Обобщение по теме "Атмосфера"
Оценка 5

Обобщение по теме "Атмосфера"

Оценка 5
doc
19.03.2024
Обобщение по теме "Атмосфера"
Обобщение по теме Атмосфера.doc

Обобщающее повторение.  "Атмосфера —воздушная оболочка"Контрольный тест

 

Цель урока: Обобщение и систематизация знаний учащихся о воздушной оболочке Земли, явлениях, процессах и закономерностях, происходящих в ней.

Задачи: образовательные:

1. Определить уровень знания учащихся:

- основных понятий, терминов и определений по теме;

- состав атмосферы и её значения основных свойств воздуха, элементов погоды и климата;

- приборов и способов изучения атмосферы и её элементов.

2. Определить уровень умения учащихся:

- составлять характеристику климата и погоды своей местности;

- выполнять практические работы по характеристике элементов погоды (анализировать графики хода t, розы ветров, диаграммы количества осадков, типов погоды, решать простейшие задачи);

- объяснить причины образования ветра, облаков, атмосферных осадков.

3. Определить уровень понимания учащимися:

- причин, влияющих на формирование погоды и климата;

- особенностей распределение тепла и света на Земле, причин смены времени года;

- значения атмосферы и её элементов для жизни и деятельности людей.

       развивающие: развивать пространственное мышление, внимание, память, мыслительные операции.

воспитательные: воспитывать географическую и экологическую культуру, мотивацию к обучению; повышать интерес к предмету ;формирование культуры общения при работе в парах.

Планируемые результаты:

Предметные: закрепить основные умения, сформированные в процессе изучения темы;

Метапредметные: умение организовать свою деятельность, определять ее цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе;

Личностные: осознание ценностей географических знаний, как важнейшего компонента научной картины мира.

УУД:

Личностные: осознать необходимость изучения окружающего мира.

Регулятивные: планировать свою деятельность под руководством учителя, оценивать работу одноклассников, работать в соответствии с поставленной задачей, оценивать полученные результаты с ожидаемыми.

Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать тему урока, анализировать вопросы, формулировать ответы.

Коммуникативные: умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Методы и формы обучения: игровой, частично-поисковый.

Тип урока: повторение, обобщение, закрепление и оценка уровня усвоения знаний по теме “Атмосфера”.

Техническое оборудование: раздаточный материал, презентация, интерактивная доска, компьютер.

 

Ход урока:

Организационный момент.

Мотивационный этап. 

- Здравствуйте, ребята. Я вижу, что вы все готовы к уроку.

- Есть два разряда путешествий: одно – пускаться с места вдаль,

Другое – хоть сидеть на месте, но много нового познать.

Сегодня на уроке вы будете путешественниками.

- Ребята, сколько на Земле океанов? (4 – Тихий, Индийский, Атлантический, Северный – Ледовитый).

- Есть ещё на Земле 5 океан, но только он особенный – воздушный. Как он называется? (Атмосфера).

 

Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот воздушный океан. Чтобы наше путешествие вам запомнилось, было увлекательным, вы должны показать свои знания, умения и навыки по теме «Атмосфера», которую мы изучали на протяжении нескольких последних уроков.

Работа выполняется в парах, в конце урока пара сдает зачетный лист. За правильные ответы ставят баллы

 

III. Практическое применение знаний и умений

 

 «РАЗМИНКА»

1. Воздушная оболочка земли - …(атмосфера).

2. Разница между максимальной и минимальной среднемесячной температурой за год - … (годовая амплитуда за год).

3. Сила, с которой воздух давит на поверхность Земли и на все находящиеся на ней тела - … ( атмосферное давление).

4. Горизонтальное движение воздуха из области высокого давления в область низкого - … (ветер).

5. Многолетний режим погоды, характерный для той или иной местности - … ( климат).

6. Вся вода, выпавшая из атмосферы на земную поверхность - (осадки).

7.Огромные объёмы воздуха с определенными однородными свойствами, которые формируются над сушей или над морем - … (воздушные массы).

8. Количество водяного пара в граммах, содержащегося в 1 м3 воздуха - …(абсолютная влажность).

9. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени - … (погода).

10. Отношение количества влаги, находящегося в воздухе, к тому количеству, которое он может содержать при данной температуре - … (относительная влажность).

11. Скопление в атмосфере на значительной высоте мельчайших капелек воды или кристалликов льда - … (облака).

12. Наука, изучающая атмосферу – …(метеорология).

 

 «ЗАГАДКИ»

1. .Такой большой, что занимает весь мир. Такой маленький, что в любую щель пролезет. 

( воздух)

2. Голубой шатер, всю землю покрыл. (небо)

3. Фырчит, рычит, ветки ломает, пыль поднимает, тебя с ног сбивает. (Ветер)

4. Красное коромысло через реку повисло. (Радуга)

5. Скатерть бела, весь свет одела. (Снег)

6.  Падает горошком, скачет по дорожкам. (Град).

 

«ШИФР» 

 Расшифровать название слоя атмосферы.                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 «МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ»

 

Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы.

Сегодня изучение атмосферы Земли ведётся под руководством Всемирной метеорологической организации (ВМО).

Для наблюдения за состоянием Атмосферы создана сеть наземных метеорологических станций, оборудованных различных приборами.

 

Ребята, с какими приборами мы познакомились на уроках?

А теперь давайте вспомним, для чего нужны эти приборы метеорологам на станциях. Установите соответствие между элементами погоды и приборами, которыми они измеряются.

1) Термометр

2) Барометр

3) Флюгер

4) Снегомерная рейка

5) Осадкомер (дождемер)

6) Гигрометр

А) Направление ветра

Б) Температура воздуха

В) Высота снежного покрова

Г) Влажность воздуха

Д) Давление воздуха

Е) Осадки

 

1

2

3

4

5

6

Б

Д

А

В

Е

Г

 

 

Признаки погоды изображают с помощью условных знаков. Опишите погоду сегодняшнего дня, климат для города К.

 

ВПР. 6.2.На каком рисунке знаками отображена погода в тот день, когда температура воздуха опустилась ниже 10 градусов мороза? Укажите букву, которой обозначен этот рисунок. Составьте описание погоды в этот день.

 

Ответ. Рисунок: А

В этот день была пасмурная погода, шёл снег, дул юго-восточный ветер, температура воздуха была минус 16 градусов, влажность воздуха составляла 74%.

 

 «ЗАГАДКИ ЦИФР»

Цифры в географии могут о многом рассказать. Давайте вспомним цифры, которые встречались в этой теме, отгадаем их тайну

1.      78%, 21%, 1% (состав воздуха)

2.      18 км – верхняя границы тропосферы (у экватора)

3.      55 км - верхняя границы стратосферы

4.      2 тыс. км. – условная граница атмосферы

5.      760 мм. рт. ст. – нормальное атмосферное давление на параллели 45 при t О°C на уровне моря

6.      0-12 баллов – шкала Бофорта – V ветра

7.      1 мм рт. ст. на каждые 10,5 м – понижается давление с высотой

8.      6С – понижение t на каждые 1000 м высоты

9.      12 000 мм осадков – самое влажное место Черрапунджи в Индии

10.  22 декабря, 22 июня - дни солнцестояния

11.  21 марта, 23 сентября - дни равноденствия – день равен ночи

12.  365 или 366 дней – год

Почему происходит смена времен года? (Земля вращается вокруг Солнца, сохраняя постоянный угол наклона земной оси 66,50 к плоскости орбиты).

 

 «ПРАКТИЧЕСКАЯ»

 Постройте график суточного хода температуры воздуха  в  ⁰С,  по данным в таблице:

Часы наблюдения

5 ч

9 ч

13 ч

17 ч

21 ч

Температура, ⁰С

-3

0

+5

+4

+1

https://fsd.multiurok.ru/html/2020/10/31/s_5f9dc6aece61e/1553648_6.png

Вычислите среднюю суточную температуру воздуха.  (Ответ:  1,4 ⁰С)

 Постройте розу ветров по данным из таблицы:

Направление ветра

С

Ю

З

В

С—З

С—В

Ю—З

Ю—В

Количество дней

4

1

6

2

7

3

4

3

https://narisyu.cdnbro.com/posts/1596047-roza-vetrov-risunok-karandashom-71.jpg           Определите преобладающее направление ветра.

