Обобщение опыта работы

  • doc
  • 31.01.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Опыт работы.doc

helpМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №88 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

 

 Оптимизация двигательного режима в образовательно-воспитательном процессе

 

Обобщение опыта работы

 

 

 Белоконенко Александр Григорьевич,

учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк -2023

Содержание

 

Стр.

 

 

1. Введение……………………………………………………………………     3

2. Научно-методическое обоснование……………………………………..     5

3. Технология педагогического опыта…………………………………….    6

4. Результативность опыта…………………………………………………   10

5. Выводы……………………………………………………………………..    12

6. Список использованной литературы……………………………………  13 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В описании опыта работы рассмотрены различные пути и средства оптимизации двигательной активности школьников в системе непрерывного физического воспитания.  В нашем учреждении накоплен интересный опыт эффективной реализации здоровьесберегающих подходов в физическом воспитании. При всём многообразии организационных форм и средств оптимизации двигательного поведения, необходимо обеспечивать соответствие уровня и характера двигательной активности возрастным, половым, типологическим, индивидуальным особенностям развивающегося организма, его функциональным возможностям и состоянию здоровья.

Поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения.

Объем двигательной активности - величина индивидуальная, складывающаяся под влиянием генетической программы и влияний внешней среды. Степень влияния внешних и внутренних факторов на двигательную активность существенно меняется с возрастом. Считается, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологическими факторами, а в школьном возрасте и у взрослых - преимущественно социальными.

Обеспечение оптимального уровня двигательной активности и формирование устойчивой потребности в движении - одна из многочисленных функций физического воспитания, способствующих достижению его обобщающей цели - формированию физической культуры личности. Физическая культура является и целью, и одновременно важнейшим условием становления и саморазвития личности. К наиболее важным характеристикам человека, обладающего физической культурой, которые подлежат развитию и тренировке в системе физического воспитания и образования, относятся не только двигательная активность, но физкультурная грамотность и физкультурная воспитанность. Процесс физического воспитания, воздействуя на духовную, познавательную, эмоциональную, волевую и телесную сферы личности, обеспечивает ее разностороннее развитие.

Актуальность. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: наблюдается резкое снижение процента здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и другое.

Существенным фактором является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков  сохранения  здоровья. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

По данным ВОЗ, одна из характерных особенностей современного образа жизни состоит в сокращении объемов двигательной активности в сочетании с нервно-психическими перегрузками, что характерно как для взрослого, так и для детского населения. По данным всероссийского мониторинга, среди учащихся начальных классов более 80 % девочек и 66 % мальчиков характеризуется низкой двигательной активностью . Гипокинезия, вызывающая детренированность основных функциональных систем организма - одна из наиболее серьезных проблем, угрожающих здоровью человека. В современных условиях следует говорить о социально обусловленной гипокинезии. В настоящее время до 70 % детей страдают недостатком двигательной активности, последствиями которого является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваемости.

        

 

Научно-методическое обоснование

 

Как показывают исследования специалистов (Алифанова Л. А., Байбородова  Л. В., Бальсевич В. К., Вайнбаум Я. С., Виленский М. Я., Дубровский  В. И., Кузнецов В. С. , Матвеев Л. П.,  Менхин Ю. В., Полиевский С. А. , Сейранов С. Г.,  Сухарев А. Г., Железняк Ю. Д., Холодов Ж. К., Лубышева Л. И., Лях В. И., Масягина Н. В., Начинская С. В. и ряд других), а также публикации в Интернет, от столетия к столетию произошло значительное снижение двигательной активности человека, а за последние полтора столетия доля энергии мышц в обеспечении нормального существования снизилась до ничтожного уровня.

В. К. Бальсевич рассматривает физическую активность как целенаправленную двигательную деятельность человека, являющуюся природно- и социально детерминированной необходимостью и потребностью организма и личности в поддержании гомеостаза, обеспечении морфологических, функциональных и биохимических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе. Развитие представлений о биологической сущности потребности в двигательной активности связано с работами М. Р. Могендовича, который для обозначения этого понятия ввёл термин «кинезо-филия». Показано, что выраженность внутренней потребности в движениях генетически обусловлена и существенно различается у разных людей.

         Современная школа по-прежнему ищет пути построения образовательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Предпосылки к  построению такого образовательного процесса прослеживаются в государственных нормативно-правовых документах последних лет, в частности, в Конституции ДНР, Законе ДНР «Об образовании», Законе «О физической культуре и спорте» (ст. 39), Приказе  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от  03.08.2016г. №815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»; Приказе МОН ДНР от 16.08.2017г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики» и других.

         В современных социально-экономических условиях, для достижения успеха в формировании здорового образа жизни, необходимо  применять самые прогрессивные методы и приемы, постоянно изучать передовой опыт науки и практики, творчески осмысливать его и использовать его в практической деятельности.

 

Технология педагогического опыта

        

Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная деятельность), которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках общеобразовательного учреждения активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать творческий поход.

         Одним из главных факторов спортивной жизни школы является организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Поэтому уроки физической культуры тесно переплетены с занятиями (тренировками) во внеурочное время и проведением массовых спортивных мероприятий. Моя цель, как учителя физической культуры,  обеспечить оптимальный  уровень двигательной активности и формирование устойчивой потребности в движении.

Таким образом, основные направления работы: учебная деятельность, внеклассная работа, воспитательная работа, а также научно-методическая работа и самосовершенствование.

