Обобщение педагогического опыта

  • docx
  • 10.04.2022
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала обобщение педагогического опыта.docx

Тема опыта: «Проектная деятельность в начальной школе»

 

Автор опыта: Дитятева Марина Ивановна, учитель начальных классов ГБОУ НАО «СШ п. Искателей»

 

Раздел I

Информация об опыте

«Вся гордость учителя в учениках,

 в росте посеянных им семян...»

(Д. Менделеев)

Условия возникновения и становления опыта. Автор опыта работает в государственном бюджетном общеобразовательном учреждении Ненецкого автономного округа «Средняя школа п. Искателей» 7 лет. Общий педагогический стаж 16 лет

ГБОУ НАО «СШ п. Искателей» - образовательное учреждение, в котором созданы благоприятные условия для развития интеллектуальных и творческих способностей обучающихся. За время работы педагогическим коллективом накоплен богатый опыт работы, сложились традиции, которые ведут к поиску эффективных путей организации образовательного процесса.

Согласно требованиям ФГОС учебный кабинет педагога оснащён компьютерным столом, ноутбуком, принтером, мультимедийным проектором, интерактивной доской.

В классе 25 учеников.   Среди семей учащихся класса нет неблагополучных. Многодетные семьи – 8, полные –18. Социальная среда достаточно разнообразна.

Преобладают семьи, где родители имеют среднее специальное образование.

Родители в большинстве случаев заинтересованы в развитии способностей своих детей.

Наблюдения за детьми в ходе образовательного процесса показали, что не у всех детей сформированы мыслительные операции, необходимые для успешного обучения: не все дети внимательны, активны на уроках. Нужно отметить, что лишь у некоторых детей достаточно высокий уровень интеллектуального развития и совсем немногие обучающиеся имеют ярко выраженную индивидуальность.

Анализируя свою деятельность, автор опыта столкнулась с рядом проблем, затрудняющих переход детей в среднее звено. Во-первых, низкий уровень самостоятельности учащихся; во-вторых, неумение выполнить работу по инструкции от начала до конца в соответствии с заданием.

Именно поэтому автор опыта начала работать над методической проблемой «Проектная деятельность в начальной школе».

Проектная работа не противоречит традиционным способам обучения. Такой вид работы настраивает учащихся на получение новых знаний, способствует развитию не только интеллектуальных, но и творческих способностей.

Разработка проектов – это ещё один шаг, который делают учащиеся начальных классов навстречу старшей школе.

Важно, что работая над проектами, ученики становятся самостоятельнее. Например, для выполнения того или иного задания они ищут информацию в различных источниках (словари, школьные учебники, художественная литература, средства массовой информации, интернет-площадки).

У них появляется конкретная цель – разработать проект в короткие сроки. Кроме того, учащиеся, получив задание, должны чётко определить свои действия, наметить примерный план, понять, какой информации им недостаточно для реализации проекта и выяснить, к каким источникам нужно обратиться, чтобы получить сведения.

Также при работе над проектом развиваются коммуникационные способности, дети учатся достойно вести себя на публике, грамотно говорить.

С презентацией о проектной деятельности в начальной школе автор опыта выступила на педагогическом совете, на заседании школьного методического объединения учителей начальных классов, а также на родительском собрании.

Длительность работы над опытом.

Работа над опытом охватывает период с 2018 по 2022 гг.

I этап - период становления опыта (аналитико-диагностический, констатирующий),

На первом этапе был проведен отбор и анализ научной литературы по теме проектной деятельности в начальной школе.

Особое внимание было уделено рассмотрению особенностей учебного процесса, которые могут повлиять на организацию проектной деятельности школьников.

II этап – исследовательский, формирующий

На втором этапе был разработан план работы и подготовлены занятия по его реализации, также были определены сроки исполнения каждого вида работы.

III этап – заключительный, аналитико-обобщающий. На третьем этапе работы были сформулированы основные выводы, обработаны и систематизированы результаты.

Диапазон опыта представлен системой работы, направленной на развитие способностей обучающихся во время учебного процесса и внеурочной деятельности средствами подготовки различных проектов.

