Обобщение опыта работы
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы

Оценка 4.8
doc
31.01.2023
Обобщение опыта работы
Опыт работы.doc

helpМУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«ШКОЛА №88 ГОРОДА ДОНЕЦКА»

 

 

 

 

 

 

 

 Оптимизация двигательного режима в образовательно-воспитательном процессе

 

Обобщение опыта работы

 

 

 Белоконенко Александр Григорьевич,

учитель физической культуры

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Донецк -2023

Содержание

 

Стр.

 

 

1. Введение……………………………………………………………………     3

2. Научно-методическое обоснование……………………………………..     5

3. Технология педагогического опыта…………………………………….    6

4. Результативность опыта…………………………………………………   10

5. Выводы……………………………………………………………………..    12

6. Список использованной литературы……………………………………  13 

                                                         

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

В описании опыта работы рассмотрены различные пути и средства оптимизации двигательной активности школьников в системе непрерывного физического воспитания.  В нашем учреждении накоплен интересный опыт эффективной реализации здоровьесберегающих подходов в физическом воспитании. При всём многообразии организационных форм и средств оптимизации двигательного поведения, необходимо обеспечивать соответствие уровня и характера двигательной активности возрастным, половым, типологическим, индивидуальным особенностям развивающегося организма, его функциональным возможностям и состоянию здоровья.

Поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека является существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения.

Объем двигательной активности - величина индивидуальная, складывающаяся под влиянием генетической программы и влияний внешней среды. Степень влияния внешних и внутренних факторов на двигательную активность существенно меняется с возрастом. Считается, что в дошкольном возрасте объем двигательной активности детерминируется в основном биологическими факторами, а в школьном возрасте и у взрослых - преимущественно социальными.

Обеспечение оптимального уровня двигательной активности и формирование устойчивой потребности в движении - одна из многочисленных функций физического воспитания, способствующих достижению его обобщающей цели - формированию физической культуры личности. Физическая культура является и целью, и одновременно важнейшим условием становления и саморазвития личности. К наиболее важным характеристикам человека, обладающего физической культурой, которые подлежат развитию и тренировке в системе физического воспитания и образования, относятся не только двигательная активность, но физкультурная грамотность и физкультурная воспитанность. Процесс физического воспитания, воздействуя на духовную, познавательную, эмоциональную, волевую и телесную сферы личности, обеспечивает ее разностороннее развитие.

Актуальность. Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: наблюдается резкое снижение процента здоровых детей. Этому может быть много объяснений: неблагоприятная экологическая обстановка, снижение уровня жизни некоторых слоев населения, значительные нервно-психические нагрузки и другое.

Существенным фактором является неумение самих детей быть здоровыми, незнание ими элементарных законов здоровой жизни, основных навыков  сохранения  здоровья. Учащихся необходимо научить правильно и целесообразно выбирать средства и формы для формирования здорового организма.

В современных условиях проблема здоровья детей приобретает глобальный характер.

По данным ВОЗ, одна из характерных особенностей современного образа жизни состоит в сокращении объемов двигательной активности в сочетании с нервно-психическими перегрузками, что характерно как для взрослого, так и для детского населения. По данным всероссийского мониторинга, среди учащихся начальных классов более 80 % девочек и 66 % мальчиков характеризуется низкой двигательной активностью . Гипокинезия, вызывающая детренированность основных функциональных систем организма - одна из наиболее серьезных проблем, угрожающих здоровью человека. В современных условиях следует говорить о социально обусловленной гипокинезии. В настоящее время до 70 % детей страдают недостатком двигательной активности, последствиями которого является снижение работоспособности, общей реактивности и рост заболеваемости.

        

 

Научно-методическое обоснование

 

Как показывают исследования специалистов (Алифанова Л. А., Байбородова  Л. В., Бальсевич В. К., Вайнбаум Я. С., Виленский М. Я., Дубровский  В. И., Кузнецов В. С. , Матвеев Л. П.,  Менхин Ю. В., Полиевский С. А. , Сейранов С. Г.,  Сухарев А. Г., Железняк Ю. Д., Холодов Ж. К., Лубышева Л. И., Лях В. И., Масягина Н. В., Начинская С. В. и ряд других), а также публикации в Интернет, от столетия к столетию произошло значительное снижение двигательной активности человека, а за последние полтора столетия доля энергии мышц в обеспечении нормального существования снизилась до ничтожного уровня.

