемости.
Научно-познавательное направление и проектная деятельность
Формы работы: творческие конкурсы и олимпиады, викторины, интеллектуальные марафоны, предметные недели, ведение портфолио ученика.
Участие в творческих проектах, исследовательской деятельности, предметных неделях, творческих конкурсах и олимпиадах всех уровней, интеллектуальных марафонах позволяет учащимся активизировать свою мыслительную деятельность, развивать творческие способности, совершенствовать полученные умения и навыки.. Повысился интерес учащихся к исследовательской и проектной деятельности. Дети готовят материалы для проведения классных часов, конкурсов, викторин, семейных праздников.
Художественно-эстетическое направление
Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, концерты, тематические классные часы, классные огоньки, анкетирование, праздники.
Это направление деятельности является для многих ребят формой активного самовыражения, раскрытия талантов, позволяя каждому ребенку заявить о себе: «А вот и я!» Классные огоньки, семейные праздники, конкурсы рисунков, стихов, подготовка к проведению праздников – все это еще больше сближает детей, делает их участниками одного действия, направленного на достижение единой цели.
Общественно-полезная деятельность
Формы работы: акция, классный час, трудовой десант.
Участвуя в акциях «Забота», «Посади дерево», « Кормушка», «Спешите делать добро», в субботниках, дежурствах по школе приобщаем ребят к общественной работе, воспитываем сознательное отношение к своим обязанностям.
Семья и школа
Формы работы: творческие конкурсы, встречи с интересными людьми, организация праздников и юбилеев, концерты, семейные праздники, экскурсии, походы, родительские собрания.
Для большинства учеников школа – это второй дом, здесь они проводят большую часть времени. Уроки, классные часы, внеклассные мероприятия, занятия в кружках, секциях – все это объединяет их вместе. Взрослея, они начинают понимать, что значит школа в их жизни.
Родители учеников принимают самое активное участие в жизни школы: выступают на общешкольных родительских собраниях, помогают в подготовке и проведении различных мероприятий. Работая в тесном контакте с родителями учащихся, используя при этом разнообразные формы работы (анкетирование, родительские собрания, посещение семей, беседы, диспуты, проведение семейных праздников и классных мероприятий), мне удается решать многие возникающие проблемы. Отрадно отметить, что многие творческие задания к классным часам или школьным конкурсам и мероприятиям дети выполняют совместно с родителями. Родители – это наши помощники, единомышленники в деле воспитания наших детей. Главное – действовать в одном направлении, тогда воспитание будет эффективным.
Активные формы воспитательной работы
Общий анализ практики дает возможность выделить три основных типа форм воспитательной работы: мероприятия, дела, игры. Они различаются по следующим признакам: по целевой направленности, по позиции участников воспитательного процесса, по объективным воспитательным возможностям.
Mероприятия - это события, занятия, ситуации в коллективе, организуемые педагогами или кем-либо для воспитанников с целью непосредственного воспитательного воздействия на них.
Характерные признаки этого типа форм: это, прежде всего, созерцательно-исполнительская позиция детей и организаторская роль взрослых или старших воспитанников. Иными словами, если что-то организуется для воспитанников, а они, в свою очередь, воспринимают, участвуют, исполняют, реагируют и т.п., то это и есть мероприятие.
Формы работы, которые могут быть объективно отнесены к мероприятиям: беседы, лекции, дискуссии, диспуты, экскурсии, культпоходы, прогулки, обучающие занятия (например, по правилам дорожного движения, по гражданской обороне и др.). Мероприятия как форму воспитательной работы можно выбирать:
- когда нужно решить просветительские задачи: сообщить детям какую-либо сложную информацию, познакомить с культурной, политической жизнью общества;
- когда необходимо обратиться к содержанию воспитательной работы, требующей высокой компетентности: к вопросам общественной жизни народа, политики, экономики и др. В таких случаях целесообразны мероприятия с приглашением специалистов;
- когда организаторские функции слишком сложны для детей, либо объективно, либо по причине отсутствия достаточного опыта, например, при ведении дискуссий, обсуждений, организации массового проявления социальной активности (беседы, конференции, митинги и др.).