Теоретическая база опыта.

В условиях внедрения Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, в основе которого лежит системно-деятельностный подход, всё более актуальным становится использование в образовательном процессе приёмов и методов, которые формируют умение самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. Это предполагает поиск новых форм и методов обучения, в частности организацию проектной деятельности.

  Метод проектов привлек внимание русских педагогов еще в начале 20 века. Идеи проектного обучения возникли в России практически параллельно с разработками американских педагогов. Под руководством русского педагога С.Т.Шацкого в 1905 году была организована небольшая группа сотрудников, пытавшаяся активно использовать проектные методы в практике преподавания.    

В настоящее время метод проектов все чаще и чаще рассматривают как систему обучения, при которой учащиеся приобретают знания и умения в процессе планирования и выполнения постепенно и последовательно усложняющихся практических заданий – проектов.

Метод проектов – это система учебно-познавательных приёмов, которые позволяют решить ту или иную проблему в результате самостоятельных и коллективных действий учащихся и обязательной презентации результатов их работы.

Поэтому, если мы говорим о методе проектов, то имеем в виду именно способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, умений ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.

В основу метода проектов положена идея, составляющая суть понятия "проект", его прагматическая направленность на результат, который можно получить при решении той или иной практически или теоретически значимой проблемы. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.

Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.

Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся - индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определенного отрезка времени. Этот метод органично сочетается и с групповыми методами.

Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности, разнообразных методов, средств обучения, а с другой, предполагает необходимость интегрирования знаний, умений применять знания из различных областей науки, техники, технологии, творческих областей. Результаты  выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное  ее решение – конкретный  результат, готовый к использованию (на уроке, в школе, в реальной жизни). Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по самой своей сути.

  

По мнению многих отечественных психологов и педагогов (В.В. Давыдов, А.К. Дусавицкий, Д.Г. Левитес, В.В.Репкин, Г.А. Цукерман, Д.Б. Эльконин и др.), эффективность использования того или иного развивающего активного метода, к которым в полной мере относится и проектный, во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью на создание личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем общения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми. Также в психолого-педагогической литературе неоднократно подчеркивается, что “существенным условием для выбора учителем наиболее эффективных методов, оптимизирующих преподавание, является знание реальных возможностей учащихся, развития их интеллекта воли, мотивов”. Кроме того, в целом ряде работ отмечается необходимость системности в использовании активных методов, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности и уменьшении различных видов учительской помощи. Все это, безусловно, относится к применению проектного метода в начальной школе. Однако для продуктивной проектно-учебной деятельности младшим школьникам необходима еще и особая готовность, “зрелость”, заключающаяся в следующем.

Во-первых, это сформированность у учащихся ряда коммуникативных умений, лежащих в основе эффективных социально-интеллектуальных взаимодействий в процессе обучения.

Во-вторых, вторым показателем готовности младших школьников к проектной деятельности выступает развитие мышления учащихся, определенная “интеллектуальная зрелость”.

В качестве третьего показателя готовности младших школьников к эффективной проектной деятельности рассмотрим опыт развернутой, содержательной, дифференцированной самооценочной и оценочной деятельности, которая способствует формированию у детей следующих необходимых умений:

·                                   адекватно оценивать свою работу и работу одноклассников;

·                                   обоснованно и доброжелательно оценивать как результат, так и процесс решения учебной задачи с акцентом на положительное;

·                                   выделяя недостатки, делать конструктивные пожелания, замечания.

Требуется особо подчеркнуть, что формирование выделенных показателей готовности учащихся начальной школы к проектной деятельности является необходимым условием для становления субъективности младшего школьника в процессе обучения.

 Метод проектов в урочное и внеурочное время.

Опыт работы свидетельствует, что в использовании проектного метода в начальных классах эффективна следующая последовательность его модификаций: от недолговременных (1-2 урока) однопредметных проектов к долговременным, межпредметным, от личных проектов к групповым и общеклассным.

