Обоснование Программы формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальными нарушениями
Оценка 4.7 (более 1000 оценок)

Обоснование Программы формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальными нарушениями

Оценка 4.7 (более 1000 оценок)
docx
04.03.2020
Обоснование Программы формирования профессиональных интересов у детей с интеллектуальными нарушениями
Обоснование программы ФПИ.docx

Александр Владимирович Салов

ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»

 

Обоснование Программы формирования профессиональных интересов (ПФПИ) у детей с интеллектуальными нарушениями

 

Специальная статистика последнего десятилетия отмечает значительный рост числа умственно отсталых детей в популяции [26, 39, 42]. Рост распространенности психических расстройств влечет за собой проблему социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства выпускников школ с отклонениями психического здоровья [10, 18, 19, 20, 43, 47]. Трудовая деятельность для людей с интеллектуальной недостаточностью является не только основой их социальной адаптации, но и служит одним из эффективных способов коррекции психического дефекта [18, 30, 44, 47].

Дети с умственным дефицитом отличаются от здоровых сверстников низким уровнем активности, самостоятельности, компетентности, креативности, ответственности, мотивации к социальной реализации, коммуникабельности и других важных  общечеловеческих качеств [3, 6, 7, 22, 30, 48]. Поэтому они в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не будут включенными в социальную структуру общества. Эта проблема усугубляется комплексом сопутствующих отклонений здоровья  у таких детей [6, 22, 48].

Существенно затрудняют трудоустройство людей с интеллектуальной недостаточностью такие личностные факторы, как психологическая неготовность к  профессиональной деятельности,  недостаточный уровень знаний, умений и навыков, отсутствие четкой жизненной цели, неуверенность в себе, неспособность выбрать профессию с учетом своих индивидуальных особенностей [3, 7, 30, 48]. Среди внешних причин можно выделить: ограниченный перечень видов трудовой деятельности, доступных для выпускника коррекционной школы, низкая социальная привлекательность рабочих профессий в современном обществе, недостаточная поддержка семьи подростка в его профессиональном выборе, отсутствие четко прописанных программ социально-психолого-педагогической помощи в самоопределении детям с интеллектуальным дефицитом [5, 9, 12, 18, 20, 30, 43].

Таким образом, современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе доступных профессий, но и помощь в самоактуализации и самопознании собственных возможностей и их применении в условиях определенной профессиональной деятельности, а также развитие навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.

Для повышения качества профориентационной работы в коррекционной школы разработана программа формирования профессиональных интересов (ПФПИ) для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Она представляет собой комплекс мероприятий урочной и внеурочной деятельности, проводимых среди подростков 7-8 классов.

Цель программы: создание условий для формирования сознательного и ответственного профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальной недостаточностью с учётом их индивидуальных возможностей и личностных особенностей, а также условий рынка труда.

Задачи:

1. Формирование у учащихся положительного отношения к общественно-полезному труду, развитие у них общекультурных социальных норм и ценностей.

2. Развитие у детей интеллектуальных, физических и психологических качеств, необходимых для успешной социальной и трудовой адаптации, обеспечения практической готовности к труду.

3. Своевременное выявление возможностей психофизического развития и индивидуальных особенностей учащихся, имеющих значение в будущей профессиональной деятельности.

4. Коррекция психоэмоциональных отклонений у детей с интеллектуальными нарушениями посредством включения их в тренинго-игровую деятельность.

5. Расширение представлений учащихся о сферах профессиональной деятельности, доступных для лиц с интеллектуальными нарушениями.

7. Формирование у детей осознанных профессиональных интересов с учетом их индивидуальных особенностей в рамках перечня доступных профессий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.

8. Оказание консультативной помощи семье ребенка в вопросах профессионального выбора, самореализации и облегчения социальной адаптации учащихся.

Место ПФПИ в структуре адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная программа входит в программы учебного предмета – Профильного труда, коррекционно-развивающей и воспитательной работы (внеурочной деятельности) школы [34] .

Успешное освоение ПФПИ будет способствовать готовности учащихся к прохождению практики при завершении неполного среднего общего образования, а также сдаче экзамена по профильному труду.

