Обобщение опыта работы
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы

Оценка 4.8
docx
24.04.2020
Обобщение опыта работы
Обобщение опыта работы.docx

Обобщение опыта работы

Устюговой Людмилы Ивановны

учителя начальных классов

МАОУ СОШ №21 г. Кунгура

           Современное общество ставит перед учителем задачу развития личностно – значимых качеств учащихся. Сегодняшний выпускник школы должен быть личностью творческой, жизнеспособной, саморазвивающейся.    Среди задач российского образования отмечается необходимость формирования целостной системы универсальных знаний, умений и навыков, а также опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевых компетенций. 

           Учитывая новые социальные запросы, свою  основную задачу как учителя вижу в следующем: работать на развитие каждого ребенка, используя личностно-ориентированные,  развивающие технологии обучения и воспитания.

          Проанализировав  современные  требования к уроку,  к обучению в целом,  пришла к выводу о том, что необходимо выбрать  среди разнообразия педагогических  технологий и методов такие, которые:

-  формируют  активную, самостоятельную и инициативную позицию учащихся в   учении;

- развивают познавательный интерес и творческие способности учащихся;                           - формируют общеучебные умения и навыки (компетенции, т.е. умений, непосредственно связанных с опытом их применения в практической деятельности).

           Всю работу образовательного процесса выстраиваю по следующим направлениям:

·        развитие ребенка как субъекта отношений с людьми, с миром, с самим собой, предполагающее формирование ключевых компетенций учащихся;

·        создание  условий для эмоционального благополучия и укрепления  здоровья детей;                        

·        обеспечение полноценного учебного процесса с опорой на опыт детей и  связь с жизнью;

     Реализовать компетентностный подход в обучении мне помогает работа по образовательной системе «Школа 2100…», цели  которой направлены на достижение новых требований к качеству образования и отвечают современным требованиям к образованию и социальным запросам общества.  Следуя принципам  развивающего обучения, используя субъект - субъектные отношения в обучении,  обеспечиваю не только 100% успеваемость и стабильный  рост  качества знаний, но и формирование ключевых компетенций учащихся.

        Считаю, что современное образование  должно быть основано на учёте результатов диагностики индивидуальных особенностей и способностей каждого ребёнка. Начиная с первого класса,  провожу разноплановую диагностическую работу. Анализ результатов диагностики помогает выбрать наиболее эффективные формы, методы и приемы обучения  и воспитания для своего класса, наметить способы и пути решения по устранению выявившихся проблем.

         Развитие мотивационной сферы учащихся начальной школы  является важным звеном в решении образовательных задач. Работу по  формированию мотивации к учению  выстраиваю в  два этапа: изучение мотивации к обучению и развитие мотивационной сферы учащихся.

При изучении мотивационной сферы детей наиболее приемлемыми методами и приемами  оказались:

Ø диагностики по выявлению мотивации учащихся к обучению (методика Лускановой Н.Г., диагностика «Настроение», «Краски», «Пьедестал почета») и уровня тревожности (методика Филлипса);

Ø анкетирование школьников об отношении к предметам, к учебе, (вопросы о мотивах, смысле, целях учения для конкретного ученика);

Ø педагогическое наблюдение за поведением учеников во время учебной и внеучебной деятельности;

Ø методы групповой и индивидуальной самооценки.

Перечисленные методы  диагностики помогли определить уровни развития мотивации учащихся, установить причины отклонений от нормы у некоторых детей и  выработать план дальнейшей   коррекционной    работы.

           Формировать положительную мотивацию к обучению помогает в первую очередь  создание благоприятной атмосферы в классе. Положительные эмоции влияют на результативность обучения,  благотворно действуют на нервную систему детей,  поэтому использую минуты вхождения в урок (психологический настрой, нравственные беседы, беседы о приятном),  создание  ситуации успеха (похвала, словесная оценка,  поощрение и др.).

      Развивать мотивацию к обучению помогает сочетание разных видов деятельности: - организация совместной деятельности (коллективные формы работы - в паре, в группе);

- привлечение к оценочной деятельности  (самооценка, оценивание одноклассников);

- игровая деятельность (дидактические игры, познавательные игры, ролевые игры);

- проведение уроков в нетрадиционной  форме (урок– сказка, урок –путешествие, урок – соревнование, урок – игра, урок – отчет, урок –конкурс); 

- использование ИКТ, ТСО;

          Детям легче настроиться на успех когда они видят свои достижения,  поэтому, начиная с первого класса, заводим индивидуальную «Папку достижений», которая помогает ребенку лучше познать себя, формирует позитивное самоотношение.

