Обобщение педагогического опыта
Оценка 4.7

Обобщение педагогического опыта

Оценка 4.7
doc
31.01.2020
Обобщение педагогического опыта
обобщение педагогического опыта.doc

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Обобщение педагогического опыта по теме «Применение ИКТ на уроках химии».

учителя химии Петроченко Анны Владимировны

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        На своих уроках я использую технологию презентаций как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, дидактических материалов и. т. п.). Применение технологии презентаций повышает мотивацию, обеспечивает интенсификацию урока, сокращает время проведения подготовки к урокам, когда презентационная поддержка урока подготовлена ранее.

       Возможность вставлять в презентацию любые объекты делает ее особенно привлекательной при изучении сложных тем, если необходимо показать модели (молекулы, строение атома, строение кристаллических решеток), процессы (механизмы реакций, ход реакций, растворение веществ, явление гибридизации и т.д.).

       Например, на первых этапах изучения органической химии трудность представляет пространственное строение молекул. Рисунки в учебнике - плоские, двумерные. Пространственный образ приходится додумывать, воображать. В случае использования компьютерных технологий любой объект может быть представлен не только в строго определенной, зафиксированной форме на плоскости, его можно перемещать в пространстве и рассматривать под разными углами.

         Неоценима роль такой технологии в процессе обучения для понимания учащимися ключевых понятий.

         Использование компьютерных презентаций на уроках позволяет сделать преподавание химии содержательнее, интереснее, эмоциональнее, нагляднее, эффективнее. Презентация органично вписывается в структуру урока, сопровождая лекцию.

         Применение слайд - фильмов (Роwеr Роint) во время лекций обеспечивает дина­мичность, наглядность, более высокий уро­вень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайд - фильма к уроку я  использую  электронные учебники, информацию сети Интернет.

         На слайдах размещаю  необходимые формулы, уравнения реакций, схемы химических опытов в соответствии с последовательностью изучения материала на уроке. В целях своевременного устранения пробелов в знаниях и закрепления наиболее важных вопросов темы на последнем слайде поме­щают контрольные вопросы. Их я  предлагаю  по завершении разбора новой темы, для закрепления материала.  Если учащиеся не могут ответить на какой-либо вопрос, то  я, используя специальную управляющую кнопку с гиперссылкой, возвращаю  тот слайд, где есть сведения для пра­вильного ответа. Таким образом, осуществляется повторение материала, оказавшегося трудным для школьников.

         Используя  слайд - фильмы, можно реализовать дифференцированный подход в работе с разнопрофильными классами. Так, слай­ды, подготовленные к уроку в классе с углуб­ленным изучением химии и содержащие гораздо более сложный, чем обычно, материал, в классах гуманитарного профиля можно пропустить.

          Созданные   слайд - фильмы  я сохраняю  в режиме редактирования, что  оставляет  возможность вносить в него новую информацию или изменять программный материал.

         Создание слайд - фильма - это увлекательный творческий процесс, который обогащает профессиональную палитру учите­ля. Конечно, подготовка уроков с использованием современных информационных технологий - это удел заинтересованных учителей, поскольку требует много времени для поиска, систематизации и оформления информации. Но вложенный труд накапливается в виде целых циклов уроков и практикумов, которые составляют интеллектуальное богатство учителя. У меня накоплен материал в виде слайд – фильмов за  4 года. Они были созданы не только мной, но и детьми, которые  хорошо владеют компьютером.

         Важно не только привить учащимся интерес к предмету, поддерживать активность на протяжении всего урока, но и дать им возможность увидеть в предмете то, что их более всего интересует. Для этого на своих уроках я уделяю внимание нестандартным задачам на развитие логики, внимательности, творческого подхода не только к решению, но к созданию таких задач самими учащимися.

        Эффективно использовать компьютер на этапе предъявления нового материала,  время на усвоение нового материала сокращается на 40—50%, качество усвоения повышается, примерно, на 30—50% .

           После прохождения курсов повышения квалификации я на своих уроках стала  применять метод проектов. Достоинством такого подхода является упор на исследовательские   и творческие  компоненты деятельности учащихся. При этом обеспечивается, во-первых, применение полученных знаний на практике (такая возможность редко представляется на школьных уроках), во-вторых, ориентировка  преимущественно на интеллектуальное развитие учащихся.