 

 

Я предлагаю вам немного отдохнуть

 

Физкультминутка

Сегодня нам в отдыхе поможет воздух.

«Упрямая свеча»

Наберем в грудь побольше воздуха и задуем воображаемую свечу (на счет 1,2,3,4,5). Не погасла, попробуем еще (3-4 раза).

 

«ЗАДАЧИ»

1 задание на определение средней суточной температуры и суточной амплитуды. На решение задач 1-2 минуты.

         

 

2 задание на определение высоты полёта и температуры воздуха.

                                                                                                                     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Проверим!                                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


3 задание на определение атмосферного давления.

                                                                                                        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


   

 

 

Проверим!                                                                          

 

              

 

Задание 4.     На определение высоты гор.                                             

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


           

 

 

 

 

 

 

 

 

Проверим!                                                                            

 

      

 

 «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

 

Атмосфера необходима нашей планете, жизнь на ней была бы невозможна.

Перечислите значение атмосферы.

Значение атмосферы.

(Возможные ответы:

- Предохраняет:

от сильного нагревания и охлаждения. Как стекло в окне, пропускает солнечные лучи и препятствует выходу тепла; Днем защищает от перегрева солнечными лучами , а ночью удерживает тепло.

- от космической пыли и метеоритов, астероидов. Если бы не было атмосферы, метеориты бомбили бы нашу планету. Сотни метеоритов сгорают в плотных слоях атмосферы, не долетая до поверхности Земли.

- от губительного воздействия на все живое ультрафиолетовых излучений Солнца. Атмосфера вращается вместе с Землей.

- кислород поддерживает дыхание.)

Атмосфера самым непосредственным образом влияет на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Иногда случаются атмосферные аномалии

 

Атмосферные аномалии:

1.Самое резкое похолодание, произошедшее за один день, наблюдалось в Браунинге, штат Монтана, США. 23-24 января 1916 г. температура упала с +6,7 °С до -49 °С

 

2.Наибольшее количество снега за один снегопад выпало в Тамараке, штат Калифорния, США. В марте 1911 года толщина снега составила 11,46 м

 

3. Самый сильный ветер был зафиксирован в штатах Алабама и Миссисипи, США. В августе 1969 года ураган «Камилла» принес с собой ветры силой 320 км/ч.

 

4.Самый сухой климат в пустыне Атакама, Чили. Осадков в городе Арика за минувшие 59 лет выпало всего лишь 0,76 мм.

 

 


5. Самое жаркое место находится в Эль-Азизия, Ливия, где 13 сентября 1922 года температура составила 57,8 °С.


6. Самым холодным местом считается станция «Восток» (Антарктида). 21 июля 1983 г. температура упала до отметки -89,2 °С


7. Самое ветреное место на Земле – это бухта Коммонвелс в Антарктиде: средняя скорость ветра там составляет 80 км/ч.


8. Самый сильный однократный дождь прошел 15-16 марта 1952 года в Чилаосе, о. Реюньон, Индийский океан: за 24 часа там выпало 1867 мм осадков.

 

9. Самое большое количество осадков в течение года (1860-1861) было отмечено в Черрапунджи, Индия, – 22 987 мм.


10. Самая крупная градина весом 1 кг была обнаружена в Бангладеш, в апреле 1986 г.


11. Самое высокое атмосферное давление было зарегистрировано на метеостанции «Агата», Сибирь, Россия. 31 декабря 1968 года давление составило 812,4 мм рт. ст.


12. Самое низкое атмосферное давление в 658 мм рт. ст. зафиксировано в октябре 1979 года во время тайфуна в 483 км западнее о. Гуам, Тихий океан..

 

Подводим промежуточные результаты.Сдаем зачетные листы

Тестирование

Вариант 1

1.      Нижний наиболее плотный слой атмосферы называется?

