— от греческих слов techn (искусство, ремесло, наука) и logos (понятие, учение). При работе с детьми, имеющими нарушения речи, применяются особые коррекционно - развивающие педагогические технологии, позволяющие добиваться положительной динамики в обучении и воспитании.
Технология
Применительно к педагогическому процессу, инновация означает введение нового в цели, содержание, методы и формы образования, организацию совместной деятельности педагога и ребёнка.
Инновационные технологии в работе учителя - логопеда принадлежат к числу эффективных средств коррекции речевых нарушений у детей и помогают достижению максимально возможных успехов в коррекционно-логопедической работе.
На фоне комплексной логопедической помощи инновационные технологии:
не требуют особых усилий;
оптимизируют процесс коррекции речи детей;
способствуют оздоровлению всего организма;
помогают достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей у детей дошкольного возраста.
Здоровье сберегающие технологии
Артикуляционная гимнастика
Дыхательная гимнастика
Пальчиковая гимнастика
Зрительная гимнастика
Психогимнастика
Развитие мелкой моторики
Развитие общей моторики
Массаж,
самомассаж
Аурикотерапия
Физминутки
Арттерапия
Логопедическая ритмика
Кинезеологические упражнения
Биоэнергопластика
Релаксация
Аромотерапия
Виды здоровьесберегающих технологий
Технологии | Технологии |
|
динамические паузы, | ООД в образовательной области «Физическая культура», | арттерапия, |
В логопедической работе применяются следующие инновационные технологии:
Арт - терапевтические технологии
Здоровьесберегающие технологии
Информационно-коммуникативные технологии
Современные технологии логопедического и пальцевого массажа;
Телесно ориентированные техники;
Су-Джок терапия;
.
Виды арт-терапии:
музыкотерапия (логопедические распевки; развитие слухового восприятия; игра на музыкальных инструментах);
сказкотерапия;
куклотератия;
песочная терапия;
игротерапия.
изо - терапия: ниткография; рисование на манке; рисование ладонями.
«Арт-терапия» является средством свободного самовыражения. В особой символической форме: через рисунок, игру, сказку, музыку - мы можем помочь ребенку дать выход своим сильным эмоциям, переживаниям, получить новый опыт разрешения конфликтных ситуаций.
Основная задача арт-терапии состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка через творчество и в повышении его адаптационных способностей.
Здоровьесберегающие технологии
– это система, создающая максимально возможные условия для сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального и физического здоровья всех субъектов образовательного процесса.
Цель применения здоровьесберегающих технологий в логопедической работе
оптимизация процесса коррекции речи и обеспечение оздоровления, поддержания и обогащения здоровья детей.
Оздоровительные задачи:
Создать условия, обеспечивающие эмоциональное благополучие каждого ребёнка.
С помощью здоровьесберегающих технологий повысить адаптивные возможности детского организма (активизировать защитные свойства, устойчивость к заболеваниям).
Сохранять и укреплять физическое и психическое здоровье.
станция
Дыхательная гимнастика
Дыхательные упражнения развивают продолжительный, равномерный выдох у детей, формируют сильную воздушную струю, тренируют ситуативную фразовую речь.
Развитие мелкой моторики руки
достижение положительной динамики в развитии мелкой моторики рук детей через использование нестандартного оборудования, разнообразных форм, методов и приемов.
Пальцевый массаж
массаж ладонных поверхностей каменными или стеклянными разноцветными шариками;
прищепочный массаж;
массаж орехами, каштанами;
массаж шестигранными карандашами;
массаж травяными мешочками;
массаж камнями;
массаж приборами Су-Джок терапии.
станция
ИГРОВАЯ
Игра - это жизнь ребенка. В игре, как и в жизни, временные трудности, промахи и неудачи не только не неизбежны, но часто в них заключается основная ценность. Именно в преодолении трудностей происходит становление характера, формируется личность, рождается потребность получить помощь и, когда нужно, прийти на помощь другим.
СТАНЦИЯ КУКЛОТЕРАПИЯ
Помогает ликвидировать болезненные переживания, укрепить психическое здоровье, улучшить социальную адаптацию, развить самосознание, разрешить конфликты в условиях коллективной творческой деятельности.
– это система приёмов, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций.
Мнемотехника помогает в развитии:
связной речи;
ассоциативного мышления;
зрительной и слуховой памяти;
зрительного и слухового внимания;
воображения;
ускорения процесса автоматизации и дифференциации поставленных звуков.
Станция Мнемотехника
станция
СказОЧНАЯ
Постановка сказки родителями «Колобок»
воспитывать у детей среднего дошкольного возраста: любовь к русским народным, авторским сказкам. Желание слушать сказки; развитие у детей устойчивого интереса к сказке, как к произведению искусства; раскрытие совместного творчества детей и родителей.
Из опыта работы… ИКТ
Информационными технологиями в педагогике обучения называют все технологии, использующие специальные технические информационные средства ( аудио, видео).
Использование мультимедийных презентаций, компьютерных игр в совместной деятельности с дошкольниками, имеющими нарушения речи, способствует повышению эффективности коррекционно-образовательного процесса. У детей быстрее формируются нарушенные артикуляторные навыки, сокращаются сроки коррекционной работы по введению поставленных звуков в речь, вырабатывается самоконтроль за произношением, активизируется словарный запас, совершенствуется грамматический строй речи, связная речь, психические процессы.
Компьютерные средства позволяют привнести эффект наглядности в занятие, повысить мотивационную активность, способствуют более тесной взаимосвязи учителя-логопеда и детей. В использовании мультимедийных презентаций, игр учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, компактность, доступность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность.
ИКТ -технологии
повышение мотивации к логопедическим занятиям;
организация объективного контроля развития и деятельности детей;
расширение сюжетного наполнения традиционной игровой деятельности;
возможность быстрого создания собственного
дидактического материала;
визуализация акустических компонентов речи;
расширение спектра невербальных заданий;
!!! Необходимо помнить, что компьютер – это не волшебная палочка, которая за один час игры перенесёт ребёнка в новый мир и сделает сразу умным и развитым. Как и любые занятия, компьютерные игры требуют времени, правильного применения, терпения и заботы со стороны взрослых. Только тогда эти занятия дадут эффект.
Использование различных мультимедийных презентаций в дополнение / вместо наглядного материала.
Закрепление нового материала в завершающей части логопедических занятий с использованием развивающих мультфильмов по данной тематике, логоритмических песенок, документальных фильмов для детей, дидактических игр на ПК.
Наличие компьютера в кабинете позволяет использовать в работе с детьми разные компьютерные программы, познавательно-речевые игры.
«Игры для Тигры». Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Программа позволяет эффективно работать над преодолением нарушений речи. В программе более 50 упражнений, объединённых в четыре тематических блока, представляющих основные направления коррекционной работы: фонематика, просодика, лексика и звукопроизношение.
Комплексное использование
здоровьесберегающих технологий
позволяет:
снизить утомляемость,
улучшить эмоциональный настрой и
повысить работоспособность детей
дошкольного возраста, а это в свою очередь
способствует сохранению и укреплению их
здоровья.
Мной, были созданы условия для активизации
познавательной и творческой деятельности воспитанников,
кабинет оснащён методическими и дидактическими авторскими пособиями.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.