 

 

Использование готового  мультимедийного материала.

 

        В настоящее время разработано большое количество педагогических программных средств по химии. Однако на сегодняшний день доминируют программы, составленные, по сути, как информационно-справочные системы с элементами тестирования. Моя задача заключается в том, чтобы, учитывая психофизиологические особенности переработки и усвоения информации учащихся, в ходе урока реализовать оптимальное сочетание словесно-знакового и пространственно-образного метода подачи материала. При этом хорошее владение мной  информационными средствами в современных условиях становится общим атрибутом профессиональной педагогической деятельности и условием правильного функционального применения компьютера в процессе обучения химии.

       В процессе изучения химии в курсе 8 – 9 классов основной акцент делается на использование компьютера для фронтальной работы с классом (например, для демонстраций в ходе объяснения нового материала) или групповой работы (самостоятельное изучение нового материала или закрепление уже изученного).  При изучении химии в старшей школе (10 – 11 классы) уже возможно использование компьютера для организации индивидуальной работы учащихся (закрепление знаний с помощью проведения виртуальных лабораторных работ, осуществление контроля результатов обучения по теме в виде прохождения тестов или решения задач).

          В 10 классе по программе В.В Иванова учащиеся изучают курс органической химии. Одной из самых крупных тем курса является тема “Углеводороды” (на ее изучение отводится 8 часов), в ходе обучения, которой учителю необходимо реализовать целый ряд образовательных, воспитательных и развивающих целей и задач, и использование компьютера на разных этапах урока вполне успешно содействует решению некоторых из них. Например: использование компьютера при изучении строения молекул углеводородов разных классов способствует развитию пространственного воображения учащихся. При этом можно использовать демонстрацию уже готовых моделей  (обучающие диски “1С: Образовательная коллекция).  Другой вариант: при закреплении знаний использовать программу, позволяющую ученику самостоятельно конструировать модели молекул (образовательный диск “Химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория”, CD-ROM № 2).

        Кроме того, необходимо отметить, что проведение некоторых лабораторных работ по данной теме затруднено по причине отсутствия необходимого в нашей школе  оборудования. Использование обучающего компьютерного диска “Химия (8 – 11 класс). Виртуальная лаборатория” (CD-ROM № 1) позволяет мне  провести некоторые  работы на компьютере. В лазерных дисках, в учебных электронных пособиях достаточно наглядно и красочно демонстрируются все лабораторные опыты курса химии средней школы, хранится весь справочный материал. Электронное издание “Виртуальная лаборатория для 8-11кл.” включает более 150 химических опытов, которые проводятся в реализованной на экране монитора лаборатории, оснащенной необходимыми реактивами и лабораторным оборудованием. Большое внимание здесь уделяется соблюдению правил техники безопасности. Используя виртуальные реактивы и оборудование можно проводить опыты так же, как в реальной лаборатории. Учащимся предоставляется возможность собирать различные приборы, установки из составляющих элементов, составлять уравнения реакций. Программа контролирует каждое действие учащегося, проводя его через все этапы, необходимые для успешного выполнения опыта. При проведении ряда практических работ можно использовать видеофрагменты, позволяющие увидеть проводимый ими эксперимент в реальной лаборатории. При этом у учащихся возрастает познавательный интерес, развиваются навыки работы с соблюдением правил техники безопасности, умения наблюдать, выделять главное и делать выводы по наблюдениям. При работе в виртуальной лаборатории учащиеся имеют возможность для понимания сущности химических реакций, так как они могут увидеть эти процессы на молекулярном уровне.

          Я считаю, что выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс:

1.     Появляется возможность постановки опытов не только в процессе изложения нового, но и при закреплении материала, обобщении знаний, решении экспериментальных задач. Все это положительно влияет на улучшение качества знаний, на закрепление важных практических умений.

2.     Улучшается организация лабораторных и практических работ.

