Дошкольное воспитание
Тема опыта: «Устное народное творчество в развитии речевой активности детей».
Автор опыта: Несговорова Галина Юрьевна, воспитатель ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка – детский сад «Умка»
Содержание
Раздел 1. Информация об опыте
1.1 Условия возникновения и становления опыта…………2
1.2 Актуальность опыта…………………………………………………..3
1.3 Ведущая педагогическая идея………………………………….4
1.4 Длительность работы над опытом……………………………4
1.5 Диапазон опыта…………………………………………………………5
1.6 Теоретическая база опыта………………………………………..5
1.7 Новизна опыта…………………………………………………………..7
Раздел 2. Технология опыта…………………………………………..7
Раздел 3. Результативность……………………………………………11
Список литературы……………………………………………………12
Приложения………………………………………………………………13
Раздел 1. Информация об опыте
1.1 Условия возникновения и становления опыта
Автор опыта работает в ГБДОУ НАО «Центр развития ребенка – детский сад «Умка» с 1998 года на группах дошкольного возраста.
Воспитательно-образовательная работа в учреждении ведется на основе образовательной программы – «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой, а также с использованием парциальных программ:
-«Ладушки» Копаплунова И.М., Новооскольцева И.А.
-«Разноцветные ладошки» Лыкова И.А.
-«Программа обучения и воспитания детей с фонетико-фонематическим недоразвитием речи» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина
-«Устранение общего речевого недоразвития речи у дошкольников» Т.Б.Филичева, Г.В.Чиркина.
Реализуемые в ДОУ программы помогают наиболее полному личностному развитию воспитанников, повышают их информативный уровень и способствуют применению полученных знаний, умений, навыков в практической деятельности.
Основываясь на своем педагогическом опыте работы с дошкольниками, стараюсь не упускать из вида все разделы программы. Но особое внимание уделяю развитию речи детей, т.к. одной из главных задач воспитания и обучения детей в детском саду является развитие речи, речевого общения.
Эта общая задача состоит из ряда отдельных задач:
Ø расширение, обогащение и активизация словаря;
Ø воспитание звуковой культуры речи и подготовка к обучению грамоте;
Ø формирование правильной разговорной речи.
Неоценимую роль в решении этих задач может оказать устное народное творчество. Наши предки, незнакомые с письменностью и книгой, не были оторваны от предшествующих поколений. Все накопленное передавалось устно от человека к человеку, становилось достоянием многих. Так народ создавал свое искусство, свою поэзию. Фольклор появился задолго до литературы и создавался на базе живого разговорного языка, который невозможен без речевых интонаций и жестов. Все это способствовало сохранению и передаче из поколения в поколение фольклорных произведений.
Так где же, если не в народном фольклоре, и нам черпать материал для всестороннего развития речи, воспитания интереса к художественному слову?
Анкетирование родителей показало, что многие из них не знают или затрудняются ответить, что такое устное народное творчество. В основном все родители назвали только сказки и потешки. В современных семьях уделяется мало внимания развитию речи (часто не хватает времени из-за занятости работой, низкий уровень педагогической грамотности). Между родителями и детьми преобладает обиходно-бытовая лексика. Отсутствие эпитетов, сравнений, образных выражений обедняет и упрощает речь. Превращает ее в маловыразительную, скучную, однообразную, малоприятную. Без яркости и красочности речь блекнет, тускнеет.
Но ведь дошкольный период жизни ребенка зависит от нас, взрослых. И мы, взрослые, должны наполнить жизнь ребенка светом добра и ласки, духовно обогатить среду, в которой он растет.
А что может духовно обогатить среду? Я пришла к выводу, что главная задача педагога это использование устного народного творчества для развития речи детей. Через устное народное творчество ребенок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность приобщения к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней.
Использование устного народного творчества наряду с современными методиками обучения улучшает речь ребенка и повышает уровень познавательных, коммуникативных и творческих способностей детей.
1.2 Актуальность опыта
Проблема, связанная с развитием речи особо остро встала в последнее время. По данным статистики за последние 20 лет количество детей с речевыми нарушениями значительно увеличилось. В конце 20 – начале 21 века цифра выросла до 55%, хотя во второй половине 20 века их было 17% (данные М.Е.Хватцева). Почему наши дети плохо говорят? Может потому, что мы разучились с ними разговаривать. При этом общаясь со своими детьми, родители редко используют поговорки и пословицы. А ведь устное народное творчество обладает удивительной способностью пробуждать в людях доброе начало. Использование в работе с детьми устного народного создает уникальные условия для развития речи, мышления детей, мотивации поведения, накопления положительного морального опыта в межличностных отношениях.
При этом использование устного народного творчества и каждодневное использование его как в режимных моментах, так и в игровой деятельности развивает его фантазию и воображение, влияет на духовное развитие, учит определенным нравственным нормам, приобщает его к народной поэзии.