Как подчеркивает Н.Ю.Пахомова, степень активности учеников и учителя на разных этапах разная. В учебном проекте ученики должны работать самостоятельно, и степень этой самостоятельности зависит не от их возраста, а от сформированности умений и навыков проектной деятельности.

Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и сточки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов. Результатом работы над проектом является найденный способ решения его проблемы. О нем и надо рассказать, прежде всего, причем доказательно, поясняя, как была поставлена проблема, какими были вытекающие из нее цель и задачи проекта, кратко охарактеризовать возникавшие и отвергнутые, побочные способы ее решения и показать преимущество выбранного способа. Для успешной работы на этапе презентации нужно научить детей сжато излагать свои мысли, логически связно выстраивать сообщение, готовить наглядность, вырабатывать структурированную манеру изложения материала. На этапе презентации учитель обобщает, резюмирует, дает оценку. Важно, чтобы учебный и воспитательный эффекты были максимальными.

Новизна опыта

Новизна опыта заключается в том, что в опыте используется идея системно-деятельностного подхода, что даёт возможность сделать доступным для учащихся освоение учебного материала при меньшей затрате времени, но с большей эффективностью. На первый план выдвигается задача формирования приёмов проектной деятельности, способствующих творческому познанию посредством учебных действий, выполняемых учениками.

Автором разработаны план проектной деятельности в 1-4 классах и рекомендации учителям и родителям обучающихся для организации работы над проектом. 

Характеристика условий, в которых возможно применение данного опыта.

Используемые приёмы, методы и формы организации проектной деятельности в начальной школе,  можно применять не только в работе по программе «Школа России», но и при организации образовательного процесса на основе других учебных программ, принятых УМК в начальной школе.

Раздел 2.

Технология  опыта

Цель: формирование универсальных учебных действий младших школьников в процессе организации проектной деятельности.

Задачи:

1.        Определить, какие группы универсальных учебных  действий будем развивать в процессе проектной деятельности.

2.         Выделить типы проектов, на основе которых будем развивать универсальные учебные действия.

3.        Провести заключительную диагностику для изучения уровня сформированности  УУД с целью доказательства их развития в процессе проектной деятельности.

·           Много проектов было за четыре года обучения в начальной школе. (Приложение 7). Работа над многими из них останется надолго в детской памяти. К таким проектам можно отнести: «Мой город, мой посёлок», «Моя малая родина», «Сказка», «Библиотека», «Такие разные дома» и другие. Если память хранит что-то, то это что-то всегда принесёт в дальнейшем пользу.

·           Проведя  первые мероприятия, я убедилась, что данная технология может быть широко использована на уроках. Но она способна принести большой эффект, если:

·           -        Применяется на специальных занятиях по развитию детского мышления (а это необходима дополнительная работа со стороны психолога)

·           -        Реализуется в ходе различных внеклассных мероприятиях.   Но ведь они маленькие, и не смогут сами организовать такое мероприятие. А кто же поможет? Конечно же, родители! Поэтому я провела родительское собрание, где подробно рассказала родителям о проектной деятельности и её роли в становлении личности ребёнка. В доказательной форме я убедила родителей в необходимости помогать детям в подготовке проектов.

·               Итоговой работой являются выступления перед одноклассниками, на школьных конкурсах и конференциях, участие в  школьной ученической конференции. Каждую работу независимо от её качества необходимо похвалить, чтобы у ребёнка возникло желание продолжать исследовательскую деятельность. Неоднократно ученики моего класса были победителями и призёрами в школьной ученической конференции.

Содержание образовательной области «Социализация» в моём воспитательном плане направлено на освоение детьми первоначальных представлений социального характера  и включение школьников в систему социальных отношений через проектную деятельность, и строится по следующим разделам:

1.    Я и моя семья.

Цели  проектов этого раздела: развить творческие и коммуникативные способности ребёнка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, активизировать навыки эмоционального общения с членами семьи; воспитывать чувство гордости за свой  род, сохранять историческую память поколений,  прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проектов. 

2. Наш класс.

