Обобщение опыта работы «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Оценка 4.6

Обобщение опыта работы «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

Оценка 4.6
docx
26.02.2020
Обобщение опыта работы «РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»
Материал по обобщению опыта работы учителя ИЗО.docx

«РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА»

1.     Информационный отдел обобщения опыта.

(Слайд) С самого раннего детства ребенок начинает тянуться к ри­сованию. (Слайд) Малыш берёт в кулачок карандаш или ручку и рисует прямо на том, что ему подворачивается под руку, будь то мамин журнал или папины «важные бумаги», ну а если ничего такого не нашлось, то прямо на недавно поклеенных обоях появляются всевозможные каляки-маляки.

Многие дети пробуют рисовать значительно рань­ше, чем читать и писать. Дети рисуют то, что чувствуют, ведь не зря говорят, что по рисункам можно прочесть внутренний мир ребёнка, увидеть то, что ребёнок никогда вслух может не сказать.

(Слайд 1,2,3) Я учитель изобразительного искусства  МБОУ Вышковской СОШ  Шаповалова Ирина Валентиновна. Главным направлением моей работы было и остается  развитие познавательного интереса и творческих способностей учащихся на уроках изобразительного искусства. По данной теме я и представляю обобщение опыта моей работы.(Слайд) Работаю учителем изобразительного искусства в данной школе с 1995 года. В своей практике руководствуюсь принципами гуманистической педагогики, осуществляю обучение и воспитание учащихся с учетом специфики преподаваемого предмета и успешно обеспечиваю надлежащий уровень базового стандарта. Свои учебные программы по изобразительному искусству я составила на основе программ Елены Александровны Ермолинской и  Бориса Михайловича Неменского .

(Слайд) Мне повезло, что я учитель изобразительного искусства. Твердо верю, что общение с искусством в школе необходимо для нравственного очищения и духовного обогащения детей.  Урок искусства – удивительный урок, здесь сталкиваются время и вечность, добро и зло, гениальность и бездарность, любовь и ненависть.

24 года работы в школе – это время постоянного поиска, творческих идей, которые делают мой труд результативным, интересным. (Слайд)

2. Актуальность проблемы.

Данное направление актуально, так как требования, предъявляемые к молодому поколению современным уровнем жизни, значительно возросли. (Слайд)

Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Поэтому развитие творческих способностей  в наши дни становятся залогом экономического процветания и средством национального престижа.

(Слайд)

Учителю изобразительного искусства необходимо открыть учащимся радость творческого труда, выработать у ребят жажду общения с подлинным искусством, умение сопереживать.

 Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека. Важно начать развитие лучших чувств и эмоций человека как можно раньше. (Слайд)

И с успехом это можно сделать в процессе постоянного целенаправленного обучения учащихся. Поэтому моя цель развитие  изобразительных способностей, художественного вкуса, творческого воображения, пространственного мышления, эстетических чувств и понимания прекрасного.  Но почему – то с возрастом у многих детей падает интерес создавать прекрасное, творить чудеса своими руками. (Слайд)

 В подтверждение этому  есть у  поэта Валентина Берестова  шуточное


стихотворение: (Слайд)   


У маленьких учеников

 Спросил художник Токмаков:

 « А кто умеет рисовать?»-

  Рук поднялось – не сосчитать.

 

   Шестые классы. Токмаков

   И тут спросил учеников:

   « Ну, кто умеет рисовать?»

   Рук поднялось примерно пять.

 

В десятых классах Токмаков

  Опять спросил учеников:

 « Так кто ж умеет рисовать?»

   Рук поднятых не видать.

     

    А ведь ребята в самом деле

     Когда – то рисовать умели.

  И солнце на листках смеялось!

    Куда все это подевалось?

(Слайд)

 И чтобы не случилось так, как написал поэт, в условиях современной практики преподавания важно у учителя личностно – ориентированной направленности. На уроках изобразительного искусства я подбираю методы, приёмы и формы работы с учетом индивидуальных способностей детей, их возрастных особенностей. (Слайд)

 

Мною было проведено анкетирование учащихся 5-8 классов по выявлению уровня интереса учащихся нашей школы к урокам ИЗО. По результатам опроса….