С помощью малых форм фольклора можно решать практически все задачи методики развития речи. Таким образом: устное народное творчество таит в себе неисчерпаемые возможности для развития речевых навыков, позволяет с самого раннего детства побуждать к речевой активности. В связи с этим актуально выявление особенностей развития словаря детей дошкольного возраста; использование устного народного творчества в системе разнообразных форм и методов обогащения словаря детей дошкольного возраста.
1.3 Ведущая педагогическая идея
Ведущая педагогическая идея заключается в определении путей повышения эффективности процессов развития речи детей дошкольного возраста, через ознакомление их с устным народным творчеством.
1.4 Длительность работы над опытом
Обозначенная выше педагогическая идея воплощалась на протяжении 3-ех лет: с 2011 по 2014 год.
Работу по созданию опыта можно разделить на несколько этапов:
1 этап – диагностический
Задачи:
-выявить уровень речевого развития, провести анализ полученных данных;
-изучить методическую литературу по данной теме, опыт коллег;
-определить цели и задачи опыта.
2 этап – формирующий
Задачи:
-подобрать консультативный материал, рекомендации для родителей по темам: «Использование фольклора в развитии ребенка – дошкольника,
«Пословица недаром молвится», «Русская народная мудрость в воспитании», «Растим будущего читателя»;
-провести развлечение для детей 2-ой мл.гр. «Веселая ярмарка» с привлечением учеников 1-го класса (выпускников группы 2011-2012 уч. года(см. Приложение ;
-изготовить и оформить папки: «Считалки. Дразнилки», «Рисуем сказки», «Пословицы и поговорки», альбом по работе с потешками;
-изучить методику ознакомления с устным народным творчеством;
-изучить методику ознакомления с фольклором на занятиях.
3 этап – итоговый.
Задачи:
-провести мониторинг, сравнить полученные данные с результатами первичных обследований;
- соотнести результаты с поставленной целью.
1.5 Диапазон опыта
Диапазон работы в этой области довольно широк. Он предполагает использование устного народного творчества не только в образовательных областях, но и при организации и руководстве различными видами деятельности на занятиях и в повседневной жизни.
1.6 Теоретическая база опыта
В исследованиях отечественных педагогов Жуковской Р.И., Сакулиной Н.П., Тихеевой Е.И., Ушинского К.Д.. Флериной Е.А. и других подчеркивается, что дошкольный возраст – период активного творческого развития личности ребенка в целом, и совершенствования связной речи.
Важнейшим источником развития детской речи и ее выразительности являются произведения устного народного творчества, в том числе малые фольклорные формы (загадки, потешки, считалки, колыбельные).
Русское народное творчество не перестает удивлять и восхищать своим глубоким содержанием и совершенной формой. Оно постоянно изучается, и к нему обращены взоры историков, искусствоведов, педагогов. Еще великий русский педагог К.Д.Ушинский охарактеризовал русское народное творчество как проявление педагогического гения народа. Он подчеркивал, что литература, с которой впервые встречается ребенок, должна вводить его «в мир народной мысли, народного чувства, народной жизни, в область народного духа». Такой литературой, приобщающей ребенка к духовной жизни своего народа, прежде всего, являются произведения устного народного творчества во всем его жанровом многообразии.
Произведения фольклора своим содержанием и формой наилучшим образом отвечают задачам воспитания и развития ребенка, приспособлены к детским проблемам. Исподволь, незаметно они вводят малыша в стихию народного слова, раскрывают его богатство и красоту, являются образцом речи. Но еще К.Д.Ушинским было замечено, что в семьях знают все меньше обрядов, забывают песни, в том числе и колыбельные (9,стр.26). «Народные сказки, способствуют усвоению всех форм языка, которые дают возможность выработки у детей собственных речевых навыков при рассказывании» - писал К.Д.Ушинский. (10).
А.М.Горький писал о том, что в фольклоре, как и в языке, сказывается «коллективное творчество всего народа, а не личное мышление одного человека», что «гигантской силой коллектива возможно объяснить непревзойденную и по сей день глубокую красоту мифа и эпоса, основанную на совершенной гармонии идеи с формой».
Фольклор выражает вкусы, склонности, интересы народа. Он отражает и те народные черты, которые сформировались под влиянием трудового образа жизни, и те, которые сопутствовали условиям подневольного труда в классовом обществе.
Результаты исследований психологов, педагогов, лингвистов создали предпосылки для комплексного подхода в решении задач речевого развития детей. (Л.С.Выгодский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн, Д.Б.Эльконин, А.В.Запорожец, А.А.Леонтьев, Л.В.Щерба, А.А.Пешковский, В.В.Виноградов, К.Д.Ушинский, Е.И.Тихеева, Е.А.Флерина, Ф.АСохин.)
Работы представителей разных направлений наука отчетливо доказывают, насколько велика в речевом развитии роль правильно организованной коммуникации.
