Обобщение опыта по теме : "Способы приобщения младших школьников к чтению"
Оценка 5
Научные работы
docx
чтение
1 кл
16.12.2018
В данной работе описываются пути и методы повышения уровня техники чтения младших школьников и способы приобщения их к чтению. Также описываются факторы падения интереса к чтению, хотя именно классическая литература оказывает огромное воспитательное влияние на душу подрастающего поколения, а также их речь.
выступление .docx
Приоритетная цель ФГОС – формирование читательской
компетентности, в основе которой лежит
читательская деятельность.
Согласно Стандарту развитие ЧИТАТЕЛЯ предполагает формирование такой
читательской деятельности, когда он «способен воспринимать текст
произведения; понимать читаемое не только на уровне фактов, но и смысла;
воссоздавать в своём воображении прочитанное и, наконец, воспроизводить
текст».
В.А.Сухомлинский писал, что чтениеэто «окошко, через которое дети
видят мир и познают сами себя». И своим ученикам мне бы тоже хотелось
открыть это «окошко» в прекрасный мир чтения.
Работу я начала в первом классе, когда проверяла подготовленность
детей к школе, а именно выявляя читающих и не читающих учеников. Из
двадцати пяти школьников читающих было всего восемь, из них полными
словами и бегло –двое, а читающих медленно по слогам шестеро.
В ходе обучения грамоте, к концу первого класса с нормой по технике
чтения справлялись шестнадцать учеников, у остальных были проблемы. Во
втором классе к концу года не справлялись с нормой четыре ученика, на
сегодняшний день двое.
Ещё в первом классе, когда с техникой чтения не справились девять
учеников, я поставила перед собой проблему: каково отношение родителей и
детей к чтению в классе и чем они любят заниматься в свободное время. По
результатам анкетирования выяснилось, что на первом месте телевидение
(45%), на втором компьютер(30%), на третьем прогулки на свежем воздухе
(18%), и только на четвёртом чтение книг (7%).
Обработав результаты анкетирования, я пришла к выводу, что необходимо
способствовать повышению интереса и осознанности чтения. Способов для
этого много и я решила применять следующие:
1. записать детей в школьную и городскую библиотеки;
2. посещение детской библиотеки с классом;
3. темы родительских собраний (один раз в год) посвятить проблемам
чтения;
4. завести читательский дневник с целью привлечения к работе
родителей;
5. оформление книжек малышек на уроках литературного чтения
(предусматривает программа «Начальная школа 21 века»);
пятиминутное чтение в начале уроков литературного чтения;
6. конкурсы чтецов;
1 7. конкурсы сочинений;
8. читательские конференции.
На сегодняшний день все дети моего класса записаны в библиотеку.
Родители принимают активное участие во всех наших мероприятиях и
всячески помогают детям в их начинаниях. Так отличным подспорьем в нашей
с родителями совместной работе стали читательские дневники.
В первом классе дети вместе с родителями рисовали прочитанное в
читательский дневник, со второго полугодия второго класса учащиеся начали
писать краткое содержание, а к третьему классу дополнительно к
содержанию, стали писать чему учит каждое произведение. Сначала это были
однозначные ответы, как «доброте, смелости, честности» и т.д.
А сегодня это уже вполне взрослые рассуждения, например: «Сказка
Царевна Несмеяна учит не дуться, не сердиться, а улыбаться и радоваться»
или рассказ Валентины Осеевой «Сыновья»: «из этого рассказа я узнал, что
хвастаться нельзя. Нужно брать делом, а не словом!». А вот о сказке «По
щучьему велению: «добро всегда возвращается добром. Эта сказкамечта о
счастье».
Одна из последних творческих работ была посвящена сказке
А.С.Пушкина «Сказка о царе Салтане…». Дети, вместе с родителями делали
книжки малышки.
Хотя мои ученики ещё маленькие, но самые интересные работы это
сочинение, где они могут свободно выразить свои мысли и фантазии.
В моей работе очень помогает детская библиотека с которой у нас
давняя дружба . Мы часто ходим на творческие вечера наших земляков,
принимаем участие в мероприятиях, посвящённых авторамюбилярам и
«красным» датам календаря.
Внеклассную деятельность я рассматриваю как составную часть
учебновоспитательного процесса, как одну из форм организации досуга. Она
способствует развитию читательского интереса и, как следствие, углублению
полученных знаний, раскрытию индивидуальных особенностей каждого
ученика, развитию самостоятельности и творческой активности детей.
Литературные игры, внеклассные занятия, проводимые во время
внеурочной занятости по направлению «В мире книг», интересны и полезны
младшим школьникам. В основе литературных игр лежит узнавание
художественных произведений по отдельным отрывкам, воссоздание строк и
строф по заданным словам, постановка и разгадывание каверзных вопросов по
прочитанным произведениям, отгадывание имен литературных героев,
2 фамилий авторов, названий книг и произведений по серии вопросов,
воспроизведение героев и книг по описанию.
Итак, в результате проведенных опросов и обработки информации,
можно выделить пути решения проблем, связанных со снижением
читательской активности школьников:
родителям ежедневно читать с ребёнком детские книги, обсуждать
прочитанное, помогать составлять по иллюстрациям рассказы;
помогать ребенку вести читательский дневник;
воспитывать творческого читателя;
формировать у читателя отношение к книге как к источнику человеческого
опыта, постоянному партнеру в общении;
воспитывать отношение к библиотеке как к информационному центру, как
к центру духовной культуры.
В дальнейшем я планирую продолжить работу по поддержанию интереса
к чтению у детей, работу с родителями, ведь детское чтение – это не только
задача педагогов по обучению детей элементарным навыкам чтения, это не
только задача родителей заинтересовать ребенка какимито художественными
произведениями, это не только задача библиотекарей показать лучшие книги,
дело обстоит гораздо сложнее. Чтение детей – это ключ к жизни в
информационном обществе.
3
Обобщение опыта по теме : "Способы приобщения младших школьников к чтению"
Обобщение опыта по теме : "Способы приобщения младших школьников к чтению"
Обобщение опыта по теме : "Способы приобщения младших школьников к чтению"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.