Обобщение опыта работы по Учебно-методическому комплексу "Начальная инновационная школа"
Оценка 4.9

Обобщение опыта работы по Учебно-методическому комплексу "Начальная инновационная школа"

Оценка 4.9
Исследовательские работы
doc
преподавание
1 кл—4 кл
18.02.2020
Обобщение опыта работы по Учебно-методическому комплексу "Начальная инновационная школа"
Обновление социально-экономических процессов влечет за собой и изменения в образовании. Начальная школа является фундаментом общего образования, поэтому в условиях ФГОС особая роль отводится учебно-методическим комплексам для младших школьников, отражающим требования стандарта.
ОПЫТ РАБОТЫ ПО НИШ -.doc

ОПЫТ РАБОТЫ ПО

УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОМУ

КОМПЛЕКСУ

«НАЧАЛЬНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ШКОЛА»

 

Обновление социально-экономических процессов влечет за собой и изменения в образовании.

Начальная школа является фундаментом общего образования, поэтому в условиях ФГОС особая роль отводится учебно-методическим комплексам для младших школьников, отражающим требования стандарта.

Система учебно-методического комплекта, по которому мы стали работать с сентября 2013 года, получила название «Начальная инновационная школа». Уже в самом названии авторы попытались показать вектор изменений. Термин «инновация» происходит от латинского novation, что обозначает «обновление», а приставка in переводится как «в направлении», если переводить дословноinnovation – «в направлении изменений».

Возникает вопрос: «Что и в соответствии с чем мы будем обновлять?» Отечественная педагогика имеет богатейшие традиции и опыт, которые требуют бережного к себе отношения. Именно поэтому в девизе учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа» есть слова «…сохраняя традиции». Авторы отобрали для учебников самое лучшее из традиционной школы в методике преподавания и в содержании.

В связи с этим, образовательная система «Начальная инновационная школа» в своей основе опирается на самые прогрессивные психолого – педагогические теории современного образования: теорию развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов), теорию формирования учебной деятельности (В.В.Давыдов), на требования нового Федерального государственного образовательного стандарта.

 

Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» создана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом второго поколения.

Это позволяет в полном объеме реализовать стратегическую цель — развитие личности ребенка. Вот почему девизом системы УМК «НИШ» являются слова — «Развиваем, сохраняя традиции…».

Учебно-методическая лаборатория «Начальная инновационная школа» создана на базе Смоленского института развития образования. Руководит лабораторией Светлана Алексеевна Болотова.

Особенность учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа» заключается в сочетании достоинств системы развивающего обучения и традиционной школы.

Издательство «Русское слово» поставило перед собой цель: обеспечить в учебно-воспитательном процессе содержательное, организационное и информационное поле для развития личности младшего школьника в соответствии с его индивидуальными особенностями.

Инновационная составляющая прослеживается и в содержании, и в методике учебных курсов: «Русский язык» (Кибирева Людмила Валентиновна, О.А. Клейнфельд, Г.И. Мелихова),«Математика» ( Гейдман Борис Петрович, Мишарина И.Э., Зверева Е.А.), «Литературное чтение» (авт.Меркин Г.С., Меркин Б.Г., Болотова Светлана Алексеевна), «Окружающий мир» (Самкова  Виктория Анатольевна, Романова Н.И.).

Остановлюсь на некоторых особенностях учебных курсов.

 Учебные курсы построены по принципу доступности и посильности, по принципу открывающейся перспективы (школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая раскрывает перед ними горизонты новых знаний, новых способов деятельности, побуждает строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность постоянного движения к новым знаниям).

 Содержание курса «Математики» построено по тематическому принципу, то есть каждый урок посвящён какой-либо конкретной теме. Это может быть сказочный либо познавательный сюжет.