Цели и задачи проектов этого раздела: развить творческие и коммуникативные способности ребёнка,  активизировать навыки самостоятельной работы по сбору необходимой информации, развивать навыки взаимодействия и взаимопомощи в классе и в группе при решении общих задач, организация праздников и внеклассных мероприятий.

3. Люби и знай свой край.

Цели проектов этого раздела: воспитание у обучающихся любви к родному краю, чувство гордости за свой народ, изучение истории родного края, воспитание позиции «Я - гражданин России», развитие творческих и коммуникативных способностей ребёнка, привить навыки сотрудничества с другими людьми, прививать первоначальные умения собирать информацию из разных источников, осмысливать её и использовать для выполнения проектов. 

Результативность опыта

Можно с уверенностью сказать, что в  результате  применения проектной деятельности в учебном процессе   формируется положительный социальный опыт, что способствует успешной социализации младших школьников, и дало следующие результаты:

1.   Высокий уровень познавательной активности (ребята задают вопросы, активно участвуют в поисковой деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность, участвуют в предметных неделях и в общешкольных мероприятиях)

2. Состояние здоровья обучающихся  не ухудшилось, психологический климат класса на   высоком уровне, дети с удовольствием ходят в школу, не боятся обращаться с проблемами к педагогу и одноклассникам;

3. Повысился уровень общей культуры личности (навыки общения, соблюдений правил этикета, приема пищи, сервировки стола и т.д.).

Мои ученики – активные участники общешкольных мероприятий, призёры и победители конкурсов на муниципальном, межмуниципальном, всероссийском и международном уровнях:

 

 

 

Название конкурса

Кем проводился

ФИО призеров и победителей

Окружной конкурс «Овеянные славою герб наш и флаг»

АНОДО «Друзья Заполярья»

Дитятева Эмилия 1 место

Вдовенко Мария 3 место

Бобрешова Айна 3 место

Медведева Майя

Конкурс детского рисунка ко Дню Победы

ТОС Сахалин

Дитятева Эмилия 3 место

Конкурс детского рисунка «Это мой город!»

ТОС Сахалин

Дитятева Эмилия 2 место

Бобрешова Айна 3 место

Конкурс рисунков «Природа родного края»

Школа

Дитятева Эмилия победитель

Бобрешова Айна Победитель

Конкурс фотографий «Мой край. Мы»

Школа

Дитятева Эмилия призёр

Вдовенко Мария  Победитель

Медведева Майя Призёр

Вдовенко Матвей - Победитель

Конкурс поделок из овощей и фруктов «Осенние фантазии»

Школа

Дитятева Эмилия призёр

Викторина «Знаешь ли ты свой край»

Школа

Медведева Майя призёр

Окружной конкурс рисунка «Охрана труда глазами детей»

Департамент труда и здравоохранения»

Бобрешова Айна

Медведева Майя

Дитятева Эмилия

Конкурс фотографий «На крыльях осени»

Музейное объединение НАО

Участники: Медведева Майя

Филиппова Алла

Дитятева Лиана

Конкурс плакатов «Мы против наркотиков»

Школа

Дитятева Эмилия

Дитятева Лиана

Дитятева Владислава

Акция «Сделаем – 2020!»

Школа

Сертификаты участников

Акция «Помоги четвероногому другу»

Школа

Ануфриев Максим, Бобрешова Айна, Дрожжачих Виктория, Дронова Елизавета, Вдовенко Мария, Вдовенко Матвей, Филиппова Алла

Акция «Милосердие. Теплом души  согрей и помоги»

Школа

Бобрешова Айна, Дронова Елизавета, Вдовенко Мария, Вдовенко Матвей, Серебряков Алексей, Медведева Майя

Акция « Милосердие. Ко дню инвалидов»

Школа

Вдовенко Мария

Вдовенко Матвей

Николаев Макар

Дитятева Владислава

Дитятева Лиана

Дитятева Эмилия

Конкурс рисунков «Мой зверёнок - Символ ННК»

