Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Оценка 4.9
Разработки уроков
docx
русский язык
6 кл
10.11.2019
В данном материале предложен конспект урока на тему "Имя прилагательное". Это обобщающий урок целью которого является повторение и закрепление изученных орфограмм по теме « Имя прилагательное» в 6 классе. Целью данного урока является закрепление орфографических правил, связанных с правописанием прилагательных;
Обеспечение развития связной устной речи учащихся; их творческих способностей; памяти, внимания, наблюдательности; выработку орфографической зоркости.
Конспект урок.docx
Урок по русскому языку в 6 классе.
Тема: Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Цель: повторение и закрепление изученных орфограмм по теме « Имя
прилагательное».
Задачи: 1.способствовать развитию мышления, памяти, связной речи учащихся,
навыков самостоятельной работы.
2.воспитывать интерес к русскому языку.
I Организационный этап. Слайд 1
Здравствуйте ребята, здравствуйте, гости! Давайте подарим друг другу хорошее
настроение. Я вам улыбнусь, и вы мне в ответ улыбнитесь, пожалуйста, улыбнитесь
нашим гостям, а они наверняка улыбнутся вам!
Проверка домашнего задания
Прежде чем мы с вами приступим к новой теме, нам необходимо повторить ранее
изученную, а поможет нам в этом проверка домашнего задания. Дома вы готовили
«тонкие» и «толстые »вопросы на тему «Имя прилагательное».
(дети отвечают)
II Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Итак, тему прошлого урока мы вспомнили, а сейчас попытаемся определить тему
сегодняшнего урока. Внимание на экран
(видео «Финиш Российских спортсменов» в гонке 50км. Оооочень эмоционально)
Ребята, вы наверное удивились, как можно связать данный видеофрагмент с
уроком русского языка?
Скажите, пожалуйста, где происходят действия этих лыжных гонок?
Ответ : на Олимпийских играх
А знаете ли вы какой девиз у Олимпийских игр?
Ответ «Быстрее, выше, сильнее»
Какая часть речи лежит в основе этого девиза?
Ответ: Имя прилагательное
Как вы думаете, какова тема нашего урока?
Ответ : «Имя прилагательное».
Когда вы готовили домашнее задание, вы наверное заметили, что все темы в этом
разделе мы прошли. Так какую же цель мы поставим сегодня на уроке.
Ответ: Цель: повторение и закрепление изученных орфограмм по данной теме.
Давайте откроем тетради и запишем число ,классная работа, тему, цель урока
Слайд 2
III Актуализация знаний. А может ли девиз Олимпийских игр послужить девизом нашему уроку?
Давайте запишем его в качестве эпиграфа.
Слайд 3
Как и любому спортсмену , чтобы достичь результата, нужно хорошо поработать.
Сегодня на уроке я буду вашим тренером, и я подготовила для вас тренировочный
план! Результат вы будите оценивать самостоятельно. На полях ставите плюс , если
полностью справились с заданием, галочку, если вызвало затруднения, и минус…..
Итак, разминка! Внимание вопрос
Какова роль прилагательных в речи?
Ответ: украшают нашу речь, делают ее образной и привлекательной.
Задание первое «Творческое» у вас на столах текст, который нужно украсить
прилагательными. (групповая работа)
Текст
Олимпийские игры – это__________________________соревнования. Это не просто
соревнования , а ______________________ праздник, на который приезжают люди
разных стран. В первый день люди собираются на __________________ стадионе.
_________________ спортсмен из страны несет олимпийский огонь. Затем
поднимают белый олимпийский флаг, на котором пять колец
_______________________________________________________________________.
Прочитайте что у вас получилось.
Поэтесса Шкарова так охарактеризовала роль прилагательных:
Определяю я предметы,
Они со мной всегда приметны,
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь.
IV Обобщение и систематизация знаний.
3. Степени сравнения имён прилагательных.
Продвигаемся дальше, а по плану у нас тренировка «Сравнительная». А что здесь
интересного?
Как звучит девиз Олимпийских игр?
«Быстрее, выше, сильнее»
Какая степень сравнения у этих прилагательных?
(сравнительная простая)
Задание ; 1 группа – образуйте от этих прилагательных сравнительную составную
степень, 2 группа – превосходную простую степень, 3 группа – превосходную
составную, 4 группа – поставьте прилагательное в начальную форму.
Образуйте оставшиеся степени сравнения имен прилагательных.
Проверим.
А можно ли образовать степени сравнения от слова стеклянный? А ведь ответ на этот вопрос помог нам перебраться к следующему заданию.
4.Определение разрядов имён прилагательных.
Вспомним разряды имён прилагательных с помощью
игры «Конструктор».
(работа в парах)
У вас на партах лежат карточки, на которых записаны теоретические сведения о
разрядах прилагательных. Соберите эти карточки так, чтобы у вас получились
признаки качественных, относительных и притяжательных прилагательных.
Качественные
прилагательные
Обозначают такой
признак предмета,
который может
проявляться в большей
или меньшей степени.
Отвечают на вопросы:
какой? какая? какое?
какие?
Образуют степени
сравнения и краткую
форму. Могут
сочетаться с наречиями
очень, чрезвычайно,
слишком.
Образуют сложные
прилагательные путём
повтора и
прилагательные с
приставкой не
Относительные
прилагательные
Обозначают такой
признак предмета,
который не может
проявляться в большей
или меньшей степени.
Отвечают на вопросы:
какой? какая? какое?
какие?