Е.Н.Тихеева, Е.А.Флерина также считали, что фольклор дает прекрасные образцы русского языка, подражая которым, ребенок успешно учится родному языку. Они писали: «Загадки, пословицы, поговорки - образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений. Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы и антонимы, сравнения и гиперболу. В основе многих пословиц лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок. Широкий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов предметов и явлений». (3,стр.16). Эти особенности привлекают детей к малым фольклорным жанрам.
Г.Н.Волков выделяет наиболее характерные особенности сказок: народность (сказки отражают жизнь народа, особенности его мировидения, а также культивируют их формирование у детей); оптимизм (сказки внушают уверенность в торжестве правды, в победе добра над злом); увлекательность сюжета (сложность схемы событий, внешних столкновений и борьбы); образность (главный герой обычно отражает основные черты народного характера: отвагу, трудолюбие, остроумие и т.п.); забавность (тонкий и точный юмор); дидактизм (сказки всех народов поучительны и назидательны) (2,стр.125,126).
Таким образом, можно сделать вывод, что разные виды устного народного творчества являются важным средством развития речи и всех сторон личности ребенка. Но эффективность их использования будет зависеть не только от того – понимает ли воспитатель какова роль фольклора, а и от того насколько хорошо он знает о средствах народной педагогики, о методах и приемах их использования. Поэтому полагаю, что процесс развития речи детей дошкольного возраста будет эффективным, если в процессе НОД и совместной деятельности педагога и детей большое внимание будет уделяться использованию устного народного творчества. Взрослые должны предусмотреть значительное увеличение и обогащение возможностей участия в речевом общении каждого ребенка, при этом первостепенно важным должно быть полноценное овладение родным языком в максимально сенситивный для этого период.
1.7 Новизна опыта
Новизна опыта состоит:
- в использовании устного народного творчества в развитии речевой активности детей;
- в изучении методики ознакомления с фольклором на занятиях и применении ее в работе (см. Приложение 1);
- в изучении методики и применении ее в работе ознакомления с устным народным творчеством (см. Приложение 2);
- в обогащении предметно-развивающей среды пособиями для развития речевой активности детей.
- в использовании различных видов театра.
Раздел 2. Технология опыта
Цель: развитие речевой активности детей через использование устного народного творчества.
Данной целью обусловлен выбор задач. Среди них:
- провести анализ методической литературы по теме;
- определить значение устного народного творчества в развитии речи
дошкольников;
-совершенствование диалогической и монологической речи;
-воспитание эстетических чувств при знакомстве с образцами устного народного творчества;
-повышение компетентности родителей в вопросе развития речи детей;
- провести исследование влияния устного народного творчества на развитие речевой активности детей.
Для достижения поставленной цели и решения задач в группе создана соответствующая развивающая предметно-пространственная среда.
В интерьер группы включила элементы русского декоративного прикладного искусства: пособия в игровых уголках, мягкие игрушки из ткани, различные виды театров, народные куклы. Кроме того, большую роль фольклору стала уделять в планировании НОД и режимных моментов. Понимая, что совершенствование речевого общения невозможно без расширения словарного запаса ребенка, уделяла большое внимание его закреплению и активизации. Значительно пополнили словарь детей занятия по познавательному развитию с элементами фольклора, на которых дети знакомились с атрибутами горницы. Чтобы новые, довольно трудные слова прочно вошли в лексикон детей, использовала различные методические и игровые приемы.
Знакомство с народным творчеством начинается для малышей с потешек, колыбельных песенок. Знакомство с потешками – с рассматривания картинок, иллюстраций, игрушек. Дав возможность детям рассмотреть игрушку, я рассказывала о персонаже потешки, о его особенностях. В предварительной беседе объясняла значение новых слов, которые ребята услышат в потешке. До чтения детям потешки «Конь» у них уже было сформировано представление о том, какое это красивое, гордое животное. Во время умывания, причесывания малышей знакомила их с песенками. (см.Приложение 5).
Приятно наблюдать, как дети используют потешки во время игры в «дочки-матери», как бережно и с любовью они относятся к своим куклам.
Дети повзрослели. Я стала подбирать для них потешки с более сложным смыслом. На занятиях по театрализованной деятельности для детей ставила задачу не только запомнить потешку, эмоционально прочитать ее, но и самим обыграть. Дети всей группой учились двигаться, говорить, как лисичка, заяц, медведь, курочка, ежик и т.д., в зависимости от того, о ком потешка. Фольклор дает прекрасные образцы русской речи, подражание которым позволяет ребенку успешнее овладеть родным языком.
Пословицы и поговорки называют жемчужинами народного творчества, они оказывают воздействие не только на разум, но и на чувства человека: поучения, заключенные в них. Легко воспринимаются и запоминаются. Пословицы и поговорки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, в них много олицетворений, мелких определений. Пословицу можно использовать в любой ситуации. Дети собираются на прогулку. Напоминаем медлительному Артему: «Семеро одного не ждут». Или замечая, что Саша оделся не аккуратно, говорим: «Поспешишь – людей насмешишь». Во время прогулок пословицы помогают ребятам лучше понять различные явления, события.