(Слайд)


3.  Технология опыта.    Цель технологии моего опыта это (Слайд)

Цель: Помочь личности познать себя, самоопределиться и самореализоваться.

Задачи, способствующие достижению цели:

1.     развитие художественно-творческих, индивидуально выраженных способностей, образного мышления, воображения, фантазии, познавательной активности личности учащегося в процессе изобразительной деятельности;

2.     формирование умений и навыков, необходимых для правильного ведения работы; совершенствование художественных способностей при работе с разными художественными материалами и техниками;

3.     стимулирование интереса к изобразительной деятельности;

4.     воспитание нравственных качеств личности учащихся.

(Слайд)   Для решения поставленных задач мной применялись методы художественно - эстетического воспитания:

  • метод художественного уподобления (эмоциональное слияние зрителя с чувствами и позицией автора);
  • метод единства восприятия и созидания (эстетическое переживание можно выразить в собственной художественно-творческой деятельности);
  • метод сравнений (для активизации мышления);
  • метод «открытий» (творческая деятельность порождает новую идею);
  • метод привлечения жизненного опыта детей;
  • визуально-аналитический метод (кроме рассматривания включает анализ);
  • словесный метод;
  • наглядный метод.

5. Организация учебно-воспитательного процесса.

(Слайд)   Для успешного решения задач в развитии познавательного интереса и творческих способностей  я придерживаюсь  стратегии развития творчества:

v Максимально использовать заинтересованность детей в творчестве.

v Предоставлять право выбора. В работе с детьми исходить из уже проявленных способностей (живопись, графика, декоративно-прикладное искусство)

v Для достижения успеха важна мотивация

v Стараться творчески подойти к методике проведения уроков,  организовывать индивидуальные, групповые, коллективные, игровые формы работы.

Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения:

  • изображение на плоскости  (с натуры, по памяти, по представлению);
  • декоративная и конструктивная работа;
  • обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках;
  • изучение художественного наследия;
  • подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
  • прослеживаются связи с литературой (чтение стихотворений, загадок, сказок, выполнение иллюстраций),  историей (изучение эпохи, исторических событий, баталий, сражений при изучении сюжетно–тематических картин и т.д.), технологией (роспись посуды) и др.

(Слайд)   На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных  материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,).  В наше время появилось очень много новых художественных материалов для обогащения творческого процесса: разнообразные фломастеры, гелиевые ручки, бумага разного качества, разной структуры и фактуры.  Овладеваем  такими инструментами как кисти, стеки, ножницы и т.д., а также нетрадиционными методами работы.

Разнообразие инструментов позволяет расширить диапазон видов творческих работ.

На уроках я использую следующие  художественные техники: (Слайд)  

1.     Рисование акварелью  (в различных видах и жанрах) содействует передаче воздушного пространства, позволяет воплотить легкость и вибрацию цвета. Это очень насыщенные краски. Они хорошо набираются на кисть и разносятся по бумаге. Особенно привлекательна акварель при работе по сырой бумаге, что позволяет видеть и наблюдать не только движение краски, но и превращение цветов при слиянии. Этюды, написанные в этой технике, как правило, таят в себе какую-то незавершенность и поэтичность. (Слайд)  

2.     Рисование гуашью на большом формате листа при активном смешении цвета позволяет раскрепоститься и развивает моторику движения всей руки – от локтевого сустава. С ее помощью хорошо передавать настроения и состояния природы, фактуру предметов и вещей. Но работа этой краской тоже требует определенного навыка и умения. Так, гуашь в отличие от акварели не любит много воды. Она чувствительна к грязной кисти. (Слайд)  

3.     Рисование простым карандашом на маленьком формате позволяет смелее обращаться с этим деликатным материалом (без применения ластика), способствует координации мелких отточенных движений, развивает чувство уверенности в пальцах и всей кисти руки, позволяет улавливать тона и полутона. Динамика линии, характер ее движения, степень ее концентрации служат своеобразной подсказкой, направляющим моментом в процессе формирования замысла, а при его воплощении помогают с любовью вырисовывать детали. (Слайд)  