А. стратосфера   Б. тропосфера    В. Озоновый слой

2. Оптическое явление, наблюдающееся преимущественно в высоких широтах обоих полушарий это?

А. миражи   Б. зори     В. сумерки      Г. Полярное сияние

3. На каждый километр высота температура воздуха понижается на?

А. 40 С    Б. 50 С        В. 60 С      Г. 70 С

4. Выберите верное утверждение

А. воздух нагревается от поверхности земли

Б. суша разогревается и остывает медленнее, чем водная поверхность

В. Температуру воздуха определяют с помощью барометра

Г. Разность между самой высокой и самой низкой температурой в течении суток называют суточной амплитудой

5. Выберите НЕ верное утверждение

А. максимальный нагрев поверхности происходит в солнечный полдень

Б. чем дальше от экватора и ближе к полюсам, тем выше стоит солнце над горизонтом

В. Чем меньше угол падения солнечных лучей на землю, тем больше тепла она получает

Г. Орбитальное движение земли и наклон земной оси – главные причины смены времен года на большей части земного шара

6. Нормальным принято считать атмосферное давление равное ?

А. 780 мм.рт.ст      Б. 760 мм.ст.рт       В. 740 мм.рт.ст       Г. 720 мм.рт.ст

7. Давление теплого воздуха на поверхности земли?

А. больше, чем холодного   Б. равно давлению холодного   В. Меньше, чем холодного

8. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в сутки называется?

А. муссоном       Б. бризом      В. Воздушной массой

9. Две главные характеристики ветра это?

А. скорость и направление      Б. сила и плотность

В. Скорость и плотность           Г. Сила и движение

10. Количество водяного пара в граммах содержащееся в 1 м3 воздуха это?

А. относительная влажность             Б. абсолютная влажность

11. установите соответствие между термином и его определением

1. облака

А. характеристика погоды, показывающая какая часть небосвода закрыта

2.      Облачность

Б. Вода в жидком или твердом состоянии выпавшая на землю

3.      Атмосферные осадки

В. скопление водяных капель или кристаллов льда, находящихся на значительной высоте над поверхностью Земли

12. Согласны ли вы с ниже приведенными утверждениями?

А. экваториальные воздушные массы образуются в условиях низких температур

Б. воздушные массы, формирующиеся над океанами, являются сухими

Б. главная причина изменения погоды – постоянное перемещение воздушных масс

Г. Состояние тропосферы в данном месте в данный момент времени называют климатом.

 

Вариант 2

1.      Как называется разряженный и очень сухой слой атмосферы?

А. тропосфера    Б. стратосфера     В. Озоновый слой      Г. Воздушная масса

2. Мнимые изображения предметов и явлений, находящихся далеко от конкретного места это?

А. миражи           Б. сумерки      В. Зори               Г. Полярные сияния

3. На каждый километр высота температура воздуха понижается на?

А. 40 С    Б. 50 С        В. 60 С      Г. 70 С

4. Выберите верное утверждение

А. Если небо ясное, то остывание воздуха идет медленно

Б. воздух задерживает часть тепла уходящего от поверхности земли

В. Флюгер – это прибор с помощью которого определяют температуру воздуха

Г. Суша разогревается и остывает быстрее, чем водная поверхность

5. Выберите НЕ верное утверждение

А. в день летнего солнцестояния в Северном полушарии солнце максимально сдвигается к югу

Б. чем меньше угол падения солнечных лучей, тем меньше солнечной энергии приходится на единицу площади поверхности земли

В. Угол падения солнечных лучей зависит от широты местности

Г. Орбитальное движение земли и наклон земной оси – главные причины смены дня и ночи

6. Атмосферное давление измеряют с помощью прибора?

А. гигрометра           Б. флюгера              В. Барометра          Г. Термометра

7. До высоты 2000 м атмосферное давление на каждые 10,5 метров понижается на?

А. 2 мм.рт.ст       Б. 1 мм.рт.ст            В. 3 мм.рт.ст           Г. 4 мм.рт.ст

8. Ветер, меняющий свое направление 2 раза в год называется?