3.     При выполнении виртуальных опытов происходит экономия учебного времени, которую целесообразно использовать для решения творческих экспериментальных задач, закрепления материала или правильного осмысливания сути, происходящих реакций. Работы такого характера можно найти в тех же мультимедийных носителях.

         И так, информационные технологии, включающие в себя современные мультимедиасистемы, могут быть использованы для поддержки процесса активного обучения. При этом отмечается преимущества виртуальных экспериментов для химического образования:

             Подготовка учащихся к химическому практикуму в реальных условиях:

а) отработка основных навыков работы с оборудованием;
б) обучение выполнению требований техники безопасности в безопасных условиях виртуальной лаборатории;
в) развитие наблюдательности, умение выделять главное, определять цели и задачи работы. Планировать ход эксперимента. Делать выводы;
г) развитие навыков поиска оптимального решения, умение переносить реальные задачи в модельные условия, и наоборот;
д) развитие навыков оформления своего труда;

  • Проведение экспериментов, недоступных в школьной химической лаборатории
  • Быстрота проведения работы, экономия реактивов
  • Усиление познавательного интереса.

           Отмечается, что компьютерные модели химической лаборатории побуждают учащихся экспериментировать и получать удовлетворение от собственных открытий.

             Работая над выбранной темой,  я пришла к выводу, что использование компьютера при обучении химии способствует формированию таких общеучебных предметов и навыков как навык самостоятельного получения знаний, умение рационально распределять время при выполнении заданий, осуществлять самоконтроль и т.д.  Наконец, использование компьютера содействует развитию положительной мотивации учащихся и увеличению их познавательной активности. Конечно, это далеко не все цели и задачи, решению которых содействует использование ПК в процессе обучения химии, – я  рассмотрела лишь некоторые из них.

 

Из личного опыта.

 

        Теперь рассмотрим,  на конкретных примерах, возможность использования компьютерных технологий.

п / п

Тема урока

Основные понятия

Примеры использования ПК

1

Алканы: строение, изомерия, номенклатура, физические свойства, способы получения.

Гомологический ряд алканов. Строение молекул метана и его гомологов. Изомерия и номенклатура алканов. Физические свойства и способы получения алканов.

1.     Использование слайдов во время лекции по пространственному строению алканов;

2.     Демонстрация строения ректификационной колонны (при изучении способов получения алканов).

2

Химические свойства алканов.

Реакции замещения. Горение алканов в различных условиях. Термическое разложение алканов. Изомеризация алканов. Применение алканов.

Проведение лабораторной работы “Получение метана и его основные химические свойства”

3, 4

Алкены: строение, изомерия, номенклатура, физические и химические свойства алкенов, способы получения.

Гомологический ряд алкенов. Строение молекул алкенов. Виды изомерии и номенклатура алкенов. Физические и химические свойства алкенов, способы получения алкенов.

1.     Использование слайдов во время лекции по пространственному строению алкенов;

2.     Демонстрация пространственной изомерии алкенов.

5

Решение расчетных задач по темам “Алканы” и “Алкены”.

Алгоритмы решения расчетных задач разных типов.

Использование Word Excel для решения расчетных задач.

6

Обобщение и систематизация знаний по темам “Алканы” и “Алкены”.

Основные понятия, полученные при изучении тем “Алканы”, “Алкены”. Составление химических формул изомеров и гомологов алканов и алкенов. Решение задач на вывод формул алканов и алкенов.

1.     Конструирование моделей молекул углеводородов;

2.     Использование Word Excel для решения расчетных задач;

Тестирование по изученным темам.

Как видно из таблицы, применение компьютерных технологий может осуществляться в рамках одного урока (на разных его этапах), на уроках разных типов (урок-лекция, урок-упражнение и т.д.), а значит, выполняет разные дидактические функции.

 

Урок № 1. Пространственное строение молекул углеводородов.

              На первых этапах изучения органической химии большую трудность представляет пространственное строение молекул. В учебниках химии приведено лишь несколько рисунков по строению молекул органических веществ. Так как рисунок плоский и двухмерный, то пространственный образ приходится додумывать, воображать. Технология интерактивного трехмерного представления объектов позволяет производить необходимые действия не в голове, а прямо на экране и тут же видеть результат, а не представлять его. Неоценима роль такой технологии в процессе обучения для понимания учащимися ключевых понятий.

