Муниципальное казенное учреждение
«Информационно-методический центр»
Вяземского муниципального района Хабаровского края
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
основная общеобразовательная школа с. Капитоновка
Вяземского муниципального района Хабаровского края
«РАЗВИТИЕ ФУНКЦИОНАЛЬНОЙ ГРАМОТНОСТИ
ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МАТЕМАТИКИ»
Автор
Чистенко Лидия Васильевна
учитель математики и физики
2022г
Содержание
1.Введение…………………………………………………………………….…...3
2.Актуальность………………………………………………………………........3
3.Педагогическая эффективность работы…………………………………….....4
3.1. Примерное планирование мероприятий ………………………………………………………………………… .…...7
4. Ожидаемые результаты……………………………………………………….12
5. Заключение…………………………………………………………………….12
6. Используемая литература…………………………………………………….13
ВВЕДЕНИЕ.
В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длительного времени предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Собственно, поэтому основным ориентиром для совершенствования качества образования должен стать план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Сегодняшняя система школьного образования испытывает большие изменения в своей структуре, на передний план в настоящий момент выходят запросы общества к выпускникам: это навыки работы в команде, лидерские качества, инициативность, финансовая и гражданская грамотности и многое другое. Заказ общества - на всесторонне образованную личность, способную принимать нестандартные решения, умеющую анализировать, соотносить имеющуюся информацию, делать выводы и использовать творчески полученные знания. Одной из задач модернизации образования является формирование и развитие функциональной грамотности школьников. Она же выступает одним из главных показателей качества знаний и умений учащихся в аспекте международных сравнительных исследований.
Общеучебные умения (ключевые компетенции) развиваются в ходе обучения всем предметам на уровне, доступном учащимся соответствующей возрастной группы, и подразделяются на четыре вида:
– организационные умения (компетенции личностного самосовершенствования или регулятивные действия);
– интеллектуальные умения (учебнопознавательные, информационные, ценностносмысловые компетенции или познавательные универсальные действия);
– оценочные умения (ценностносмысловые компетенции или личностные действия);
– коммуникативные умения (общекультурные, коммуникативные, социальнотрудовые компетенции или коммуникативные действия)
Понятие «функциональная грамотность» подразумевает владение умениями:
- выявлять проблемы, возникающие в окружающем мире, решаемые посредством математических знаний,
- решать их, используя математические знания и методы,
- обосновывать принятые решения путем математических суждений,
- анализировать использованные методы решения,
- интерпретировать полученные результаты с учетом поставленной задачи.
А.В. Хуторской считает, что овладеть социальным опытом, получить навыки жизни и практической деятельности в обществе можно при условии владения следующими ключевыми образовательными компетенциями: ценностно-смысловыми, общекультурными, учебно-познавательными, информационными, коммуникативными, социально-трудовыми и компетенциями личностного самосовершенствования. Таким образом, развитие функциональной грамотности является актуальной задачей педагога в настоящее время.
АКТУАЛЬНОСТЬ
По математической подготовки Россия прочно обосновалась в первой десятке стран
По математической грамотности Россия занимает 38 место из 65 стран
В Федеральных государственных стандартах представлен портрет выпускника основной школы «Способный применять полученные знания на практике»
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ РАБОТЫ
Математическая грамотность – способность определять и понимать роль математики, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и находить необходимые математические инструменты для решения современных повседневных задач и научных проблем. Такое определение созвучно тому, которое используется в Программе международного сравнительного исследования PISA – исследования функциональной грамотности 15-летних школьников. Основной вопрос данного исследования: «Обладают ли обучающиеся 15-летнего возраста навыками и умениями, необходимыми им для полноценного функционирования в обществе?». Тесты PISA, проверяющие математическую грамотность школьников, содержат задания прикладного характера: например, рассчитать процент по кредиту или сделать прогноз роста уровня продаж. По последним результатам, 15-летние школьники из России занимают места чуть выше среднего среди 65 стран. Это фактически означает, что применение академических знаний в области математики для решения конкретных задач дается школьникам с большим трудом. Несмотря на то, что математика является объективной основой проведения исследований во всех прикладных науках, используется при изучении большинства школьных предметов, необходима для решения жизненных проблем, применение математических умений за рамками образовательного процесса – большая проблема для современных школьников. Проблема заключается в том, что изучение математики как предмета не происходит в преломлении контекстных, жизненных ситуаций. Оно нацелено на формирование собственно предметных результатов, а формированию метапредметных