Обобщение опыта «Моделирование предметно- развивающей среды в группе ДОУ»
Оценка 4.9

Обобщение опыта «Моделирование предметно- развивающей среды в группе ДОУ»

Оценка 4.9
Повышение квалификации
docx
воспитательная работа
Детсад
07.05.2020
Обобщение опыта «Моделирование предметно- развивающей среды в группе ДОУ»
«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…» В. Сухомлинский Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.
обобщение опыта.docx

Обобщение опыта

«Моделирование предметно- развивающей среды в группе ДОУ»

«Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,

фантазии, творчества. Этот мир должен окружать ребенка…»

В. Сухомлинский

  Развивающая среда способствует установлению, утверждению чувства уверенности в себе, дает возможность дошкольнику испытывать и использовать свои способности, стимулировать проявление им самостоятельности, инициативности, творчества.

Предметная среда обеспечивает разные виды деятельности ребенка – дошкольника и становится основой для его самостоятельной активности. При этом доминантным видом деятельности в дошкольном учреждении является игровая деятельность. Игры готовят детей к школе; закладывают фундамент личностных качеств, необходимых каждому человеку. Предметно – развивающая среда способствует развитию творческого воображения детей при создании игрового замысла; формированию культуры взаимоотношений. Ее содержание влияет на тематику игр, выбор и использование ролей.

  Моделируя предметно- развивающую среду любой возрастной группы в ДОУ, необходимо учитывать психологические основы конструктивного взаимодействия участников воспитательно-образовательного процесса, дизайн и эргономику современной среды дошкольного учреждения и психологические особенности возрастной группы, на которую нацелена данная среда.

Задачи:

• Изучить и внедрить в практику новые подходы к организации развивающей и предметно-игровой среды, обеспечивающих полноценное развитие дошкольников;

• смоделировать развивающую среду, способствующей эмоциональному благополучию детей с учетом их потребностей и интересов;

• создать условий для обеспечения разных видов деятельности дошкольников (игровой, двигательной, интеллектуальной, познавательной, самостоятельной, творческой, художественной, театрализованной) с учетом гендерных особенностей воспитанников;

• содействовать сотрудничеству детей и взрослых для создания комфортной предметно- развивающей среды;

• приобщить дошкольников к активной предметно-преобразовательной деятельности в интерьере.

 Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она состоит, каков их развивающий потенциал и даже от того, как они расположены. Все, что окружает ребенка, формирует его психику, является источником его знаний и социального опыта. Поэтому, именно мы, взрослые, берем на себя ответственность создать условия, которые способствуют полной реализации развития детей, их возможностей, способностей по всем психофизиологическим параметрам, т. е. организации предметно- развивающей среды. Мы, педагоги, стремились создать в группе условия для совместной деятельности детей и взрослого, для самостоятельной деятельности воспитанников, учитывая особенности развития каждого ребенка.

Предметно- развивающая среда должна быть:

1. Содержательно-насыщенной

2. Полифункциональной

3. Трансформируемой

4. Вариативной

5. Доступной

6. Безопасной

При моделировании предметно- развивающей среды для детей в группе, было использовано несколько вариантов ее построения:

1. Зонирование пространства осуществляется мобильными средствами – расстановкой мебели и оборудования.

2. Один из основных факторов, определяющих возможность реализации принципа активности - создание игровой среды, обеспечивающей ребёнку возможность двигаться.

Предметно- развивающая среда организована с учётом требований ФГОС, где чётко прослеживаются все пять образовательных областей:

1. социально-коммуникативное развитие

2. познавательное развитие

3. речевое развитие

4. художественно-эстетическое развитие

5. физическое развитие.

При моделировании предметно- развивающей среды учитывались следующие принципы:

1. Принцип дистанции, позиции при взаимодействии;

2. Принцип активности, самостоятельности, творчества;

3. Принцип стабильности, динамичности;

4. Принцип комплексирования и гибкого зонирования;

5. Принцип эмоциогенности среды, индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребёнка и взрослого;

6. Принцип сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды;

7. Принцип открытости – закрытости;

8. Принцип учёта половых и возрастных различий детей.