Использовала в работе материалы «Картинки старины» из журнала «Дошкольник. Младший школьник». В журналах за 2008 год предложены занятия, посвященные знакомству с семейным укладом жизни и культурой быта в старину, в увлекательной форме знакомят нас с обычаями и традициями празднования русской Масленицы. Основаны они на потешках и пословицах, которые расскажут детям о том, как жили наши предки задолго до нас, как они трудились и отдыхали, и помогут донести до сознания детей представления о семейных ценностях, добре и красоте, заботе и трудолюбии.
Загадки – полезное упражнение для детского ума. Учить детей отгадывать загадки я начинала так, как предлагает Е.И.Тихеева. На стол выставляла несколько игрушек, для каждой подбирала загадку: «Идет мохнатый, идет бородатый, рожищами помахивает, бородищей потряхивает, копытами постукивает», «На голове красный гребешок, под носом красная бородка, на хвосте узоры, на ногах шпоры», «Грива на шее волной, сзади хвост трубой, меж ушей челка, на ногах щетка». Дети быстро отгадывали загадки, ведь загадываемый предмет находился перед глазами. Обращала внимание ребят на меткую образную характеристику игрушки. Загадки использовала на занятиях по развитию речи, ФЭМП, аппликации, конструировании, ОХЛ, обучении грамоте, ручному труду.
На прогулке, когда дети наблюдали за деревьями, птицами или сезонными явлениями, я предлагала им соответствующую загадку:
«Стоят в лугах сестрички – желтый глазок, белые реснички» (ромашки);
«Бел, да не сахар, ног нет, а идет» (снег);
«Кричит «крак», червякам враг» (ворона).
Чтобы углубить и уточнить знания дошкольников об окружающем мире, проводились игры «Кто и что знает?», «Я загадаю, а ты угадай». Много радости доставляли детям загадки «Подскажи словечко»: «Возле леса на опушке, украшая темный бор, вырос пестрый, как Петрушка, ядовитый …(мухомор)», «Летом в болоте вы её найдете, зеленая квакушка. Это кто? (Лягушка)».
В старшей группе я много времени уделяла сказкам, которые не читала, а рассказывала. Дети должны видеть лицо рассказчика, его эмоции, мимику. Это помогает понять содержание сказки, отношение к её персонажам. Я не спешила задавать вопросы детям по содержанию сказки. Мне было интересно, как ребята делятся впечатлениями друг с другом. Чтобы узнать, как же дети запомнили и поняли её, я подбирала соответствующие игрушки и вносила в группу, обращалась к детям: «Дети, посмотрите, из какой сказки пришли эти герои?». Вот тут и начиналась беседа, в которой они вспоминали события сказки, поступки ее героев, старшие братья и сестры.
Часто мы прибегали к такому приему, как прослушивание сказок в грамзаписи. Музыка, сопровождающая сказку, песенки ее персонажей помогали детям вслушаться в музыку, задуматься о характере героев, насладиться нежностью, напевностью народного языка.
Важным условием успешной работы над словарем детей является единство развития словаря с развитием познавательных процессов.
Расширяя словарь детей через русский народный фольклор, нельзя не отметить познавательное значение таких словосочетаний из русских сказок, по которым можно учить детей ориентировке в пространстве, давать понятие о временных представлениях, величине. Вот только некоторые из них:
Ø Направо пойдешь – клад найдешь,
Налево пойдешь – коня потеряешь,
Прямо пойдешь – сам пропадешь.
Ø Утро вечера мудренее.
Ø Не по дням, а по часам.
Ø От мала до велика.
Велика ценность фольклора в формировании у детей слухового внимания, фонематического слуха и правильного произношения, так как сама звуковая ориентация фольклорного стиха наполнена обилием рифм, повторов, созвучий.
Чтобы сформировать связную речь ребенка, необходимо научить его пользоваться различными звуковыми средствами. Это и интонация, и логическое ударение, подбор наиболее подходящих слов, метафор, синонимов, умение строить сложные предложения и др.
Основой связной речи, заключающей в себе различные языковые средства, является диалог. Для диалога характерны неполные предложения, восклицание, вопрос, междометие, яркая интонационная мимика. Все это мы находим в фольклорных диалогических текстах. Заучивание и обыгрывание лишь одного диалогического фольклорного текста помогло нашим детям освоить вопросительную интонацию.
Опыт показал, что восклицательную интонацию продуктивнее отрабатывать на закличках, так как в них присутствует восклицание:
«Солнышко! Ведрышко!
Выйди поскорей!
Будь к нам подобрей!»