и личностных результатов уделяется недостаточно внимания. Основная проблема для обучающихся 5–6 классов – это произвести перенос арифметических навыков, отрабатываемых на уроке, и других формируемых математических навыков на решение контекстных задач, требующих сопоставления и применения математики в нестандартной ситуации, узнавания соответствующей области применения математики. В этом возрасте обучающимся сложно интегрировать полученные на уроке знания в реальные жизненные ситуации. В 7–8 классах возникает значительный разрыв между предметным содержанием математики, изучаемым на уроках, и знаниями, необходимыми для решения функционально-значимых задач. С одной стороны, обучающиеся в этом возрасте готовы к восприятию и выполнению таких заданий, а с другой, эти виды заданий полностью отсутствуют в программном материале, что существенно затрудняет формирование математической грамотности учащихся. В 9–11 классах некоторое содержание программ по математике может быть использовано для формирования функциональной грамотности, но специализированных заданий, контекстных задач в школьном курсе математики этого этапа обучения (алгебра, геометрия) практически нет. Сегодня проблема формирования математической грамотности стоит достаточно остро перед каждым учителем-предметником. Для ее решения необходимо научить ученика смотреть на мир сквозь «математические очки», раскладывать привычные вещи и явления на математические составляющие. Каждый учащийся должен уметь увидеть математическую природу жизненной проблемы, представленной в контексте реального мира. Уметь формулировать поставленную проблему на языке математики, применять известные математические понятия, процедуры, рассуждения, интерпретировать и оценивать математические результаты с учетом контекста представленной проблемы. Общими подходами к формированию и оценке функциональной грамотности являются: обновление учебных и методических материалов с учетом переориентации системы- образования на новые результаты, связанные с «навыками XXI века», функциональной грамотностью учащихся и развитием позитивных установок, мотивации обучения и стратегий поведения учащихся в различных ситуациях, готовности жить в эпоху перемен; введение комплексного мониторинга образовательных достижений учащихся и- качества образования с использованием современных измерителей для комплексной оценки предметных, метапредметных и личностных результатов; широкое информирование профессионального сообщества и общественности о- результатах и инструментарии педагогических исследований.
ПРИМЕРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ МЕРОПРИЯТИЙ
На своих уроках использую задачи с практическим содержанием. Важно научить обучающихся понимать, что реальные объекты и процессы в жизни редко принимают правильную математическую форму. Тем не менее, во всех рассматриваемых задачах можно найти подходящую математическую модель, распознать математическую составляющую в модели.
Типы задач, которые рассматриваем на уроках математики, описывающие реальные проблемы:
- повседневные дела – покупки, здоровье, приготовление еды, обмен валют, оплата счетов, туристические маршруты;
- трудовая деятельность – подсчеты заказа материалов, измерения;
- общественная жизнь – демография, экология, прогнозы, изучение динамики социальных процессов.
- наука – работа с формулами из различных областей знаний.
Обучающиеся с интересом относятся к таким задачам, но иногда их пугают сложные вычисления.
Сегодня функциональная грамотность – это способность человека использоватьприобретаемые в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.
Математика у меня в 5 и 9 классах. Много уже говорили, что подготовка к ОГЭ в 9 классе даёт большой набор заданий, связанных с математической грамотностью. Например, задание про шины. После решения нескольких задач даю задание: у кого есть в семье имеются машины (а они ,практически, в каждой семье) узнать у родителей маркировку шин. Я сама у мужа поинтересовалась..Ну и ,конечно, по этим данным решаем задания. Неплохие задания на арифметическую и геометрическую прогрессии под №14.
Есть такая задача, связанная с химией.
1.При проведении химической реакции в растворе образуется нерастворимый осадок. Наблюдения показали, что каждую минуту образуется 0,4 осадка. Найти массу осадка в растворе спустя пять минут после начала реакции. – Это задача из книги.
а1 = 0,5 – столько граммов осадка образовалось спустя одну минуту,
а8 - неизвестное количество осадка, образовавшегося спустя восемь минут,
d = 0,5 - на столько каждую минуту увеличивается масса осадка.
Формула n-ого члена арифметической прогрессии выглядит так:
аn = a1 + d(n - 1).
Подставляем данные величины:
а8 = 0,5 + 0,5(5 - 1) = 0,5 + 3,5 = 2
Ответ: 2
Обратилась сама к учителю химии. Можно ли составить такую задачу, при проведении реакции. Ну и соответственно задание классу . Решаем
Есть задание про компьютерную игру. Даня играет в компьютерную игру. Он играет с 0 очков, а для перехода на следующий уровень ему нужно набрать не менее 100 000 очков. После первых двух минут игры добавляется 2 очка, после следующих двух – 4 очка, после следующих двух – восемь очков и так далее. Таким образом, после каждых двух минут игры количество добавляемых очков удваивается. Через сколько минут Даня перейдёт на следующий уровень?
