Обобщение педагогического опыта:Приемы проектирования на уроках технологии и во внеурочной работе
Проект как социокультурное явление
Приемы проектной деятельности на уроке
Обратная связь и результативность проекта
Примеры проектов в урочной и внеурочной работе
Учитель изобразительного искусства и технологии
Ивакина Ирина Викторовна
Социальное проектирование
Социальное проектирование - вид деятельности, которая имеет непосредственное отношение к развитию социальной сферы, организации эффективной социальной работы, преодолению разнообразных социальных проблем.
Социальное проектирование как деятельность
Проектирование в социальной сфере – проектирование социальных процессов, явлений, технологий, качеств – всегда направлено на внесение изменений в социальную среду человека. В связи с чем, социальное проектирование – это всегда процесс создания чего-то качественно нового – социальной инновации.
Таким образом, социальное проектирование – это теоретическая и одновременно практическая деятельность по внедрению социальных инноваций.
ПРОЕКТ
ПРОЕКТ (от лат. projectus — брошенный вперёд, выступающий, выдающийся вперёд) — замысел, идея, образ, воплощённые в форму описания, обоснования, расчётов, чертежей, раскрывающих сущность замысла и возможность его практической реализации.
ПРОЕКТ - это работы, планы, мероприятия и другие задачи, направленные на создание уникального продукта (устройства, работы, услуги).
Содержательная основа проекта
Социальное проектирование включает в себя социальную пробу, социальную практику и социальный проект.
Под социальной пробой понимают такой вид социального взаимодействия, в ходе которого подросток получает и присваивает информацию о социальных объектах и явлениях, получает и осознает опыт своего социального взаимодействия.
Социальная практика
Социальная практика — это, во-первых, процесс освоения, отработки социальных навыков и, во-вторых, познание не внешней, демонстрируемой, заявляемой стороны социальной действительности, а внутренней, сущностной, часто скрытой и неочевидной.
Учебный проект как социально значимый продукт
Учебный проект — сложный тип социального проектирования. Данная деятельность предполагает создание в ходе осуществления проекта нового, ранее не существовавшего, как минимум в ближайшем социальном окружении, социально значимого продукта на уроке. Этот продукт деятельности является средством разрешения противоречия между социальной трудностью, проблемой, воспринимаемой как личностно значимая, и потребностью личности, а сама деятельность — мостом, связывающим социум и личность (ученика).
Проекты на уроке
Метод урочного проекта не является принципиально новым в мировой педагогике. Возникнув в 20-ые гг XX века в США, он привлек внимание европейских и российских педагогов. Идеи американских педагогов Дж. ДЬЮИ и Х.В. КИЛПАТРИКА получили серьезное развитие в США, Великобритании, Германии, Италии и многих других странах.
Отличительные черты урочного проектирования
Карл Фрейд выделяет 17 отличительных черт проектного метода, среди которых наиболее значимые следующие:
Участники проекта:
Подхватывают проектную инициативу;
Договариваются друг с другом о форме обучения;
Развивают проектную инициативу и доводят ее до сведения всех;
Организуют себя на дело;
Информируют друг друга о ходе работы;
Вступают в дискуссию.
Типы проектов
ТРИ ОСНОВНЫХ ВИДА УЧЕБНЫХ ПРОЕКТОВ:
Групповой проект - исследование проводится всей группой, а каждый ученик изучает определенный аспект выбранной темы.
Мини-исследование - проведение индивидуального социологического опроса с использованием анкетирования и интервью.
Проект на основе работы с литературой - выборочное чтение по интересующей ученика теме и подходящий для индивидуальной работы.
Типы проектов (продолжение)
Учебные проекты классифицируются по нескольким основаниям:
По типу продукта – технологические, исследовательские, продуктивные, сетевые, сервисные, комплексные.
Основывающиеся на доминирующей деятельности учащихся – практико-ориентированные, творческие, ролевые, информационные.
По продолжительности – мини-проекты, краткосрочные, недельные (среднесрочные), долгосрочные.
Проекты на уроке
1. Обязательные – предусмотренные программой и выполняемые всеми учащимися без исключения (сочинение, контурная карта и т.д.).
2. По желанию – с учетом индивидуальной образовательной траектории учащихся. Здесь важна разработанная система стимулов. В конце года создается проектная группа из тех, кто выполнял проекты «по желанию»; разрабатывается форма краткого отчета в виде презентации по всем этим проектам и дается установка на вовлечение «не активистов» в проекты «по желанию» в будущем году (или летом).
Проектные Приемы на уроке
Информационная коллекция – подбор информационных источников по определенной теме (от 15 до 20 источников); создать их перечень; ранжировать по важности; презентовать тему, например, через призму обнаруженных идей, взглядов на нее.
Создание сайта курса
Создание карты (стены…) трудностей усвоения материала
Работа с народной сказкой – исследование устного народного творчества народов региона
Сборник собственных работ по определенной теме – художественные произведения, публицистика, идеи проектов и т.д.
Реконструкции – моделирование тематических ситуаций
Проектные Приемы на урокепродолжение
Интегрированные проекты с другими предметами. Например, история-география-литература. Возможное задание: создание топографической карты местности военных действий, месторасположения жилищного комплекса в древности, средневековье…, описанных, например, в конкретном литературном произведении.
Проекты, реализуемые совместно с родителями. Например, по изучению жизненного уклада в недавнем прошлом (на расстоянии 1-2-х поколений). Пример проекта «Серебряный маршрут».
С привлечением СМИ. Пример проекта «Маленький принц».
Проект «Работа над ошибками». По Дж. Родари. Каждый учащийся создает свою коллекцию ошибок и придумывает форму комплексного их исправления: абсурдизация, осмешнение, диктант ошибочных заданий «Обману тебя» и т.д.
Примеры отклонения, нарушения конкретного законы в жизни. Короткая презентация (достаточно 1 примера).
Проект по оформлению всех проектных идей учащихся на сайте данного курса.
Работа с фильмами
Самым важным здесь является 4 этапа деятельности:
1 этап – подобрать нужный материал и предложить его к просмотру
2 этап – предложить учащимся выделить конкретные социальные проблемы, поднимаемые в данном фильме
3 этап – разделить класс на проектные группы, готовящие презентацию отдельной проблемы и ее решения в рамках фильма
4 этап – собственно презентация
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.