Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»
Оценка 4.8

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Оценка 4.8
Педсоветы +1
docx
администрации +1
Взрослым
29.01.2017
Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»
Материал посвящен обобщению опыта работы педагога дополнительного образования над методической темой. В статье рассматриваются различные подходы к организации занятий по декоративно-прикладному творчеству среди детей младшего и среднего школьного возраста. Практическая часть предлагает вниманию читателя схемы, таблицы, раздаточный и другой дидактический материал в помощь педагогу..обобщение опыта работы педагога
Лаптева обобщение опыта.docx
Содержание Раздел I. Информация об опыте   1.1. Тема опыта                               1.2.Сведения об авторе    1.3.Условия становления опыта    1.4.Актуальность опыта              1.5.Ведущая педагогическая идея              1.6.Длительность работы над опытом              1.7.Диапазон опыта              1.8.Теоретическая база              1.9.Новизна опыта II. Технология опыта              2.1 Постановка целей и задач опыта              2.2. Декоративно­прикладное творчество в системе  ДОД как средство формирования эстетической культуры  детей             2. 3. Развитие интеллекта, эмоционально ­ волевой сферы, творческого мышления учащихся             2.4. Формирование эстетического вкуса в процессе  создания красивых вещей              2.5. Занятие­игра как форма обучения и воспитания  детей младшего школьного возраста в системе ДОД              2.6. Развитие творческой инициативы на занятиях  декоративно­прикладным творчеством  в УДОД  III. Результативность опыта IV. Библиографический список V. Приложение      I  . Информация об опыте   Страница 3 3 3 3 3­4 4­5 6 6 6­8 8 7 8 10 15 17 20 23 28 31 2 1.1. Тема опыта:            1.2.Сведения об авторе:  «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом» Л Э К аптева Марина Геннадиевна  ­   методист, педагог                                            дополнительного  образования Муниципального  образовательного  учреждения  дополнительного образования детей «Ахтубинский центр  детского творчества МО «Ахтубинский район»,  специалист первой  квалификационной категории, стаж педагогической работы 19 лет.                         1.3.Условия возникновения и становления опыта:  тот опыт сформирован в МОУДОД АЦДТ МО  «Ахтубинский район». Наш центр находится в городе Ахтубинск, Астраханской области. Подавляющую часть населения  близлежащих микрорайонов составляют семьи военнослужащих.   Большинство учащихся живут в семьях, в которых родители имеют высшее,  среднее профессиональное образование. Естественно, что социальный состав  учащихся в большей мере определяет их интеллектуальные, психологические  возможности, личностную направленность. 1.4.Актуальность опыта онец ХХ века  был для нашей страны временем  испытаний. Менялось многое. И перемены эти были трудными.  Но самой трудной  была смена  нравственных, жизненных  ценностей.  Истоки детской агрессивности кроются в  неблагополучной социально­психологической атмосфере общества, которая, в свою очередь, связана с целым комплексом причин. К их числу относятся:  разрушение нравственных и семейных устоев, ранняя алкоголизация  несовершеннолетних, рост в их среде наркомании, ослабление воспитательной функции школы, нерациональная организация досуговой деятельности  школьников, безнадзорность детей в каникулярное время. 3 Ощущается острая необходимость снизить напряженность, нетерпимость,  агрессивность среди детей и подростков. Для этого в первую очередь  необходимо увеличить педагогическое влияние на детей, повысить их  занятость социально полезным делом. В этом плане дополнительное  образование детей представляет собой реальную социальную силу, способную  последовательно противостоять натиску всевозможных “контркультур”,  дестабилизирующих молодое поколение. Дополнительное образование,  исходя из своего своеобразия, органически сочетает разнообразные виды  организации содержательного досуга (отдых, развлечения, праздники,  творчество) с различными формами образовательной деятельности и, как  следствие, сокращает пространство девиантного поведения, решая проблему  занятости детей. В этих условиях педагогам нужно было найти те   приоритеты, на которых можно было бы воспитывать молодое поколение.  Именно тогда опыт по художественно­эстетическому воспитанию учащихся  приобрел особую ценность.         