Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"
Оценка 4.8

Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"

Оценка 4.8
Руководства для учителя
docx
МХК
Взрослым
23.03.2017
Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"
В статье дается обобщение опыта моей работы по духовно-нравственному воспитанию детей на уроках мировой художественной культуры. Методика курса МХК направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение с прекрасным. Начинать изучение мировой художественной культуры необходимо с 5 класса. В этом учителю может помочь программа Г.И. Даниловой.
Самойлова С А МОУ СОШ 2 р.п.Дергачи.docx

Самойлова С.А,

МОУ «СОШ №2 р.п. Дергачи»,

учитель русского языка

и литературы

«Духовно-нравственное воспитание на уроках МХК

 ( с использованием инновационных технологий )

Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Искусство играет большую роль в духовноор-а-нравственном воспитании школьников. Еще Аристотель писал, что искусство способно оказывать влияние на душу человека, а поскольку оно обладает таким свойством, то должно быть включено в число предметов воспитания молодежи.

Современная школа, активно влияя на формирование мировоззрения учащихся, способствует их духовному и нравственному становлению, вносит определённый вклад в решение проблем, связанных с преодолением духовного кризиса в обществе (рост преступности, алкоголизма, наркомании, суицида, беспризорности, оккультизма и т. д.).

Слайд 2 В наше непростое время именно педагогу предстоит довольно сложная работа – не только расчленить, «что такое хорошо и что такое плохо», но научить ребенка жить по-христиански, «сотрудничать» с ним в деле его духовного становления.

Я уже нескольких лет преподаю  предмет МХК и считаю, что именно этот предмет  как учебная дисциплина наряду с литературой (поскольку я филолог по образованию) обладает достаточными ресурсами для воспитания духовно-нравственной составляющей у учащихся. Методика курса МХК направлена на воспитание читателя, зрителя, слушателя, на развитие способности детей воспринимать культуру, обогащать свой духовный мир через общение  с прекрасным. На уроках я использую инновационные методы обучения: использую возможности электронного дневника, Фоксфорда. Работаем с учащимися в приложениях «ЯКласс», «Тесты», «Библиотека», активно участвуем в олимпиадах по гуманитарным предметам. Сама я прошла дистанционный курс по ИКТ-грамотности и получила сертификат.

 Задача учителя — так организовать встречу  учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у  детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые раскрывает перед ними художник и которые приглашает осмыслить. Не рассказ об искусстве, а само искусство должно воздействовать на чувства и мысли ученика.

От чувства к мысли, через эмоциональное к рациональному — таков путь воздействия искусства на человека. «Взволновав, заставить задуматься» — эта формула Лии Михайловны Предтеченской стала концентрированным выражением сущности методики преподавания МХК. [23, c.143]

Слайд 3 Сегодня, изучая произведения искусства, учитель имеет возможность говорить о духовно-нравственных категориях, живительным источником которых всегда для русского человека являлось православие. Слайд 4 Православие является традиционной и культурообразующей религией на Русской земле с 988 года. Это означает, что с конца X века Православие становится духовно-нравственным стержнем общества, формируя мировоззрение, характер русского народа, культурные традиции и образ жизни, этические нормы, эстетические идеалы. Христианская этика в течение веков регулировала человеческие отношения в семье, быту, на производстве, в общественных местах, определяя отношения россиян к государству, людям, предметному миру, природе. Лучшие творения русской живописи, архитектуры, скульптуры, поэзии посвящены сюжетам Ветхого и Нового Заветов. Православная Церковь и русский народ несет в себе идеалы, несравнимо более высокие и значимые, нежели сиюминутная выгода, материальные ценности и земное бытие.

Начинать изучение мировой художественной культуры необходимо с 5 класса. В этом учителю может помочь программа Г.И. Даниловой.

На уроках МХК в 5 классе рассматриваются наиболее известные сюжеты и образы античной мифологии, не утратившие актуальность и нравственную значимость для нашего времени. Особое внимание уделяется их художественно­му воплощению в различных видах искусства. Однако на первый план выдвигаются идейно-нравственные и эстетические проблемы.