Учащийся, приступающий к изучению ПФПИ, должен демонстрировать базовые учебные действия (личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные), а также предметные:

Учебные действия

Знать

Уметь

Владеть

Личност-ные

личную ответственность за свои поступки на основе представлений об эти­ческих нормах и правилах поведения

осмысливать социальное окружение, свое место в нем; принимать соответствующие возрасту социальные роли

 

Коммуникативные

 

вступать в контакт и работать в коллективе; использовать принятые ритуалы со­ци­аль­ного взаимодействия; обращаться за по­мо­щью и при­нимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному за­да­нию в разных видах деятельности и быту; доброжелательно относиться, со­переживать, кон­с­т­ру­к­ти­в­но взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими

 

Регуля-тивные

 

соблюдать нормы школьного поведения; включаться в деятельность, сле­до­вать предложенному плану; уча­с­т­во­вать в де­ятельности, контролировать и оценивать свои дей­с­т­вия; соотносить свои действия и их результаты с заданными об­ра­з­ца­ми, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных кри­териев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов

 

Познава-тельные

 

делать простейшие обобщения, сравнивать; читать; писать; выполнять арифметические действия; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях)

 

Предмет-ные результа-ты

названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения (математика); знание способов самонаблюдения, (биология);  правила рациональной организации труда (ручной труд); виды трудовых работ и приемов работы (ручной труд)

применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач (математика); выполнять арифметические действия с числами (сложение, вычитание), распознавать геометрические фигуры (математика); устанавливать смысловые связи в предложениях (русский язык);  правильно, осознанно читать (чтение); самостоятельно организовать рабочее место (ручной труд);  подбирать материалы по их физическим, и конструктивным свойствам (ручной труд); составлять план работы над изделием;  устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами (ручной труд)

приемами осуществления самоконтроля выполняемых практических действий (ручной труд)

 

 

Планируемые результаты обучения по ПФПИ в соответствии с АООП.

В результате освоения ПФПИ ученик должен достичь и базовых учебных действий и предметных (по дисциплине Профильный труд):

 

Учебные действия

Знать

Уметь

Владеть

Личност-ные

санитарно-гигиенические требования при выполнении разных видов работ; о разных видах профильного труда, доступных для ученика коррекц. школы; о значении и ценности труда; собственные возможности в жизнеобеспечении

уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности

начальными навыками адаптации в развивающемся мире

Коммуникативные

 

вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач

навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях

Регуля-тивные

социально значимые мотивы учебной деятельности, цели и задачи решения практических задач

осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность

 

Познава-тельные

 

использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии со своими возможностями

 

Предмет-ные результа-ты (Профильный труд)

правила безопасной работы с инструментами и оборудованием; санитарно-гигиенические требования при выполнении разных видов работ; о разных видах профильного труда, доступных для ученика коррекционной школы

отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы; оценивать результаты собственного и чужого труда, общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; заботливо и бережно относиться к чужому труду

навыками организации рабочего места; базовыми умениями  наиболее распространенных про­из­во­дственных процессов; навыками организации (под руководством учителя) совместной работы в группе

 

Литература

1.           Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. – 368 с.

2.           Бобровская П. Н. Элективный курс профориентационной направленности «Человек и профессия» / П. Н. Бобровская. – М. :  Глобус, 2007.  – 800 с.

3.           Божович Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте. — СПб.: Питер, 2008. — 398 с.

4.           Бродский Г.А. Методика воспитательной работы : учебное пособие для студентов высших учебных заведений / под ред. Г.  А. Бродского – СПб. , 2007. – 109 с.

5.           Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2007 г. – 333 с.

6.           Выготский Л.С. Психология развития человека. — М.: Изд-во Смысл, 2005. — 1136 с.

7.           Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2008 г. – 512 с.

8.           Грецов А.Г.Узнай себя. Психологические тесты для подростков / А.Г. Грецов, А.А. Азбель. – СПб.: Питер, 2006. – 176 с.

9.           Гудкова Е.В. Основы профориентации и профессионального консультирования: Учебное пособие / Под ред. Е.Л. Солдатовой. – Челябинск: Изд-во ЮУрГУ, 2004. – 125 с.

10.       Дуброва Т. И. Вариативные программы подготовки к профессионально-трудовой деятельности учащихся с нарушением интеллекта / Т. И. Дуброва  //  Коррекционная педагогика.  –  2009. - № 5(35). – С. 46-51.

11.       Занимательная профориентация: Пособие для учителей и студентов /И.П. Арефьев. – Шуя: пед. Ин-т, 1994. – 200с.