Уголки активности организованы на основе интеграции содержания и видов деятельности по следующим направлениям.

Направление: Социально-коммуникативное развитие.

   В патриотическом уголке  помещена государственная символика России, Гайского городского округа, Оренбургской области. В нем находятся пособия, отражающие многонациональность нашей Родины, иллюстрационный материал по ознакомлению детей с климатическими зонами России, глобус и т. д. В уголок  входят альбомы:  «Достопримечательности города Гая», «С чего всё начиналось…», «Профессии детского сада», фотоальбом «Экскурсия по городу Гай», «Хлеб – всему голова», картотека  игр по нравственно-патриотическому воспитанию, книги  В.М. Балаков «Меднорудный Гай – жемчужина Урала», «Оренбуржье мое», «Моя семья», «Наша Родина – Россия», журналы «Моя Родина –Россия»: С древних времён до наших дней; Народные костюмы. Праздники; Природа и климат; Большая и малая Родина;  На службе Отечеству. Выдающиеся личности.

 

В шумном пространстве игровой комнаты обязательно должен быть островок тишины и спокойствия «Уголок уединения». Если ребенок устал от шума и хочет побыть в тишине, он может пойти в уголок уединения. Это уютное тихое место. Мягкие подушечки с различными животными, которым ребёнок может поведать свои тайны, переживания. В уголке имеются подушки для битья, «Коврик злости», «Островок примирения», зеркало для хорошего настроения, фотоальбом с групповыми и семейными фото, небольшие мячики-ёжики, корзинка с клубочками разного цвета и фактуры, дидактические  игры: «Угадай эмоцию», «Шнуровка», маски настроений, стульчик доброты, стульчик размышлений.

  Уголок безопасности отражает безопасность дома, на улице (ПДД) и пожарную безопасность. Он оснащён необходимыми атрибутами, игрушками, дидактическими играми. Хорошим дидактическим пособием служит специально оборудованный столик с разметкой улиц и дорог, и дополнительным набором мелкого строительного материала и дорожных знаков. Я думаю, что создание уголка безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни. Происходит формирование у детей основ культуры общения, закрепления знаний об окружающей действительности и жизни в социуме, через решение проблемных ситуаций через игровую, театрализованную деятельность, ОБЖ.

   В уголке «Сюжетно – ролевых игр» оборудование и пособия размещены таким образом, чтобы дети могли легко подбирать игрушки, комбинировать их «под свои игровые творческие замыслы».

Уголок представлен следующими зонами:  «Больница»: Столик, различные коробочки, баночки- лекарств, таблеток, набор доктора, градусник, медицинский халат , колпак, сумка, кушетка.

«Семья»: Сундук  с одеждой для кукол (шапочки, пинетки, штанишки, кофточки), постелью для кукол,   кроватки с матрацами одеялами и подушками и куклы, гладильная доска, утюг, детский набор для уборки, коляски.

«Кафе»: Макет газовой плиты, шкафчик, столик, стулья, различная посуда(кастрюли, сковорода, чашки, тарелки, ложки, вилки, разделочная доска, скалка, толкушка).

«Супермаркет»: Полка с товаром , весы, корзина с овощами и фруктами, телефон, кошельки.

«Мастерская»:  Различный транспорт (машины, трактор, самосвал), строительные инструменты.

«Почта»:  Ящик для почты, газеты, открытки.

«Подготовка к школе»: Школьная доска, пенал, тетради, карандаши, школьный  рюкзак.

«Салон красоты»: Зеркало с полочками, фен, расчески, набор парикмахера, журналы, баночки и коробочки всех необходимых косметических средств.

  Направление: Познавательное развитие.

  Уголки смоделированы и представлены с учётом индивидуальных особенностей детей, их чувственного опыта, информационного багажа, т.е. теоретической и понятийной осведомлённости ребёнка. Подобранный наглядно дидактический материал дает детям представление о целостной картине мира, о тесных взаимосвязях и взаимодействии всех объектов.