Дела - это общая работа, важные события, осуществляемые и организуемые членами коллектива на пользу и радость кому-либо, в том числе и самим себе.
Характерные признаки этого типа форм: деятельно-созидательная позиция детей; их участие в организаторской деятельности; общественно значимая направленность содержания; самодеятельный характер и опосредованное педагогическое руководство. Иначе говоря, делами можно считать такие события в жизни коллектива, когда воспитанники активно действуют, сами решают, что, как и для кого (чего) делать, сами организуют свою деятельность.
Формы работы, которые можно отнести к делам: трудовые десанты и операции, рейды, ярмарки, фестивали, самодеятельные концерты и спектакли, агитбригады, вечера, а также другие формы коллективных творческих дел.
Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями, так как они:
- предоставляют возможность каждому ребенку внести свой личный вклад в общую работу, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные и др.);
- обеспечивают активную реализацию и обогащение личного и коллективного опыта;
- способствуют укреплению коллектива, его структуры, содействуют разнообразности и мобильности внутриколлективных связей и отношений;
- эмоционально привлекательны для ребят, позволяют опираться на значимые для них содержание и способы организации деятельности в самых разных ситуациях воспитательного процесса.
Игра как форма воспитательной работы - это воображаемая или реальная деятельность, целенаправленно организуемая в коллективе воспитанников с целью отдыха, развлечения, обучения.
Характерные признаки этого типа форм не несут в себе, как правило, выраженной общественно полезной направленности (в отличие от игровых дел), однако могут и должны быть полезны для развития и воспитания их участников и направлены именно на это. В играх, в отличие от мероприятий, имеет место опосредованное педагогическое воздействие, скрытое игровыми целями. В них заложены значительные воспитательные возможности. В игровой деятельности могут проявляться различные способности и личностные качества воспитанников, могут активно формироваться внутриколлективные отношения. Игры организуются педагогом (или педагогическим коллективом) часто при активном участии самих воспитанников.
К формам-играм можно отнести: деловые игры, сюжетно-ролевые, игры на местности, спортивные игры, познавательные и др. На практике имеет место такое явление, как «перерождение форм» из одного типа в другой при их реализации. Наиболее благоприятным с точки зрения возрастания воспитательных возможностей форм является переход из одного типа в другой «по лесенке»: Мероприятия - Игры - Дела. В то же время переход в обратном направлении следует считать неблагоприятным и нежелательным.
Примеры активных форм работы в воспитании :
1.Час общения с разбором конкретной ситуации
Например, час общения на тему: «Правила поведения в криминогенных ситуациях»
(на основе проекта «Выбор за тобой!» направленный на профилактику деструктивного поведения детей и подростков). Ребятам было предложено разобрать ситуации криминогенного характера (допустим, разбирали тип поведения потерпевших с приведением примеров) и мы вместе решали как их избежать, а также выработали «Правила поведения» как действовать, если все таки оказались в криминальных условиях.
Затем у группы состоялась беседа с начальником Дурникиной С.А. Она разъяснила последствия совершения правонарушений и преступлений несовершеннолетними, информировала об ответственности родителей (законных представителей), прозвучала информация и о профилактике правонарушений среди подростков. Не менее важной была тема о последствиях употребления, известного сейчас среди молодежи наркотика под названием "спайс". После выступления ребята смогли получить ответы на интересующие их вопросы.
2. Психологической беседа с просмотром
профилактической видеопостановки Оренбургской региональной молодёжной организации
«Социальное агентство «Здоровье молодежи»
по профилактике употребления запрещенных
препаратов среди подростков «История про...» . Тема психологической беседы очень поучительна и носит
название: «Театротерапия». Данную беседу проводил психолог совместно с
классным руководителем. Театротерапия – это форма познания и лечения
души, как и любая другая психотерапия. Она концентрирует своё внимание на
сюжетности психических процессов, то есть на происходящих с душою историях.
Анализируя, просмотренные постановки социальных театров ученики пришли к выводам, что постановки позволяют решить следующие задачи: развитие творческого мышления, памяти и внимания, умения выражать свои мысли, развитие фантазии и воображения. Развивает способности слушать другого, следить за ходом его мыслей, умение вставать на место другого, посмотреть на мир с разных сторон. Театротерапия в психологическом и психолого-педагогическом аспекте очень эффективна и значима как метод воздействия на формирование личности человека и формирование межличностных отношений в коллективе.
