Обобщение опыта работы учителя начальных классов Гражданцевой С.В. по теме: «Эстетическое развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения».
Оценка 4.7

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Гражданцевой С.В. по теме: «Эстетическое развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения».

Оценка 4.7
Руководства для учителя
doc
русская литература
1 кл—4 кл
30.11.2021
Обобщение опыта работы учителя начальных классов Гражданцевой С.В. по теме:   «Эстетическое развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения».
Из опыта работы на уроках литературного чтения
обобщение опыта работы учителя начальных классов Гражданцевой С.doc

Обобщение опыта работы учителя начальных классов Гражданцевой С.В. по теме:

 

«Эстетическое развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения».

Слово «эстетика» происходит от греческого слова «чувственным», «чувствующий» и развитие чувственно – эмоциональной сферы личности ребёнка закладывается в детстве, и немаловажную роль в этом играют уроки литературного чтения. Ф.М.Достоевский сказал: «Красота спасёт мир». На мой взгляд, в школе должна царить идея красоты. Реализация идеи красоты предполагает развитие эстетически – творческой, способной личности. Я считаю, что «эстетическое» - это доминанта уроков литературного чтения, и теме «Эстетическое развитие личности младшего школьника на уроках литературного чтения» я придаю особое значение в своей педагогической деятельности.

     Кому как не мне, учителю, работающему в сельской школе, живущему в селе, где школа является единственным социокультурным центром, научить детей видеть и понимать прекрасное в природе, в людях, в произведениях искусства.

     Теоретической базой моего опыта являются: концепция М.М.Бахтина и его представления о литературной деятельности. Программа «Литературное чтение для IIIV классов четырёхлетней начальной школы. Авторы В.Г.Горецкий, Л.Ф.Климанова; опыт педагогов – новаторов: В.А.Сухомлинского и К.Д.Ушинского.

      Из 4 – х глобальных направлений модернизации Российского образования первым является гуманизация образования за счёт развития эстетического образования и воспитания. Образование должно носить деятельный характер, и мы, учителя, призваны вооружить ребёнка определёнными видами деятельности. Из всех я выделяю эстетическую деятельность.

        В последнее время в школу приходят дети, умеющие и знающие гораздо больше, чем их ровесники 10 – 15 лет назад. Они успешно решают логические задачи, учат иностранные языки, бегло читаю, но значительно реже восхищаются и удивляются, возмущаются и сопереживают, всё чаще проявляют равнодушие и чёрствость.

         Моих воспитанников можно разделить на две условные группы: приговорённых к чтению – тех кто вынужден читать по заданию учителя, приказу родителей, и озарённых чтением ребят, для которых книга это глоток свежего воздуха.

         Моя роль как педагога состоит в создании условий для приобретения младшими школьниками навыков, в создании радостной доброжелательной атмосферы обучения.

         Накопленный мною опыт работы над литературным чтением с применением элементов драматизации, живописанием, интеграция уроков чтения с уроками ИЗО и музыки и системой внеклассной и кружковой работы, на мой взгляд, показывает перспективность моей педагогической деятельности по эстетическому развитию личности ребёнка.

         Мой опыт основан на использовании упражнений и заданий творческого развивающего характера. Они повышают интерес учащихся к чтению, способствуют совершенствованию учебного процесса, созданию ситуаций успеха на уроке, стимулируют дальнейшее творческое, эстетическое развитие личности.

        Для осуществления задачи «Эстетического развития личности младшего школьника на уроках литературного чтения» я использую следующие пути:

         Первое 1) Использование развивающей и личностно – ориентированной технологии обучения.

         Второе 2) Опора на жизненный опыт детей.

         Третье 3) Упор на задания познавательного и творческого характера, творческие уроки.

          Четвёртое 4) Проведение любого урока на высоком эстетическом уровне, тесная связь урочной и внеурочной работы в данном направлении.

           Пятое 5) Тесное сотрудничество с родителями.

         Хочу поделиться своим небольшим опытом работы на уроках литературного чтения.