  Уголок природы  включает в себя экологическую деятельность. Данный уголок  содержит в себе различные виды комнатных растений, на которых удобно демонстрировать видоизменения частей растения, инструменты по уходу за этими растениями: фартуки и нарукавники, палочки для рыхления, металлические детские грабли и лопатки, пульверизатор, лейки и др. Для всех растений оформлены паспорта с условными обозначениями. В холодный период года мы с детьми размещаем здесь комнатный мини – огород. Помимо комнатных растений, в данном центре присутствуют различные дидактические игры экологической направленности, серии картин типа «Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т. д. Важным составляющим уголка природы является календарь природы и погоды.

   Уголок познавательно – исследовательской деятельности представлен коллекциями (камни, семена, крупы, ткани, различные виды бумаги и т. д.). В нем находится материал, для осуществления опытной деятельности: лупы, компасы, мерные стаканчики, лейки, часы и т. д. В процессе экспериментальной деятельности по выращиванию растений ведутся дневники наблюдений, в которых воспитатель фиксирует сделанные детьми выводы по результатам ежедневного наблюдения. Наши маленькие «почемучки» будут превращаться в любознательных испытателей, проводить несложные опыты, определять свойства различных природных материалов.

   Уголок познания имеет важные развивающие функции. В данном уголке располагаются нормативно — знаковый материал: магнитная доска, наборы карточек на сопоставление цифры и количества, наборы кубиков с цифрами и числовыми фигурами, представлены, как различные виды мозаик, так и современные пазлы. Достаточно широкий выбор игр на развитие мелкой моторики руки. Игровое оборудование создаёт насыщенную, целостную среду с достаточным пространством для игр.

Направление: Речевое развитие.

   Содержание книжного уголка соответствует возрастным особенностям детей данного возраста, реализуемой в дошкольном учреждении образовательной программе. В нем находятся книги с художественными произведениями детских писателей, сказками и иные литературные формы по тематике недели. Главный принцип подбора книгоиздательской продукции – минимум текста – максимум иллюстраций. В книжном уголке имеются портреты писателей, с творчеством которых  дети знакомятся и их литературные произведения.

   В уголке развития находятся различные дидактические игры по развитию речи, серии картин и иллюстраций для установления последовательности событий, наборы парных картинок на соотнесение, разрезные сюжетные картинки и т. д. В уголке имеются картотеки артикуляционной гимнастики, пальчиковых игр, хороводных игр, сборник загадок. Речевая развивающая среда – это, особым образом организованное окружение, наиболее эффективно влияющее на развитие разных сторон речи каждого ребенка.

 Направление: Художественно — эстетическое развитие.

   В уголке творчества  для развития детей подобраны различные картинки, рисунки с изображением поделок, варианты оформления изделий, схемы с изображением последовательности работы для изготовления разных поделок и т. п. Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу. В данном уголке  находится материал и оборудование для художественно-творческой деятельности: рисования, лепки и аппликации (бумага, картон, трафареты, краски, кисти, клей, карандаши, салфетки, ножницы, раскраски, глина, пластилин, дидактические игры и т. п.). Большинство из перечисленных материалов помещается в специально отведенном шкафу. По желанию ребенок может найти и воспользоваться необходимым, для воплощения своих творческих идей, замыслов, фантазии. Также в уголке находятся предметы народного промысла: гжель, дымковская игрушка, хохлома, городецкая роспись. Альбомы  «Хохлома», «Городецкая роспись», «Гжель», «Жостовская роспись» Игра «Русские узоры» К данному уголку  имеется свободный доступ.

 

 Театральный и музыкальный уголки, уголок ряжения  - это важные объекты развивающей среды, поскольку именно театрализованная деятельность помогает сплотить группу, объединить детей интересной идеей. В театре дошкольники раскрываются, демонстрируя неожиданные грани своего характера. Здесь размещаются ширма, различные виды театров. Представлен различного вида театрами (кукольный, настольный, бибабо, пальчиковый). Здесь размещены маски, атрибуты для разыгрывания сказок, элементы костюмов для персонажей, декорации дети изготавливают самостоятельно. Музыкальное развитие ребёнка сводится не только к занятиям с педагогом, но и возможностью самостоятельно играть, импровизировать, свободно музицировать. Так же в уголке  размещены детские музыкальные инструменты (ложки, погремушки, бубны, барабаны и т. д.), которые используются детьми в свободной деятельности. Также имеется Тетрадь «Наши песни», фотоальбом  композиторов. В уголке  размещены — телевизор, DVD-плеер, коллекция дисков и записей с музыкой и сказками.