А. муссоном       Б. бризом      В. Воздушной массой

9. Направление ветра определяют с помощью прибора?

А. барометр        Б. гигрометр            В. Термометр               Г. Барометр

10. Отношение количества влаги, находящейся в воздухе, к тому количеству, которое оно может содержать при данной температуре - это?

А. относительная влажность         Б. абсолютная влажность

11. установите соответствие между видом осадков и их характеристикой

1.обложные осадки

А. интенсивные, непродолжительные, выпадают из кучево-дождевых облаков

2.      Ливневые осадки

Б. мелкокапельные осадки, выпадающие из слоистых облаков

3. моросящие осадки

в. Умеренно интенсивные, продолжительные во времени, выпадают из слоисто-дождевых облаков

 

12. Согласны ли вы с ниже приведенными утверждениями?

А. арктические воздушные массы имеют низкое давление и низкую относительную влажность

Б. климат – это многолетний режим погоды характерный для той или иной местности

Б. Континентальные воздушные массы бывают сухими

Г. Свойства тропических воздушных масс изменяются по временам года

 

Рефлексия. Подведение итогов.

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Достигли мы их? Все ли нам удалось?

- Какие затруднения испытали?

- Что помогло нам их преодолеть?

РЕФЛЕКСИЯ "КТО Я" ЛИСТ САМООЦЕНИВАНИЯ 
Выбери, кем ты  был на уроке

Пчелка - хорошо потрудился на уроке,
Ленивец - весь урок ленился, но иногда работал
Попугай - весь урок болтал, больше не по теме урока
Медведь - весь урок спал.

 

Домашнее задание: ( текст письма раздается детям домой)

 

Письмо друга.                                                                                

 

 Нужно исправить ошибки – их три.

 

 

Моему брату недавно пришло письмо от

друга. Когда мы прочитали письмо, появились смутные сомнения в правдоподобности написанного. Может быть вы поможете их разрешить?

 

                                                           Дорогой друг!

            Наконец выкроил минутку написать тебе! Совсем недавно побывал я на экваторе. Холод стоял жестокий, градусов 40 по Цельсию. Да и понятно, январь на дворе.

            Хлоп! Телеграмма от родственников, «срочно выезжай, сезон сбора бананов». Подумал, подумал, а почему бы и нет, бананы я люблю, да и родственников навещу! Правда, путь не близкий, живут они в Канаде. Съездил, погостил. Бананами объелся. Видеть их больше не могу.

            Вскоре получил письмо от бабушки из Австралии. На зимние каникулы зовёт. Далековато, но всё равно поеду, бабушка ведь любимая, да и на белых медведей я полюбоваться хочу!

            Пиши, до встречи, твой друг!

 

Ответы:

  1. На экваторе в любое время года жарко, морозов не бывает.
  2. Канада северная страна. Там бананы не растут.
  3. В Австралии белые медведи не водятся. Они живут на севере в полярной области.

  4. Скачано с www.znanio.ru

Обобщающее повторение. "Атмосфера —воздушная оболочка"

Обобщающее повторение. "Атмосфера —воздушная оболочка"

Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот воздушный океан

Сегодня на уроке мы с вами совершим необычное путешествие в этот воздушный океан

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ» Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы

МЕТЕОРОЛОГИЧЕСКАЯ» Человечество интересовалось воздушным океаном очень давно, но только 300 – 400 лет назад были изобретены первые приборы для изучения атмосферы

Черрапунджи в Индии 2. 22 декабря, 22 июня - дни солнцестояния 3

Черрапунджи в Индии 2. 22 декабря, 22 июня - дни солнцестояния 3

ЗАДАЧИ» 1 задание на определение средней суточной температуры и суточной амплитуды

ЗАДАЧИ» 1 задание на определение средней суточной температуры и суточной амплитуды

Проверим!

Проверим!

Проверим! «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

Проверим! «ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ»

Самое жаркое место находится в

Самое жаркое место находится в

А. скорость и направление

А. скорость и направление

Согласны ли вы с ниже приведенными утверждениями?

Согласны ли вы с ниже приведенными утверждениями?
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.03.2024