Актуальность опыта вытекает из анализа противоречий сложившихся в  современной жизни: 1.     Противоречие между молодежной субкультурой и культурными нормами в их классическом понимании. 2.     Противоречие между нормами нравственности, формами поведения  людей в произведениях классической литературы и кинематографа и  современной литературы и кинематографа.                                                           Каждое противоречие предполагает формулировку задач  по их  решению.  На взгляд педагога эти задачи следующие: 1.       Введение активных форм обучения и воспитания на занятиях. 2.       Расширение сети дополнительного образования, творческих  объединений художественно­эстетического направления. 3.       Введение активных форм контроля  уровня художественной  образованности учащихся.                                                                                     Опыт позволяет реализовать цель: развитие творческих способностей,  творческого воображения, эстетического чувства, пространственного  мышления.       При этом решаются следующие педагогические задачи:                                  ­    повышение мотивации обучения;                                                                         ­    формирование прочных знаний, умений и навыков;                                           ­    организация высокой культуры учебной деятельности;                                    ­    формирование мышления, речи, внимания, художественного вкуса;               ­    воспитание социальных качеств личности (бережного  отношения к  материальной и духовной культуре);                                                                        ­    стремление педагога создать на занятии  условия для сознательного,  активного участия детей младшего возраста в творческой деятельности; 4 Педагог не просто знакомит учащихся с произведениями народного  декоративно­прикладного искусства, но и обучает их на практике  декоративному мастерству. При этом  преподавание выстраивается таким  образом, что учащиеся начинают относиться к курсу обучения как к системе  получения навыков художественного мастерства.       Мариной Геннадиевной разработана программа по основам декоративно­ прикладного искусства, которую она реализует в МОУДОД АЦДТ                     МО «Ахтубинский район». 1.5.Ведущая педагогическая идея опыта  едущей  педагогической идеей опыта является  В      Неотъемлемой частью достижения поставленной цели является  создание  повышение познавательной активности учащихся и развитие  творческих способностей и склонностей, приобщения их к  созданию оригинальных и необходимых в жизни изделий. на занятиях в творческом объединении  условий для сознательного, активного участия воспитанников в творческой деятельности, приносящей радость  преодоления, радость открытия, радость достижения поставленной цели.        Работа по развитию творческих способностей, творческого воображения,  эстетического чувства, пространственного мышления ведется системно.  Такие психологические особенности детей, как: стремление к получению  удовольствия от самосовершенствования, стремление к достижению  максимальной комфортности, способность к маневренности, стремление к  коллективизму дают возможность формировать эстетические чувства через  вовлечение учащихся в различные активные формы познавательной  деятельности, просветительскую работу, творчество. Важно поставить  учащегося из обучаемого в позицию обучающегося, в позицию просветителя.     Принципы  реализации  идеи: ­             развивающее и воспитывающее обучение; ­             системное воплощение идеи; ­             раскрытие творческого потенциала школьников; ­             индивидуальный подход и учет возрастных психологических  особенностей учащихся, возрастных стандартов их социализации.            1.6.Длительность работы над опытом  5 ад этой темой  педагог начала работать три  года  назад. Хотелось сформировать отношения сотрудничества между педагогом  и учениками. Успешность этой работы  зависит от того, как будет реализован  принцип организации  Н О    Технологические идеи, разработанные в опыте, охватывают воспитанников  пыт работы  реализуется через систему занятий в творческом  объединении,  внеклассную работу, участие в выставках, конкурсах декоративно­прикладного творчества  (районных, областных).   совместного творчества педагога, учащихся и их родителей.     1.7. Диапазон опыта  дошкольного,  младшего школьного возраста и имеют продолжение  в среднем звене.        