Обозначают материал,
из которого сделан
предмет;
пространственные и
временные признаки
предмета.
Не имеют степеней
сравнения, краткой
формы и не сочетаются
с наречием очень.
Притяжательные
прилагательные
Обозначают
принадлежность чего
либо лицу или
животному и отвечают
на вопросы: чей? чья?
чьё? чьи?
Имеют суффиксы – ов,
ев, ин, ын, ий, й.
Прилагательные
мужского рода в И.п. и
В.п. имеют нулевое
окончание, а
прилагательные
среднего и женского
родов в ед.ч., мн.ч.
имеют окончания
кратких
прилагательных.
Теоретические сведения мы закрепили, а сейчас давайте закрепим на примерах.
«Игра «в снежки»
Я бросаю мяч комунибудь из вас, называю имя прилагательное, а вы должны назвать
разряд. Олений рог, ужасный вид, деревянная ложка, лёгкий портфель, волчий след,
серебряное кольцо, сегодняшний день, белый снег, прибрежный участок,
бумажный кораблик.
5.Слитное и раздельное написание не с прилагательными.
Следующая тренировка носит название «Небольшая»
Какая орфограмма живёт здесь?
(фронтальный опрос)
Закончи предложение:
Чтобы определить слитное или раздельное написание НЕ с прилагательными, нужно:
1)Выяснить, можно ли это прилагательное заменить синонимом без не, если да, то
пишем……….
2)Затем выяснить, есть ли противопоставление. Если есть, то……………….
3)Определить, относятся ли к прилагательному слова далеко не, вовсе не, ничуть не,
нисколько не. Если относятся, то…………………………….
Если не относятся, то………………….
Физкультминутка :Красивый, недобр, высокий, низок, зол, богатый, светел, темный,
колюч, горячий, краток, могуч, краткий, красив, низкий, шипуч, много туч. (полные
прилагательные поднимают руки вверх, краткие приседают)
6. Правописание Е и О в суффиксах прилагательных.
Продолжим нашу работу и следующая тренировка зашифрована под названием
«Образцовая».
С какой орфограммой нам придётся встретиться здесь?
Когда в суффиксах прилагательных пишется Е, а когда О?
(работа с сигнальными карточками)
Я сейчас буду читать словосочетания, а вы с помощью сигнальных карточек должны
показать, какая буква пишется в суффиксах прилагательных.
В парчовом наряде, на Дворцовой площади, по кольцевой дороге, свинцовая
туча, плюшевый медвежонок, ключевой водой, песцовый воротник.
7. Слитное и раздельное написание сложных прилагательных.
Продолжаем нашу тренировку.
На слайде флаг Р.Ф.
Как вы думаете, какая орфограмма здесь зашифрована ? Ответ (слитное и раздельное
написание имен прилагательных).
Какой он ? (ответ бело сине голубой) (по цепочке у доски)
Раскрыть скобки и устно объяснить орфограмму.
(Бледно)лиловый кустарник, (широко)плечий юноша, (русско)английский словарь,
(юго)западный ветер, (железно)дорожная станция.
8. Н и НН в суффиксах прилагательных.
Следующая станция «Закодированная»
Здесь поселились прилагательные с Н и НН.
Кодированный диктант.
Слово, которое я называю вы должны записать в виде Н или НН.
Клюквенный, серебряный, кожаный, стеклянный, травяной, ветреный,
ранний, деревянный, змеиный.
(нн,н,н,нн,н,н,нн,нн,н). Взаимопроверка.
9. Правописание суффиксов К и СК.
Следующая станция «Февральская»
(фронтальная работа)
Я буду показывать картинки. Ваша задача образовать имена прилагательные.
Казак(казацкий), пират(пиратский), богатырь(богатырский),
рыбак(рыбацкий), матрос(матросский).
V Контроль усвоения
Тест.
Имя прилагательное
А1. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?
Убог..ми мыслями, с тих..м шорохом
1.
2. У трескуч..го костра, син..м пламенем
3. В зимн..м уборе, свеж..м воздухом
4. Жиденьк..м чаем, у плакуч..й ивы
А2. В каком слове на конце пишется Ь ?
1. Надо береч..
2. Чай горяч..
3. Бодр и свеж..
4. Программа передач..
А3. В каком примере есть речевая ошибка?
1. Новейшее
2. Более нежнее
3. Самая узкая
4. Наиболее длинный
В1. Напишите, какую роль в данном предложении выполняет прилагательное В этом году зима более снежная, чем в прошлом.
ОТВЕТЫ
А1.2
А2.1
А3.2
В1. Сказуемое.
Итак, вот и подошла к концу наш урок тренировка.
Домашнее задание:
Итог урока.
Рефлексия
Ребята, я довольна как вы сегодня работали!
Наш урок подошёл к концу. Подберите по одному прилагательному, выражающему
ваше впечатление от урока. Каким он был. И одно прилагательное, какими были вы,
охарактеризуйте себя?
Если останется время, дать детям задание!
Отгадайте кто это?
Бурый, мохнатый, косолапый. (Медведь)
Зелёный, сладкий, сахарный. (Арбуз)
Спелое, круглое, сочное. (Яблоко)
Хитрая, рыжая, пушистая. (Лиса)
Вкусная, сочная, синяя. (Слива)
Маленький, желтый, пушистый. (Цыпленок)
Умные, активные, дружелюбные. (это вы, ребята.)
По аналогии можно предложить детям самим составить загадки.
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Обобщение и систематизация знаний по теме «Имя прилагательное».
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.