ННК

Вдовенко Мария

Вдовенко Матвей

Бобрешова Айна

Медведева Майя

Дитятева Владислава

Дитятева Лиана

Дитятева Эмилия

Конкурс рисунков «Деньги будущего»

НРЦРО

Вдовенко Мария ( победитель)

Вдовенко Матвей

Бобрешова Айна ( победитель)

Медведева Майя

 

Конкурс рисунков «Копейка рубль бережёт»

НРЦРО

Дитятева Лиана

Дитятева Владислава

Конкурс ДПИ « Зимние фантазии»

ДК «Созвездие»

Вдовенко Мария

Вдовенко Матвей

Николаев Макар

Дитятева Владислава( 2 номинации )призёр 3 м и 3 м

Дитятева Лиана ( 2 номинации )призёр3 м и 2 место

Дитятева Эмилия ( 2 номинации )призёр 3 место

Бобрешова Айна – 2 место

Медведева Майя ( 2 номиинации)

 

Конкурс рисунков и поделок к НГ

СК «Югория»

Дронова Елизавета – призёр

Николаев Макар – участник

Иваников Владислав – участник

Медведева Майя – призёр

Дитятева Владислава – участник

Дитятева Лиана – участник

Дитятева Эмилия - участник

Конкурс ёлочных игрушек «Животные Арктики»

Заповедник «Ненецкий

Медведева Майя – участник

Дитятева Владислава – участник

Дитятева Лиана – участник

Дитятева Эмилия – участник

Бобрешова Айна - участник

«Талисман для школы»

«Я, друзья и школа»

«Школа – сегодня, завтра»

Школа

Бобрешова Айна – участник

Дитятева Эмилия – победитель и победитель

Дитятева Лиана – победитель и призёр

Дитятева Владислава – победитель и победитель

«Новогодние фантазии

школа

Бобрешова Айна – победитель

 

 

Дронова Елизавета – победитель

Лысова Нонна – участник

Николаев Макар – победитель

Дитятева Лиана – победитель и призёр

Дитятева Владислава – победитель

Дитятева Эмилия – победитель

Рочева Оксана - победитель

Конкурс чтецов стихов «Поэзия детства»

ДК «Созвездие»

Вдовенко Мария

Вдовенко Матвей

Дитятева Эмилия

Конкурс открыто «Край, ветрами окрыленный» ( 15 – летию ЗР)

ДК Созвездие

Бобрешова Айна

Дитятева Эмилия

Дитятева Лиана – 2 м

Дитятева Владислава

Вдовенко Мария – 3 м

Вдовенко Матвей – 3 м

Конкурс поделок «Цветы к 8 Марта»

ННК

Дронова Елизавета – победитель

Вдовенко Мария

Вдовенко Матвей

Бобрешова Айна

Медведева Майя

Николаев Макар

Дитятева Лиана

Дитятева Владислава

Дитятева Эмилия

Конкурс рисунков «Птицы НАО»

Центр природопользования

Вдовенко Мария

Вдовенко Матвей

Бобрешова Айна

Тебеньков Артём

Лысова Нонна

Филиппова Алла

Дитятева Лиана

Дитятева Эмилия

Конкурс поделок  «Через Арктику к звёздам»

АНОДО «Друзья Заполярья»

Дитятева Лиана

Дитятева Эмилия – призёр ( 3 место)

Дитятева Владислава

Конкурс рисунков «Самый быстрый»

ННК

Вдовенко Мария – призёр (2 место)

Бобрешова Айна

Конкурс рисунков «Буран Дэй – 2021»

ННК

Крамаренко Кириллл

Вдовенко Матвей

Конкурс поделок « Мишкины потягушки»

ННК

Бобрешова Айна – победитель

Акция «Подарок солдату»

школа

Бобрешова Айна

Дитятева Лиана

Дитятева Эмилия

Дитятева Владислава

Акция «Копилка добрых дел»

школа

Медведева Майя

Дитятева Лиана

Дитятева Владислава

 

Библиографический список

1.      Бичерова Е. Н. Особенности проектной и исследовательской деятельности у младших школьников: сравнительно-сопоставительный анализ / Е. Н. Бичерова // Вестник Брянского государственного университета. – 2012. - № 1. – С. 8-16.

