Обобщение опыта работы по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5-9 классах"
Оценка 4.7

Обобщение опыта работы по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5-9 классах"

Оценка 4.7
pptx
математика
31.01.2020
Обобщение опыта работы по теме "Создание проблемных ситуаций на уроках математики в 5-9 классах"
biseva-vyistuplenie-narmo.pptx

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Муниципальное общеобразовательное учреждение
Брейтовская средняя общеобразовательная школа

Создание проблемных ситуаций на уроках математики
в 5-9 классах
(из опыта работы)

Автор: Бисева О.С, учитель математики

Выступление на РМО учителей физики, математики и информатики

Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия

Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям и способам действия

Проблема сама прокладывает путь к новым знаниям
и способам действия.
М.Марков

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом

Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.

Учитель – организатор деятельности детей

Учитель – организатор деятельности детей

планирование учениками своей деятельности
выбор ими источников информации
освоение новых знаний в процессе самостоятельной деятельности с этими источниками
самоанализ школьниками результатов работы.

Учитель – организатор деятельности детей.

Схема:

Этапы урока: 1. Самоопределение к деятельности (орг

Этапы урока: 1. Самоопределение к деятельности (орг

Этапы урока:

1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
деятельности.
3. Создание проблемной ситуации, постановка учебной
задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся к обсуждаемой теме

Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся
к обсуждаемой теме.


* осознание и разрешение этих ситуаций в ходе
совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя;
* овладение обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.

Цель:

Приёмы создания проблемных ситуаций: проблемная ситуация «с удивлением»; проблемная ситуация «с затруднением»; побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно» ;…

Приёмы создания проблемных ситуаций: проблемная ситуация «с удивлением»; проблемная ситуация «с затруднением»; побуждающий диалог; подводящий диалог; сообщение темы урока с использованием приёма «яркое пятно» ;…

Приёмы создания проблемных ситуаций:

проблемная ситуация «с удивлением»;
проблемная ситуация «с затруднением»;
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сообщение темы урока с использованием приёма
«яркое пятно» ;
демонстрация непонятных явлений;
приём – апелляция к жизненному опыту детей.

Анализ Учитель Ученики задание на известный материал –

Анализ Учитель Ученики задание на известный материал –

Анализ

Учитель

Ученики

задание
на известный
материал
 

– Постройте графики функций:
y = x, y = x2

Успешно выполняют задание

задание на
новый
материал
 

– Постройте график функции:
y = |x|
 

Испытывают затруднение
(Проблемная ситуация)

побуждение к
осознанию
 

– Смогли выполнить задание?
– В чем затруднение?
 

– Нет, не смогли
– Таких графиков мы не
строили (Осознание противоречия)

побуждение
к проблеме
 

– Сформулируйте тему урока?
 

– График функции y = |x|

«открытие» новых знаний

Консультирует, направляет

 Работают над освоением новых знаний

Создание проблемной ситуации «С затруднением»
Алгебра, 7 класс, тема « График функции у = | х |»

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью: 5 кл

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью: 5 кл

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью:

5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»

Семья Кости летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Костю сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 100 рублей.


Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью: 6 классе «

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью: 6 классе «

Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью:

6 классе «Решение и задач по теме «Деление многозначных чисел на однозначное»

Учитель

Ученики

Задача№1.
В школе учатся 113 человек. Для благоустройства пришколь-ной территории каждый ученик весной должен будет посадить по 2саженца. В школу привезли 226 саженцев берез. Хватит ли саженцев на всех учащихся школы?

Задача для 2 группы.
Задача№2.
В школе учатся 113 человек. Для озеленения клумб закупили рассаду цветов в количестве 336 штук. Каждый ученик должен посадить по 3 кустика рассады. Хватит ли рассады на всех учеников?
Как можно исправить ситуацию?
Что нужно сделать для этого?

Групповая работа.
Учащиеся решают задачу.
Обсуждают ответ на вопрос.
-возникновение проблемной ситуации.



Ищут выход из сложившейся ситуации.
- выдвижение гипотез.

Создание проблемной ситуации через противоречие между житейским представлением и научным фактом

Создание проблемной ситуации через противоречие между житейским представлением и научным фактом


Создание проблемной ситуации через противоречие между житейским представлением и научным фактом.
Математика 5 класс, тема «Решение текстовых задач на проценты»

Анализ

Учитель

Ученики


вопрос
«на ошибку»

– Предположим, цена шоколада была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара?

– Цена товара не изменилась.
( Житейское представление)

предъявление
научного факта
расчетами

– Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала?

99 рублей!
(Проблемная ситуация)

побуждение к
осознанию

– Что вы сказали сначала?
– А что оказывается на самом деле?

– Цена не изменится
– Цена уменьшилась
(Осознание противоречия)

постановка
проблемы

– Значит, каких задач мы
еще не умеем решать? В чём проблема?
На какой вопрос мы будем сегодня искать ответ?

–Мы не умеем применять знания на вычисление процентов при решении задач. (формулируют тему урока)

Использование приема «подводящий диалог»

Использование приема «подводящий диалог»

Использование приема «подводящий диалог». Геометрия, 8 класс, тема «Подобные треугольники»

Учитель

Ученики

У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их.
Уберите лишний треугольник.

Почему вы так сделали?
Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольника?
Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?
А сторонах? Давайте их измерим.

Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?
Подберите синоним к слову «похожи»?
Значит, тема урока сегодня?

Рассматривают треугольники.

Убирают треугольник 3.

Треугольники 1 и 2 похожи.

Стороны и углы

Углы равны, т.к при наложении совпали.
Стороны треугольника 1 в 2 раза больше сторон треугольника 2 .
У них углы равны, а стороны пропорциональны.
Подобны
Подобные треугольники. (формулируют тему)


Запись учеников Запись учителя а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2 б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с…

Запись учеников Запись учителя а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2 б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с…

Запись учеников

Запись учителя

а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2
б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с - 36 =25с2 - 36
в)  (8+ 3у)(8 – 3у)= 64 – 24у +24у – 9у2 = 64 - 9у2;

а) (2-а)(2+а) =  4 - а2
б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 - 36
в)  (8+ 3у)(8 – 3у)=  64 - 9у2;

Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки:

7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»

Запись учеников

Запись учителя

а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2

б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 + 30с – 30с - 36 =25с2 - 36

в)  (8+ 3у)(8 – 3у)= 64 – 24у +24у – 9у2 = 64 - 9у2;

а) (2-а)(2+а) =  4 - а2

б) (5с-6)(5с+6)= 25с2 - 36


в)  (8+ 3у)(8 – 3у)=  64 - 9у2;

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения

Системно-деятельностный подход – методологическая основа стандартов нового поколения.
Наша задача – вырастить ученика, который может увидеть проблему и решить ее.

Эффективным приёмом реализации данного подхода является создание проблемных ситуаций

Эффективным приёмом реализации данного подхода является создание проблемных ситуаций

Эффективным приёмом реализации данного подхода является создание
проблемных ситуаций.

Спасибо за внимание!

Спасибо за внимание!

Спасибо
за внимание!

Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020