Слайд 5 К примеру, рассматривая интерпретацию образа Прометея в произведениях Эсхила, Байрона, Гете, Ф.Г. Гордеева, мы убеждаемся, что Прометей – сильная, свободолюбивая личность, борющаяся за возвышенные идеалы. Рубенс рисует образ борца, морального победителя в условиях физического страдания.

Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей.

Слайд 6 Сам Прометей – это мощный герой, молчаливо терпящий любую казнь и не боящийся  никаких угроз и наказаний. Это непреклонная личность, без всяких колебаний и противоречий.

Также на уроках учащиеся рассматривая репродукции художников определяют из каких красок состоит цвет неба, земли, деревьев, различных предметов в исполнении мастеров, учатся анализировать работы известных художников.

На таких уроках прослеживается метапредметная связь по ФГОС (литература и искусство, история).

Слайд 7 При изучении мифа о боге огня Гефесте я  ставлю перед классом проблемный вопрос: всегда ли талантливый человек должен быть красив внешне, могут ли физические недостатки человека быть преградой его таланту и умениям? На примере мифа о Гефесте можно сказать, что для таланта нет преград, и физически неполноценный человек может быть по-своему красив в свете таланта и доброты.

Слайд 8Миф об Орфее и Эвридике поведает пятиклассникам о могучей силе искусства и всепобеждающей силе любви, для которой нет преград.

Слайд 9 Дети учатся анализировать работы известных художников: Райланда, Тициана, Джона, Фредерика Лейтона.

Раздел “Устное народное творчество” в 6 классе  по литературе представлен былиной об “Илье Муромце и Соловье Разбойнике”. Наделяя героев-богатырей сказочной силой и удалью, сказители говорят о настоящих защитниках Земли Русской.

Слайд 10 Одновременно мы рассматриваем с учащимися репродукцию картины В.Васнецова «Три богатыря». Описывая ее, ребята приходят к выводу, что «образы Ильи, Добрыни и Алеши — большая удача русской исторической живописи. В них величаво воплощена правда о народе, в них выражена любовь к русскому человеку и вера в самые лучшие, высокие его качества, дающие ему право на великое будущее."

Слайд 11 В центре внимания шестиклассников Библия -  величайший памят­ник   литературы,    истории,    источник   творческого вдохновения для многих деятелей искусства в различные художественно-исторические эпохи. Главная задача уроков — показать духовное богатство и красоту биб­лейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства.

    На уроках МХК мы не только анализируем интерпретацию библейских сюжетов в произведениях искусства, но и  рассматриваем библейские заповеди и притчи как искусство жить среди людей, объясняем, что в них сосредоточен опыт многих поколений.

Главный вопрос уроков: какими должны быть люди,  какие нравственные качества одобряются людьми, какие – осуждаются. На первом плане оказываются такие нравственные категории:

- добро как благо в сопоставлении со злом;
- что есть благо, благополучие, благодарность, благородство;
- что такое чувство собственного достоинства и как оно связано с великодушием;
- милосердие и готовность помочь людям;
- зло в контексте человеческого злословия, злорадство;
- раскаяние как признание вины.

Слайд 12 Хотелось бы в связи с этим привести пример. Посмотрим, как, знакомясь с библейской легендой об Авеле и Каине, можно средствами искусства разбудить в детях чувство неприятия преступления. Рассматривая интерпретацию этой легенды в искусстве, мы с детьми, конечно, говорим и о нравственном смысле этой истории.

Слайд 13 И вот в небольшой творческой работе ученицы, посвященной сопоставлению скульптур итальянского художника Дж. Дюпре "Каин" и "Авель", я прочитала такую фразу: "У каждого человека есть шанс быть Авелем, а можно стать Каином. Важно не ошибиться и сделать правильный выбор в жизни".

Таким образом, нравственные и эстетические проблемы выдвигаются на первый план, но к решению этих вопросов ученик подводится постепенно, в процессе непосредственного общения с искусством. Так ученики постепенно приобщаются к духовному поиску, стремясь к Красоте поступка.