 

         Считаю, что весьма существенной составляющей всего учебного процесса является оценка и проверка учебной деятельности школьников, поэтому большое внимание уделяю оцениванию учебных достижений учащихся.

При безотметочном обучении в 1 классе  для отслеживания уровня усвоения знаний и умений учащихся использую такие  методы оценивания, как словесная оценка («Молодец!», «Умница!», «Сегодня получилось еще лучше!»),  лесенки достижений.  Отследить продвижение учеников в освоении всех умений, необходимых для овладения навыками письма, чтения, вычислений  помогают «Листы индивидуальных достижений», где отражаются достижения каждого ученика по каждому предмету в виде цветовой гаммы в 1 классе и  отметками в последующих классах. Ведение таких листов помогает  моим ученикам видеть свое продвижение, формировать навык самоконтроля, мне  позволяет наглядно увидеть процесс формирования предметного знания у детей и обеспечить своевременную  и целенаправленную коррекцию,  сделать отметку содержательной для ученика и его родителей.

При отметочном обучении использую:  

Ø Отметку с содержательной характеристикой -  приучает детей к  анализу своей работы.

Ø  Самооценка, коллективное оценивание - формируют у детей навыки самооценки, самоконроля.

Ø Рейтинг учебных достижений по предметам.

Ø Пятибальная   шкала оценивания;

Ø Портфолио достижений - позволяет увидеть ребенку свои достижения, успехи. Это позитивно отражается на мотивационной сфере учащихся, стимулирует работоспособность.

Степень обученности  по предметам учащихся проверяю в ходе тематического и итогового контроля,  при этом использую разные   измерительные технологии оценивания: контрольные и проверочные работы,  тестовые технологии, контрольные срезы, тематические зачеты.  Тестовые и зачетные работы оцениваю по десятибалльной шкале оценивания. Разные формы контроля и их оценивания  помогают выяснить, насколько прочно усвоен материал учащимися, готовит учеников к тестовым технологиям,  к ЕГЭ.

        Важное место на уроках отвожу формированию общеучебных умений и навыков, овладению учащимися способов деятельности, стремлюсь заложить мотивы учебной деятельности через самостоятельную работу,  работу в группах,  смену видов деятельности на уроке. С этой целью использую на уроках компетентностно – ориентированные задания. В методической копилке собраны задания и упражнения компетентностного характера по разным предметам.

 

         Считаю важным  сформировать у учащихся способность мыслить. От того, насколько сформирован способ мышления ребенка, зависит не только развитие его способностей, но и то, насколько в будущем он сможет разобраться в самом себе, реализовать собственные возможности. С этой целью  провожу на базе своего класса занятия интеллектуального кружка «Умники и умницы» на основе программы курса по РПС (автор Холодова О.). Система заданий в рабочих тетрадях позволяют  успешно решать проблемы комплексного развития познавательных процессов. Успех работы - стабильный рост качества знаний по математике и русскому языку, рост количества учащихся, участвующих в предметных конкурсах «Кенгуру», «Русский медвежонок».

         Большое внимание уделяю вовлечению  учащихся в самостоятельную творческую деятельность. Дети активно включаются в реализацию  творческих дел, результатом которых являются  классные и школьные выставки творческих работ, театрализованные представления, результативное участие в творческих конкурсах.  Каждый год число участников конкурсного движения возрастает.

Ежегодно ученики класса принимают активное участие  в различных российских и международных конкурсах.

          Учитывая интересы детей, привлекаю их к  участию в мероприятиях разного характера: интеллектуальные, творческие, спортивные, исследовательские... Таким образом, все  дети класса находят применение своим способностям и возможностям, что положительно влияет на эмоциональную среду в классе.

         Результатом этой работы является 100% внеурочная занятость детей класса.

        Считаю, что достигнутые  результаты моих учащихся получены благодаря  применяемым активным методам обучения на уроках и во внеклассной работе, а также  творческому подходу и применяемых мною инновационных технологий в учебном процессе.

           На современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, поэтому системно использую современные педагогические технологии, которые лежат в основе образовательной программы «Школа 2100…» и помогают реализовать личностно – ориентированный  подход  в  обучении.

