Обобщение педагогического опыта по теме «Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся при получении начального общего образования»

  • Документация
  • docx
  • 21.06.2023
Публикация в СМИ для учителей

Публикация в СМИ для учителей

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Главной отличительной особенностью реализации программы является то, что учебный материал, включающий игры, песни, поделки и различные формы народного творчества, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей. В начальной школе проводятся совместно с Православной духовной семинарией православные праздники, целью которых является духовно-нравственное обогащение детского мировосприятия и приобщение обучающихся к русским национальным традициям.
Иконка файла материала Обобщение опыта.docx

Обобщение педагогического опыта
по теме «Духовно-нравственное воспитание и развитие обучающихся
при получении начального общего образования»

ИНФОРМАЦИОННАЯ КАРТА  ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

I. Общие сведения

II.Сущностные характеристики опыта

1.    Тема педагогического опыта

 

«Теплые ладошки» программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования

 

1.     Цель и задачи опыта

 

Цель:

· формирование у младших школьников духовно-нравственного развития на основе их приобщения к базовым ценностям, ценностям семьи;

· формирование любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны,

· развитие творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье.

Задачи:

Формировать у обучающихся :

· патриотизм и гражданскую солидарность;

· осознанное и уважительное отношение к традициям российским религиям и религиозным организациям, к вере и религиозным убеждениям;

· толерантность и основы культуры межэтнического общения, уважения к культурным, религиозным традициям, истории и образу жизни народов России;

· отношение к семье как основе российского общества;

· уважительное отношение к родителям, осознанного, заботливого отношения к старшим и младшим;

· Воспитывать у детей нравственные качества добродетели: забота о других, терпение, скромность, сочувствие и сострадание, дружелюбие;

 Развивать у детей умение анализировать свои поступки и поступки других людей.

2.         Источник изменений

 

 

 Главной отличительной особенностью реализации программы является то, что учебный материал, включающий игры, песни, поделки и различные формы народного творчества, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей. В начальной школе проводятся совместно с Православной духовной семинарией православные праздники, целью которых является духовно-нравственное обогащение детского мировосприятия и приобщение обучающихся к русским национальным традициям.

Формы проведения праздников разнообразны: от посиделок и театрализованного представления в помещении до выхода на природу.

 

3.         Новизна и преимущества опыта

 

 

 

Заключается в единстве урочной и внеурочной деятельности, воспитание ребёнка в духе любви к Родине, уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны. В приложении к программе представлен сборник  «Православные праздники в начальной школе»

4.         Условия реализации опыта

 

 

Создание среды, благоприятствующей духовно-нравственному воспитанию и развитию учащихся, является важнейшей задачей деятельности школы.

В школе организованы подпространства: 2 спортивных зала, стадион, 2 спортивные площадки, актовый зал, библиотека, столовая, 31 учебный кабинет, 2 компьютерных класса, кабинет для обслуживающего труда и 2 столярные мастерские, сенсорная комната позволяющие учащимся:

· изучать символы российской государственности и символы родного края, историю, культурные традиции; проводить общероссийские, региональные, и школьные праздники; поддерживать связи школы с социальными партнерами;

· осваивать культуру общения и взаимодействия с другими учащимися и педагогами, развивать творческие способности, воспитывать эстетическую восприимчивость;

· осуществлять профориентационную работу, воспитывать любовь к труду и уважение к людям труда, развивать техническое мышление и творческие способности.

Уголок православной культуры, который оборудован в библиотеке создает оптимальные условия для приобщения детей к православной культуре, обеспечивает духовную и культурную преемственность поколений. Дает возможность познакомиться с литературой духовно-нравственной направленности, организовать цикл мероприятий с привлечением священнослужителей для обучающихся всех возрастных групп и их родителей.