В 7 – 8  классах у детей наступает пора нравственного самоуглубления. Они постепенно отходят от наивного реализма в восприятии мира. В этом возрасте отношение к искусству становится личностным. Возникает интерес к собственному внутреннему миру, заполненному субъективными  переживаниями. Внутренний мир человека составляет основу содержания курса 7 класса, который озаглавлен «Мир и Человек в искусстве». Поиски идеала Человека, нашедшие отра­жение в религиозных представлениях и замечатель­ных художественных образах женщины-матери, за­щитников Отечества, идеалах благородного рыцарст­ва, становятся доминантой изучения.

Слайд 14

Например, посвящая урок образу Георгия Победоносца в искусстве, я показываю детям, что история жизни святого Георгия – пример стойкости и твердости характера, преданности идеалам.

Слайд 15-16 Рассматриваем статую Дантелло «Святой Георгий», репродукцию картины Рафаэля Санти «Святой Георгий».

При изучении темы «Идеал благородного рыцарства» учащиеся получают задание составить кодекс рыцарской чести, в который обязательно включают такие ценности, как защита Отечества, забота и милосердное отношение к слабым и беззащитным, верность долгу.

Слайд17 Уроки, посвященные древнерусскому искусству, способствуют воспитанию чувства сопричастности к истории Родины, воспитывают уважение к культурному наследию нашей страны. На этих уроках использую видеоуроки и видеофрагменты из цикла фильмов «Архитектура России» разных эпох. На уроке «Архитектурный облик Древней Руси» учащиеся знакомятся со своеобразием древнерусского зодчества, с особенностями архитектуры Киева, Великого Новгорода, Владимиро – Суздальского княжества. Эпиграфом к уроку я использую  слова из произведения древнерусской литературы «Слово о погибели Русской земли»:

«О, светло светлая и украсно украшена земля Русская! И многими красотами удивлена еси: городы великими, селы дивными, домы церковными… Всего еси исполнена земля Русская!..» 

Учащиеся совершают заочную экскурсию в соборы святой Софии в Киеве и Новгороде, Дмитриевский собор во Владимире, читают заранее подготовленные доклады об архитектурных шедеврах Древней Руси.

Слайд 18 Большой эмоциональный подъем вызывают у учащихся уроки, посвященные русской иконописи, жизни и творчеству великих иконописцев Феофана Грека и Андрея Рублева.

Анализируя шедевр древней иконописи «Святую Троицу» Андрея Рублева, я обращаю внимание учащихся на ясный, чистый и прозрачный облик иконы, который создают необычайно яркие и светоносные краски. Нежные и величавые фигуры ангелов как будто преображены мягким сиянием. В иконе нет движения, действия, особая тишина ощущается в ней. На вопрос, как вы понимаете смысл этой иконы, учащиеся отвечают:

- Мне кажется, икона символизирует мир и согласие между людьми.

- От иконы идет ощущение покоя, тишины.

   Возвышенный образ материнства и жертвенной любви к людям мы с ребятами находим в произведениях, посвященных Богоматери. Работа над сочинением «Образ женщины-матери сквозь века», сопоставление икон с изображением Богоматери, ( слайд 19)картин Рафаэля «Сикстинская мадонна», (слайд 20)Леонардо да Винчи «Мадонна Литта»,(слайд 21) К.С. Петрова-Водкина «Мать», «Богоматерь Умиление злых сердец», А.А. Дейнеки «Мать» помогает детям ощутить возвышенность и поэтичность образа матери, его душевную чистоту и нравственную силу, нежность и трепетность материнских чувств.

Мы видим, что в произведениях мирового искусства нашли отражение поиски духовной красоты Человека. Когда на уроках  говорим о чертах высоконравственного человека, приходим к выводу, что он в гармонии с собой, людьми, миром.

Курс 8 класса посвящен изучению художественных традиций народов мира, рас­крытию их внутренней сущности и характерных осо­бенностей. Различия между культурами разных стран, нашедшие отражение в произведениях искус­ства, обычаях, праздниках и религиозных представ­лениях о мире, составляют его содержание. Очень важно, чтобы ученик осознал свою принадлежность к национальным  традициям отечественной культуры, чтобы он не без гордости ощущал себя гражданином своей страны, соотечественником великих творцов русской культуры.

