Обобщение опыта работы по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5-9 классах"

  • pptx
  • 31.01.2020
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала biseva-vyistuplenie-narmo.pptx

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Брейтовская средняя общеобразовательная школа

Создание проблемных ситуаций на уроках математики
в 5-9 классах
(из опыта работы)

Автор: Бисева О.С, учитель математики

Выступление на РМО учителей физики, математики и информатики

Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям
и способам действия.
М.Марков

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

планирование учениками своей деятельности
выбор ими источников информации
освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками
самоанализ школьниками результатов работы.

Учитель – организатор деятельности детей.

Схема:

Этапы урока:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
деятельности.
3. Создание проблемной ситуации, постановка учебной
задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся
к обсуждаемой теме.


* осознание и разрешение этих ситуаций в ходе
совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя;
* овладение обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Цель:

Приёмы создания проблемных ситуаций:

проблемная ситуация «с удивлением»;
проблемная ситуация «с затруднением»;
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сообщение темы урока с использованием приёма
«яркое пятно» ;
демонстрация непонятных явлений;
приём – апелляция к жизненному опыту детей.

Анализ

Учитель

Ученики

задание
на известный
материал
 

– Постройте графики функций:
y = x, y = x2

Успешно выполняют задание

задание на
новый
материал
 

– Постройте график функции:
y = |x|
 

Испытывают затруднение
(Проблемная ситуация)

побуждение к
осознанию
 

– Смогли выполнить задание?
– В чем затруднение?
 

– Нет, не смогли
– Таких графиков мы не
строили (Осознание противоречия)

побуждение
к проблеме
 

– Сформулируйте тему урока?
 

– График функции y = |x|

«открытие» новых знаний

Консультирует, направляет

 Работают над освоением новых знаний

Создание проблемной ситуации «С затруднением»
Алгебра, 7 класс, тема « График функции у = | х |»

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью:

5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

Семья Кости летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Костю сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 100 рублей.


Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью:

6 классе «Решение и задач по теме «Деление многозначных чисел на однозначное»

Учитель

Ученики

Задача№1.
В школе учатся 113 человек. Для благоустройства пришколь-ной территории каждый ученик весной должен будет посадить по 2саженца. В школу привезли 226 саженцев берез. Хватит ли саженцев на всех учащихся школы?

Задача для 2 группы.
Задача№2.
В школе учатся 113 человек. Для озеленения клумб закупили рассаду цветов в количестве 336 штук. Каждый ученик должен посадить по 3 кустика рассады. Хватит ли рассады на всех учеников?
Как можно исправить ситуацию?
Что нужно сделать для этого?

Групповая работа.
Учащиеся решают задачу.
Обсуждают ответ на вопрос.
-возникновение проблемной ситуации.



Ищут выход из сложившейся ситуации.
- выдвижение гипотез.


Создание проблемной ситуации через противоречие между житейским представлением и научным фактом.
Математика 5 класс, тема «Решение текстовых задач на проценты»

Анализ

Учитель

Ученики


вопрос
«на ошибку»

– Предположим, цена шоколада была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара?

– Цена товара не изменилась.
( Житейское представление)

предъявление
научного факта
расчетами

– Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала?

99 рублей!
(Проблемная ситуация)

побуждение к
осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

– Цена не изменится
– Цена уменьшилась
(Осознание противоречия)

постановка
проблемы

– Значит, каких задач мы
еще не умеем решать? В чём проблема?
На какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

–Мы не умеем применять знания на вычисление процентов при решении задач. (формулируют тему урока)

Использование приема «подводящий диалог». Геометрия, 8 класс, тема «Подобные треугольники»

Учитель

Ученики

У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их.
Уберите лишний треугольник.

Почему вы так сделали?
Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольника?
Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?
А сторонах? Давайте их измерим.

Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?
Подберите синоним к слову «похожи»?
Значит, тема урока сегодня?

Рассматривают треугольники.

Убирают треугольник 3.

Треугольники 1 и 2 похожи.

Стороны и углы

Углы равны, т.к при наложении совпали.
Стороны треугольника 1 в 2 раза больше сторон треугольника 2 .
У них углы равны, а стороны пропорциональны.
Подобны
Подобные треугольники. (формулируют тему)


Запись учеников

Запись учителя

а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2
б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с - 36 =25с2 - 36
в)  (8+ 3у)(8 – 3у)= 64 – 24у +24у – 9у2 = 64 - 9у2;

а) (2-а)(2+а) =  4 - а2
б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 - 36
в)  (8+ 3у)(8 – 3у)=  64 - 9у2;

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки:

7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»

Запись учеников

Запись учителя

а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2

б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с - 36 =25с2 - 36

в)  (8+ 3у)(8 – 3у)= 64 – 24у +24у – 9у2 = 64 - 9у2;

а) (2-а)(2+а) =  4 - а2

б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 - 36


в)  (8+ 3у)(8 – 3у)=  64 - 9у2;

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения.
Наша задача – вырастить ученика, который может увидеть проблему и решить ее.

Эффективным приёмом реализации данного подхода является создание
проблемных ситуаций.

Спасибо
за внимание!