Муниципальное общеобразовательное учреждение
Брейтовская средняя общеобразовательная школа
Создание проблемных ситуаций на уроках математики
в 5-9 классах
(из опыта работы)
Автор: Бисева О.С, учитель математики
Выступление на РМО учителей физики, математики и информатики
Метод обучения, при котором ребёнок не получает знания в готовом виде, а добывает их сам в процессе собственной учебно-познавательной деятельности называется деятельностным методом.
Этапы урока:
1. Самоопределение к деятельности (орг. момент).
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в
деятельности.
3. Создание проблемной ситуации, постановка учебной
задачи.
4. Построение проекта выхода из затруднения
(«открытие» детьми нового знания).
5. Первичное закрепление во внешней речи.
6. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.
7. Включение в систему знаний и повторение.
8. Рефлексия деятельности (итог урока)
Проблемная ситуация в обучении – это спланированное, специально задуманное средство, направленное на пробуждение интереса у обучающихся
к обсуждаемой теме.
* осознание и разрешение этих ситуаций в ходе
совместной деятельности обучающихся и учителя при оптимальной самостоятельности учеников и под общим направляющим руководством учителя;
* овладение обучающимися в процессе такой деятельности знаниями и общими принципами решения проблемных задач.
Цель:
Приёмы создания проблемных ситуаций:
проблемная ситуация «с удивлением»;
проблемная ситуация «с затруднением»;
побуждающий диалог;
подводящий диалог;
сообщение темы урока с использованием приёма
«яркое пятно» ;
демонстрация непонятных явлений;
приём – апелляция к жизненному опыту детей.
Анализ | Учитель | Ученики |
задание | – Постройте графики функций: | Успешно выполняют задание |
задание на | – Постройте график функции: | Испытывают затруднение |
побуждение к | – Смогли выполнить задание? | – Нет, не смогли |
побуждение | – Сформулируйте тему урока? | – График функции y = |x| |
«открытие» новых знаний | Консультирует, направляет | Работают над освоением новых знаний |
Создание проблемной ситуации «С затруднением»
Алгебра, 7 класс, тема « График функции у = | х |»
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью:
5 кл. Тема «Периметр прямоугольника»
Семья Кости летом переехала в новый дом. Им отвели земельный участок прямоугольной формы. Папа решил поставить изгородь. Он попросил Костю сосчитать сколько потребуется штакетника, для изгороди, если на 1 погонный м. изгороди требуется 10 штук? Сколько денег потратит семья, если каждый десяток стоит 100 рублей.
Проблемная ситуация: нужно найти длину изгороди (периметр прямоугольника).
Создание проблемных ситуаций через решение задач, связанных с жизнью:
6 классе «Решение и задач по теме «Деление многозначных чисел на однозначное»
Учитель | Ученики |
Задача№1. | Групповая работа. |
Создание проблемной ситуации через противоречие между житейским представлением и научным фактом.
Математика 5 класс, тема «Решение текстовых задач на проценты»
Анализ | Учитель | Ученики |
| – Предположим, цена шоколада была А. Затем цена повысилась на 10%, а к Новому году снизилась на 10%. Изменилась ли цена товара? | – Цена товара не изменилась. |
предъявление | – Считаем. Цена товара была 100 руб. После повышения на 10% стала 110 руб. А после понижения на 10% стала? | 99 рублей! |
побуждение к | – Что вы сказали сначала? | – Цена не изменится |
постановка | – Значит, каких задач мы | –Мы не умеем применять знания на вычисление процентов при решении задач. (формулируют тему урока) |
Использование приема «подводящий диалог». Геометрия, 8 класс, тема «Подобные треугольники»
Учитель
Ученики
У вас на партах по три треугольника. Рассмотрите их.
Уберите лишний треугольник.
Почему вы так сделали?
Что значит похожи? Какие элементы определяют основные свойства треугольника?
Что можно сказать об углах треугольников 1 и 2?
А сторонах? Давайте их измерим.
Значит, что можно сказать о треугольниках 1 и 2?
Подберите синоним к слову «похожи»?
Значит, тема урока сегодня?
Рассматривают треугольники.
Убирают треугольник 3.
Треугольники 1 и 2 похожи.
Стороны и углы
Углы равны, т.к при наложении совпали.
Стороны треугольника 1 в 2 раза больше сторон треугольника 2 .
У них углы равны, а стороны пропорциональны.
Подобны
Подобные треугольники. (формулируют тему)
Запись учеников | Запись учителя |
а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2 | а) (2-а)(2+а) = 4 - а2 |
Создание проблемных ситуаций через умышленно допущенные учителем ошибки:
7 кл. Тема «Формулы сокращённого умножения»
Запись учеников | Запись учителя |
а) (2-а)(2+а) = 4 + 2а – 2а – а2 = 4 - а2 | а) (2-а)(2+а) = 4 - а2 |
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.