На воспитание яркой интонационной выразительности, эмоциональности речи большое влияние оказывают русские народные словесные игры или как их еще называют, игры с приговорами. Для них особенно характерны интонационно-мимические компоненты, которые зависят от личных способностей игроков, от духа игры.
И еще хочется отметить положительное влияние театрализованной деятельности на все факторы развития речи ребенка. Разнообразные виды красочных видов театров в сочетании с недлинными, но колоритными в речевом отношении фольклорными текстами побуждают детей проявлять все свои речевые знания, эмоциональные качества. Особенно ценны в этом отношении потешки, небылицы, короткие сказки, героями которых являются животные и дети.
Устное народное творчество способствует:
- развитию творческих и интеллектуальных способностей детей и их речевой культуры;
- формированию у дошкольников эмоционально-положительного отношения к окружающему миру;
- воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, к его истории, природе, труду людей;
- воспитание таких качеств, как доброта, трудолюбие, взаимовыручка;
- способствует формированию художественно-речевой активности, приобщению детей к театрально-игровой деятельности.
Работу по развитию речевой активности детей через знакомство с устным народным творчеством провожу не только в детском саду, но и дома, в семье. Взаимодействие с семьями воспитанников одно из важнейших условий развития личности ребенка и его социализация в условиях общественного и домашнего воспитания. Участие семьи в речевом развитии начинается с момента поступления ребенка в детский сад.
Для родителей были оформлены папки-передвижки:
Ø «Пословица недаром молвится» (см.Приложение 6);;
Ø «Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника»;
Ø «Русская народная мудрость в воспитании»(см.Приложение 6).
Совместно с родителями был оформлен альбом «Рисуем сказки», а с детьми – альбом по работе с потешками.
Провела открытое развлечение для педагогов нашего учреждения на 2-ой младшей группе «Веселая ярмарка», где роли скоморохов и медведя исполняли ученики 1-го класса (мои выпускники 2011 года, см. Приложение 4)
Изучая коммуникативные умения детей в формировании словаря, наблюдала за свободным общением детей, обращала внимание на характер общения, инициативность, умение вести диалог, слушать собеседника и понимать его умение выразить свои мысли. В результате пришла к выводу, что проводимые занятия способствуют обогащению активного словарного запаса детей и развитию речи.
Следовательно, устное народное творчество является одним из средств формирования словаря детей дошкольного возраста.
Раздел 3. Результативность опыта.
Результативность опыта работы по развитию речи отслеживается регулярно. Мониторинг проводится в начале, в середине и в конце учебного года.(см.Приложение 3).
Результаты, полученные в ходе мониторинга в мае 2014 года, дают полное основание говорить, что использование в обучающем процессе устного народного творчества сказывается на расширении словаря детей. В результате проведенной работы произошли позитивные изменения в словарном запасе детей.
Таким образом, использование устного народного творчества действительно является одним из ведущих методов обучения детей дошкольного возраста.
Перспективой дальнейшей работы считаю продолжение использования наработанного материала для всестороннего развития детей дошкольного возраста.
Список литературы:
1. Алексеева М.М., Яшина В.И. Речевое развитие детей дошкольного возраста. М,, 1995.
2. Волков Н.Г. Этнопедагогика: Учеб.для студентов средн.и высш.учебн.заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 1999.-168с.
3. Гавриш Н. Использование малых фольклорных форм // дошкольное воспитание, - 1991. - №9.- с.16-20.
4. Гриценко З.А. Ты детям сказку расскажи. М.:Линка-Пресс, 2003.
5. «Дошкольное воспитание» №4,7,10 – 90; №2 – 91.
6. «Дошкольная педагогика», июль, ноябрь – 2008, ноябрь 2009. Май 2010, январь 2011.
7. «Занятия по развитию речи в детском саду. Программа и конспекты». Под ред.О.С.Ушаковой. – М.: Совершенство, 2001
8. Князева О.Л., Маханева М.Д. Приобщение детей к истокам русской народной культуры: Программа. Учебно-метод.пособие, - 2-е изд., перераб.и доп.- СПб.: Детство-Пресс,2000. – 304с.:илл.
9. Ребенок и книга: Пособие для воспитателей детского сада / Л.М.Гурович, Л.Б.Береговая, В.И.Логинова, В.И.Пирадова. – СПБ.:Издательство «ДЕТСТВО_ПРЕСС», 2000. – 128с.
10.Родной край: Пособие для воспитателей дет.сада / Р.И.Жуковская, Н.Ф.Виноградова, С.А.Козлова; Под ред.С.А.Козловой.-М.: Просвещение,1985.-238с.
11.Народная культура и традиции: занятия с детьми 3-7 лет/ авт.-сост. В.Н.Косарева.- Волгоград: Учитель, 2012.- 166с.
12.«Дошкольник. Младший школьник», 2008.
13.Сысоев В.Д. Пословицы и поговорки. Астрель, 2009.
14.Чуковский К.И. От двух до пяти._М.: Педагогика, 1990.