Создание социально открытого пространства, когда педагоги, сотрудники школы, родители разделяют ключевые смыслы духовных и нравственных ценностей, положенных в основание данной программы, стремясь к их реализации в практической жизнедеятельности:

· в содержании и построении уроков;

· в способах организации совместной деятельности взрослых и детей в учебной и внеучебной деятельности;

· в характере общения и сотрудничества взрослого и ребенка;

· в опыте организации индивидуальной, групповой, коллективной деятельности учащихся;

· в специальных событиях, спроектированных с учетом определенной ценности и смысла;

· в личном примере педагогов ученикам.

Организация социально открытого пространства духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, нравственного уклада жизни обучающихся осуществляется на основе:

· нравственного примера педагога;

· социально-педагогического партнерства;

· индивидуально-личностного развития ребенка;

· интегративности программ духовно-нравственного воспитания;

· социальной востребованности воспитания.

Огромная роль в нравственном становлении личности младшего школьника принадлежит учителю и классному руководителю, которые, являясь образцом для учеников, должен «нести на себе» нравственные нормы отношения к своему педагогическому труду, к ученикам, коллегам.

Педагог должен уметь организовывать учебные ситуации для решения проблем духовно-нравственного характера и связывать их с реальными жизненными и социальными ситуациями; уметь проектировать дела и мероприятия, в которых будет происходить присвоение культурных образцов и самоопределение учащихся.

 

5.         Результативность опыта

 

 

 

Анализ результатов реализации программы «Теплые ладошки» позволил отследить положительную динамику развития младших школьников:

· повысился статус МБОУ «СОШ №64»;

· получены положительные отзывы о проводимой работе по духовно-нравственному воспитанию в социуме;

· количество участников проводимых мероприятий (представителей организаций - партнеров и родителей) значительно увеличилось;

· произошло укрепление связей с социальными партнерами школы: МБУ ДО «Дом творчества «Вектор», МБУ «Центр развития творчества «Уголек», Кузбасская православная семинария. Данное социальное окружение оказывает положительное влияние на детей;

· по результатам анкетирования в 2022 году уровень гражданственности и патриотизма в начальных классах возрос достаточно высоко;

· выросла активность учащихся, желающих принять участие в конкурсах и мероприятиях духовно-нравственного содержания: акция «Голубь мира», «Сила доброго слова», «Письмо солдату», «Сергей капустник», «Рождество Христово», «Пасхальный фестиваль» и д.р.;

· количество родителей (законных представителей), активно принимающих участие в различных мероприятиях духовно-нравственной направленности, (народных праздниках, акциях, культурно-просветительских мероприятиях, конкурсах) достигло 85%;

· изменилась родительская позиция по отношению к духовно-нравственному воспитанию детей: 90%родителей (законных представителей) считают, что программа «Теплые ладошки» является неотъемлемой частью развития и воспитания духовной культуры их детей;

· повысился интерес педагогов школы к проблемам духовно-нравственного воспитания младших школьников.

 

6.         Публикации о представленном педагогическом опыте

 

В 2022 году программа «Теплые ладошки» стала победителем муниципального и регионального этапов Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации».

В 2022 Победитель муниципального этапа Всероссийского конкурса «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в образовательной организации»;

2022 год Победитель I степени Всероссийского педагогический конкурса «Воспитание патриота и гражданина России 21 века»

2021 год Диплом победителя «Национальная премия в области образования» Элита Российского образования в номинации «Лучшая образовательная организация общего образования, реализующая программы гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания детей и молодежи – 2021» (Программа входила в пакет документов)

2021 год: Высшая награда национальной премии «Золотой фонд Российского образования» Специальный ПОЧЁТНЫЙ ЗНАК в номинации «Лучшее общеобразовательное учреждение, осуществляющее гражданского, патриотического, духовно-нравственного воспитания – 2021» (Программа входила в  пакет документов)

В 2018 году школа была награждена золотой медалью Международного конкурса «Надежда планеты» в номинации «Гражданско-патриотическое воспитание» за актуализацию вопросов формирования основ гражданственности, патриотизма идентичности в детской и молодежной среде. В пакете документов была представлена программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования «Теплые ладошки».