Опыт работы может быть использован не только педагогами  дополнительного образования, но и учителями школ, руководителями   изостудий. Представленный опыт могут использовать педагоги, которые  готовы выйти за рамки программного материала, способные к работе,  требующей больших временных затрат.                                                                    Данный опыт возможно использовать при условии, когда педагог  демократичен и нацеливает учащихся на результат, где педагог всего себя  посвящает развитию детей.     1.8.Теоретическая база опыта. Теоретическая база опыта  основана на:  Идеях Концепции модернизации Российского образования.  Теории  развивающего обучения   Теории  проектно­ориентированного обучения   Работе  отечественных психологов и педагогов, в которых  рассматриваются вопросы организации творческой деятельности  учащихся с помощью создания проблемных ситуаций  Психологические исследования по вопросам развития креативных  способностей учащихся, особенностей их формирования во внеучебной  деятельности. 6 овизна  опыта состоит  в   расширении границ  применения   различных материалов и фактур в ручном труде   ­ что ведёт к повышению интереса к обучению, становлению  творческого потенциала ребёнка. Н Г     Я не первый десяток лет работаю в системе образования.  Для того чтобы   школьников   познавательных интересов, творческих  способностей, духовно­нравственной личности, развитие и  раскрытие индивидуальности ребенка, умеющего жить в  коллективе и строить отношения дружбы.   2.1 Постановка целей и задач опыта и реализация принципов  воспитания лавная цель моей работы это – воспитание у младших  1.9. Новизна опыта.  II   . Технология опыта тесное сотрудничество между педагогом  и детьми было успешным,  необходимо реализовать следующие принципы: 1. Обеспечение субъектной позиции всех участников педагогического  процесса.       Реализация этого принципа означает, что каждому родителю, педагогу,  ребенку предоставлены право и возможность реализовывать свои интересы,  высказывать свое мнение, проявлять активность. 2. Организация совместного творчества педагогов,  учащихся и их  родителей.     Данный принцип включает в себя следующие составляющие:  ­ формирование положительной установки взаимодействующих сторон на  совместную работу; ­ осуществление совместного планирования, организация и подведение итогов деятельности;                                            ­ определение творческих задач и совместный поиск путей их решения;       ­ использование методики организации коллективной творческой  деятельности. 3.Гуманистическая ориентация во взаимодействии с семьей.      В решении этого принципа предполагается следующее: ­ опору на положительные стороны родителей и детей;          ­ доверие ребенку и родителям;                                7 ­ принятие родителей как своих союзников, единомышленников в воспитании  ребенка; ­ принятие и учет традиций семьи, толерантность, уважительное отношение к  каждому участнику взаимодействия, его мнению; ­ заинтересованное отношение к судьбе ребенка, проблемам семьи, защита  интересов ребенка и семьи, помощь в решении проблем; ­ забота о здоровье ребенка, о здоровом образе жизни семьи; 4. Интеграция и дифференциация целей, задач и действий участников  педагогического процесса, направленных на воспитание и развитие детей.     Этот принцип требует: ­ обеспечение взаимной информированности педагога и родителей об  особенностях ребенка, его достижениях и трудностях, выявление общих  проблем для решения; ­ определения, с одной стороны, общих задач воспитания детей, которые  объединяют усилия педагогов и родителей, а с другой стороны,  конкретизации задач для каждой из взаимодействующих сторон. ­ с одной стороны, объединения усилий в достижении общих целей, в решении главных проблем ребенка, а с другой, распределение ролей, функций,  ответственности, обязанностей между педагогом, родителями, детьми.        Сотрудничество взрослых и детей «на равных», творчество и поиск,  отсутствие регламентации и шаблонов, а самое главное забота друг о друге,  окружающих людях, об улучшении самого себя ­  вот толчок для  сотрудничества родители­ученик­учитель.   2.2. Декоративно­прикладное творчество в системе  ДОД как средство формирования эстетической культуры детей едущая роль в становлении личности ребёнка,  формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной  сфере. Именно с этой особенностью психики маленького человека связана высокая сила воздействия на него искусства — явления  В эмоционально­образного по своей сути.  