Обобщение опытом. Самообразование как путь повышения профессионального мастерства
Оценка 4.8

Обобщение опытом. Самообразование как путь повышения профессионального мастерства

Оценка 4.8
Повышение квалификации
docx
история
5 кл—9 кл
19.01.2017
Обобщение опытом.  Самообразование как путь повышения профессионального мастерства
Обобщение опытом по теме "Самообразование как путь повышения профессионального мастерства" была приготовлена для участия в республиканской конференции. В данной работе представлен план работы педагога по самообразованию, формы самообразования, а также описание опыта работы по самообразованию по теме "Использование современных технологий в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования"Обобщение опытом
Самообразование как путь повышения профессионального мастерства.docx

Самообразование как путь повышения профессионального мастерства. (слд. 1)     

 

                                                                            О.А. Логачева, преподаватель истории и обществознания

                                                                             МОУ «Ускучская основная общеобразовательная школа»

 

 

                                                               "Учитель живёт до тех пор, пока учится,

как только он перестает учиться,

в нём умирает учитель"

 К.Д.Ушинский

(слд. 2)

Проблема самообразования стала особенно актуальна в условиях информационного общества, где доступ к информации, умение работать с информацией являются ключевыми. Современная система образования требует от педагога постоянно совершенствовать свои знания. Одним из показателей профессиональной компетентности педагога является его способность к самообразованию, которое проявляется в неудовлетворенности, осознании несовершенства образовательного процесса и стремлении к росту, самосовершенствованию.

Одним из приоритетных направлений современного российского образования является формирование интеллектуально развитой личности, обладающей одновременно гибким мировоззрением и целостным представлением о мире, владеющей принципами компетентностного подхода в условиях информационного пространства общества. Для реализации новых стандартов, нужно, прежде всего, сформировать мотивацию ребенка к необходимости познания окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия и уроки  – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её познание, поиск полезной информации и способы ее применения в реальной жизни.  Поэтому необходимым  условием профессиональной деятельности педагога является самообразование. Эта необходимость диктуется, с одной стороны, самой спецификой учительской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, растущей потребности педагога в самореализации.  

Разные источник дают следующие определения: (слд. 3)

Самообразование – это целенаправленная познавательная деятельность, управляемая самой личностью для приобретения системных знаний в какой-либо области науки, культуры и т.п. («Педагогический словарь»)
 
Ожегов дает такое определение: самообразование – это приобретение знаний путем самостоятельных занятий без помощи преподавателя.

Самообразование – это целенаправленная работа педагога по расширению и углублению своих теоретических знаний, совершенствованию имеющихся и приобретению новых профессиональных навыков и умений в свете современных требований педагогической и психологической наук.

Самообразование  включает в себя несколько этапов: (слд. 4)

1.   Выбор направления и темы самообразования.

2.   Формулирование цели и задач самообразования.

3.   Определение круга источников информации.

4.   Выбор формы самообразования.

5.   Составление плана самообразования.

6.   Определение результата самообразования.

7.   Анализ и оценка деятельности в процессе самообразования, подготовка отчета.

Все существующие формы самообразования можно разделить на индивидуальные и групповые (коллективные). (слд. 5)

Индивидуальная, предполагающая самостоятельную работу над повышением профессионального и методического уровня, осуществляется через индивидуальный план педагога. (слд. 6)

 Источниками для данного вида самообразования служат различная литература (методическая,научно-публицистическая, художественная и др.), газеты, журналы, Интернет-ресурсы. (слд. 7)

Ø    Групповая, направленная на активное участие педагога в методической работе (методические объединения, творческие группы, семинары, практикумы и др.) (слд. 8)

Для успешного результата самообразования педагога должны присутствовать обе формы.

 

Мною разрабатывается и ежегодно обновляется собственная система самообразования. Она  представлена совокупностью следующих компонентов: 

1.     Мотивационно-целевой. (слд. 9)

Формируя и, образно говоря, «подогревая» мотивацию, в первую очередь система нацелена на удовлетворение потребностей, побуждающих учителя к самообразованию:

-необходимость поиска и анализа новой информации;

-соответствие современным требованиям;

-конкуренция;

-общественное мнение;

-     интерес к делу.

