Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"
Оценка 4.6

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Оценка 4.6
Лекции
doc
воспитательная работа
1 кл—4 кл
20.06.2017
Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"
В данном материале обобщен опыт работы учителя, который использует приемы театрализации на уроках и во внеурочное время, как средство формирования УУД у младших школьников.Какие методы и приемы используются на каждом предмете : литературного чтения, русского языка, математики , окружающего мира, технологии и изо.
Старая, новая театрализация.doc
Свою тему для разговора с вами я назвала:   «СТАРАЯ –НОВАЯ ТЕАТРАЛИЗАЦИЯ». Речь пойдет о той самой театрализации, которая формирует  личностные и метапредметные УУД у младших школьников. И начать свое выступление я хочу со слов Сухомлинского:                                      Духовная жизнь ребёнка полноценна                                           лишь тогда, когда он живёт в мире игры,                                           сказки, музыки, фантазии, творчества.                                           Без этого он – засушенный цветок. Актуальность: В. А. Сухомлинский В   соответствии   с   реализацией   ФГОС,   современная   система образования   направлена   на   формирование   высокообразованной, интеллектуально   развитой   и   творческой   личности.   Важнейшей отличительной   особенностью  новых   федеральных   стандартов является  ориентация   на   результаты  образования   на   основе системно­деятельностного   подхода.  Деятельность  выступает   как внешнее   развитие   у   школьников   познавательных   процессов, исследовательских   навыков   и   творческого   потенциала.   Значит, образовательная   задача   состоит   в   организации  условий, направленных на активизацию действий учеников.  Новой   задачей   становится   обеспечение   развития универсальных   учебных   действий,  настраивают учащихся на «умение учиться», формируют способность личности к саморазвитию   и   самосовершенствованию   путем   сознательного   и активного   освоения   нового   социального   опыта,   а   не   только приобретения   учащимися   конкретных   предметных   знаний   и навыков.         которые Этим задачам в начальных классах могут отвечать только  нетрадиционные формы организации учебного процесса, к которым  и относится введение в образовательный процесс элементов  театрализации, в том числе и использование на уроке музыкальных  произведений, произведений изобразительного искусства, т.е. всего  того, что воздействует на эмоциональную сферу ученика,  активизирует его внимание, воображение, фантазию. Формы, приёмы и средства театральной педагогики Сочинительство Театральные игры и упражнения Этюды Пантомимика                 Сказкотворчество Кукольный театр          Какие же основные задачи выполняет театрализация? развитие и коррекция всех психических познавательных процессов;  • развитие памяти;  • расширение словарного запаса; • автоматизация звукопроизношения, выразительности речи; • здоровьесбережение (снятие психической и физической  утомляемости учащихся, развитие моторики и двигательной  активности, а также раскрепощение ребенка; •  социокультурное самоопределение, успешная социализация,  гармония межличностных взаимоотношений.            Учитывая индивидуальные психологические особенности  младших школьников, их потребность в движении, в чувственном  переживании произведений, ведущей роли наглядно­образного  мышления, использую элементы театрализации не только на уроках  литературного чтения, но и на уроках математики, русского языка,  окружающего мира, технологии и ИЗО. Урок  литературного чтения Урок  русского  языка Урок  математики 1. Инсценирование  2. Чтение по ролям  3. Изменение сюжетной линии  4. Придумывание продолжения произведения  5. Образное фантазирование по описанию 6. Непосредственное сочинение литературных  произведений  7. Создание устных диафильмов  8. Словесное рисование  1. Работа