1. Учебная деятельность.

Цели и задачи изучения образовательной области «Физическая культура»:

                    воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

                    подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно-важными и прикладными  двигательными навыками и умениями;

                    освоение знаний о ценностях физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

Для реализации поставленных задач использую методы: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный.

Формы организации учебно-воспитательного процесса: урок, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованные перемены, внеклассная и внешкольная работа.

На уроках физической культуры применяю педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, технологии уровневой дифференциации и соревновательные.

2. Внеклассная работа. Основные формы внеклассной работы это физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, индивидуальная работа с одаренными детьми. Основными задачами внеклассной работы считаю:

                    увеличение числа занимающихся (массовость);

                    формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

                    выявление одаренных детей;

                    привлечение к занятиям детей «группы риска».

3. Воспитательная работа. За основу целенаправленной воспитательной работы  взята педагогическая технология «педагогика сотрудничества». Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

Формы внеурочной  работы. Важной составной частью и отличительной особенностью организации внеурочной деятельности является подготовка и проведение спортивно - массовых мероприятий.

 «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда  соответствуют  возрасту и подготовленности  обучающихся, доступны для мальчиков и девочек, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Комплекс игр составляется  так, чтобы в нем были игры с различным содержанием и  нагрузкой,   и  эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.

Среди обучающихся большую популярность имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие. Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию. Они

содействуют привлечению обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями  дома, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

         Соревнования, как и другие виды  работы, включаются в годовой план работы общеобразовательного учреждения. Вначале учебного года определяются даты проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.  Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления. Проводятся соревнования по волейболу, футболу, велоспорту, настольному теннису, легкой атлетике. Ежегодно обучающиеся принимают участие в районных и городских соревнованиях «Рождественские старты».

Дни здоровья. Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся.  В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

Спортивные праздники. Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. Традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни  и другие. Участие во внеурочных спортивно - массовых мероприятиях, спортивных праздниках свидетельствует о возрастании интереса ребят к физической культуре, появлению целевой установки на здоровый образ жизни. 

 

 

Результативность опыта

 

         Как особые виды социальной деятельности, физкультура и спорт связаны с воспитанием ребенка в широком смысле слова. Вовлечение в спорт

детей через масштабную учебно-воспитательную и внеурочную  работу школы определяет такую устойчивую позицию подрастающего поколения, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные обязательства, и выполнять их не только по личному желанию, а в силу необходимости этих действий для коллектива.

         Работа, направленная на совершенствование и оптимизацию  двигательного режима на уроках физической культуры, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, выявила положительное ее влияние на развитие двигательной сферы обучающихся, их общую физическую подготовленность.

         Показательны в этом плане достижения обучающихся:

2018-2019 учебный год:

-      Первенство Кировского района по волейболу среди девушек (I место);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (II место);

-      Первенство города Донецка по волейболу среди девушек (I место),   Первенство города Донецка по волейболу среди юношей (III место):

-      Районные соревнования «Рождественские старты» (I место);

-      Городские  соревнования «Рождественские старты» (III место),

-      Районная спартакиада (I место).

2019-2020 учебный год:

-      Кубок ШФЛ по мини футболу (участие);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди девушек (I место);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (I место);

-      Городские соревнования по волейболу среди девушек (I место);

-      Городские соревнования по волейболу среди юношей (I место).

2020-2021 учебный год:

-      Первенство Кировского района по волейболу среди девушек (I место);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (III место);

-      Городские соревнования по волейболу среди девушек (I место);

-      Городские соревнования по волейболу среди юношей (II место, грамота);

-      Районный этап соревнований «Старты надежд» (участие).

 

2021-2022 учебный год:

- Первенство города Донецка по волейболу среди юношей (IV место);

     - Первенство города Донецка по волейболу среди девушек (I место).

Выводы

Двигательная активность современного человека существенно влияет на его физическое развитие, работоспособность и здоровье, может варьироваться от минимальной  до максимальной. Оптимальная двигательная активность оказывает положительное влияние на все  сферы его жизнедеятельности.

На физическую активность, в свою очередь, оказывают влияние множество факторов: физическое воспитание и оптимальный режим дня, рациональное чередование работы и отдыха, а также наполнение свободного времени ребенка физически активным отдыхом, как вне школы, так и,  в значительной мере, в ее стенах. Преподаватель физического воспитания может наиболее эффективно влиять на оптимизацию физической активности, организуя физическое воспитание в школе.

         Физическое воспитание часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под ред. Э. М. Казина. - Кемерово, 2011. - 355

2.     Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия/ К.Е. Безух – Волгоград: Учитель, 2011.-263 с.

3.     Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л. И. Лубы-шева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4.

 

4.     Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/А.Н. Каинов.- Волгоград: Учитель, 2011.-167 с.

5.      Справочник учителя физической культуры/П. А. Киселев, С.Б. Киселева- Волгоград: Учитель, 2010.-239 с.

6.     Столяров, В. И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2.

7.     Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ Пер. с польск. – М.: Физическая культура и спорт, 1998.

8.     Теоретико-прикладные аспекты здоровья как базовой адаптивной, личностной и социальной ценности. Сообщение 1. Социально-биологическая основа здоровья и адаптивных возможностей индивида / Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, А. И. Федоров [и др.] // Валеология. - 2012. - № 2. - С. 7 - 14.