Задание: Игры на телефонах. Подберите такую игру, чтобы была связана с темой «Прогрессии».Игра: «Мобильная легенды»
Чтобы дойти до 9 уровня необходимо набрать 1426 очков.
А для того, чтобы перейти на следующий уровень набрать 856.За каждый бой прибавляется по 226 очков. Ну и в игре проверяется ответ, понятно, что играем не на уроке
Неплохие задания на сайте РЭШ.
5 класс:
Задание на чтение и построение диаграммы.
Провели контрольную работу, проанализировали. Строим диаграмму.
а) Сколько человек получили оценку «5»?
б) Сколько учеников писало работу?
в) Сколько учеников не справилось с работой?
г) Средний балл и тд
На уроках географии ежегодно ребята 5,6 классов заполняют календарь погоды, где отмечают облачность, направление ветра, осадки. Строим диаграмму по одной из трёх направлений. Например диаграмма по изменению температуры с первого марта по 8 марта.
Ну и ещё даю такое задание: Сколько литров молока дает домашнее животное – корова за сутки.
Вот здесь много интересного. Ну ,понятно, «клички «коров. А когда построена диаграмма, то учащиеся видят: в какой семье корова больше молока даёт. Вопросы: на сколько больше, меньше? За сутки? За неделю? Можно и рассчитать доход семье от продажи молока.
Можно про домашних животных. Кошки, собаки и тд
Ну и ВПР
В магазине продаётся несколько видов творога в различных упаковках и по различной цене. Дана таблица с массой и ценой. Какова наименьшая цена за килограмм?
Задачи :Выберите соответствуующую длину :
1 ) высота стола; 2 ) толщина книги; 3 ) расстояние между телеграфными столбами; 4 ) длина реки Сырдарьи.
Выберите правильные ответы : А. 50 метра; В. 75 см; С. 2219 км; D. 18 мм
Домашнее задание. Постройте столбчатую диаграмму «Возраст моей семьи»
А семьи у нас немаленькие.
Я ещё преподаю физику. Так вот в 7 классе есть лабораторная работа: Определить плотность тела.
Ребята приносят домашнее молоко, а у кого нет, то покупают в магазине. Определяем плотность (жирность) . Ну и опять сравнение.
Кстати практическое задание про скорость
Измеряем расстояние от дома до школы. Время. Определяем скорость.
В 8 классе : При изучении темы : Единицы работы электрического тока, применяемые на практике: определяем стоимость электроэнергии, израсходованной электроприборами за определённое время. За неделю. За месяц. Должны сравнить свои расчёты с суммой в квитанции.
Очень хороший материал из ОГЭ
Задания, беру из открытых источников: материалов международных исследований, демоверсий мониторингов функциональной грамотности, из базы задач ОГЭ (1-5 задания).
Время на уроке на обсуждение и решение таких задач уходит много, поэтому, чтобы учащиеся заранее ознакомились с условием, и предлагаю им задачу на дом. В 8 классе это происходит еженедельно, в 6 – чуть реже. На уроке мы обсуждаем предложения и идеи обучающихся, учимся искать нужную информацию в тексте, аргументировать свою точку зрения. Разбираем, какие ошибки допущены в решении, какие можно было допустить и каким образом не допустить этих ошибок. Оцениваю активную работу учащихся, поощряются учащиеся, решившие сложные задачи, высказавшие хорошие идеи.
На неделе математики мы проводим соревнования для 7-8 классов по решению практических задач по материалам PISA . Тема - финансовая грамотность. Это полезный для обучающихся опыт при формировании функциональной грамотности.
Таким образом, и на уроках математике, и вне урока, можно организовать работу с обучающимися по формированию их функциональной грамотности.
ПРИКИДКА И ОЦЕНКИ
Эти задания связаны с формированием чувства числа, пониманием порядка величин. Очень важно на практических задача развивать чувство числа, что необходимо и при проверке ответа.
Задачи на прикидки и оценки встречаются и на экзаменах. Они включены в эти экзаменационные работы по причине того, что умение примерно оценивать значения величин необходимо человеку в повседневной жизни. Умение прикидывать часто не менее важно, чем умение получать точный ответ. Оно позволяет находить ошибки, принимать решения о покупке, определять достоверность данных.