               Приняв участие в тематических семинарах «Реализация деятельностного метода в начальной школе» (автор Т.Г.Петерсон) и «Проблемное обучение на уроках математики в начальной школе» (автор С.А.Козлова),  широко применяю  проблемно – деятельностную технологию    обучения, что  помогает вовлечь детей в активную мыслительную деятельность. Через диалог  дети сами выделяют проблему, определяют тему урока, ставят учебные задачи. Организую работу так,   чтобы дети    самостоятельно «открывали»  новые  знания,   находили верное  решение проблемы. На таких уроках мои ученики учатся размышлять, делать выводы.  В результате происходит  практическое овладение учащимися знаниями, умениями и навыками с их последующим применением в жизни, т.е. формируется учебно-познавательная компетенция.

          Формированию    учебно-познавательной     деятельности     способствует включение детей класса  в проектную деятельность.                                                                                                  Результатом применения проектной технологии является  развитие исследовательских навыков учащихся. Ежегодно все дети класса занимаются самостоятельной исследовательской деятельностью, тема определяется  по выбору, все работы презентуются в классе. Лучшие работы класса представляются на школьном конкурсе исследовательских работ, затем на  городском конкурсе  НОУ «Первые шаги», за последние два года имеются  два призовых места.

         За организацию проектно–исследовательской деятельности  своих учеников неоднократно была отмечена благодарственными письмами, свидетельствами  оргкомитетов  различных конкурсов. Являясь членом творческой группы по внедрению метода проекта в процессе обучения, разработала и реализовала  совместно со своими учениками ряд учебных, творческих и социальных проектов.

         Системно на уроках литературного чтения использую технологию работы с художественным текстом, что  помогает формировать правильный тип читательской деятельности. Кроме того использую методику В.Зайцева для формирования навыков быстрого чтения, что позволяет повысить уровень техники чтения, этим самым экономить время,  и уделять больше внимания выразительности и осмыслению прочитанного, развитию речи.  Использую эффективные приёмы обучения чтению: жужжащее чтение, ежеурочные пятиминутки, режим щадящего чтения, многократное чтение, чтение  в темпе скороговорки. Для формирования навыков быстрого чтения и развития орфографической зоркости на уроках русского языка использую зрительные диктанты Федоренко И.Т., которые эффективно тренируют оперативную память учащихся, кроме того развивают речь учащихся, развивают навыки чтения. Мои дети активные посетители школьной библиотеки и библиотек города. Так в 2010 году ученица Минина Мария стала победителем школьного конкурса «Активный читатель», заняв 1 место по школе. Результат используемых технологий: все ученики справляются с нормами техники чтения

           Большое внимание уделяю здоровьесберегающим технологиям (учет психолого-возрастных особенностей учащихся, создание благоприятных условий для обучения, укрепление здоровья). Все уроки насыщены двигательной активностью: разнообразные физминутки, интегрированные задания с двигательными упражнения, сюжетно - ролевые игры, театрализация.  Результат: усиление здоровьесберегающего аспекта обучения. На протяжении четырех  лет обучения все учащиеся класса сохранили   основную группу здоровья.                                                                                                                                                                                                                                                                                 

            Обучая младших школьников, использую методики группового обучения, игрового обучения, диалоговые технологии,  а также методы способствующие активизации  инициативы и творческого самовыражения самих учащихся, таких как ученик в роли учителя (на уроках математики, чтения, труда), обсуждение в группах,  ролевые игры.

              Провожу уроки с использованием информационно-коммуникационные технологии. Применение  на уроках ИКТ - технологий позволяет повысить интерес к предмету;   облегчает усвоение основных понятий по изучаемой теме; помогает сделать процесс обучения более разнообразным и увлекательным, личностно – развивающим. К тому же использование ИКТ на уроках дает возможность для интегрирования предметов, тем самым экономится учебное время, которое отвожу на углубленное изучение материала по предметам, индивидуальные занятия с учащимися, на подготовку к предметным олимпиадам, исследовательским работам. Таким образом, использование ИКТ в учебном процессе отражается на качестве обучения и на формировании познавательных интересов учащихся к изучению предметов.

         Сочетаемость используемых технологий дают положительный эффект: наблюдается  стабильное повышение  качества обучения;  имеется  возможность работы с контингентом  детей, которые способны обучаться на повышенном уровне требований. Широкое применение современных технологий на всех этапах обучения помогает реализовать задачи по формированию ключевых компетенций учащихся, а также создавать благоприятные условия для организации учебного процесса.

Выполнение функций классного руководителя

          Созданию атмосферы доброжелательности в классном коллективе способствует реализация задач воспитательной программы класса «Дорогой дружбы и добра», рассчитанная на 4 года.

          Воспитательная программа класса нацелена на формирование  задач нравственности и гражданственности. Программа предусматривает поэтапное усложнение воспитательных задач. Вся деятельность воспитательной программы осуществляется в соответствии с направлениями программы: «Я и мир Знаний», «Я – человек», «Я и Отечество», «Я и природа», «Я и Здоровье», «Я и семья».