2.     Содержательный (слд. 10)

Определяется образовательным стандартом и закономерным желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше    

3.     Организационный компонент – это педагогическое творчество и мастерство. То самое, которое позволяет сделать уроки не похожим один на другой, запоминающимся и уникальным. (слд. 10)

4. Инструментально-технологический- совокупность технологий, методов, форм и приемов моей педагогической деятельности(слд. 11) 5.     Рефлексивно-оценочный компонент – тот результат, анализируя который можно оценить результаты деятельности моей собственной и моих учеников. (слд. 11)

Тема самообразования, взятая мной, звучит так: «Использование современных технологий  в обучении истории и обществознания для реализации ФГОС основного общего образования"  (слд. 12)

В соответствии с темой самообразования я изучаю  и внедряю современные педагогические технологии, формы, методы и приемы обучения. (слд. 13)

Мне оказалась близка по духу педагогика сотрудничества.  Я использую систему деятельностного метода обучения,   одна из форм которого «обучение в команде». Большой интерес у учащихся вызывает групповая работа, так как она дает радость творчества, ощущение своего роста, приращение знаний, уверенность в себе. Безусловно, не на каждом уроке, возможно, использовать приемы, формы, методы групповой работы. Как правило, я  их использую на уроках изучения нового материала имеющего довольно большой теоретический объем, уроках повторения и обобщения.  Особый интерес у ребят 5-6 –х классов  вызывают уроки-соревнования.  Я считаю, что данная технология не только способствует повышению эффективности обучения истории и обществознания, но помогает становлению личности школьника, сплочению и развитию ученического коллектива.

С групповым подходом к обучению (с деятельностным методом обучения) органично сочетается технология проектной деятельности. Метод проектов всегда предполагает решение какой-то проблемы, предусматривающей, с одной стороны, использование разнообразных методов, средств обучения, а с другой – интегрирование умений и знаний из различных областей.  Используя метод проектов, я формирую ключевые компетенции учащихся: умение планировать, работать с информацией, оценивать результат, т.е. то, что им будет необходимо во взрослой жизни.

На мой взгляд, проектная и исследовательская деятельность школьника при изучении истории и обществознания  тесно взаимосвязана. Поэтому на своих уроках часто использую элементы поисково - исследовательской технологии.

Часто, применяя  поисково - исследовательскую технологию,  я использую метод опережающего задания. В результате, учащиеся получают возможность самореализации через исследовательскую деятельность, приобретают знания об особенностях работы с различными источниками, о структуре исследовательской работы, умение анализировать различную информацию.  Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания научно-исследовательских работ и участия в различных конкурсах и олимпиадах.

Использование любых технологий невозможно без использования ИКТ. Система современного образования ведет к смене приоритетов в деятельности учителя: не научить, а создать условия для самостоятельного творческого поиска ученика. Информационно-коммуникативные технологии становятся необходимым компонентом урока истории в современной школе и современный учитель – это высокопрофессиональный педагог, использующий в своей работе информационные технологии. Урок с использованием ИКТ – это наглядно, красочно, информативно, интерактивно, экономит время учителя и ученика, позволяет ученику работать в своем темпе, позволяет учителю работать с учеником дифференцировано и индивидуально, дает возможность оперативно проконтролировать и оценить результаты обучения.                                                В процессе применения ИКТ формируется человек, умеющий действовать не только по образцу, но и самостоятельно, получающий необходимую информацию из максимально большего количества источников, умеющий ее анализировать, выдвигать гипотезы, экспериментировать, делать выводы.

Очень важно использовать ИКТ  также в качестве наглядности при изучении вопросов, касающихся культуры определенного периода. Иллюстраций учебника явно недостаточно, чтобы дать полное представление об основных достижениях культуры, показать памятники архитектуры или картины авторов и т.п.