15. Викулина А.М. Элементы русской народной культуры в педагогическом процессе дошкольного учреждения. – Н.Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 1995. – 138с.
16. Зимина И. Народная сказка в системе воспитания дошкольников // Дошкольное воспитание.-2005.-№8.-С.26-31.
Приложение 1.
Методика ознакомления со сказками:
1. Сказку надо рассказывать, а не читать. И рассказывать неоднократно. Необходимо художественно, артистично воссоздать образы персонажей, предать и моральную направленность, и остроту ситуации, и свое отношение к событиям.
2. Для того, чтобы дети слушали сказку внимательно, надо их подготовить к этому. Можно использовать следующие приемы:
– показать сказку с помощью игрушек (настольный театр);
- использовать присказку, причем новую сказку лучше начать знакомой присказкой, а уже сказку – присказкой новой, интересной.
3. Алексеева М.М., Яшина В.И. предлагают использовать словесные методические приемы в сочетании с наглядными:
- беседы после ознакомления со сказкой, помогающие определить жанр, основное содержание, средства художественной выразительности;
- выборочное чтение по просьбе детей;
- рассматривание иллюстраций, книг;
- Прослушивание записи исполнения сказки мастерами художественного слова (1, стр.347-357).
4. При рассказывании сказки рекомендуется использовать моделирование. Замещенными объектами становятся герои сказок, а также предметы, с которыми они действуют. Набор заместителей (разных кружков) изготавливает и предлагает ребенку взрослый. От ребенка требуется выбрать кружки, чтобы сразу было понятно, какой кружок, например крокодил, а какой солнышко. Когда процесс выбора заместителей освоен, можно переходить к разыгрыванию простых сюжетов. В зависимости от того, насколько ребенок овладел моделированием, изменяется полнота разыгрываемого сюжета (16, стр.28).
5. Заканчивать сказку можно известными концовками: «Тут и сказке конец, а кто слушал – молодец», цель их использования – дать ребенку понять, что сказка закончилась, и отвлечь его от фантастического.
Концовками могут служить и подходящие к содержанию сказки пословицы, это закрепит впечатление об услышанном и научит ребенка к месту употреблять образные народные выражения (15, стр.68).
6.Необходимо после занятий создать условия для разнообразной творческой деятельности детей, отражающей впечатления, полученные от восприятия фольклорных произведений: придумывание сказок, загадок, их драматизация (21, стр.16-17).
Приложение 2
Методика ознакомления с устным народным творчеством:
Традиционно выделяют две формы организации работы с фольклором в детском саду:
1. Чтение и рассказывание на занятиях:
- одного произведения;
- нескольких произведений, объединенных единой тематикой или единством образов (две сказки о лисичке);
- объединение произведений, принадлежащих к разным видам исскуств;
- чтение и рассказывание с использованием наглядного материала (с игрушками, разными видами театра, диафильмами, кинофильмами, мультфильмами);
- чтение как часть занятия по развитию речи или ознакомлению с окружающим.
2. Использование вне занятий, в разных видах деятельности (рассказыва-
ние вне занятий, уголок книги, вечера сказок, фольклорные праздники,
проекты, мини-музеи сказок и т.д.).
Приложение 3
Уровень |
Май 2012 г. |
Май 2013 г. |
Май 2014 г. |
Высокий (%) |
40 |
52 |
65 |
Средний (%) |
35 |
29 |
30 |
Низкий ( %) |
25 |
19 |
5 |
Приложение 4.
Развлечение во 2-ой младшей группе «Рябинушка» «Веселая ярмарка» Предварительная работа:
1.Заучивание потешек.
2.Разгадывание загадок.
3.Разучивание песен «Есть у солнышка друзья», «Музыканты мы сейчас» (игра на бубнах и ложках).
4. Знакомство с правилами п/и «Солнышко и дождик», «Карусель», «Догонялки».
5. Чтение потешек, песенок, прибауток.
Словарная работа: ярмарка, потеха, скоморохи.
Используемая литература:
1.Бойчук И.А., Попушина Т.Н. «Ознакомление детей младшего и среднего дошкольного возраста с русским народным творчеством».-СПб.:ООО «Издательство «Детство-пресс», 2009.-224с.
2. Павлова Л. «Фольклор для маленьких».- «Дошкольное воспитание» №4-1990, №2 – 1991.
3.Использование фольклора в развитии ребенка-дошкольника.- «Дошкольная педагогика» январь 2011.
4. Воспитатель в ДОУ. №3-2009, стр.39.84.
Материалы: зонтик, гармошка для медведя, ложки деревянные, бубны, зонтик для игры «Карусель», шарики для сюрпризного момента.
Роль ведущего выполняет воспитатель, скоморохи, медведь – ученики 1-го класса (выпуск 2011).
Цель: приобщение детей к русской национальной культуре, через жанры устного народного творчества.