над артикуляцией  2. Создание образа буквы и звука (вербальное и  невербальное)  3. Инсценирование правил теории русского  языка  4. Лингвистические загадки, ребусы  5. Работа над расширением словарного запаса  (создание театрального образа нового слова)  1. Путешествие с вымышленными героями  (Точка в Стране Геометрии, фигуры и символы) 2. Создание театрального образа  математических понятий (периметр, уравнение,  отрезок)  3. Ролевые игры («Магазин», «Школа»)  4. Инсценированные математические  головоломки  Урок  окружающего  мира 1. Коллективные ролевые игры  2. Загадки­описания «Узнай, кто я?»  3. Игры на классификацию  4. Групповые представления на заданные темы  Урок  1. Театральные зарисовки технологии и  ИЗО 2. Игра «Чудесные превращения»  3. Творческое рисование 4. Иллюстрирование своих и авторских  произведений  5. Изготовление костюмов и реквизита       Элементы театрализации применяю на разных этапах урока:  в начале урока ­ для привлечения внимания,  в середине – для того, чтобы сменить вид деятельности и  заинтересовать учащихся, а также дать эмоциональную разгрузку,   в конце урока – для закрепления пройденного материала.    В рамках урока литературного чтения больше возможности использовать элементы театрализации, так как литература и театр ­ два вида искусства, общим для которых является слово.  Урок литературы ­ это маленький спектакль, в котором «играют  все», даже самые «тихие» актеры, втягиваются в действие как  будто поневоле, но мимика и выражение глаз выдают их внимание и  интерес к происходящему.           В книгах для чтения для начальной школы огромный выбор  произведений, подходящих для драматизации.  Начиная с самого  простого – обыгрывания каких­то небольших парономазий – это  стилистическая фигура речи, образного сближения слов, схожих по  звучанию при частичном совпадении морфемного состава, в речи  используется каламбурно.          (Праздник Первоклассника)          С самого первого класса инсценируем всем известные с  детства сказки «Колобок», «Репка», «Заюшкина избушка»,  «Золушка» (отрывок из Золушки).                  К четвёртому классу произведения и эпизоды берутся уже  более сложные, требующие уже некоторых актёрских навыков.   Дети с удовольствием участвовали в инсценировке басен Крылова, эпизодов из «Сказки о потерянном времени» Е. Шварца, рассказов  В. Драгунского, эпизодов из сказок А. С. Пушкина, В. Бианки  «Репортаж со стадиона Жукамо» (Жукамо) Что же касается стихотворного текста, то и он активизирует весь   организм   ребенка,   стихи   носят   не   только   тренировочный характер   для   формирования   четкой,   грамотной   речи,   но   и развивают эмоциональную сферу ребенка, делают увлекательными различные игры и задания. Особенно нравятся детям диалогические стихи. Говоря от имени определенного действующего лица, ребенок легче раскрепощается, общается с партнером. (сценки) На   уроках   окружающего   мира   использую   метод моделирования реальных   ситуаций, с которыми дети сталкиваются в   реальной   жизни,   позволяющие   выявить   модели   поведения, взаимоотношения   людей,   а   так   же   отношение   людей   к   другим объектам окружающего мира (животным, растениям, и др.). Дети делятся   на   две   группы­актёров   и   зрителей.   Учащиеся­актёры проигрывают перед зрителями определённые ситуации. Учащиеся­ зрители   внимательно   следят   за   действием   актёров   и   дают   им оценку.   При изучении животных и растении дети перевоплощаются в этих животных и растения и ведут между собой небольшую беседу. (Бианки ТЕРЕМОК)       Иногда даже несколько минут веселой игры решают сразу несколько   проблем.   Про   уроки   рус.яз,   литературного   чтения, окр.мира понятно, но даже уроки математики становятся не такими скучными  благодаря   использованию   стихотворений,   сказок,   инс­ ценировок и проходят эмоционально насыщенно.    (демонстрация решения задачи) Вот фрагмент урока математики: Хозяйка однажды с базара пришла, Хозяйка с базара домой принесла: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Вот овощи спор завели на столе – Кто лучше, вкусней и нужней на земле: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка иль свёкла? Ох!.. Хозяйка тем временем ножик взяла И ножиком этим крошить начала: Картошку, Капусту, Морковку, Горох, Петрушку и свёклу. Ох!.. Накрытые крышкою, в душном горшке Кипели, кипели в крутом кипятке: Картошка, Капуста, Морковка, Горох, Петрушка и свёкла. Ох!.. И суп овощной оказался неплох! ­   Я   вас   просила   предварительно   узнать,   сколько   стоит   кг   этих овощей? (Учащиеся заранее узнавали цену товара в магазине.) Картофель – 20 руб./кг  Капуста – 15 руб./ кг  Морковь – 58 руб./кг  Горох – 28 руб./ бан.  Свёкла – 20 руб./кг  Петрушка – 10 руб./пучок  ­ Давайте попробуем составить задачу, используя эти данные. ­ Что, используя эти овощи можно приготовить? – А теперь давайте сварим обед из овощей для всего класса точно так, как героиня стихотворения С. Михалкова «Овощи» (первое и второе блюдо) ­Что   нужно,   чтобы   приготовить   какое­нибудь   блюдо?   (рецепт,   в котором указано необходимое количество продуктов) ­Для   того,  чтобы   накормить   обедом  из  2­х  блюд   наш   класс   нам понадобится: РЕЦЕПТ: Требуется: 2 кг картофеля, 2 кг капусты, 1 кг моркови, 3 баночки горошка, 1 пучок петрушки, 2 кг свёклы. ­ Сколько кг овощей нам понадобится? (11 кг) – А во сколько обойдется нам обед из овощей? (262 рубля). Теперь переведите полученный результат в копейки – 26200 копеек. – А как сделать так, чтобы это блюдо стоило дешевле? ВЫРАСТИТЬ ЭТИ ОВОЩИ САМИМ!          Дети (а малыши особенно) на уроках быстро устают не только от   сидения   за   партой,   но   и   от   невозможности   общаться   друг   с другом,   потому   что   нельзя   нарушать   тишину.   И   физминутки   в начальных   классах   помогают   решить   эту   проблему.   Давайте   мы тоже в качестве физминутки сделаем следующее: ФИЗМИНУТКА:   Например, очень простая скороговорка  «Семь слонов сломали семь стульев и семь столов».   Детям   предлагается   произнести   ее   с   различными   эмоциями   и интонацией:   радостно,   грустно,   весело,   со   страхом,   осуждающе, поощрительно,   гневно,   недоуменно,   с   возмущением,   иронично, жалуясь,   восхищаясь,   ябедничая, невозмутимо, дразня…   по   секрету,   удивляясь, ­ Давайте и мы с вами отдохнем и попробуем поиграть. ­  Сначала произнесите эту скороговорку в полголоса. ­   Теперь   попробуем   добавить   в   произношение   радость,   грусть   и произнесем по секрету.  Слушая стихотворения и сказки, предложенные мной, дети со временем   сами  начинают   пробовать  свои  силы  в  сочинительстве. Вот что получалось у детей в 1 классе: ­Дерево знаний, Расти! Расти! Чтению нас Ты научи! (Трауш Диана) ­Розы, розы, розы, Доченьки Мороза! Вы так красивы и милы, На окна льдом вас нанесли! (Черевашенко Алиса) ­На окошке нашем сказка! Дед Мороз её писал. Он раскрасил  её белой краской, С Новым годом поздравлял! (Цветкова  Женя)   Умение сочинять стихи и сказки приходит не сразу. Как и всякое   умение,   его   надо   оттачивать,   совершенствовать.  (показ сказок).   Разрабатываемый   ребёнком   материал составляющей его портфолио. (показать папку портфолио)    становится Театральная   деятельность   конечно   трудоемка.   Занимает достаточно времени, но зато я вижу ощутимые результаты от этой деятельности. Причем результаты, которые направлены на второй и третий уровни. Уровни результатов деятельности (читать со слайда) Первый уровень Третий уровень Школьник   знает   и Школьник   ценит Школьник Второй уровень в самостоятельно действует   общественной жизни Получение школьником   опыта самостоятельного социального действия. понимает общественную жизнь  общественную жизнь      Формирование позитивных отношений школьников к базовым   ценностям общества   (человек, семья,   Отечество, мир, природа, знание, труд, культура).           