В. К. Бальсевич рассматривает физическую активность как целенаправленную двигательную деятельность человека, являющуюся природно- и социально детерминированной необходимостью и потребностью организма и личности в поддержании гомеостаза, обеспечении морфологических, функциональных и биохимических условий реализации генетической и социокультурной программ их развития в онтогенезе. Развитие представлений о биологической сущности потребности в двигательной активности связано с работами М. Р. Могендовича, который для обозначения этого понятия ввёл термин «кинезо-филия». Показано, что выраженность внутренней потребности в движениях генетически обусловлена и существенно различается у разных людей.

         Современная школа по-прежнему ищет пути построения образовательного процесса, обеспечивающего сохранение и укрепление здоровья обучающихся. Предпосылки к  построению такого образовательного процесса прослеживаются в государственных нормативно-правовых документах последних лет, в частности, в Конституции ДНР, Законе ДНР «Об образовании», Законе «О физической культуре и спорте» (ст. 39), Приказе  Министерства образования и науки Донецкой Народной Республики от  03.08.2016г. №815 «Концепция формирования здорового образа жизни детей и молодежи Донецкой Народной Республики»; Приказе МОН ДНР от 16.08.2017г. №832 «Концепция развития непрерывного воспитания детей и молодежи Донецкой Народной Республики» и других.

         В современных социально-экономических условиях, для достижения успеха в формировании здорового образа жизни, необходимо  применять самые прогрессивные методы и приемы, постоянно изучать передовой опыт науки и практики, творчески осмысливать его и использовать его в практической деятельности.

 

Технология педагогического опыта

        

Основой образования по физической культуре является двигательная (физкультурная деятельность), которая непосредственно связана с совершенствованием физической природы человека. В рамках общеобразовательного учреждения активное освоение данной деятельности позволяет школьникам не только совершенствовать физические качества и укреплять здоровье, осваивать физические упражнения и двигательные действия, но и успешно развивать психические процессы и нравственные качества, формировать творческий поход.

         Одним из главных факторов спортивной жизни школы является организация и проведение физкультурно-оздоровительной и спортивной работы. Поэтому уроки физической культуры тесно переплетены с занятиями (тренировками) во внеурочное время и проведением массовых спортивных мероприятий. Моя цель, как учителя физической культуры,  обеспечить оптимальный  уровень двигательной активности и формирование устойчивой потребности в движении.

Таким образом, основные направления работы: учебная деятельность, внеклассная работа, воспитательная работа, а также научно-методическая работа и самосовершенствование.

1. Учебная деятельность.

Цели и задачи изучения образовательной области «Физическая культура»:

                    воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и спортивной подготовки, умением их творчески использовать в индивидуальных и коллективных формах занятий в условиях активного отдыха и досуга;

                    подготовка к предстоящей жизнедеятельности, развитие основных физических качеств и расширение функциональных возможностей организма, обогащение двигательного опыта жизненно-важными и прикладными  двигательными навыками и умениями;

                    освоение знаний о ценностях физической культуры, создание целостного представления о влиянии занятий физической культурой на развитие человека, его физическое, духовное и нравственное здоровье, формирование здорового образа жизни.

Для реализации поставленных задач использую методы: фронтальный, поточный, посменный, групповой, индивидуальный.

Формы организации учебно-воспитательного процесса: урок, гимнастика до занятий, физкультминутки, организованные перемены, внеклассная и внешкольная работа.

На уроках физической культуры применяю педагогические технологии: информационно-коммуникационные, здоровьесберегающие, игровые, технологии уровневой дифференциации и соревновательные.

2. Внеклассная работа. Основные формы внеклассной работы это физкультурные мероприятия в режиме учебного дня, спортивные соревнования, физкультурные праздники, занятия в спортивных секциях и кружках, индивидуальная работа с одаренными детьми. Основными задачами внеклассной работы считаю:

                    увеличение числа занимающихся (массовость);

                    формирование устойчивого интереса к регулярным занятиям физической культурой и спортом;

                    выявление одаренных детей;

                    привлечение к занятиям детей «группы риска».

3. Воспитательная работа. За основу целенаправленной воспитательной работы  взята педагогическая технология «педагогика сотрудничества». Целевыми ориентациями данной технологии являются: переход от педагогики требований к педагогике отношений, гуманно-личностный подход к ребенку, единство обучения и воспитания.

Формы внеурочной  работы. Важной составной частью и отличительной особенностью организации внеурочной деятельности является подготовка и проведение спортивно - массовых мероприятий.