Кроме того, многие учебники истории содержат черно-белые иллюстрации, а это в свою очередь препятствует более полному и насыщенному восприятию материала. Мы не всегда имеем возможности для организации выездных экскурсий за пределы села или района, а фонды крупных музеев нам недоступны, поэтому большим потенциалом в реализации принципа наглядности с использованием ИКТ является организация виртуальных экскурсий.

На своих уроках я использую следующие типы информационных средств обучения: презентации, аудио- и видеофрагменты, электронные энциклопедии и учебники, тесты.

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений.

Результаты самообразования: (слд. 14)

Ø    Повышение качества преподавания

Ø    Разработанные методические пособия

Ø    Разработка новых форм, методов и приемов обучения

Ø    Доклады, выступления

Ø    Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей

Ø    Выработка методических рекомендаций по применению новой технологии

Ø    Разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям

Ø    Создание комплектов педагогических разработок

Ø    Проведение семинаров, мастер-классов, обобщение опыта по исследуемой теме

 

Самообразование педагога будет продуктивным, если: (слд. 15)

Ø    В процессе самообразования реализуется потребность педагога к собственному развитию и саморазвитию.

Ø     Педагог владеет способами самопознания и самоанализа педагогического опыта. Педагогический опыт учителя является фактором изменения образовательной ситуации. Учитель понимает как позитивные, так и негативные моменты своей профессиональной деятельности, признает свое несовершенство, а следовательно, является открытым для изменений.

Ø     Педагог обладает развитой способностью к рефлексии. Педагогическая рефлексия является необходимым атрибутом учителя-профессионала (под рефлексией понимается деятельность человека, направленная на осмысление собственных действий, своих внутренних чувств, состояний, переживаний, анализ этой деятельности и формулирование выводов). При анализе педагогической деятельности возникает необходимость получения теоретических знаний, необходимость овладения диагностикой — самодиагностикой и диагностикой учащихся, необходимость приобретения практических умений анализа педагогического опыта.

Ø    Программа профессионального развития учителя включает в себя возможность исследовательской, поисковой деятельности.

Ø    Педагог обладает готовностью к педагогическому творчеству.

Ø    Осуществляется взаимосвязь личностного и профессионального развития и саморазвития.

Моя работа по самообразованию  постоянно продолжается, потому что каждый год  меняются дети, а значит, меняется мой подход к урокам.

Закончить свое выступление я бы хотела словами

–  Наши знания никогда не могут иметь конца именно потому, что предмет познания бесконечен.(Б. Паскаль) (слд. 16)

 

 

 

                 

 

 

 

 

 

Использованная литература:

1. Женина Л.В., Маткин А.А. Подготовка учителей истории к использованию ИКТ  в профессиональной деятельности.- «ИКТ в образовании», Вестник ПГПУ, выпуск 1.

2. Информационные технологии в образовании – шаг в будущее. - « Учитель». 2002. - № 4. – С.53.

 

 

 

 

 


 

Самообразование как путь повышения профессионального мастерства

Самообразование как путь повышения профессионального мастерства

Педагогический словарь»)

Педагогический словарь»)

Содержательный (слд. 10) Определяется образовательным стандартом и закономерным желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше 3

Содержательный (слд. 10) Определяется образовательным стандартом и закономерным желанием учителя вложить в своих учеников как можно больше 3

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания научно-исследовательских работ и участия в различных конкурсах и олимпиадах

Закономерным итогом подобной работы становится приобретение новых знаний, умений, навыков, которые ребята используют для написания научно-исследовательских работ и участия в различных конкурсах и олимпиадах

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей Ø

Разработка дидактических материалов, тестов, наглядностей Ø

Использованная литература: 1

Использованная литература: 1
Материалы на данной страницы взяты из открытых истончиков либо размещены пользователем в соответствии с договором-офертой сайта. Вы можете сообщить о нарушении.
19.01.2017