           Первое. Отбираю содержание материала с учётом особенностей и возможностей

учащихся класса.

            Второе. Рассматривание репродукций картин, прослушивание фонограмм, музыкальных произведений, экскурсии в природу, - оказывают на детей огромное эмоциональное воздействие, помогают им проникнуться идеей литературного произведения.

             Третьим аспектом моей работы на уроке литературного чтения служит то, что после прочтения текста выдерживается минутная пауза. В классе в этот момент «минута тишины» - все думают над только что услышанным, ведь надо прожить своим впечатлениям дать им определиться.

          А потом начинаются свободные высказывания детей, без наводящих вопросов учителя.

          На моих уроках важное место занимают такие формы работы как драматизация,

иллюстрирования произведений, словесный, творческий пересказ, рассказ по картинкам, иллюстрациям. Мне так близки и понятны слова Л.С.Выготского, что именно драматизация «основанная на действии, совершаемом самим ребёнком, связывает художественное творчество с личными переживаниями».

          Создание спектакля с детьми – очень увлекательное и полезное занятие. Даже недостаточно активные дети вовлекаются в совместную творческую деятельность, а застенчивее – эмоционально раскрепощаются. В постановке спектаклей помогают экскурсии в музей, посещение театра кукол и юного зрителя.

           Мои ребята любят делать иллюстрации к прочитанным произведениям. Они подбирают к ним пословицы, которые способствуют формированию нравственного поведения.

Например: глубоко почувствовав произведение В.А.Осевой «Почему?» дети сделали много иллюстраций и подобрали к ним пословицы. Вот одна из них: «Лучше горькая правда, чем сладкая ложь».

             Дети учатся осознанно принимать и отвергать такие понятия: как добро и зло, правда и ложь и опережать нравственный жизненный опыт.

             При изучении произведений и после обобщающих уроков по темам «Устное народное творчество», «О братьях наших меньших» учу детей составлять свои сказки, загадки.

             На своих уроках я знакомлю детей с основами словесного искусства, рассказываю о живописании словом. Применяя сравнения, олицетворения, метафоры, рассматривая слово как средство создания художественного образа. В целях мотивации детей на творческую работу над словом, я стараюсь показывать детям красоту родного языка, его мелодичность, ёмкость, яркость и музыкальность. С этой целью провожу поэтические минутки. Я начинаю, а дети заканчивают мою фразу. Например: «При солнышке тепло  - при матери добро», или читая А. Барто «Мы не заметили жука». «А он живой. Он жив пока. Жужжит в окне. Так дети знакомятся со звукописью.

          У нас в классе есть «Диван сказок» где ребята любят сидеть и сочинять сказки, стихи, загадки. Я вижу как ребёнок начинает творить, у него загораются глаза, ребёнок испытывает радость от своего творчества. В этом, я считаю, самая большая награда для меня, как учителю. Послушайте и отгадайте детскую загадку:

    «Есть у нас стеклянный дом. Хорошо живётся в нём! В доме том живут жильцы. Настоящие пловцы. (Аквариум).

      В своей практике я, использую проведение интегрированных уроков: чтения, музыки, ИЗО и английского языка. Провожу их как урок – сказка, урок – путешествия по темам «В гости к осени», «Весна – красна», «Зимушка – зима», «Что за прелесть эти сказки». «Небылицы в лицах и лимерики». Отрадно, что дети сами начинают сочинять такие небылицы или лимерики, после знакомства с образами английской детской поэзией. Например: Жила была старушка

                                   А рядом в озере – лягушка.

                                   Старушка комаров ловила

                                   Лягушку досыта кормила.

          Перед уроком по теме «Волшебница – зима» мы с ребятами вышли на улицу, чтобы узнать, какой цвет и запах у снега, оказалось, что снег пахнет арбузом!                 А ощутить радостное настроение от первого снега нам помогли стихотворения Я.Акима! «Первый снег», музыка «Вивальди» «Времена года», «Ноябрь», «Декабрь» и картина Пластова «Первый снег».

