18. Оборудование и инструмент
применяемые при ремонте станков
тор
Ремонтно-механический цех должен быть оснащен необходимым для
ремонта комплектом металлорежущего оборудования, соответствующими инструментами
и приспособлениями. При ремонте отдельных деталей, узлов и станка в целом
применяют большую номенклатуру ручного инструмента, в том числе и ключей. Часть
ключей нормализована. Односторонние и двусторонние открытые ключи применяются
для завинчивания шестигранных и квадратных гаек. Накладные ключи более удобны в
работе и более долговечны, ими можно создавать большие усилия. Ключи данной
конструкции, имеющие двенадцать граней, дают возможность повернуть гайку или
болт на угол 30°. Ключи для круглых гаек также бывают открытые и накладные. Их
применяют для завинчивания и отвинчивания круглых гаек, имеющих на торце или
боковой поверхности пазы или отверстия. Торцовые ключи удобны для завинчивания
гаек в труднодоступных местах.
Трещоточные ключи применяются для больших гаек, они могут
работать при угле поворота меньше 20°. Ключ, состоящий из корпуса, в котором
находится храповик, собачка и пружина, заставляющая собачку прижиматься к
храповику. Отверстие храповика имеет шестигранную форму по размеру гайки. Чтобы
изменить направление вращения гайки или болта, необходимо оттянуть кнопку и
повернуть ее на 180°. Трещоточный ключ будет более универсален, если к нему
приложен комплект торцовых вставок, как указано на рисунке условной линией.
Универсальный раздвижной ключ широко применяется в ремонтном хозяйстве. Чтобы
настроить ключ на новый размер, необходимо повернуть червяк. Подвижная губка
перемещается до нужного нам размера. Предельный ключ часто называют
тарированным или ключом с регулируемым крутящим моментом.
Когда нагрузка превышает величину этого момента, ключ
автоматически выключается. Ключ состоит из корпуса и головки, связанной с
корпусом посредством шариков, расположенных по окружности. Причем один шарик
находится в гнезде головки, а другие — в гнезде корпуса. Когда нагрузка
возрастет выше предельной, шарики, упираясь друг в друга, заставляют пружину на
стержне сжаться, причем приподымается корпус и осуществляется проскакивание
шариков, находящихся в корпусе при полной остановке головки ключа. Дальнейшее
вращение рукоятки вызывает прощелкивание шариков и завинчивание прекращается. В
качестве измерительного инструмента при ремонте применяют штангенциркули,
микрометры, миниметры, глубиномеры, индикаторы, уровни и др.
Эти инструменты позволяют определить абсолютные размеры
ремонтируемых или вновь изготовляемых деталей или их отклонение от указанных в
чертеже. К проверочным инструментам, применяемым в ремонтном деле, относят:
контрольные плиты, линейки, угольники и др. Проверочные инструменты указывают
на ошибку в размерах деталей, не давая представления о ее величине. Рассмотрим
отдельные конструкции указанного инструмента. Штангенциркуль применяют для
внутреннего и наружного измерения детален. Он состоит из линейки, на которой
нанесена шкала, неподвижной губки, рамки, подвижной губки. Зажимной винт
фиксирует положение губок, а для точного подвода губок к наружному размеру
служит приставка, перемещающаяся посредством микрометрического винта.
Штангенциркули бывают как с двусторонними, так и с
односторонними губками, и ими можно измерять детали с верхними пределами
измерений от 150 до 1000 мм и более, с величиной отсчета по нониусу 0,02—0,05
мм. Штангенглубиномер применяют для измерения глубины глухих отверстий, высоты
деталей, выступов, пазов и т. д. Он состоит из основания, на котором помещена
рамка, фиксирующего винта, нониуса, линейки и приставки. Основание вместе с
рамкой и приставкой перемещается вдоль линейки на измеряемый размер. Для
измерения высоты детали и чаше для проведения разметочных работ служит
штангенрейсмас. Он имеет основание, линейку, вдоль которой перемещается рамка с
нониусом. Рамка имеет консоль, на которой закрепляются сменные ножки для
измерения высоты и для разметки деталей. Микрометрический винт служит для
перемещения ножки при точном измерении детали.
Микрометры служат для более точных наружных измерений. Микрометр
состоит из скобы, пятки, стержня, микрометрического винта, барабана с
трещоткой, обеспечивающей постоянство измерительного усилия в процессе
измерения. Для фиксации положения микрометрического винта служит опорный рычаг.
Цена делений микрометра 0,01 мм. Микрометры изготовляются с верхними пределами
измерений от 25 до 1600 мм. По точности показаний микрометры разделяют на 0, 1
и 2-й классы. Индикаторы. Индикатор часового типа имеет корпус, стопор,
циферблат, ободок, указатель количества оборотов стрелки, стрелку ушко для
закрепления гильзы корпуса, стержень и сферический наконечник. В корпусе
помещен передаточный механизм. Индикатор применяется для определения точного
отклонения от размеров и формы измеряемой детали. Индикаторы бывают трех
классов: шкалы индикатора 0,01 мм.