4.     Техника выполнения мозаики может быть разной: из цветной бумаги или маленькими мазками красок. (Слайд)  

5.     Работа в технике аппликации и коллажа развивает чувство композиции, цвета, а также способствует развитию моторики пальцев (особенно при применении рваной аппликации). Кроме цветной бумаги используются неожиданные выкраски, например, фантики. Творческая задача в этом случае заключается в комбинировании декоративных элементов материала и в последующем уточнении композиции графическими дополнениями. (Слайд)  

6.     Работа в глине, пластилине, развивает пальцы и моторику руки при мелких операциях, способствует цельному видению образа в динамике. В свою очередь, реальная объемная форма стимулирует у ребенка образное мышление. (Слайд)  

7.     Работа с бумагой простой и доступный материал для всех детей, кто стремится к художественному творчеству. Это не только элементарные поделки копии, но и более сложные трудоемкие пространственные композиции, и проекты архитектурных сооружений, и бумажная скульптура, и оригами, и работа театрального художника с макетом будущего спектакля. Заниматься бумажной пластикой с ребятами приятно и просто: такие занятия всегда увлекательны, очень полезны для развития пространственного мышления и фантазии.

8.     Работа в технике восковых мелков концентрирует нагрузку, направленную па кончики пальцев, знакомит с механическим смешением цветов (путем наложения один на другой), позволяет любоваться свойственной только этому материалу фактурой, создающей определенную воздушную среду.

9.     монотипия

10. рисование пятном

11. рисование пальчиками и ладошкой, пальцеграфия

12. оттиск поролоном

13. рисование природным материалом

14. рисование нитками

15. граттаж

16. гравюра

      Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками, стимулирует их познавательный интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка. (Слайд)  

    Занятия с элементами нетрадиционных техник, основаны на творческой фантазии, интересны тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Они предлагают ребёнку пофантазировать, вообразить, подумать, изобрести что-то своё, необычное. Такие занятия на уроках вызывают восторг, удивление, желание рисовать и быть создателем необычных картин. Детям всегда нравится что- то необычное, выходящее за рамки обычной работы. А какой восторг можно увидеть при выполнении работ учениками в разных техниках. (Слайд)  

На мой взгляд, на уроках ИЗО нельзя детям ставить оценки за то, что они рисуют "правильно" или "неправильно". Критерии оценки – умение мыслить, создавать, творить. Традиционная отметка весьма несовершенный инструмент поощрения достижений детей. Самый эффективный стимул познавательной деятельности – ситуации успеха, которую необходимо  создавать на уроках.

Каждый урок заканчивается выставкой работ учащихся. Для того, чтобы дети почувствовали и могли сравнить свои работы с работами одноклассников

Каждый ребёнок интересен на  уроке как личность со своими чувствами и мыслями, со своим пониманием мира. На уроке дети могут быть путешественниками, открывателями, творцами, они могут думать, рассуждать, творить красоту и радость.

 

      Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но  всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно проявить себя и испытать радость творческого труда. (Слайд)  

Для интерактивного воздействия я использую проектный метод обучения.

Современный человек многое должен уметь, чтобы достичь успеха: работать в команде, самостоятельно добывать, анализировать и обрабатывать информацию, выполнять творческую работу, развивать коммуникационные навыки.

Тематика проектов может касаться какого-то теоретического вопроса школьной программы с целью углубить знания отдельных учеников по этому вопросу, дифференцировать процесс обучения.

Целью проектной деятельности становится поиск способов решения проблемы, а задача проекта формулируется как задача достижения цели в определенных условиях. Деятельность в учебном проекте подчинена определенной логике, которая реализуется в последовательности её этапов. Вслед за предъявлением проекта учителем (названия, темы и проблемы) следует самостоятельное для учащихся формулирование цели и задач, организация групп, распределение ролей в группах, затем выбор методов, планирование работы и собственно ее осуществление проектной работы. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает: – с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов, средств обучения, – а с другой, необходимость интегрирования знаний, умений; применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Полезность проекта как раз в том и заключается, что мы не рассказываем ребенку ничего лишнего. У него есть право выбора первого шага, хода и даже цели проекта. Идя к этой цели, он сталкивается с тем, что ему приходится "добывать" знания, а затем соединять разрозненные сведения, "нанизывать" их на некую свою цель. Он черпает из разных предметных областей только необходимые знания и использует их в той деятельности, которая ему интересна. (Слайд)  

В настоящее время образовательный процесс невозможен без использования ИКТ.