№1 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями. К каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ |
|
ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
А) площадь почтовой марки Б) площадь письменного стола В) площадь города Санкт-Петербург Г) площадь волейбольной площадки |
|
1) 362 кв. м 2) 1,2 кв. м 3) 1399 кв. км 4) 5,2 кв. см |
№2 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ |
|
ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ |
А) площадь поверхности тумбочки Б) масса одной ягоды клубники В) толщина лезвия бритвы Г) объём бутылки соевого соуса |
|
1) 0,08 мм 2) 12,5 г 3) 0,2 кв. м 4) 0,2 л |
№3 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ
А) объём банки кетчупа
Б) объём воды в озере Мичиган
В) объём спальной комнаты
Г) объём картонной коробки из-под телевизора
ВОЗМОЖНЫЕ ЗНАЧЕНИЯ
1) 45 м3
2) 0,4 л
3) 94 л
4) 4918 км3
№4 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ
А) площадь футбольного поля
Б) площадь жилой комнаты
В) площадь озера Байкал
Г) площадь листа писчей бумаги
ЗНАЧЕНИЯ
1) 20 кв. м
2) 31 500 кв. км
3) 624 кв. см
4) 7000 кв. м
№5 Установите соответствие между величинами и их возможными значениями: к каждому элементу первого столбца подберите соответствующий элемент из второго столбца.
ВЕЛИЧИНЫ
А) масса мобильного телефона
Б) масса одной ягоды клубники
В) масса взрослого слона
Г) масса курицы
ЗНАЧЕНИЯ
1) 12,5 г
2) 4 т
3) 3 кг
4) 100 г
Для решения таких задач не нужно заучивать точные значения подобных величин. Достаточно привыкать к чувству порядка величины, изучая математику, физику, другие предметы.
№6 Для приготовления маринада для огурцов на 1 литр воды требуется 8 г лимонной кислоты. Лимонная кислота продается в пакетиках по 10 г. Какое наименьшее число пакетиков нужно купить хозяйке для приготовления 11 литров маринада?
№7 На день рождения полагается дарить букет из нечётного числа цветов. Розы стоят 100 рублей за штуку. У Вани есть 780 рублей. Из какого наибольшего числа роз он может купить букет Маше на день рождения?
№8 Сырок стоит 18 рублей. Какое наибольшее число сырков можно купить на 190 рублей?
№9 Больному прописано лекарство, которое нужно принимать по 0,5 г 4 раза в день в течение 16 дней. В одной упаковке 10 таблеток лекарства по 0,5 г. Какого наименьшего количества упаковок хватит на весь курс лечения?
№10 В пачке 500 листов бумаги формата А4. За неделю в офисе расходуется 1200 листов. Какого наименьшего количества пачек бумаги хватит на 8 недель?
В данных задачах необходимо учащимся понять, как нужно округлять ответ с избытком или недостатком.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Учащиеся должны уметь решать любые поставленные перед— ними задачи. В зависимости от сложности задания выделены три уровня математической компетентности:
Первый уровень включает воспроизведение математических— фактов, методов и выполнение вычислений;
Второй – установление связей и интеграцию материала из— разных математических тем, необходимого для решения поставленной проблемы;
Третий – математические размышления, требующие— обобщения и интуиции.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Проблема формирования функциональной грамотности актуальна для школьников. В обществе, осуществляющем переход к экономике знаний, процесс овладения компонентами функциональной грамотности продолжается всю жизнь.
Многие педагоги, несмотря на заданную установку на развитие функциональной грамотной личности, продолжают обучать по традиционной системе, не добавляют новаторство в учебный процесс. Поэтому главной задачей в системе нашего образования является формирование функциональной грамотности личности обучающегося, чтобы каждый ученик мог компетентно войти в контекст современной культуры в обществе, умел выстраивать тактику и стратегию собственной жизни.
На начальном этапе использования технологии потребуется некоторое дополнительное время по сравнению с информационным изложением «готовых» знаний. Но это полностью окупится сформированностью функциональной грамотности, свидетельствующей об умственном развитии ребенка. Это проявится в способности видеть структуру изучаемого материала, ставить проблемы и разрешать их, быстро отделяя главное от второстепенного, свободно выходить за рамки усвоенного, выявляя при этом разные способы решения проблемы, поможет ученику успешно справляться с учебной работой, не испытывая при этом перегрузки.
При переходе на данный проект обучения мы сможем выйти на высокопродуктивную форму образования во всех дисциплинах необходимые для полноценного функционирования человека в современном обществе.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. В условиях социально-экономической модернизации обществу необходим человек,
функционально грамотный, умеющий работать на результат, способный к определенным, социально значимым достижениям. Все данные качества формируются в школе.