12.       Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов. М.: Юрайт, 2008 г. – 272 с.

13.       Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 336 с.

14.       Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. М.: Академический проект, 2004 г. – 192 с.

15.       Зубкова О.Н. Неделя профессий в школе / О. Н. Зубкова // Школьный психолог. – 2009. - № 15. – С. 24-27.

16.       Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010 г. – 159 с.

17.       Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 304 с.

18.       Копылова Т. Г. Система профориентационной работы в коррекционной школе  VIII вида / Т. Г. Копылова, О. Л. Лашина // Дефектология. - 2006. - № 5. - С. 75-78.

19.       Кузьмицкая М.И. Организация трудового обучения и общественно полезного труда во вспомогательной школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 24 с.

20.       Левченко И.Ю. Социальная адаптация выпускников школ-интернатов / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Просвещение, 2003. – 168 с.

21.       Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина. 3-е изд. – М. : Амрита – Русь, 2005. – 352 с.

22.       Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.

23.       Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. – 128 с.

24.       Макарова Л. Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся / Л.Н. Макарова – М. : ТЦ Сфера, 2007 – 92 с.

25.        Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.

26.       Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников / Е. В. Муравьёва //  Коррекционная педагогика.  –  2009. - № 5(35). – С. 75-80.

27.       Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.

28.       Новак М.А. Профориентационная методика «РАДИ» / М. А. Новак // Школьный психолог. – 2010. - № 19. – С. 40-41.

29.       Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. М.: Просвещение, 2010 г. – 83 с.

30.       Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985.-128с.

31.       Попович А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - №4. – С. 165-172.

32.       Потапов Т. В. Беседы о профессиях / Т. В. Потапов. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.

33.       Потемкин А.Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема / А.Д. Потемкин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2001. - №1. – с. 11-18.

34.       Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 об утверждении «Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».

35.       Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. – 356 с.

36.       Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2008 г. – 288 с.

37.       Резапкина Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2010. - № 20. С. 25-32.

38.        Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.

39.       Серов П. Н. Модель профессиональной подготовки учеников в школы VIII вида / П. Н. Серов // Дефектология. - 2006. - № 4. - С. 46-49.

40.       Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / cост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009 г. – 283 с.

41.       Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод, пособие/Под ред. Е. М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.

42.       Трошин О. В.  Основы социальной реабилитации и профориентации / О. В. Трошин, Е. В. Жулина,  В. А. Кудрявцев.  – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 384 с.

43.       Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова. - М., 2002. – 304 с.

44.       Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения с позиций междисциплинарного и системного подходов: Монография / А.Л. Фурсов.- Саратов: АНО «Пресс-Лицей», 2015. -170 с.

45.       Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. - метод. пособие. М.: Глобус, 2010 г. – 256 с.

46.       Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: «Владос-Пресс», 2004. – 96 с.

47.        Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология, 1996. – № 4.- С. 12-18.

48.       Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.

 

 


 

Александр Владимирович Салов

Александр Владимирович Салов

Таким образом, современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе…

Таким образом, современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе…

Своевременное выявление возможностей психофизического развития и индивидуальных особенностей учащихся, имеющих значение в будущей профессиональной деятельности

Своевременное выявление возможностей психофизического развития и индивидуальных особенностей учащихся, имеющих значение в будущей профессиональной деятельности

Личност-ные личную ответственность за свои поступки на основе представлений об эти­ческих нормах и правилах поведения осмысливать социальное окружение, свое место в нем; принимать соответствующие возрасту…

Личност-ные личную ответственность за свои поступки на основе представлений об эти­ческих нормах и правилах поведения осмысливать социальное окружение, свое место в нем; принимать соответствующие возрасту…

Познава-тельные делать простейшие обобщения, сравнивать; читать; писать; выполнять арифметические действия; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое…

Познава-тельные делать простейшие обобщения, сравнивать; читать; писать; выполнять арифметические действия; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое…

Планируемые результаты обучения по

Планируемые результаты обучения по

Коммуникативные вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации…

Коммуникативные вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации…

Познава-тельные использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии…

Познава-тельные использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии…

Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»

Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор»

Зеер Э.Ф. Психология профессий :

Зеер Э.Ф. Психология профессий :

Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении /

Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении /

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники

Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники

Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы

Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы
Скачать файл
Приз 200 000 руб.
Свидетельство СМИ.
Плюс 10 документов.