Специфика искусства, особенности языка различных его видов делают  декоративно­прикладную деятельность уникальным средством воспитания,  обучения и развития подрастающего поколения.       Эстетическое воспитание имеет свою особенность — ребёнок  предрасположен к восприятию прекрасного, его душа способна тонко  чувствовать музыку, красоту природы, пусть даже и на интуитивном уровне.         Большими возможностями для формирования эстетической культуры  подрастающего поколения располагает система ДОД. С утверждением её в  системе общего образования появилась уникальная возможность решать  многие воспитательные задачи на новом организационном научно­ 8 методическом уровне. Специфика системы ДОД такова, что позволяет  осуществлять «воспитание без назидания», через творческую деятельность  детей.        Проблема гуманизации и гуманитаризации образования предполагает  выход на принципиально новый уровень эстетического воспитания. В этой  связи декоративно­прикладное творчество направлено на порождение  потребности сохранить и передать потомкам мир жизнедеятельности  человека. Занятия декоративно­прикладным творчеством предоставляют  уникальную возможность для формирования у детей основ бытовой культуры, прежде всего через приобщение их к созданию эстетически значимой  предметной среды, так называемого «мира вещей».         Эти занятия исключительно творческие, способные пробуждать и  развивать детскую фантазию.         Игрушка, сделанная ребёнком с помощью взрослого, является не только  результатом труда, но и творческим выражением его индивидуальности.  Опыт подсказывает, что такие занятия открывают большие возможности для  развития творческой инициативы, будят положительные эмоции,  вдохновляют, активизируют детскую мысль.        Огромное преимущество на пути формирования эстетической культуры,  несомненно, имеет система ДОД, так как она не скована рамками классно­ урочной системы, необходимостью усвоения определённых стандартов.  Именно поэтому она и позволяет реализовать личностную функцию  образования.        Сегодня мы можем с уверенностью сказать, что система ДОД в нашей  стране продолжает развиваться. В настоящее время декоративно­прикладное  направление остаётся одним из самых популярных среди детей и родителей.  В условиях идеологического вакуума именно через искусство, декоративное  творчество передаётся духовный опыт человечества, что способствует  восстановлению связи между поколениями.       Как и многие другие, наше творческое объединение располагает многими  возможностями, чтобы формировать у ребёнка эстетическую культуру через  развитие интеллекта, исторической памяти, приобщение к труду.       Эстетическое воспитание детей — это способность к полноценному  восприятию прекрасного в жизни, природе, искусстве и обществе. Прекрасное воздействует на ум, душу, волю, обогащает духовный мир ребёнка. Задача  педагога не погасить естественного порыва учеников, а постепенно прививать  им навыки, без которых невозможно обойтись. Педагог должен  заинтересовать, объяснить необходимость приобретения умений и навыков.  УДО должно различными методами эстетического воспитания воздействовать на ум и чувства ребенка, пробуждая в нём эстетические эмоции, приобщая его к постижению красоты, гармонии во всех её проявлениях, а также развивая  его творческие возможности, творческую активность.  9 Чтобы подготовить ребёнка к жизни, нужно не только дать ему  разностороннее образование и воспитание, но и развить его индивидуальные  способности, научить создавать новое, жить и творить по законам красоты.        Творческая самореализация ребенка в различных видах деятельности  формирует потребность в саморазвитии, стимулирует постоянный творческий рост.         Реальное соприкосновение ребёнка с процессом творчества формирует у  него готовность и привычку к творческой деятельности. Именно поэтому  наши учащиеся так охотно включаются в самые разные начинания, требующие поиска, выдумки, принятия нестандартных решений.  Всё это позволяет ребёнку реализовать себя во внеучебных сферах  деятельности, пережить ситуацию успеха, повысить собственную самооценку  и свой статус в глазах сверстников, педагогов и родителей.  