2.Функциональная грамотность – это уровень образованности, который может быть достигнут учащимися за время обучения в школе, и предполагает способность человека решать стандартные жизненные задачи в различных сферах жизни.
«Функциональная математическая грамотность включает в себя математические компетентности, которые можно формировать через специально разработанную систему задач:
1 группа – задачи, в которых требуется воспроизвести факты и методы, выполнить вычисления;
2 группа – задачи, в которых требуется установить связи и интегрировать материал из разных областей математики;
3 группа – задачи, в которых требуется выделить в жизненных ситуациях проблему, решаемую средствами математики, построить модель решения»
Выделяется несколько основных видов функциональной грамотности:
— коммуникативная грамотность, предполагающая свободное владение всеми видами речевой деятельности; способность адекватно понимать чужую устную и письменную речь; самостоятельно выражать свои мысли в устной и письменной речи, а также компьютерной, которая совмещает признаки устной и письменной форм речи;
— информационная грамотность — умение осуществлять поиск информации в учебниках и в справочной литературе, извлекать информацию из Интернета и компакт-дисков учебного содержания, а также из других различных источников, перерабатывать и систематизировать информацию и представлять ее разными способами;
— деятельностная грамотность — это проявление организационных умений и навыков, а именно способности ставить и словесно формулировать цель деятельности, планировать и при необходимости изменять ее, словесно аргументируя эти изменения, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию и др.
Рассмотрим возможности развития функциональной грамотности в учебной деятельности по предмету «Математика»
Учебный предмет предполагает формирование арифметических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии; формирование навыка самостоятельного распознавания расположения предметов на плоскости и обозначение этого расположения языковым средствами: внизу, вверху, между, рядом, сзади, ближе, дальше; практическое умение ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет которых связан с жизненными ситуациями.
Сам термин «грамотность» имеет специфическое содержание в данном исследовании. Здесь под грамотностью понимается скорее способность функционально использовать математические знания и умения, нежели мастерское владение этими знаниями в рамках требований школьной программы. И эту способность можно называть «функциональной математической грамотностью».
Итак, «функциональная математическая грамотность» – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и в будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину».
В принятом определении, «заниматься» математикой не означает выполнять простые физические или социальные математические действия (например, вычислить сдачу при покупке в магазине), под этим подразумевается более широкое использование математики в связи с самыми различными целями, например, высказать обоснованное мнение о бюджете, предлагаемом правительством.
Функциональная математическая грамотность включает также способность выделять в различных ситуациях математическую проблему и решать ее, а также наклонность выполнять такую деятельность, что достаточно часто связано с такими чертами характера, как уверенностью в себе и любознательностью
Формирования функциональной грамотности на уроках математики невозможно без правильной и четкой математической речи. Для формирования грамотной, логически верной математической речи можно использовать составление математического словаря, написание математического диктанта, выполнение заданий, направленных на грамотное написание, произношение и употребление имен числительных, математических терминов.
На начальном этапе обучения главное – развивать умение каждого ребенка мыслить с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация умозаключение, систематизация, отрицание, ограничение. Формированию функциональной грамотности на уроках в начальной школе помогут задания, соответствующие уровню логических приемов.
Логические приемы |
Примеры заданий |
1. уровень – знание |
Составить список, выделить, рассказать, показать, назвать |
2. уровень – понимание |
Описать объяснить, определить признаки, сформулировать по-другому |
3. уровень – использование |
Применить, проиллюстрировать, решить |
4. уровень – анализ |
Проанализировать, проверить, провести эксперимент, организовать, сравнить, выявить различия |
5. уровень – синтез |
Создать, придумать дизайн, разработать, составить план |
6. уровень – оценка |
Представить аргументы, защитить точку зрения, доказать, спрогнозировать |
1 Почему актуальна функциональная грамотность?
Много людей ответит на вопросы вида:
Сколько ступеней до Вашей квартиры?
Как отложить угол без транспортира?
Как рассчитать материалы для ремонта ванной?
Какие треугольники создала природа?
•Полноценное функционирование в жизни
• Мотивация учения школьников
• Попасть в десятку лучших в мире
В современном образовании имеется ряд проблем. Одна из них заключается в том, что успех в школе — не всегда значит успех в жизни. Опыт доказал неэффективность имеющейся в течение длительного времени предметной или дисциплинарной модели содержания образования, ориентированной на знания. Собственно, поэтому основным ориентиром для совершенствования качества образования должен стать план действий по развитию функциональной грамотности школьников.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.