Сущность и роль дидактических игр в коррекционном детском саду
Дошкольное образование
В работе коррекционных дошкольных учреждений большое место занимают дидактические игры. Они используются на занятиях и в самостоятельной деятельности детей с ОВЗ и способствуют развитию познавательной деятельности, интеллектуальных операций, представляющих собой основу обучения. Для дидактических игр характерно наличие обучающей задачи. Активное участие ребенка в дидактической игре зависит от того, насколько он овладел знаниями и умениями, которые диктуются обучающей задачей игры. Это побуждает ребенка быть внимательным, запоминать, сравнивать, классифицировать. А дидактическая игра помогает ему научиться всему этому в легкой, непринужденной форме. Такое непреднамеренное обучение получило название "автодидактизм". Возможность обучать детей с ОВЗ посредством активной, интересной для них деятельности – отличительная особенность дидактических игр.
Руководство дидактическими играми осуществляется в трех основных направлениях: подготовка к проведению игры, ее проведение и анализ.
В подготовку к дидактической игре входит: отбор игры в соответствии с задачами воспитания и обучения, определение наиболее удобного времени ее проведения, выбор места для игры, определение количества играющих, подготовка необходимого дидактического материала, подготовка к игре самого педагога.
Проведение дидактических игр включает: ознакомление детей с содержанием игры, объяснение хода и правил игры, показ игровых действий, определение роли воспитателя в игре, подведение итогов игры.
Анализ проведенной игры направлен на выявление положительных эффектов и допущенных недостатков в процессе проведения игры.
Дидактические игры делятся на игры с предметами, настольно-печатные и словесные.
Дидактические игры с предметами дают возможность решать различные воспитательно-образовательные задачи: развивать мыслительные операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение), совершенствовать речь (описывать предметы, составлять и отгадывать загадки о них, правильно произносить звуки речи), воспитывать произвольность поведения, памяти, внимания.
Среди игр с предметами особое место занимают сюжетно-дидактические игры и игры-инсценировки. В сюжетно-дидактических играх дети выполняют определенные роли, например, продавца или покупателя в играх типа "Магазин". Игры-инсценировки помогают уточнить представления о различных бытовых ситуациях, о литературных произведениях. Для развития координации мелких движений и зрительного контроля за ними организуются игры с дидактическими игрушками моторного характера. Особенно велика роль таких игр на границе перехода к школьному обучению. Развитие координации движений предплечья, кисти и пальцев рук, четкий зрительный контроль за этими движениями – важные предпосылки для подготовки ребенка с ОВЗ к овладению письмом. В таких играх воспитываются осторожность, терпение и сообразительность, развивается умение ориентироваться в пространстве.
Настольно-печатные игры помогают уточнять и расширять представления детей об окружающем мире, развивать мыслительные процессы. В процессе этих игр дети с ОВЗ усваивают и закрепляют знания в практических действиях не с самими предметами, а с их изображением на картинках. До того как дети начнут играть в настольно-печатные игры, их учат рассматривать картинки и находить изображение знакомых предметов на плоскости.
Словесные игры отличаются тем, что процесс решения обучающей задачи осуществляется в мыслительном плане, на основе представлений и без опоры на наглядность. Поэтому словесные игры проводят, в основном, с детьми с ОВЗ старшего дошкольного возраста. Среди этих игр много народных, связанных с потешками, прибаутками, загадками. Кроме речевого развития, с помощью словесных игр создается эмоциональный настрой, совершенствуются мыслительные операции, вырабатывается быстрота реакции.
Дидактическая игра имеет свою структуру, включающую несколько компонентов: обучающая задача, правила игры, игровые действия.
Дидактическая задача – основной элемент дидактической игры, которому подчинены все остальные. Определяя дидактическую задачу, надо четко знать, какие знания должны усваиваться и закрепляться детьми, какие качества личности можно формировать средствами данной игры.
Игровые правила обеспечивают реализацию игрового содержания, им подчиняются все участники. Основная цель правил игры – организовать действия, поведение детей. Соблюдение правил в игре требует от детей определенных усилий воли, умения общаться со сверстниками, преодолевать отрицательные эмоции, проявляющиеся из-за неудачного результата.
Обучающая задача определяет игровые действия, а правила помогают осуществить игровые действия и решить задачу.
Игровые действия – это способы проявления активности ребенка в игровых целях, которые изменяются в зависимости от возраста и уровня развития детей. Развивающий эффект дидактической игры зависит от того, насколько разнообразны и содержательны действия, выполняемые ребенком. Воспитательно-образовательная ценность игры пропадает в том случае, если педагог, проводя дидактическую игру, действует сам, а дети только наблюдают и иногда что-то говорят.
Дидактическая игра отличается от игровых упражнений тем, что выполнение в ней игровых правил направляется и контролируется игровыми действиями.
Для дидактических игр необходимо создать определенные условия: подобрать и правильно разместить соответствующий дидактический материал и дидактические игрушки, обеспечить место для игр, учить детей с ОВЗ бережно обращаться с игрушками.
Желательно постепенно вносить в группу новые дидактические игры, а по мере их освоения вводить усложненные варианты (изменение игровой задачи, включение новых персонажей, дополнительных правил).
В поле зрения педагога всегда должны быть задачи развития у детей самостоятельности, навыков самоорганизации, творческого отношения к игре. Организуя знакомую детям игру, целесообразно предложить одному из них напомнить остальным игровую задачу и правила.
Учитывая своеобразие дидактической игры как переходной формы к учебной деятельности, следует избегать прямого обучения.
Являясь эффективным средством обучения, дидактические игры могут быть составной частью занятия, а в группах раннего возраста – основной формой организации учебного процесса.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.