Например, на уроке при изучении числа 3 дети вспомнили персонажей сказки «Три поросенка». Все задания: устный счет, задачи, задания на логическое мышление связаны с этими персонажами. Дети с большим удовольствием помогают трём поросятам решать примеры и задачи. Таким образом, урок приобретает игровую направленность, создается психологический комфорт для ребенка. Важным является то, что всё математическое содержание урока строго подчинено его тематике. Благодаря этому мне удаётся выстроить целостный тематический урок, содержание задач и заданий разнообразно, увлекательно для детей, снят психологический барьер для восприятия нового материала.

Каждый урок содержит математический, логический, геометрический материал, занимательные задачи.

·                                 Отличительной чертой курса «Русского языка» является сюжетное начало, наличие сквозных героев, которые становятся активными участниками процесса обучения и вносят в него определённую интригу, элемент занимательности, игры, что очень актуально для детей младшего школьного возраста, ведущим видом деятельности которых по-прежнему является игровая деятельность (наряду с начинающей доминировать учебной деятельностью).

В первом классе главный персонаж и помощник Букварёнок…Он вместе с ребятами путешествует по страницам Букваря.

Во втором классе главными персонажами являются Орфограмма, Ошибка и Словарёнок. Ошибка часто допускает неточности, ошибки в своей работе. Орфограмма всегда приходит детям на помощь, напоминая об изученных правилах. Словарёнок разъясняет детям значение непонятных слов. Дети с удовольствием работают на уроках, общаясь с этими героями.

·                                 Главные особенности курса «Литературное чтение»

 содержит произведения высокой художественной и воспитательной ценности (различные жанры фольклора, произведения русских и зарубежных классиков, известных детских писателей, таких как Самуил Маршак, Михаил Пришвин, Иван Соколов – Микитов, Константин Паустовский, Джанни - Родари);

 закладывает основу духовно-нравственного развития личности;

 создает представление о литературе как виде искусства;

 формирует первоначальное представление о важнейших литературоведческих понятиях;

 направлен на развитие речи учащихся и овладение ими техникой чтения, приемами интерпретации и анализа различных видов текста;

 формирует функциональную грамотность;

 последовательно развивает универсальные учебные действия;

 возрождает традиции семейного чтения, создает основу духовно-нравственного общения между родителями и детьми;

Методический аппарат учебника содержит разнообразные рубрики: «Вопросы», «Творческие задания» (например, инсценирование сказки, так же включены задания, требующие поиска информации), «Семейное чтение», «Внеклассное чтение

В рубрике «Путешествие в мир искусства» авторы знакомят детей с репродукциями картин знаменитых художников Исаака Левитана, Алексея Саврасова , Ивана Шишкина и других. Все это помогает сделать работу на уроке интереснее, способствуют лучшему пониманию литературных произведений, даёт возможность развить творческие способности учащихся. В конце каждой части учебника приводятся «Толковый словарь» и «Словарь литературных терминов».

·                                 Курс «Окружающий мир» представляет собой интегрированный предмет, в содержании которого отражены идеи сближения и взаимопроникновения различных дисциплин. Содержание данного учебника базируется на принципе открывающейся перспективы – младшие школьники приобретают новые знания, умения, способы деятельности в такой системе, которая побуждает детей строить догадки, выдвигать гипотезы, активизировать потребность в постоянном развитии.

Изучение материала учебника предусматривает обращение младшего школьника за помощью в познании мира к дополнительным источникам информации.

В учебниках «Окружающий мир» много фотографий, которые приближены к той сфере, в которой живет сейчас ребенок, а не нарисованные картинки

Во втором классе много мотивации учебы. «Как и зачем мы учимся? Для чего нам это нужно?» Уроки насыщены исследовательской деятельностью. Изучив на уроке «Материки и океаны», дома дети с помощью Приложения к учебнику изготовили глобус, разместив на нем правильно материки и океаны.

Вторая часть учебника посвящена родному краю, на уроках идет речь о нашем крае, как о частице большой нашей Родины – России.

Работа над каждым разделом заканчивается созданием проекта. Например, знакомство с праздниками народов нашей страны и нашего края закончилось большим совместным (с родителями) проектом «Масленица».