Задачи:
1.Познакомить детей с веселой ярмаркой, как с одним из народных праздников.
2.Вызвать желание принимать активное участие в её проведении.
3.Приобщать детей к русским народным играм.
4.Воспитывать у детей любовь к русскому народному творчеству.
Ведущий: Дети, вы когда-нибудь были на ярмарке? Ярмарка – большой праздничный базар, там не только покупают разные товары, но еще смотрят представления веселых скоморохов, бродячих музыкантов, катаются на карусели и играют в русские народные игры.
«Собирайся, народ!
Вас много интересного ждет!
Игры, шутки, прибаутки!»
Выбегают два скомороха.
Скоморохи: Здравствуйте, дети! Здравствуйте, добры молодцы и красны девицы!
(Дети здороваются).
Ведущий: Собрались мы на ярмарке себя показать, на людей посмотреть, песен попеть, поиграть, свое умение показать.
Умеете ли Вы загадки отгадывать? Сейчас проверим.
Золотое яблочко по небу катается,
Всем, всем улыбается,
А улыбки-то лучи очень-очень горячи!
Что это такое?
Дети: Солнышко.
Ведущий: Кто умение покажет и про солнышко расскажет.
Ребенок: 1.Солнышко – солнышко,
Выгляни в окошечко.
На ребяток погляди,
Всем ребяткам посвети!
2. Солнышко, покажись,
Красное, снарядись,
Поскорей, не робей,
Нас, ребят, обогрей!
1-й скоморох: Не хотите ль поиграть,
Свою удаль показать?
Ведущий: Отчего ж не поиграть?
Все мы играм рады.
А будут ли награды?
2-й скоморох: А наградой будет смех-
Дружный и веселый!
Игра «солнышко и дождик».
Ведущий: Кто ребята мне подскажет, кто у солнышка дружок?
Дети: Петушок!
Ведущий: Правильно, петушок. Кто умение покажет и про петушка расскажет?
Ребенок: Петя, Петя, петушок,
Золотистый гребешок.
Масляна головушка,
Шелкова бородушка.
Что ты рано встаешь,
Деткам спать не даешь?
Скоморох: А не споете ли вы нам песенку про дружбу петушка и солнышка.
Песня «Есть у солнышка друзья».
Ведущий: Посидите, отдохните,
Да умом пошевелите.
«Я хозяин леса строгий,
Я зимою сплю в берлоге,
А всю зиму напролет
Снится мне душистый мед.
Страшно я могу реветь
Кто же я, скажи?» (Медведь)
Скоморох: Расступись, народ честной!
Идет медведюшка со мной!
Медведь кланяется.
Ведущий: Много знает он потех,
Будет шутка, будет смех!
Спой, медведюшка!
Медведь берет гармошку и громко ревет. Медведь кланяется, дети хлопают.
Ведущий: А медведь ваш плясать умеет?
Скоморох: Конечно!
Ведущий: А наши ребятки умеют играть на музыкальных инструментах.
Ребенок: Вы подайте ложки, бубны нам,
Мы сейчас сыграем Вам!
Песня «Музыканты мы сейчас»
Медведь пляшет.
Скоморох: А наш медведь хочет поиграть с ребятами в догонялки.
Игра с медведем.
Ведущий: Ни для дела, ни для славы
Продолжаются забавы.
Игра знакомая, интересная,
Ай, люли, люли, люли.
Карусель видна вдали.
Скоморох: Собирайся народ, карусель всех нас зовет!
Игра «Карусель»
Ведущий: Много мест на карусели.
Побывали кто хотели.
Ведущий: ребята на нашей ярмарке скоморохи были? Бродячий музыкант был? На карусели катались? В игры играли? Вот такая ярмарка!
Скоморохи: Добрым молодцам, красным девицам
Для потехи, для игры
Разноцветные шары!
Скоморохи раздают детям шары.
Ведущий: Вот и солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась!
Вам спасибо за уменье, за улыбки, за веселье!
Ребенок: Хорошо мы погуляли,
Отдохнули хорошо,
А пока что «До свиданья!»
В гости к вам придем ещё!
Приложение 5.
Использование фольклора.
При умывании:
1. Из колодца принесла
Курочка водицы,
И ребята всей гурьбой
Побежали мыться.
2. Ай, лады, лады, лады
Не боимся мы воды.
Чисто умываемся,
Маме улыбаемся.
3.Водичка, водичка.
Умой мое личико,
Чтобы глазки блестели,
Чтобы щечки горели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
4.Чистая водичка умоет
Саше личико,
Анечке – ладошки,
Пальчики – Антошке.
При расчесывании волос:
1. Расти, коса, до пояса,
Не вырони ни волоса.
Расти, косонька, до пят –
Все волосоньки в ряд.
Расти, коса, не путайся.
Маму, дочка, слушайся.
2. Уж я косу заплету,
Уж я русу заплету,
Я плету, плету, плету,
Приговариваю:
-Ты расти, расти, коса,
Всему городу краса.