Ремонт
фартука станка Ремонт фартука заключается в восстановлении основных изношенных детален: ходового винта, ходового валика,
маточной гайки, зубчатых колес, валиков, подшипников и втулок. Наиболее
трудоемкая работа возникает при соединений ходового книга и ходового валика с
опорными кронштейнами, коробкой подач и фартуком, так как ремонт станины и
суппорта нapушает расстояние от плоскости станины до оси ходового винта.
Ходовой винт и ходовой валик устанавливают на ремонтируемый
станок после их восстановления. Прежде всего необходимо определить, на какую
величину опустился ходовой винт и ходовой валик. Это определяют путем точного
измерения и разметкой.
Для этого необходимо: собрать фартук с маточной ганкой и
привернуть его к каретке, установить гайку ходовой винт, установить ходовой
винт в горизонтальной и вертикальной плоскости, соответствующей его рабочему
положению (по приспособлению), измерить расстояние до ходового винта от
обработанных плоскостей станины в горизонтальной и вертикальной плоскостях, у
опорного кронштейна и на середине пинта с включенной маточной гайкой. Разность
произведенных измерений покажет величину, на которую опустился фартук, а вместе
с ним и ось ходового винта в процессе ремонта станины и суппорта. Существует
несколько способов совмещения осей ходового винта и маточной гайки на величину,
превышающую допускаемые отклонения.
Первый способ — на направляющие суппорта устанавливают накладки — компенсаторы
износа. Накладки могут быть металлические или пластмассовые. Величину накладок
выбирают в зависимости от величины, на которую опустился фартук, а также по
конструктивным соображениям. Второй способ заключается в поднятии фартука па ту
величину, на которую он опустился в процессе ремонта станины и суппорта.
Делается это фрезерованием, строганием или опиловкой плоскости каретки, к
которой прилегает фартук. В результате поднятия фартука уменьшается расстояние
между ведущими и ведомыми зубчатыми колесами поперечных салазок суппорта. В
этом случае нормальное зацепление зубчатых колес станет возможным после замены
их колесами с другим модулем или с другим числом зубьев. Этот способ нарушает
передаточное отношение от фартука к винту поперечной подачи.
Ремонт механизмов станка
Ремонт
суппорта станка
В процессе установки суппорт выверяют по индикатору, по плоскостям. После
установки упоров и прижимных планок повторно проверяют положения обрабатываемых
плоскостей детали, чтобы убедиться, не произошел ли сдвиг. Плоскость не
является рабочей, а поэтому она сохранила при эксплуатации прямолинейность и
точность, так как при изготовлении «суппорта все плоскости обрабатывались с
одной установки. Накладки на направляющие суппорта обычно изготовляют из
листового текстолита марок ПТ и ПТ-1, толщиной от 2 до 4 мм.
Ремонт ходового винта и его гайки
Ходовые винты с изношенной прямоугольной резьбой по всей его длине обычно
заменяют новыми. Трапецеидальную резьбу перерезают вновь, если износ не
превышает 10% нормальной толщины нитки. Если ходовой винт значительной длины и
изготовление его затруднено, износившуюся часть можно отрезать и заменить
новой. Соединение двух частей может быть осуществлено при помощи новой
резьбовой детали или другими способами. Ходовой винт, у которого изношены
только опорные шейки, ремонтируют следующим образом: шейки протачивают и
шлифуют или восстанавливают металлизацией, хромированием и другими способами,
применяемыми при ремонте. При ремонте разъемной гайки чаще всего корпус
остается старым, а заменяют только вкладыш. Вкладыш обрабатывают по наружной
поверхности и устанавливают в корпус гайки.
Обе половины корпуса соединяют и замыкают вкладыш. Устанавливают фартук на
контрольную плиту верхней его плоскостью и рейсмасом на плоскости наносят
риску, соответствующую центру кулачка. После этого фартук устанавливают на
станок, прижимают болтами к суппорту и подводят к заднему кронштейну. Через
отверстие кронштейна при помощи специального кернера (изготовлен по диаметру
втулки кронштейна) на торце гайки наносят точку. Фартук вновь снимают и опять устанавливают
на плиту. При помощи штангенрейсмаса по точке, находящейся на торце гайки,
наносится осевая ходового винта. Разность величин между осевой ходового винта и
осью кулачка и даст нам смешение центров отверстий для штифтов. Размеченная
точка при помощи кернера служит центром будущего-отверстия для назначения
резьбы. Кроме того, гайки можно также восстанавливать при помощи применения
стиракрила.
Ремонт системы смазки. Охлаждения, управления и электропривода станка
Неисправность системы смазки токарно-винторезного станка характеризуется слабой
подачей насосом масла, отсутствием плотности соединений в маслопроводе,
снижением скорости подачи масла в станках с гидроприводом и дроссельным
регулированием. Слабая подача масла является следствием неисправности насоса
или засорения фильтра, при этом насос будет работать с резким шумом. Для
устранения шума необходимо очистить фильтр и сменить масло в системе. Если
неисправность не устранена, причину нужно искать и насосе. Вследствие
отсутствия плотности соединений маслопровода в систему попадает воздух и
гидросистема работает с перебоями.
Скачано с www.znanio.ru
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.