 

 

Программа духовно-нравственного воспитания и развития обучающихся при получении начального общего образования «Теплые ладошки» муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа №64» (далее МБОУ «СОШ №64») – это комплексная программа направлена на обеспечение духовно-нравственного развития обучающихся в единстве урочной и внеурочной деятельности, на воспитание ребёнка в духе любви к Родине уважения к культурно-историческому наследию своего народа и своей страны, на развитие его творческих способностей и формирование основ его социально ответственного поведения в обществе и в семье. Тема нравственного воспитания детей чрезвычайно актуальна и должна решаться педагогами, родителями, и неравнодушными людьми.

Система воспитательной работы МБОУ «СОШ №64» охватывает педагогический процесс, соединяя воедино учебные занятия, внеурочную жизнь детей, культурную жизнь ближайшего социума.

МБОУ «СОШ №64» находится в Орджоникидзевском районе г. Новокузнецка. Социальное окружение школы способствует воспитанию активной личности. Рядом со школой находятся учреждения дополнительного образования - Дом творчества «Вектор» и детско – юношеский центр «Уголек», с которыми налажено активное социальное партнерство. Учащиеся нашей школы посещают занятия в этих заведениях, проводятся совместные мероприятия. В микрорайоне есть и учреждение культуры - Дом культуры имени В. Маяковского, с которым сотрудничает школа. Наши учащиеся посещают спортивный клуб «Ринг». Недалеко от школы расположен Собор Рождества Христова, Кузбасская православная семинария. Данное социальное окружение оказывает положительное влияние на детей. Вышеперечисленные заведения являются и партнерами школы.

Уроки и воспитательные мероприятия – это единый и неразрывный процесс. Воспитательная система строится с учётом включения младших школьников в продуктивную деятельность в различных сферах деятельности: досуговой, внеурочной, урочной. Воспитание и обучение в МБОУ «СОШ №64» - единый процесс. Тематическое планирование учителей, планирование работы классными руководителями, руководителями кружков, секций и студий – все согласовано, вся работа выстроена в единую систему.

Создание разнообразной воспитательно-образовательной среды на уроке и во внеурочное время – задача каждого педагога. Ученик развивает, воспитывает себя сам, а педагог, вся школьная система воспитания создают условия для реализации его потребностей, профессионально помогают, сопровождают воспитание и развитие школьника.

Практическая реализация цели и задач данной программы духовно-нравственного воспитания «Теплые ладошки» осуществляется в рамках следующих направлений воспитательной работы начальной школы.

Урок – это основная форма организации деятельности в школе, но целью урока является не только дать знания обучающимся, но и позволить им приобрести опыт самостоятельных проб, реализации инициатив и навыков самоорганизации.

В содержании уроков заложен огромный воспитывающий и развивающий потенциал, позволяющий учителю эффективно реализовывать духовно-нравственное развитие и воспитание личности. Отбор содержания учебного материала в каждом учебном предмете осуществлен с ориентацией на формирование базовых национальных ценностей.

В целях реализации программы по духовно-нравственному развитию «Теплые ладошки» разработаны специальные воспитательные проекты и программы по воспитательной работе в начальной школе: При организации внеурочной деятельности обучающихся МБОУ «СОШ № 64» используются не только возможности образовательного учреждения, но и учреждений дополнительного образования. По договору с МБУ ДО ЦРТ «Уголек» в школе функционирует кружок «О Кузбассе в играх», МБУ ДО ДТ «Вектор» проходят занятия «Школа безопасности»

Обучающиеся, занимающиеся в кружках регулярно участвуют в различных конкурсах, фестивалях, соревнованиях, выставках областного, всероссийского, межрегионального, международного значения, завоевывают призовые места.

Главной отличительной особенностью данного направления является то, что учебный материал, включающий игры, песни, поделки и различные формы народного творчества, направлен на практическое приобщение детей к творческой деятельности, способствует развитию образного мышления, индивидуального творчества, обогащению речи детей.

Целью православных праздников, организуемых в МБОУ «СОШ №64», является духовно-нравственное обогащение детского мировосприятия и приобщение обучающихся к русским национальным традициям.

Формы проведения праздников разнообразны: от посиделок и театрализованного представления в помещении до выхода на природу.