В то же время важно воспитывать уважение к национальным и универсальным ценностям, способность понимать и принимать свою и чужую культуру. Гордость за свою историю, свою культуру не должна приводить к попыткам принизить ценность и значимость других народов, других культур.

На уроках МХК дети не только узнают о многообразии культурно-исторических традиций, религий и укладов, об особенностях материальной и духовной деятельности людей разных стран, но и учатся бережно относиться к непонятной порой культуре, понимать специфические особенности искусства других народов, уважительно воспринимать человека с отличным от своего мировоззрением. Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и юношества гуманистических позиций по отношению к другим людям.

Искусство является могучим средством духовного возвышения человека, развивает его эстетическую культуру, учит понимать прекрасное и строить жизнь по «законам красоты».

При изучении в 9 классе раздела «Виды искусства» дети осваивают «понятийный аппарат» искусствоведческой работы, учатся понимать законы создания художественного образа.

Непреходящие ценности отечественной и мировой художественной культуры и искусства, воплощая вечную истину «прекрасное пробуждает доброе», как никогда нужны современной школе. Курс МХК призван способствовать становлению личности школьника, формированию его духовного мира, ибо соприкосновение и знакомство с шедеврами мировой культуры помогает выработать критерии красоты и нравственных приоритетов, формирует понимание цели жизни и предназначения каждого из людей, приходящего в этот мир для добра и созидания. [2, c.24]

Через тщательно продуманную систему уроков МХК я  стараюсь  помочь детям найти себя в прекрасном мире русской культуры и искусства, сердцем которого является православие. И первостепенной задачей я считаю создание на уроке особого духовного пространства.

Таким образом, та двухтысячелетняя традиция, которая живет в Православной Церкви, должна быть использована в духовно-нравственном воспитании подрастающего поколения. Помимо духовных сокровищ Православие обладает и огромными культурными богатствами, владеет уникальными знаниями о душе человека и окружающем мире. Ни один человек не может быть, по-настоящему образован, если он не представляет, какую роль сыграла Церковь в становлении и развитии российской государственности, социальном и культурном развитии нашего Отечества. Это очевидно, это все признают. Христианские принципы устроения как внутреннего мира человека, так и общества обладают высочайшим воспитательным потенциалом. Не учитывать всего этого (что, к сожалению, имело место в прошлом) — значит наносить очень серьезный урон культуре, науке, образованию, а самое главное, внутреннему миру человека. [3, c.4]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                Список литературы:

1.Незнаева Ю.Ю.МОДЕЛЬ ФОРМИРОВАНИЯ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННОЙ СФЕРЫ СРЕДСТВАМИ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ  И ИСКУССТВА // Современные проблемы науки и образования. – 2015. – № 1-1.;

2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России- 24 с.

3. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуального развития личности ребенка. М.,2010. - 211с.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 

Самойлова С.А, МОУ «СОШ №2 р

Самойлова С.А, МОУ «СОШ №2 р

Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые…

Задача учителя — так организовать встречу учащихся с шедеврами мирового искусства, чтобы оно вызвало у детей сопереживание, яркий эмоциональный отклик на те проблемы жизни, которые…

Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей

Дух человека нельзя ничем побороть, никакими страданиями и угрозами, если он вооружен глубокой идейностью и железной волей

Главная задача уроков — показать духовное богатство и красоту биб­ лейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства

Главная задача уроков — показать духовное богатство и красоту биб­ лейских сюжетов и образов, нашедших воплощение в различных видах искусства

Мир и Человек в искусстве» .

Мир и Человек в искусстве» .

В иконе нет движения, действия, особая тишина ощущается в ней

В иконе нет движения, действия, особая тишина ощущается в ней

Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и…

Именно в этом заложены неограниченные возможности в плане понимания своего и иного «культурного поля», восприятия мира во всем его художественном разнообразии, формирования у детей и…

Список литературы: 1.Незнаева

Список литературы: 1.Незнаева

Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"

Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"

Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"

Обобщение опыта работы по теме "Духовно-нравственное воспитание учащихся на уроках МХК"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
23.03.2017