Самообразование как путь повышения профессионального мастерства. (слд. 1)
О.А. Логачева, преподаватель истории и обществознания
МОУ «Ускучская основная общеобразовательная школа»
"Учитель живёт до тех пор, пока учится,
как только он перестает учиться,
в нём умирает учитель"
К.Д.Ушинский
(слд. 2)
Проблема самообразования стала особенно актуальна в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с информацией являются ключевыми. Современная система образования требует от педагога постоянно совершенствовать свои знания. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.
Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей одновременно гибким мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного пространства общества. Для реализации новых стандартов, нужно, прежде всего, сформировать мотивацию ребенка к необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия и уроки – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной информации и способы ее применения в реальной жизни. Поэтому необходимым условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.
Разные источник дают
следующие определения: (слд. 3)
Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая
самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки,
культуры и т.п. («Педагогический словарь»)
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем
самостоятельных занятий без помощи преподавателя.
Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и
углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и
приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных
требований педагогической и психологической наук.
Самообразование включает в себя несколько этапов: (слд. 4)
1. Выбор направления и темы самообразования.
2. Формулирование цели и задач самообразования.
3. Определение круга источников информации.
4. Выбор формы самообразования.
5. Составление плана самообразования.
6. Определение результата самообразования.
7. Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.
Все существующие формы самообразования можно разделить на индивидуальные и групповые (коллективные). (слд. 5)
Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня, осуществляется через индивидуальный план педагога. (слд. 6)
Источниками для данного вида самообразования служат различная литература (методическая,научно-публицистическая, художественная и др.), газеты, журналы, Интернет-ресурсы. (слд. 7)
Ø Групповая, направленная на активное участие педагога в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.) (слд. 8)
Для успешного результата самообразования педагога должны присутствовать обе формы.
Мною разрабатывается и ежегодно обновляется собственная система самообразования. Она представлена совокупностью следующих компонентов:
1. Мотивационно-целевой. (слд. 9)
Формируя и, образно говоря, «подогревая» мотивацию, в первую очередь система нацелена на удовлетворение потребностей, побуждающих учителя к самообразованию:
-необходимость поиска и анализа новой информации;
-соответствие современным требованиям;
-конкуренция;
-общественное мнение;
- интерес к делу.
2. Содержательный (слд. 10)
Определяется образовательным стандартом и закономерным желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше
3. Организационный компонент – это педагогическое творчество и мастерство. То самое, которое позволяет сделать уроки не похожим один на другой, запоминающимся и уникальным. (слд. 10)
4. Инструментально-технологический- совокупность технологий, методов, форм и приемов моей педагогической деятельности(слд. 11) 5. Рефлексивно-оценочный компонент – тот результат, анализируя который можно оценить результаты деятельности моей собственной и моих учеников. (слд. 11)
Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Использование современных технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования" (слд. 12)
В соответствии с темой самообразования я изучаю и внедряю современные педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. (слд. 13)
Мне оказалась близка по духу педагогика сотрудничества. Я использую систему деятельностного метода обучения, одна из форм которого «обучение в команде». Большой интерес у учащихся вызывает групповая работа, так как она дает радость творчества, ощущение своего роста, приращение знаний, уверенность в себе. Безусловно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. Как правило, я их использую на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения. Особый интерес у ребят 5-6 –х классов вызывают уроки-соревнования. Я считаю, что данная технология не только способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.
С групповым подходом к обучению (с деятельностным методом обучения) органично сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование умений и знаний из различных областей. Используя метод проектов, я формирую ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни.
На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность школьника при изучении истории и обществознания тесно взаимосвязана. Поэтому на своих уроках часто использую элементы поисково - исследовательской технологии.
Часто, применяя поисково - исследовательскую технологию, я использую метод опережающего задания. В результате, учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре исследовательской работы, умение анализировать различную информацию. Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания научно-исследовательских работ и участия в различных конкурсах и олимпиадах.
Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения. В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.
Очень важно использовать ИКТ также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п.
Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий.
На своих уроках я использую следующие типы информационных средств обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты, электронные энциклопедии и учебники, тесты.
Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.
Результаты самообразования: (слд. 14)
Ø Повышение качества преподавания
Ø Разработанные методические пособия
Ø Разработка новых форм, методов и приемов обучения
Ø Доклады, выступления
Ø Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей
Ø Выработка методических рекомендаций по применению новой технологии
Ø Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям
Ø Создание комплектов педагогических разработок
Ø Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме
Самообразование педагога будет продуктивным, если: (слд. 15)
Ø В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.
Ø Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.
Ø Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.
Ø Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.
Ø Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.
Ø Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.
Моя работа по самообразованию постоянно продолжается, потому что каждый год меняются дети, а значит, меняется мой подход к урокам.
Закончить свое выступление я бы хотела словами
– Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен.(Б. Паскаль) (слд. 16)
Использованная литература:
1. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.
2. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.