         В содержании программы предусмотрены такие формы работы, которые формируют нравственные качества - чувство  взаимовыручки, ответственности, взаимопомощи, дружбы.

В воспитании учащихся применяю педагогические и психологические методы:

Ø метод формирования и коррекции поведения  (убеждение, пример);

Ø методы   организации    деятельности  и  формирования   опыта   поведения (педагогическое требование, коллективное мнение, приучение, упражнение, воспитывающие ситуации); 

Ø методы стимулирования поведения и деятельности (поощрение, похвала, критика); 

Ø метод эмоционального воздействия (средства: сопереживание, возмущение,   поучение).

         Все внеклассные мероприятия и уроки направляю на сплочение  коллектива учащихся, обучению доброму  отношению  друг к другу

           Программой воспитательной работы предусмотрена профилактическая работа с учащимися, результатом работы можно считать то,  что в классе нет детей состоящих на внутришкольном учете, нет правонарушений.  Классный коллектив неоднократно награждался грамотами за активное участие в жизни школы, а  в 2009 – 2010 учебном году стал победителем в школьном конкурсе «Класс года».

         Большую роль в образовательном процессе играет взаимодействие учителя с родителями. Мне удается выстраивать добрые взаимоотношения с родителями. Родители вносят огромный вклад в школьную жизнь классного коллектива. Родители – участники реализации воспитательной программы «Дорогой дружбы и добра». Основное направление в работе с родителямиэто  союз семьи и школы в воспитании ребёнка. В классе постоянно действует родительский актив, который является активным участником  и инициатором всех классных задумок.

Все классные мероприятия проводятся совместно с родителями. Плодотворное сотрудничество учителя, родителей и детей создает добрую психологическую обстановку,  доверительные отношения в коллективе.

           По результатам школьного анкетирования все родители удовлетворены работой классного руководителя, классного актива. Положительные отзывы о внеклассной  жизни класса родители публикуют на страницах местной газеты «Искра».

       Осуществляя свою педагогическую деятельность, постоянно нахожусь в поиске нового, передового в педагогической науке и практике. Методические и личностные компетенции учителя реализую через самообразование, курсы повышения квалификации, участие в семинарах, методических совещаниях, конференциях, педагогических чтениях. Ежегодно участвую в семинарах школьного и  муниципального уровня, на которых даю открытые уроки и внеклассные мероприятия. Осуществляя работу в экспериментальных школьных  педагогических  лабораториях, выступаю на школьных методических заседаниях, совещаниях, школьных семинарах.  Своим опытом делюсь со своими коллегами в школе. С 2015 года по 2019 год  являлась  руководителем  городской проблемной группы «Формирование учебно - познавательной компетенции школьников». Опыт работы творческой группы был представлен на школьном семинаре.

        Путем внедрения инновационных технологий, обеспечиваю  формирование  ключевых компетенций учащихся посредством активных форм обучения. Осуществление образовательного процесса, выстроенного в рамках компетентностного подхода,  обеспечивает формирование профессиональных компетенций  и помогает мне  в полной мере реализовать свои педагогические цели и  задачи.


 

Обобщение опыта работы Устюговой

Обобщение опыта работы Устюговой

При изучении мотивационной сферы детей наиболее приемлемыми методами и приемами оказались: Ø диагностики по выявлению мотивации учащихся к обучению (методика

При изучении мотивационной сферы детей наиболее приемлемыми методами и приемами оказались: Ø диагностики по выявлению мотивации учащихся к обучению (методика

Отметку с содержательной характеристикой - приучает детей к анализу своей работы

Отметку с содержательной характеристикой - приучает детей к анализу своей работы

Н а современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, поэтому системно использую современные педагогические технологии, которые лежат…

Н а современном этапе формирования и развития личности ребенка недостаточно предоставлять материал на уроке в традиционной форме, поэтому системно использую современные педагогические технологии, которые лежат…

Все уроки насыщены двигательной активностью: разнообразные физминутки, интегрированные задания с двигательными упражнения, сюжетно - ролевые игры, театрализация

Все уроки насыщены двигательной активностью: разнообразные физминутки, интегрированные задания с двигательными упражнения, сюжетно - ролевые игры, театрализация

Все внеклассные мероприятия и уроки направляю на сплочение коллектива учащихся, обучению доброму отношению друг к другу

Все внеклассные мероприятия и уроки направляю на сплочение коллектива учащихся, обучению доброму отношению друг к другу
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
24.04.2020