           Применение слайд-фильмов во время лекций обеспечивает динамичность, наглядность, более высокий уровень и объем информации по сравнению с традиционными методами. При подготовке слайд-фильма к уроку можно использовать информацию  электронных учебников (например  “1С: Образовательная коллекция. Органическая химия”).

 

Урок № 2. Химические свойства алканов.

         При изучении этой темы одним из возможных вариантов является урок, протекающий по следующему плану:

1.     Организационный момент, сообщение учащимся целей урока;

2.     Проверка письменной части домашнего задания, актуализация знаний учащихся путем фронтальной беседы;

3.     Самостоятельная работа учащихся  по выполнению лабораторной работы “Получение метана и изучение его химических свойств” (поскольку на этом этапе происходит самостоятельное изучение нового материала, допустимым и в некоторых случаях даже необходимым является использование учебника);

4.     Закрепление изученного материала (можно в виде тестирования).

5.     Подведение итогов урока, запись домашнего задания.

 

Урок № 5. Решение расчетных задач по изученным темам.

               Программы для химических расчетов и моделирующие программы позволяют учащемуся быстро получить результат – решить задачу, но почти не учат, как это делать. Именно поэтому их использование неприемлемо при обучении ребят решению расчетных задач определенного типа.  Но, поскольку к 10 классу учащиеся уже освоили алгоритмы решения основных типов расчетных задач, то вполне возможным становится применение  слайдов с основным алгоритмом. Показателем для оценивания учащихся на этом уроке служит количество и правильность решенных задач, индивидуальная работа на местах или решение задачи на доске.

           Наша школа   получила комплекты интерактивных досок фирмы «Smart-board» и комплект ЦОРов для работы на уроках. Данный комплект представлен большим разнообразием готовых материалов к урокам. Самое главное, что 3D модели позволяют показать объемные модели строения различных веществ, что на печатных носителях не возможно. Данный комплект позволит еще более плодотворно использовать новые технологии  в изучении химии.

           Технические средства обучения обладают большой информативностью, достоверностью, позволяют проникнуть в глубину изучаемых явлений и процессов, повышают наглядность обучения, способствуют интенсификации учебно-воспитательного процесса, усиливают эмоциональность восприятия учебного материала.

Научные исследования и опыт передовых учителей убедительно доказали, что применение интерактивных средств обучения способствует совершенствованию учебно-воспитательного процесса, повышению эффективности педагогического труда, улучшению качества знаний, умений, навыков учащихся. Интерактивные средства обучения – средство, при котором возникает диалог, то есть активный обмен сообщениями между пользователем и информационной системой в режиме реального времени.

В частности обучение с помощью интерактивных досок существенно отличается от привычных методов преподавания, хотя основы успешного проведения занятия одни и те же (целеполагание, структура урока, использование современных методов, форм и приемов). Все это помогает учащимся лучше усвоить материал и соотнести его с тем, что они уже знают.

Однако важно понимать, что эффект от использования интерактивных технологий во многом зависит от самого преподавателя, от того, как он применяет те или иные функции доски.

Возможности интерактивной доски позволяют мне:

·       объяснять новый материал из любого места класса,

·       рисовать и делать записи поверх любых приложений и веб-ресурсов,

·       сохранять и распечатывать изображения на доске, включая любые записи, сделанные во время занятия;

·       легко переходить от режима демонстрации к режиму записей на доске, сохраняя при этом и тот и другой материал, а также возможность повторного воспроизведения его в любой последовательности на уроке;

·       вновь использовать созданные материалы и  делиться ими друг с другом;

·       вдохновляет на поиск новых подходов к обучению, стимулирует профессиональный рост.

Интерактивную доску  я использую   на разных этапах урока.

Например:

·        при проверке домашнего задания.

·        в устной работе, демонстрируя материал. Задания можно показывать на доске последовательно. Их можно изменять и рассматривать различные случаи.

·        при первичном закреплении материала можно выводить заготовленные заранее условия, использовать другие программы, сравнивать различные способы решения одной и той же задачи и рассмотреть вопрос о количестве различных решений.