ИКТ можно использовать в разных целях:

демонстрации и обучения, отдыха во время физминуток, музыкального и эмоционального сопровождения уроков, показа этапов работы над определённой темой и т.д.

Для этого использую не только свои презентации, но и опыт других преподавателей, , провожу тестирование, ученики и сами с большим интересом делают презентации на определённые темы, например представляют творчество художников, занимательный материал.

Все это  помогает мне разнообразить уроки. Так как у меня нет отдельного кабинета ИЗО, поэтому занимаясь в разных классах, я не всегда могу использовать различную информационную технику, что не даёт возможность использовать различные интерактивные технологии и методики в полной мере. (Слайд)  

6.  Результативность опыта.

 Обученность (успеваемость) учащихся по изобразительному искусству.

Одним из важнейших показателей учебного процесса  является уровень обученности учащихся. (Слайд)    Анализ результатов педагогической деятельности показал, что уровень обученности (успеваемости) учащихся по предмету «изобразительное искусство» стабильно составляет 100% в течение всей педагогической деятельности.

 Также можно проследить успешность реализации творческих способностей учащихся. (Слайд)  

Достижения 2016-2017 учебного года

         Лауреаты районного конкурса творческих работ «Кушай на здоровье»: Фомина А, Гончарова Е.

         Победители районного конкурса «Школа безопасности»: Романченко Д, Романченко А, Виленский Д, Яковлева М, Выходцев Ф.

         Лауреаты районного конкурса «Засветись»: Кравцов Р, Гулицкая В, Короткий Д, Борышникова В, Филатова К.

         Лауреаты конкурса «Зеленая планета» Иванов И., Виленский Д., Бердышева Арина

         1 место в конкурсе рисунков «Звездные дали»

         Лауреаты конкурса «Неопалимая купина» Савенкова А.

         2 место в конкурсе «Детство без границ» Якубовская Д, Романченко А.
1 место в Конкурсе рисунков «Безопасность на льду»

         1 место в районном конкурсе по защите Брянского леса.

         Лауреаты районного фестиваля «Дорога и дети»: Полетунов А, Лебедев А, Полетунов Г, Гапонов Д, Борышникова В, Федоренко К, Кравцов Р, Рофеенко Н.

         Лауреаты в районном конкурсе на лучший плакат по ЗОЖ.

    об итогах областного конкурса «Дорога и дети»

Лучшая работа: Беликова Ярослава. (Слайд)  

 

Достижения 2017-2018 учебного года

·        Лауреаты районного этапа Всероссийской акции «Детки Кремлевской елки»

·        Лауреаты районной тематической выставки «Бумажная Вселенная»

·        3 место в районном этапе областного конкурса детского рисунка «Край ты мой, родимый край!..», посвященного 200-летию со дня рождения А.К. Толстого

·        Лауреаты районного этапа XV областного конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина»

·        1 место в районном этапе областного конкурса творческих работ учащихся «Привычка. Характер. Судьба.».

2 место в областном конкурсе «Защити озоновый слой и климат Земли» (Слайд)  

 

Достижения 2018-2019 учебного года

1 место в районном этапе областного конкурса творческих работ «Природа тоже воевала»

Лауреаты Районного этапа 15 областного конкурса детско-юношеского творчества по пожарной безопасности «Неопалимая купина» - 8 человек

Лауреаты районного этапа областного конкурса детского рисунка «Охрана труда глазами детей»

1 место в районном этапе областной экологической акции «Марш парков Брянщины-2019» в номинации детских рисунков «Мир заповедной природы»

Лауреаты районной выставки «Ступеньки мастерства»:  Шаповалова И.В.

1 место в районном этапе областного конкурса рисунков «Брянщина – глазами детей» Руководитель: Шаповалова И.В.