Только придя в систему ДОД и занимаясь там по собственному желанию,  ребенок переходит на иной уровень понимания. Занятия творчеством педагог,  старается строить так, чтобы детям был понятен и интересен изучаемый  материал. Эти занятия важны тем, что приобретаемые знания и навыки  применяются младшими школьниками в их практической деятельности,  способствуют проявлению у детей элементов творчества, формируют их  эстетические взгляды. Такие занятия учат детей с первых шагов обучения  представлять мир как единое целое, в котором все элементы взаимосвязаны.           Первостепенное внимание в эстетическом воспитании должно быть  обращено на значение для учащихся художественного, духовно ­  содержательного опыта народа, который является своего рода “программой  социального наследования”. Он передается из поколения в поколение через  чувственно ­ эмоциональную, историко­социологическую информацию  педагога.           Итак, увлекая в творческие объединения ручного труда младших  школьников, педагог закладывает прочный фундамент эстетического,  нравственного потенциала личности. Принимая во внимание то, что ребёнок  на таких занятиях получает конкретные навыки и умения, нельзя не отметить  то, что другого предмета, равноценного ручному труду по развивающему  потенциалу, найти практически невозможно.        В объединениях художественного творчества можно найти время для  разговора о том, каким могущественным действием обладает искусство:  воспитывает высокие чувства, развивает воображение, побуждает к добрым  делам и поступкам, является источником положительных эмоций, оказывает  общее положительное влияние на организм человека и его здоровье. Также  занятия рукоделием могут быть прекрасным поводом для разговора о семье,  её значении в жизни человека, о семейных традициях и образе жизни.        Уместно также поразмышлять о том, как спокойная, приятная работа  10 может влиять на здоровье, успокаивая человека, вызывая положительные  эмоции, помогая ослабить реакции стресса.  2.3. Развитие интеллекта, эмоционально­волевой сферы,  творческого мышления учащихся.                                  «Истоки способностей и дарования детей ­ на кончиках их пальцев»1 Р учной труд — это мощное средство, прекрасный  «гимнастический снаряд» для развития прежде всего интеллекта и  эмоционально­волевой сферы младшего школьника. Но, как и любой  другой снаряд, он выполняет свою роль только при условии его грамотного  использования, когда дети будут работать на нём активно, с максимальным  включением интеллекта, воли, эмоций. Подобную активную деятельность  может обеспечить далеко не всякая ручная работа, а лишь сознательная,  требующая самостоятельности, понимания смысла действий. Поэтом, работая именно с младшими школьниками, педагогу необходимо обращать  _______________________________  1 В.А.Сухомлинский. Собрание сочинений  внимание на возрастные особенности развития восприятия, мышления  воспитанников.                                                                                                   Обратимся к примеру.                                                                                              На первом этапе обучения в школе занятия ручным трудом играют роль  именно этого «гимнастического снаряда» в высшей степени. Достаточно  вспомнить с каким трудом дети учатся письму. Чтобы преодолеть эту  трудность, нужно применять специальные развивающие упражнения для  развития мелкой мускулатуры кисти рук и точной координации движений.  Эти упражнения можно проводить во внешкольной деятельности, на занятиях  т/о ручного труда, в частности при работе с пластилином. Пластические  свойства пластилина позволяют использовать его в качестве укрепляющего  инструмента. Очень большой популярностью у воспитанников пользуется  аппликация из пластилина на картоне. Эта работа требует мышечного  напряжения, большого терпения, усидчивости, трудолюбия. Большой простор  для выбора сюжета, цвета, формы (выпуклой или плоской) развивает  творческую инициативу, фантазию. В итоге работы получаются необычные,  интересные.     Ребёнок воспринимает окружающий его мир наиболее полно, ярко и  адекватно благодаря разнообразным ощущениям, которые он испытывает,  непосредственно соприкасаясь с предметами и материалами. Он видит эти  предметы и осязает их, получает определённые понятия о таких свойствах,  как гладкость или шероховатость, лёгкость или тяжесть, холод или тепло,  сухость или влажность и пр. Для развития младшего школьника это очень  11

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение творческого потенциала ребёнка на занятиях ручным трудом»

Обобщение опыта по теме: «Повышение   творческого  потенциала ребёнка  на занятиях ручным трудом»
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
29.01.2017