о Приобретение школьником социальных   знаний (об   общественных нормах, об устройстве общества, социально одобряемых неодобряемых формах     поведения в   обществе   и   т.п.), понимание социальной реальности повседневной жизни. и и   Помогают   нам   в   этом   и   наши   выходы   с   показом театрализованных   представлений   и   в   детские   сады,   библиотеку имени Иванова, а также выступление на городских площадках. В прошлом году мы участвовали на выставке БАЛТИКЭКСПО  «Мир семьи» в рамках проекта, посвященного 70­летию Победы.  Т.е.   театральная   педагогика   может   эффективно реализовываться совместно с проектной деятельностью учащихся. В таком   случае   само   представление   или   спектакль   будет   являться продуктом проекта. (Книга памяти)             Уроки   с   элементами   театрализации,   ролевыми   играми   и другими   методами   театральной   педагогики   положительно костюмы, воспринимаются   не   только   учениками,   но   и   их   родителями. Родители   становятся   тоже   участниками   образовательного    процесса.     Если   это   классный   проект,   то   мы   вместе   готовим реквизит,   участвуем   в представлении. У детей ярко выражена потребность в общении как друг с другом, так и со взрослыми.  Такая совместная творческая деятельность   способствует   сплочению   детского   коллектива, создает   эмоциональный   фон   в   классе   и   удовлетворенность родителей от организации педагогического процесса.   проводим   репетиции, Но   использование   элементов   театрализации   не   заключено только в рамках уроков. Как классный руководитель, использую их и во внеурочной деятельности. В   нашей   школе   ежегодно   проводятся   и   Конкурсы   чтецов,   и различные   праздники,   проекты,   к   которым   ребята   готовятся,   а потом показывают театрализованные  представления для  гостей и учащихся школы и родителей. Вот тут­то мы и выносим все наши театральные способности на сцену.                            В такой работе с использованием элементов театрализации я  вижу  определенные результаты: проявившиеся в поведении  большинства учащихся: ­ Исчезли страх и скованность, явно исчезло насмешливое  отношение друг к другу. Дети стали активными, инициативными.  Теперь на мой вопрос или любого педагога­предметника, кто хотел  бы выполнить то или иное упражнение, поучаствовать в  мероприятии, выступить, поднимается лес рук, чего было не  добиться в начале пути. Даже вот в таких выступлениях мальчишки  с удовольствием принимали участие. (Бабушки­старушки) ­ Исчезла агрессивность в индивидуальном поведении и общении.  Появилась доброжелательность. Новички, приходящие в класс,  буквально со следующего дня признаются классом “своими”.  ­ Исчезла обособленность и внутренняя конфликтность, появилось стойкое желание выполнять различные упражнения коллективно, но не для того, чтобы иметь возможность спрятаться за чужими  спинами, а чтобы чувствовать и самому оказывать поддержку  партнеру. Появилось чувство единства команды­класса.  ­ Заметно снизилось бытовое психоэмоциональное напряжение  учеников. Исчезли многие индивидуальные зажимы. В лучшую  сторону изменилась речь.  ­ У многих детей обнаружились и развились творческие  способности: художественные, музыкальные, поэтические (многие  сочиняют стихи, сказки). Иными словами, результаты показывают,  что у многих детей их способности стали перерастать в творческие  потребности.         Недаром говорят, что каждый ребенок талантлив. Нужно  только раскрыть его талант. Театрализация как раз и помогает  развить талант каждого, что позволит ребенку найти себя и свой  путь в жизни.           Хочется закончить свое выступление словами  К.Д.Ушинского: «Сделать серьезное занятие для ребенка  занимательным – вот задача первоначального обучения», что  я собственно и пытаюсь сделать.

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"

Обобщение опыта "Старая, новая театрализация"
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
20.06.2017