           На уроках часто использую музыкально пластические импровизации. Так, при изучении произведений русских классиков о природе я провожу игры «Осенние листья», «Снеговик». Цель игр -  передать в пластических свободных образах характер и настроение музыкальных и поэтических произведений.

            Одним из приёмов вживания в образы персонажей, является приём «живая картинка». Его можно применить, изучая произведения В.А.Осеевой «Три товарища», «Синие листья».

            Дети любят игры в превращения. Они превращаются в деревья, цветы, разных животных. Такие игр  развивают чувство веры и правды, смелость, сообразительность, воображение и фантазию.

            На мой взгляд, только прочувствовав произведение, пропустив его через себя ученик сможет выразительно читать, т.е. выразить свои чувства словами. Чтобы помочь ребёнку найти эти нужные слова и интонацию. Много работают над культурой и техникой речи. Использую игры, упражнения по развитию речевого дыхания. Одна из них «Игра со свечой» - для нас воображаемую свечу дети называют правильное дыхание. Делаю интонирование текста, т.е. выделяю ударением понижением и повышением голоса значимые слова. Показываю как одну и ту фразу можно произнести по – разному: с радостью, с удивлением, с плачем, с негодованием или презрением.   

                    Колотил да колотил

                    По тарелке носом –

                        Ничего не проглотил

                        И остался с носом.

     Чтобы прочувствовать слова использую творческие игры. Например: «Волшебная корзина». Игра развивает воображение, пополняет словарный запас, активизирует ассоциативное мышление. Так при изучении темы «Устное народное творчество» дети собирают в корзинку слова образные выражения из прибауток, потешек, действия, признаки, явления, слова характеры теризующие героев.

       В каждом деле важна результативность. Результаты работы по эстетическому развитию, как и по воспитанию личности ребёнка, имеют отсроченных во времени характер. Личность человека складывается и развивается на протяжении всей его жизни. Поэтому результативность моей работы носит опосредованный характер через повышение скорости чтения, эмоциональности и выразительности, формирование навыков сознательного чтения. Из результатов анкетирование родителей и детей видно, что им нравится выполнять упражнения и задания творческого характера на уроках литературного чтения.

         Меня радует, что у моих ребят складывается своё нравственное эстетическое восприятие мира. Я вижу, что чтение помогает мне воспитывать детей. Дети стали скромнее, добрее, внимательнее друг к другу. Дети учатся сопереживать друг другу и помогать тому, кто нуждается в этом.

          Мои второклассники стали более артистичными, хорошо держаться на сцене. Они частные посетители библиотеки, большинство семей моих учеников выписывает детские журналы и газеты: «Мурзилка», «Миша», «Детская газета» и др. Все ребята занимаются с удовольствием в кружке «В мире сказок». Они являются и артистами сказок, придумывая счастливые продолжения сказок. Например, к сказкам «Снегурочка», «Колобок», «Русалочка».

            Я надеюсь , что заложенные в начальной школе основы эстетического развития помогут моим воспитанникам в дальнейшем обучении в среднем и старшем звене школы.  И для меня будет большой радостью узнать, что мои дети по происшествии многих лет не утратили интереса к чтению, научились видеть и воспринимать прекрасное, адаптировались к современной жизни и не утратили способности удивляться, сопереживать и радоваться жизни.

 

Встречаю взгляд наивных детских глаз,

Который просит, требует ответа,

Клянусь, что день за днём, за разом раз

Я буду открывать ему секреты.

Всех клят не перечислить и не счесть,

Но если есть Господь на свете белом,

Моя педагогическая честь

Все клятвы подтвердит трудом и делом.

 

      

         

        

 

  


Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Обобщение опыта работы учителя начальных классов

Первое 1) Использование развивающей и личностно – ориентированной технологии обучения

Первое 1) Использование развивающей и личностно – ориентированной технологии обучения

С этой целью провожу поэтические минутки

С этой целью провожу поэтические минутки

Ничего не проглотил

Ничего не проглотил
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
30.11.2021