Приложение 6.
Консультативный материал для родителей.
Русская народная мудрость в воспитании.
В пословицах и поговорках, сказках и былинах отмечается, что только те родители достойны высокого имени воспитателя, которые учат уму-разуму да «сердцем награждают»: «Не та мать, которая родит, а та, что сердцем наградит», «Не тот отец и мать, кто родил, а тот, кто вспоил, вскормил да в люди вывел». Пример родителей – лучшая школа для детей, извечная прописная истина. «Возле батьки-матки учатся дитятки», «Какова матка, таковы и детки», «Родители трудолюбивы – и дети не ленивы». Народная мудрость с особой признательностью говорит о материнской любви к детям, о материнском самопожертвовании. Недаром в сознании народном прочно закрепилась истина о том, что «Материнская ласка – конца не знает».
В реальном процессе семейного воспитания трудно вычленить главное, ибо иногда и «мелочь» оказывается решающей в судьбе ребёнка. Поэтому и говорят, что в воспитании нет мелочей. И все же есть объективные условия, которые постоянно влияют на характер воспитания, придавая ему то или иное направление: «Где в семье лад, там и ребят хорошо растят». Просто и ясно, да только на деле туманно и трудно.
Обычаи и традиции народная педагогика рассматривает как один из факторов успешного воспитания. Их утрата означает утрату того духовного богатства, которое накопил народ за его историю. Одна из прекрасных традиций – обязанность родителей воспитать своих детей. Это с одной стороны, с другой – долг детей перед родителями: «Кто родителей почитает, тот век не погибает», «Оскорбившего отца или мать презирает народ».
Как святыню следует чтить родную мать, ибо все мы ее вечные должники. Ничем не вознаградить ее самопожертвование, до седых волос человек в долгу перед ней за ее материнский подвиг. И вовсе не преувеличение, когда мы слышим: «Если для матери сделаешь яичницу даже на ладони, и тогда у неё будешь в долгу». Еще один аспект русской народной педагогики – самовоспитание. Народ об этом никогда не забывал: «Кто как себя поведет, такая и слава пойдет», «Не дав слово – крепись, а дав слово – держись», «Учись доброму, так и худое на ум не пойдет».
Пословица недаром молвится.
Пословицы и поговорки – бесценное наследие нашего народа. Они накапливались тысячелетиями задолго до появления письменности и устно передавались из поколения к поколению. Это древнейший жанр фольклора. Художественное совершенство пословиц: образность, глубина содержания, яркость, богатство языка обеспечивало им вечную жизнь в нашей речи.
Не думайте, что в наше время они не создаются. Создаются, а бывает, и в нашем присутствии. Просто иногда мы не вслушиваемся в речь собеседника. Не пропускайте мимо ушей мудрые речи, записывайте поучительные высказывания и щедро делитесь ими с теми, кто их собирает. Пословица недаром молвится. Её любят, ценят, помнят. Охотно цитируют. По-иному и быть не может: она – украшение речи, учитель и утешитель.
Пословица пословицу зовет, пословица беседу красит, да и вообще: пословицу не обойти, не объехать, ибо в ней выражен смысл и суть человеческой жизни: «Жизнь измеряется не годами, а трудами». «Жизнь прожить – не поле перейти». Пословица учит человека с самого раннего возраста: «Нет друга надежнее матери». «Кто матери не послушает, тот в беду попадет». Вовек не состарятся мудрые мысли о труде и учебе, составляющие главные напутственные слова молодому поколению: «труд человека кормит, а лень портит», «Где труд, там и счастье», «Ученье – свет, а неученье – тьма». «ученье да труд к счастью ведут», «Век живи, век учись». Народная мудрость учит преодолевать трудности: «Горе горюй, а руками воюй» (т.е. работай), «В беде руки не опускай – трудности преодолевай». Значительная часть пословиц содержит в себе советы и пожелания: «Не зная броду, не лезь в воду», «Не руби сук, на котором сидишь», «Не беда ошибиться, беда не исправиться». Словом, коли дело не спорится, обратись к пословице.
Поговорка сходна с пословицей, но в отличие от неё она не является полным суждением. Поговорка – часть суждения.
Он – лисий хвост. – Поговорка.
В чужом глазу сучок виден, а в своем и бревна не замечает. – Пословица.
Значение иносказательных, метких и образных поучающих пословиц и поговорок раскрывается перед детьми постепенно, и глубина понимания их в значительной мере зависит от умения взрослых применять пословицы как можно чаще, во всех подходящих случаях.
Произнесенное кстати краткое изречение запоминается детьми и воздействует на них значительно сильнее, чем любые нравоучения и угрозы. Пословицы знакомят ребенка с краткостью, точностью, меткостью родного языка.
Хорошо использовать пословицу при развитии связной речи. Она будет очень уместна после работы с рассказом или сказкой.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.