·        при закреплении материала, самостоятельной работе, решение можно спроецировать на доску с помощью сканера, либо выполнить на доске, прокомментировать или сверить с помощью заранее заготовленного слайда или фрагмента программы.

·        задавая на дом индивидуальное и дополнительное задание, при необходимости на доску можно спроецировать иллюстрации к вопросу домашней работы и прокомментировать. Специальные функции и преимущества доски состоят в том, что не надо стирать с доски, можно взять новую страницу, а написанное задание либо сохранить, либо очистить, можно вернуться к ранее решенным задачам, а также существует возможность при решении задач экспериментировать с условием, используя программное обеспечение доски.

В работе с доской у детей могут быть задействованы различные виды памяти: слуховая, зрительная, ассоциативная.

Работа с интерактивной доской только началась и еще не все ее возможности освоены.

 

Заключение.

 

              К выводам и рекомендациям педагогам  по проведению учебных занятий с применением ИКТ можно отнести замечания по методике проведения и отбору материалов, изменения в плане уроков и их причины, замечания по работе с техническими устройствами, рекомендации по корректировке таких учебных занятий. Крайне важно оценить, уместно ли было использование компьютерной и коммуникационной техники именно на данном занятии, насколько органично ИКТ сочетались с целями и задачами занятия и помогли в достижении цели.

            Систематический анализ учебных занятий, проведенных с применением ИКТ, и оформление материала в виде методических рекомендаций, позволяет мне освоить основные методы  использования ИКТ в учебном процессе.

В любом случае, применение компьютера при обучении химии должно быть лишь одним из средств получения знаний и разумно сочетаться с другими формами и методами обучения.

           В условиях перехода на профильное обучение, а также перехода на местное самоуправление проблемы финансового обеспечения образования, в том числе и новых учебных планов по химии в профильных классах разработаны недостаточно. Поэтому, я считаю, надо расширять возможности новых информационных технологий и активно внедрять технологию компьютерного обучения.

           Практически на любом школьном предмете можно применяя компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать учебный процесс по-настоящему развивающим и познавательным.

              На мой взгляд, компьютер, телекоммуникационные и сетевые средства существенно изменяют способы  освоения и усвоения  информации, открывают новые возможности для интеграции  различных действий, тем самым способствуют  достижению  социально значимых и актуальных  в современный период развития  общества  целей обучения.  Использование современного компьютера в школьном образовании, не снижает  ведущей роли учителя, способствует повышению качества знаний, реализации творческого потенциала учащихся и учителя.

 


Обобщение педагогического опыта по теме «

Обобщение педагогического опыта по теме «

На своих уроках я использую технологию презентаций как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, дидактических материалов и

На своих уроках я использую технологию презентаций как средство предъявления учащимся учебного материала (иллюстраций, фотографий, дидактических материалов и

Созданные слайд - фильмы я сохраняю в режиме редактирования, что оставляет возможность вносить в него новую информацию или изменять программный материал

Созданные слайд - фильмы я сохраняю в режиме редактирования, что оставляет возможность вносить в него новую информацию или изменять программный материал

В процессе изучения химии в курсе 8 – 9 классов основной акцент делается на использование компьютера для фронтальной работы с классом (например, для демонстраций в…

В процессе изучения химии в курсе 8 – 9 классов основной акцент делается на использование компьютера для фронтальной работы с классом (например, для демонстраций в…

Я считаю, что выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс: 1

Я считаю, что выполнение лабораторных опытов по компьютерной технологии вносит определенные особенности в учебный процесс: 1

Из личного опыта.

Из личного опыта.

Обобщение и систематизация знаний по темам “Алканы” и “Алкены”

Обобщение и систематизация знаний по темам “Алканы” и “Алкены”

Урок № 5 . Решение расчетных задач по изученным темам

Урок № 5 . Решение расчетных задач по изученным темам

Интерактивную доску я использую на разных этапах урока

Интерактивную доску я использую на разных этапах урока

ИКТ сочетались с целями и задачами занятия и помогли в достижении цели

ИКТ сочетались с целями и задачами занятия и помогли в достижении цели
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
31.01.2020