3.Сегодня я хочу акцентировать внимание на организации «Российское движение школьников» – общественно-государственная детско-юношеская организация, деятельность которой целиком сосредоточена на развитии и воспитании школьников. В своей деятельности движение стремится объединять и координировать организации и лица, занимающиеся воспитанием подрастающего поколения и формированием личности.
В 2019 учебном году наша школа стала площадкой по реализации проекта «Российского движения школьников».
Создание Общероссийской общественно-государственной детско-юношеской организации «Российское движение школьников» регламентировано Указом Президента РФ В.В. Путина от 29.10.2015г. № 536 "О создании Общероссийской общественно–государственной детско–юношеской организации "Российское движение школьников" (РДШ). Любой школьник с 8 лет имеет право вступить в общественное объединение.
РДШ развивается по 4 направлениям:
Ключевой особенностью «Российского движения школьников» является объединяющая функция. Функция платформы для совместной работы во благо наших детей, нашей молодежи, будущего России. Поиск новых и совершенствование уже существующих успешных практик позволит вовлечь ребят в одно большое общее дело, несмотря на то, что зачастую объединенные одной идей люди живут в разных уголках нашей страны.
РШД дает возможность для каждого активиста проявить себя в любом из направлений деятельности организации, развить свои способности, обменяться опытом, поделиться новыми знаниями со школьниками из любого уголка страны.
Четыре направления деятельности РДШ согласуются с направлениями программы воспитания и социализации школы, а, следовательно, и с программой воспитательной работы школы.
Мероприятия движения позволяют формировать личностные результаты образования школьников, в т.ч. базовые национальные ценности, на формирование и развитие которых направлены программы воспитательной работы с обучающимися.
Участие детей в конкурсах, акциях, проектах Российского движения школьников способствует решению задач дополнительного образования детей по обеспечению их адаптации к жизни в обществе, профессиональной ориентации, выявлению и поддержке детей, проявивших выдающиеся способности (статья 75 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»).
Деятельность РДШ вписывается в воспитательную систему школы, учреждения дополнительного образования детей. РДШ способствует формированию лидерских качеств школьников, устойчивой мотивации к достижению социально значимых целей, выступает важным фактором развития личности ребенка, ее социализации и является начальной ступенью демократии, истоком гражданственности, развития социального творческого потенциала.
Мы включились в Дни Единых Действий и во Всероссийские мероприятия, о которых узнали именно благодаря своему членству в РДШ.
Основой ВР стали основные направления деятельности РДШ, план воспитательной работы школы и региональный план работы Российское движение школьников. Все 4 направления РДШ четко выделены в перспективном плане ВР. Объединяет деятельность школьников, родителей и педагогов в РДШ участие во всероссийских акциях в формате «Дней единых действий». Это единовременные мероприятия по единому сценарию одновременно по всей стране в разных форматах.
Итак, подведем итоги развития РДШ в школе. Мы приняли участие в следующих мероприятиях :
- всероссийская акция "Я ЛЮБЛЮ НАУКУ"
- всероссийская акция «Блокадный хлеб»
- всероссийская акция «День счастья» (Почта радости)
- всероссийская акция «Посвященная международному женскому дню» (Песенный флешмоб)
- всероссийская акция «Подари книгу»
- всероссийская акция «Армейский чемоданчик»
- всероссийская акция #НовогодниеОкна
- форум серебряных добровольцев «Династия РДШ»
- конкурс "Экологическая культура".
По многим акция мы получили сертификаты за участие.У организации РДШ в школе есть своя страничка в социальной сети «Вконтакте», где освещаются все моменты деятельности РДШ.
Таким образом, сегодня первый опыт участия в Российском движении школьников открыл новые возможности ученикам школы для личностной самореализации и развития навыков работы в команде. Ребятам нравятся новые формы деятельности, впереди еще много новых возможностей. Как сказал Председатель РДШ –С.Н. Рязанский - «Работа у нас с Вами только начинается. Поехали!» .
|
. |
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.