 «Часы игр» проводятся во внеурочное время, а также и каникулярный период, причём сбор детей для участия в играх назначается в определенный день и час в школе или на площадке. В хорошую погоду осенью и зимой, а также в летнее время игры проводятся на открытом воздухе; лишь ненастную, ветреную и холодную погоду они проводятся в закрытом помещении, где температурные условия для игр на воздухе те же, что и для занятий другими упражнениями. Проводимые игры всегда  соответствуют  возрасту и подготовленности  обучающихся, доступны для мальчиков и девочек, просты по содержанию, легко объяснимы, интересны и увлекательны. Комплекс игр составляется  так, чтобы в нем были игры с различным содержанием и  нагрузкой,   и  эти игры правильно чередовались. В одно занятие вводятся игры спокойные и игры с большой подвижностью.

Среди обучающихся большую популярность имеют командные игры, близкие по своему содержанию к спортивным. К ним относятся «Пионерский мяч», «Эстафеты», «Лапта», «Гонка мячей», «Охотники и утки» и многие другие. Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию. Они

содействуют привлечению обучающихся к систематическим занятиям физическими упражнениями  дома, повышают физическую подготовленность учащихся, сплачивают детский коллектив.

         Соревнования, как и другие виды  работы, включаются в годовой план работы общеобразовательного учреждения. Вначале учебного года определяются даты проведения, положение и программы соревнований. С учетом этих сроков заблаговременно проводится подготовка к соревнованиям.  Каждое соревнование проводится в соответствии с положением, в котором указываются: цели и задачи соревнования, руководство, время и место проведения, участники, программа, условия проведения и зачет, порядок награждения лучших участников команд, форма заявки и сроки ее представления. Проводятся соревнования по волейболу, футболу, велоспорту, настольному теннису, легкой атлетике. Ежегодно обучающиеся принимают участие в районных и городских соревнованиях «Рождественские старты».

Дни здоровья. Дни здоровья проводятся один раз в четверть с охватом всех учащихся.  В программу соревнований входят спортивные и подвижные игры, «Веселые старты» и эстафеты. Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы.

Спортивные праздники. Спортивные праздники обычно посвящены тематическим датам. Традиционно проводятся следующие мероприятия, посвященные знаменательным датам: «А, ну-ка, парни!», «Вперед, девчата!», Смотр строя и песни  и другие. Участие во внеурочных спортивно - массовых мероприятиях, спортивных праздниках свидетельствует о возрастании интереса ребят к физической культуре, появлению целевой установки на здоровый образ жизни. 

 

 

Результативность опыта

 

         Как особые виды социальной деятельности, физкультура и спорт связаны с воспитанием ребенка в широком смысле слова. Вовлечение в спорт

детей через масштабную учебно-воспитательную и внеурочную  работу школы определяет такую устойчивую позицию подрастающего поколения, которая делает их склонными к тому, чтобы взять на себя какие-то определенные обязательства, и выполнять их не только по личному желанию, а в силу необходимости этих действий для коллектива.

         Работа, направленная на совершенствование и оптимизацию  двигательного режима на уроках физической культуры, на внеклассных и внешкольных мероприятиях, выявила положительное ее влияние на развитие двигательной сферы обучающихся, их общую физическую подготовленность.

         Показательны в этом плане достижения обучающихся:

2018-2019 учебный год:

-      Первенство Кировского района по волейболу среди девушек (I место);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (II место);

-      Первенство города Донецка по волейболу среди девушек (I место),   Первенство города Донецка по волейболу среди юношей (III место):

-      Районные соревнования «Рождественские старты» (I место);

-      Городские  соревнования «Рождественские старты» (III место),

-      Районная спартакиада (I место).

2019-2020 учебный год:

-      Кубок ШФЛ по мини футболу (участие);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди девушек (I место);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (I место);

-      Городские соревнования по волейболу среди девушек (I место);

-      Городские соревнования по волейболу среди юношей (I место).

2020-2021 учебный год:

-      Первенство Кировского района по волейболу среди девушек (I место);

-      Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (III место);

-      Городские соревнования по волейболу среди девушек (I место);

-      Городские соревнования по волейболу среди юношей (II место, грамота);

-      Районный этап соревнований «Старты надежд» (участие).

 

2021-2022 учебный год:

- Первенство города Донецка по волейболу среди юношей (IV место);

     - Первенство города Донецка по волейболу среди девушек (I место).

