Тема. Обобщение по теме: «Три склонения имён существительных»
Цель: закрепить представление о типах склонения имён существительных; учить распознавать склонение по роду и окончанию.
Задачи:
формировать умение заниматься коллективно-поисковой работой, развивать уровень самоконтроля и взаимоконтроля учеников;
развивать умение правильно писать слова с непроверяемым написанием;
формировать общеучебные навыки: умение сопоставлять, выделять существенные признаки, сравнивать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;
воспитывать любовь к русскому языку.
Ход урока.
I. Организационный момент.
Улыбнитесь друг другу, подарите свои улыбки друг другу и всем окружающим. Ведь улыбки располагают к приятному общению.
А теперь настроимся на работу и произнесём волшебную фразу:
«Я хочу много знать!»
II. Актуализация знаний. Сообщение темы и целей урока.
1) Открыли тетради, записали число, классная работа.
2) Минутка чистописания
Ая Яа Ое
- В каких словах встречались эти буквы?
- Какая же тема урока?
- Что такое склонение?
3) На доске написано предложение:
Ребята гуляли по улице Кирова и по площади Ленина.
- Прочитайте предложение
- Определите, какой частью речи являются подчёркнутые слова?
- Что общего у этих существительных?
- Чем отличаются эти существительные?
- Возникла проблема: почему у этих существительных разные окончания, хотя стоят они в одном падеже, употреблены с одинаковым предлогом?
III. Повторение алгоритма определения склонения.
На доске карточки:
IV. Первичное закрепление.
Словарная работа и проверка работы в парах.
- Запишите, пользуясь алгоритмом, слова под диктовку в 3 столбика по склонениям.
Дорога, пассажир, кровать, хозяйство, морковь, аллея.
- Что это за слова?
- Проверти работу в парах по образцу.
V. Физминутка.
VI. Работа в парах.
- Исключите на строке лишнее слово, объясни свой выбор.
Житель, огонь, радость, вихрь.
Дочь, грусть, любовь, путь.
Солнце, плечо, счастье, земля.
(Проверка)
VII. Работа в группах.
Просклоняйте существительные.
1 группа. земля
2 группа путник
3 группа площадь
(проверка)
- Одинаково ли изменяются существительные 1, 2, 3 склонения по падежам?
- С какой целью необходимо хорошо научиться определять склонения имён существительных?
- Как вы считаете, склонение существительных – это постоянный морфологический признак?
VIII. Слуховой диктант с сигнальными карточками.
Искать в рощ….
Жить в деревн….
Расти в пол…
Убежал от девочк….
Остался в пустын…
Говорю об осен…
IХ. Обобщение.
- О какой части речи говорили?
- Какого склонения бывают существительные?
- По какому признаку делятся слова на 3 склонения?
- Вернёмся к решению проблемы, которая возникла в начале урока: почему в словах по улице и по площади пишутся разные окончания?
- Так с какой же целью нужно хорошо научиться определять склонения существительных?
Х. Рефлексия.
- если урок понравился, то на полях тетради поставьте +
- если всё поняли, было интересно, то поставьте !
- если не всё понял, нужна помощь, то поставьте ?
ХI. Домашнее задание.
ТПО стр. 80 упр. 89
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа № 25 им. Н.К. Крупской»
Открытый урок
по русскому языку,
3 класс
Тема: Обобщение по теме:
«Три склонения имён существительных»
Учитель начальных классов
высшей категории
Басенкова И. П.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.