 

  Уголок конструирования хоть и сосредоточен на одном месте и занимает немного пространства, он достаточно мобилен. Практичность его состоит в том, что с содержанием строительного уголка (конструктор различного вида, крупный и мелкий деревянный конструктор) можно перемещаться в любое место группы и организовывать данную деятельность как с подгруппой детей, так и индивидуально. В группе расположен уголок строительно-конструктивных игр, в котором в большом разнообразии представлены различные виды и формы конструкторов. Наши воспитанники самостоятельно при реализации своих замыслов используют схемы и модели построек. Уголок  дополнен мелкими игрушками для обыгрывания. Мобильность данного уголка  позволяет детям разворачивать сюжет игры за его пределами. Это позволяет нашим детям комфортно чувствовать себя в любом уголке группы.

Направление: Физическое развитие.

   Физкультурно – оздоровительный уголок содержит в себе как традиционное физкультурное оборудование, так и нетрадиционное (нестандартное), изготовленное руками педагогов и родителей. Данное оборудование направлено на развитие физических качеств детей — ловкости, меткости, глазомера, быстроты реакции, силовых качеств. На современном этапе развития, возникла необходимость размещения в данном центре игр и пособий по приобщению старших дошкольников к навыкам здорового образа жизни. Данный уголок пользуется популярностью у детей, поскольку реализует их потребность в двигательной активности. Увеличение двигательной активности оказывает благоприятное влияние на физическое и умственное развитие, состояние здоровья детей.

Английский писатель Оскар Уайльд сказал, что «Лучший способ сделать детей хорошими — это сделать их счастливыми…». А у нас все дети хорошие! И создавая благоприятную среду развития для наших детей, мы хотим видеть их еще и такими: овладевшими основными культурными способами деятельности, обладающих установкой положительного отношения к миру, развитым воображением, умеющих выражать свои мысли, любознательных, выносливых и физически развитых, а главное счастливыми! Преимущество созданной среды в том, что появилась возможность приобщать всех детей к активной самостоятельной деятельности. Каждый ребенок выбирает занятие по интересам в любом уголке, что обеспечивается разнообразием предметного содержания, доступностью и удобством размещения материалов. Было отмечено, что воспитанники меньше конфликтуют между собой: редко ссорятся из-за игр, игрового пространства или материалов, поскольку увлечены интересной деятельностью. Положительный эмоциональный настрой моих детей свидетельствует об их жизнерадостности, открытости, желании посещать детский сад.

  Поиск инновационных подходов к моделированию предметно-развивающей среды продолжается, главными критериями при этом являются творчество, талант и фантазия.


 

Обобщение опыта «Моделирование предметно- развивающей среды в группе

Обобщение опыта «Моделирование предметно- развивающей среды в группе

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она…

Направление деятельности и развитие ребенка зависит от нас, взрослых – от того, как устроена предметно-пространственная организация их жизни, из каких игрушек и дидактических пособий она…

Принцип активности, самостоятельности, творчества; 3

Принцип активности, самостоятельности, творчества; 3

Я думаю, что создание уголка безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни

Я думаю, что создание уголка безопасности в группе помогает детям в ознакомление с правилами и нормами безопасного поведения, и формированию ценностей здорового образа жизни

Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т

Времена года», «Животный и растительный мир», коллекции природного материала, муляжей овощей и фруктов, насекомых и т

Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу

Это дает детям новые идеи для своей продуктивной деятельности, а так же предполагает овладение умением работать по образцу

Направление: Физическое развитие

Направление: Физическое развитие
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
07.05.2020