Выводы

Двигательная активность современного человека существенно влияет на его физическое развитие, работоспособность и здоровье, может варьироваться от минимальной  до максимальной. Оптимальная двигательная активность оказывает положительное влияние на все  сферы его жизнедеятельности.

На физическую активность, в свою очередь, оказывают влияние множество факторов: физическое воспитание и оптимальный режим дня, рациональное чередование работы и отдыха, а также наполнение свободного времени ребенка физически активным отдыхом, как вне школы, так и,  в значительной мере, в ее стенах. Преподаватель физического воспитания может наиболее эффективно влиять на оптимизацию физической активности, организуя физическое воспитание в школе.

         Физическое воспитание часть общего воспитания; социально-педагогический процесс, направленный на укрепление здоровья, гармонического развитие форм и функций организма человека, его физических способностей и качеств, на формирование и совершенствование двигательных навыков и умений, необходимых в быту и производительной деятельности, и в конечном итоге на достижение физического совершенства.    

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

1.     Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под ред. Э. М. Казина. - Кемерово, 2011. - 355

2.     Культура здоровья школьников. 5-11 классы: комплексно-тематические занятия/ К.Е. Безух – Волгоград: Учитель, 2011.-263 с.

3.     Лубышева, Л. И. Спортивная культура как учебный предмет общеобразовательной школы / Л. И. Лубы-шева // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2004. - № 4.

 

4.     Организация работы спортивных секций в школе: программы, рекомендации/А.Н. Каинов.- Волгоград: Учитель, 2011.-167 с.

5.      Справочник учителя физической культуры/П. А. Киселев, С.Б. Киселева- Волгоград: Учитель, 2010.-239 с.

6.     Столяров, В. И. Фундаментальные теоретические основы современной системы комплексного физического воспитания / В. И. Столяров // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2013. - № 2.

7.     Талага Е. Энциклопедия физических упражнений/ Пер. с польск. – М.: Физическая культура и спорт, 1998.

8.     Теоретико-прикладные аспекты здоровья как базовой адаптивной, личностной и социальной ценности. Сообщение 1. Социально-биологическая основа здоровья и адаптивных возможностей индивида / Э. М. Казин, Е. К. Айдаркин, А. И. Федоров [и др.] // Валеология. - 2012. - № 2. - С. 7 - 14.

 

 

 

 

 


МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

Содержание Стр. 1. Введение…………………………………………………………………… 3 2

Содержание Стр. 1. Введение…………………………………………………………………… 3 2

Введение В описании опыта работы рассмотрены различные пути и средства оптимизации двигательной активности школьников в системе непрерывного физического воспитания

Введение В описании опыта работы рассмотрены различные пути и средства оптимизации двигательной активности школьников в системе непрерывного физического воспитания

Актуальность . Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: наблюдается резкое снижение процента здоровых детей

Актуальность . Проблема сохранения и укрепления здоровья детей в наши дни становится все более актуальной: наблюдается резкое снижение процента здоровых детей

Научно-методическое обоснование

Научно-методическое обоснование

Донецкой Народной Республики»;

Донецкой Народной Республики»;

Цели и задачи изучения образовательной области «Физическая культура»: • воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и…

Цели и задачи изучения образовательной области «Физическая культура»: • воспитание бережного отношения к собственному здоровью и здоровью окружающих, овладение технологиями здоровьесберегающих систем физического воспитания и…

Воспитательная работа. За основу целенаправленной воспитательной работы взята педагогическая технология «педагогика сотрудничества»

Воспитательная работа. За основу целенаправленной воспитательной работы взята педагогическая технология «педагогика сотрудничества»

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию

Спортивные соревнования являются одной из самых интересных, увлекательных форм внеурочной работы по физическому воспитанию

Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы

Выбирается лучший спортивный класс и лучший спортсмен школы

Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (II место); -

Первенство Кировского района по волейболу среди юношей (II место); -

На физическую активность, в свою очередь, оказывают влияние множество факторов: физическое воспитание и оптимальный режим дня, рациональное чередование работы и отдыха, а также наполнение свободного…

На физическую активность, в свою очередь, оказывают влияние множество факторов: физическое воспитание и оптимальный режим дня, рациональное чередование работы и отдыха, а также наполнение свободного…

Список литературы 1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под ред

Список литературы 1. Здоровьесберегающая деятельность в системе образования: теория и практика: учебное пособие / под ред
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2023