1 место в районном конкурсе исследовательских работ по школьному краеведению «История Брянского края» (Гулицкая К.) Руководитель: Шаповалова И.В.

 (Слайд)  

       Работая в школе, я стараюсь принимать активное участие во всех мероприятиях по повышению уровня педагогического мастерства на разных уровнях: (Слайд)  

 посещаю уроки коллег, районные семинары, заседания методического объединения учителей города и района, научно-практические конференции, занимаюсь самообразованием, изучаю передовой опыт учителей России, прохожу курсы повышения квалификации. 

 7.    Результаты работы.

(Слайд)   Развитие творческих способностей учащихся является одной из основных целей современной педагогической науки, в частности, предметов художественно - эстетического цикла. Учащиеся приобщаются к национальной культуре, народному фольклору через создание иллюстраций к народным сказкам и это является эффективным средством развития художественно-творческой деятельности, создаются богатые возможности в развитии их образного мышления и творческого воображения.

С помощью комплексного подхода и системы использования интегрированных уроков, разнообразных  приемов работы выявлена положительная динамика роста художественно – творческих способностей учащихся при выполнении проектных работ, декоративных композиций, тематических рисунков. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка.

(Слайд)   Полученные знания, умения и навыки учащиеся умело применяют при создании творческих работ и положительно влияют на мотивацию в достижении успеха.

Учащиеся познакомились с профессиями художников: дизайнера, графика, конструктора, иллюстратора. Путём самостоятельных изысканий приобрели новые знания, систематизировали их, учились искать дополнительную информацию в разных источниках, выделять главное, получили навыки самостоятельной поисковой деятельности, активного исследовательского и коммуникативного взаимодействия, расширили свой кругозор. У них развился интерес к культурной жизни нашего общества, появилась гордость за культурное наследие своей страны. Показали умение выстраивать план своей работы над текстом и конкретизировать изображение на рисунке. Радует, что ребята стали использовать различные материалы и комбинировать их в иллюстрировании, что делает их работы боле выразительными. Кроме того, рисуя иллюстрации, дети делятся впечатлениями от прочитанного. Получается, что, рисуя, дети реализуют еще и потребность в общении.

(Слайд)   Эта сложная, но очень интересная работа принесла детям большое удовольствие, расширила кругозор и обогатила духовно.

Я не ставлю целью сделать из учащихся специалистов в той или иной области изобразительного искусства, хотя среди выпускников есть и дизайнеры,  и  архитекторы, и учителя, а пытаюсь дать почувствовать, как происходит процесс творчества. Я также надеюсь на то, что кем бы ни был ученик в дальнейшем, это все  обязательно пригодиться ему в жизни. (Слайд)  

И закончить своё выступление хочу так же,  как заканчивается каждый мой урок: «Спасибо за общение, я была рада встрече с вами, а вы?  До свидания!.»

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

РАЗВИТИЕ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА

Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека

Встреча с прекрасным пробуждает и развивает самые высокие духовные чувства человека

Технология опыта. Цель технологии моего опыта это (Слайд)

Технология опыта. Цель технологии моего опыта это (Слайд)

Слайд) На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,)

Слайд) На занятиях ИЗО происходит освоение учениками различных художественных материалов (краски, гуашь и акварель, карандаши, ткани, пластилин, бумага, картон,)

Работа в глине, пластилине, развивает пальцы и моторику руки при мелких операциях, способствует цельному видению образа в динамике

Работа в глине, пластилине, развивает пальцы и моторику руки при мелких операциях, способствует цельному видению образа в динамике

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно…

Развитие творческих способностей не может быть одинаковым у всех ребят в силу их индивидуальных особенностей, но всё же стараюсь дать каждому ребенку возможность активно, самостоятельно…

Слайд) 6. Результативность опыта

Слайд) 6. Результативность опыта

Привычка. Характер. Судьба.». 2 место в областном конкурсе «Защити озоновый слой и климат

Привычка. Характер. Судьба.». 2 место в областном конкурсе «Защити озоновый слой и климат

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка

Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребёнка
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
26.02.2020