Обобщенный опыт работы по применению компьютерных технологий в учебном процессе

  • docx
  • 15.09.2025
Публикация на сайте для учителей

Публикация педагогических разработок

Бесплатное участие. Свидетельство автора сразу.
Мгновенные 10 документов в портфолио.

Иконка файла материала Доклад_Грудева_Опыт работы.docx

Грудева Л.Н.

Компьютерные технологии как средство формирования познавательного интереса студентов

 

Компьютерные технологии проникли практически во все сферы жизни, и их роль в образовательном процессе становится все более значимой. Сегодня они выступают не просто инструментом для передачи информации, но и мощным средством формирования познавательного интереса студентов, делая обучение более интерактивным, увлекательным и эффективным. 

О необходимости развития познавательной активности в процессе обучения студентов писал еще К.Д. Ушинский. Он говорил, что им следует передавать не только готовую информацию, но и развивать в них желание и способность самостоятельно приобретать новые знания. Преподаватель должен дать понять студенту, что нужную информацию можно извлекать не только из книг, но также можно использовать современные технологии, обращаясь к мировым информационным ресурсам.

Задача преподавателя – создать такую рабочую атмосферу, которая побуждала бы обучающихся к активной мыслительной деятельности и самостоятельной работе. В ходе проведения занятий с использованием методов активного обучения и обеспечением условий, влияющих на познавательный интерес, у студентов происходит активизация всех функций познавательного интереса.

В современной педагогике познавательный интерес обучающегося выступает как мотив учебной и профессиональной деятельности. Основной причиной проявления познавательного интереса является некая познавательная задача, которая требует от обучающегося заинтересованности, творческой и поисковой работы. Процесс развития познавательного интереса студентов видоизменяется в связи с внедрением компьютерных технологий.

Компьютерные технологии — это широкий спектр инструментов, методов и процессов, основанных на использовании компьютеров и информационных технологий для сбора, хранения, обработки, передачи и представления информации. Это понятие включает в себя как сами компьютеры (аппаратное обеспечение), так и программное обеспечение, а также методы их применения для решения различных задач.

Внедрение компьютерных технологий в образовательный процесс расширяет возможности индивидуализации образовательной траектории, методов, форм и темпа освоения образовательного материала для каждого обучающегося, способствует удобству взаимодействия между педагогом и студентом.

Применение компьютерных технологий в обучении облегчает восприятие и усвоение материала, делая его более наглядным, привлекательным, задействует различные каналы восприятия информации, что благоприятно влияет на познавательный интерес обучающихся, повышает мотивацию и общую эффективность образовательного процесса.

К основным направлениям использования компьютерных технологий в образовательном процессе относятся: проведение уроков-презентаций, проведение практических занятий с помощью прикладных программ, использование электронных учебных пособий, решение интерактивных кроссвордов, тестовый компьютерный контроль, Интернет ресурсы. Рассмотрим подробнее каждое из данных направлений.

Проведение уроков-презентаций. Презентации – материалы к уроку, подготовленные с помощью Microsoft Power Point и других программ. Их возможно использовать на разных этапах урока: как наглядный материал при изучении новой темы, а также для закрепления изученного материала. Задача педагога – сконструировать такое занятие, которое, по его мнению, могло бы наиболее эффективно достичь поставленной учебной цели. На смену наглядности могут прийти анимации, движущиеся схемы, иллюстрации, появляющиеся и исчезающие. Уроки-презентации позволяют не только эффективно и полезно использовать время на занятиях, но и способствуют развитию интереса обучающихся к учебной дисциплине.

Для представления информации в наглядной форме и наиболее доступной для восприятия студентами применяются видеоролики, которые позволяют визуализировать учебный материал, демонстрировать процессы обработки.

Проведение практических занятий с помощью прикладных программ, например, Компас 3D и FUTURE CAM, позволит активизировать процесс преподавания, заложить прочные, глубокие знания учебного материала и практические навыки, расширить представления о чертежно-конструкторской деятельности, сформировать общепрофессиональные и профессиональные компетенции.

Использование электронных учебных пособий. Особенностью электронного учебника является то, что он может быть и справочником, и тренажером, и репетитором. Организационнотехнологические возможности применения электронных пособий заключаются, прежде всего, в возможности работать в различных режимах. При таких условиях ученики учатся в удобное для них время, в удобном месте и в подходящем темпе, тем самым обеспечиваются требования комфортности и удобства работы с ними

Решение интерактивных кроссвордов. Решение кроссвордов – полезное занятие на любом этапе обучения. Кроссворды расширяют кругозор, помогают лучше ориентироваться в постоянно возрастающем потоке информации. Решение их тренирует память, развивает сообразительность, учит работать со справочной литературой, побуждает к углублению знаний, вырабатывает умение доводить начатое дело до конца.

Тестовый компьютерный контроль. Важным звеном процесса обучения в начальных классах является контроль знаний и умений учащихся. От того, как он организован, на что нацелен, существенно зависит эффективность всей учебной работы. Без оценки процесс усвоения знаний невозможен: везде должен действовать принцип обратной связи. Важно не только правильно организовать контроль, но и планомерно и систематически осуществлять его на каждом уроке. Именно поэтому методы непрерывного и интенсивного контроля знаний являются существенными компонентами современной информационной технологии в образовании и тестирования – важнейший из них.

Интернет ресурсы. Следует помнить, что Интернет является ценным ресурсом с большим количеством увлекательной и обучающей информации. Но нужно постоянно следить за тем, как ученик начальных классов использует Интернет, проверять сайты, на которые заходит ребенок. Жизненный опыт взрослого человека может стать неоценимым в помощи школьнику понять, как вести себя в виртуальном мире

Можно сделать вывод, что компьютерные технологии значительно повышают уровень компьютерной грамотности, мотивацию и уровень самостоятельности обучающихся, общее интеллектуальное развитие, способствуют развитию общих и профессиональных компетенций

.