В учебнике выделены страницы: «Виртуальная экскурсия», «Странички удивления», «Самоконтроля». На уроках ребята совершают виртуальные экскурсии в Ботанический сад, планетарий, в космос и др. На страничках удивления дети удивляются «Паукам-воздухоплавателям», «7 чудесам света», «Необычным снежинкам»…

- На развитие познавательных, аналитических способностей младших школьников нацелена система вопросов, заданий, формирующих навыки самооценки, самоанализа и способности к рефлексии: «Как ты это узнал?», «Что для этого тебе пришлось вспомнить?», «Расскажи, как ты это определял?» и т.п. Такого рода вопросы помогают ребёнку осознать, оценить свои мысли и действия как бы со стороны и тем самым осмыслить осуществляемую деятельность, её результаты.

 В учебниках содержится много практических заданий, позволяющих развивать мелкую моторику руки, тактильную память, гибкость мышления, заданный темп выполняемых действий.

 Содержание и методика работы по курсам предусматривают целостную систему приобщения учащихся к использованию различных источников информации.

 Особенность учебных курсов состоит в том, что содержание рассматривается с позиции личностного подхода младших школьников к образовательному процессу.

Урок – это открытие каждым ребенком конкретного знания (понятия), поэтому я уделяю большое внимание созданию условий для осмысления учениками социальной, практической, личностной значимости изучаемого материала.

Авторами учебных курсов очень чётко понимается позиция «для чего?», «ради чего?». Темы уроков и задания имеют четкое смысловое значение. Эта авторская позиция понятна мне как учителю, поэтому и подготовка к уроку, и сам урок проходят более эффективно.

Каждый урок по форме, содержанию и характеру организации учебной деятельности позволяют в системе формировать у младших школьников универсальные учебные действия.

Кроме того, особое место отведено организации учебного диалога и сотрудничества ребенка с учителем, с одноклассником, с автором учебника. Такое сотрудничество помогает учащимся договариваться, обмениваться мнениями, понимать, оценивать друг друга и себя.

С каждым днем я  все больше убеждаюсь в том, что мой выбор именно учебно-методического комплекта «Начальная инновационная школа» оказался правильным. Я  вижу интерес в глазах детей на уроках, вижу их любознательность, стремление к познанию, к действию. Я  вижу результат работы. Я рада, что родители наших учеников проявляют повышенный интерес к данному УМК.

Радость познания дается человеку только тогда, когда он познает несравненно больше, чем требуется знать, и моя задача, как учителя, состоит в том, чтобы вести каждого, даже самого слабого, равнодушного, в мир знаний, в мир, полный информационных ресурсов, удивительных технологий и важных достижений. И сейчас учителю не обойтись без грамотного и действенного учебно-методического комплекта , отвечающего всем требованиям современного образования. Я полагаю, что таким учебно-методическим комплектом является «Начальная инновационная школа».


ОПЫТ РАБОТЫ ПО УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОМУ

ОПЫТ РАБОТЫ ПО УЧЕБНО- МЕТОДИЧЕСКОМУ

Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» создана в соответствии с

Система учебно-методических комплектов «Начальная инновационная школа» издательства «Русское слово» создана в соответствии с

Содержание курса «Математики» построено по тематическому принципу, то есть каждый урок посвящён какой-либо конкретной теме

Содержание курса «Математики» построено по тематическому принципу, то есть каждый урок посвящён какой-либо конкретной теме

Ошибка часто допускает неточности, ошибки в своей работе

Ошибка часто допускает неточности, ошибки в своей работе

В конце каждой части учебника приводятся «Толковый словарь» и «Словарь литературных терминов»

В конце каждой части учебника приводятся «Толковый словарь» и «Словарь литературных терминов»

Ботанический сад, планетарий, в космос и др

Ботанический сад, планетарий, в космос и др

Каждый урок по форме, содержанию и характеру организации учебной деятельности позволяют в системе формировать у младших школьников универсальные учебные действия

Каждый урок по форме, содержанию и характеру организации учебной деятельности позволяют в системе формировать у младших школьников универсальные учебные действия
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
18.02.2020