2.      Бритвина Л. Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии / Л. Ю. Бритвина // Начальная школа. 2005. - № 6. С. 25-27.

3.      Землянская Е. Н. Учебные проекты младших школьников / Е. Н. Землянская // Начальная школа. 2005. - № 9. С. 55-59.

4.      Конышева Н. М. Теория и методика преподавания технологии в начальной школе / Н. М. Конышева. – Смоленск: Ассоциация XXI век, 2007. – 296 с.

5.      Малкова И. Ю. Образовательные проекты в Школе совместной деятельности // Школа совместной деятельности: концепция, проекты, практика, развитие / И. Ю. Малкова. – Томск: Издательство Томского университета, 1997. – 79 с.

6.       Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: учебное пособие / Е. С. Полат [и др.]; под ред. Е. С. Полат. М.: Академия, 1999. 224 с.

7.       Пентин А. Ю. Исследовательская и проектная деятельности: структура и цели / А. Ю. Пентин // Школьные технологии. – 2007. - № 5. С. 111–114.

8.      Поливанова К. Н. Проектная деятельность школьников: учебное пособие для учителя / К. Н. Поливанова. – М.: Просвещение, 2008. – 192 с.

9.      Семенова Н. А. Вопросы организации проектной деятельности в начальной школе / Н. А. Семенова // Вестник ТПГУ. – 2012. - № 11. – С. 210-211.

10.   Сергеев И. С. Как организовать проектную деятельность учащихся / И. С. Сергеев. М.: Аркти, 2005. – 80 с.

Приложение 1.

Памятка 1. «Как начать работу над проектом»

1.        Составить план работы.

Для этого надо определить, какими методами можем пользоваться, а затем выстроить их по порядку. Список доступных методов:

• подумать самостоятельно;

• посмотреть книги;

• спросить у других людей;

• познакомиться с художественными и документальными фильмами;

• обратиться к сети Интернет;

• понаблюдать;

• провести эксперимент.

2.        Выбрать форму проекта.

3.        Защита проекта (презентация, доклад, стенгазета, рисунки и т.д.)

Собраны все сведения, проведены все наблюдения. Теперь нужно кратко изложить на бумаге  или в презентации самое главное:

1. приготовить текст сообщения;

2. сделать выводы;

3. приготовить рисунки, схемы, макеты;

4. подготовиться к ответам на вопросы.

От чего зависит успех? Нужно верить в то, что достигнешь намеченной цели. Стремиться к ней, невзирая на трудности. Верить в себя!

 

Памятка 2. «Оформление проекта»

Требования к содержанию проекта

Проект может состоять из двух основных частей:

1) теоретическая часть (обзор литературы);

2) практическая часть (результаты наблюдений, опыта, эксперимента и др.);

Оформление проекта                                                

Проект оформляется на листах форматом А4, в печатном виде, не более 15 страниц. Таблицы, схемы, рисунки включаются в текст проекта или выносятся в приложения.

1. Первая страница.

а) название проекта;

б) имя и фамилия автора(ов);

в) имя, отчество и фамилия, должность, место работы руководителя проекта;

г) место основной учебы автора(ов): город, ОО, класс;

д) название образовательной организации, где был выполнен проект;

е) год подготовки проекта.

2. Вторая страница – оглавление.

3. С третьей страницы – основное содержание проекта.

а) обоснование актуальности проблемы;

б) перечень выявленных проблем, анализ причин их появления;

в) цель и задачи проекта с указанием его адресности (области применения);

г) краткий литературный обзор (теоретическое обоснование проектной части);

д) результаты практических опытно-экспериментальных исследований (если есть);

е) содержание проекта (предлагаемые пути и способы решения проблемы);

ж) предполагаемый результат в случае реализации проекта.

4. Последняя страница – список литературы (по правилам библиографического описания).

 

 

 

 

 

 

 


 

Скачано с www.znanio.ru