Александр Владимирович Салов
ОГКОУ «Ивановская коррекционная школа №1»
Обоснование Программы формирования профессиональных интересов (ПФПИ) у детей с интеллектуальными нарушениями
Специальная статистика последнего десятилетия отмечает значительный рост числа умственно отсталых детей в популяции [26, 39, 42]. Рост распространенности психических расстройств влечет за собой проблему социальной адаптации и дальнейшего трудоустройства выпускников школ с отклонениями психического здоровья [10, 18, 19, 20, 43, 47]. Трудовая деятельность для людей с интеллектуальной недостаточностью является не только основой их социальной адаптации, но и служит одним из эффективных способов коррекции психического дефекта [18, 30, 44, 47].
Дети с умственным дефицитом отличаются от здоровых сверстников низким уровнем активности, самостоятельности, компетентности, креативности, ответственности, мотивации к социальной реализации, коммуникабельности и других важных общечеловеческих качеств [3, 6, 7, 22, 30, 48]. Поэтому они в первую очередь окажутся неконкурентоспособными на рынке труда, а значит – не будут включенными в социальную структуру общества. Эта проблема усугубляется комплексом сопутствующих отклонений здоровья у таких детей [6, 22, 48].
Существенно затрудняют трудоустройство людей с интеллектуальной недостаточностью такие личностные факторы, как психологическая неготовность к профессиональной деятельности, недостаточный уровень знаний, умений и навыков, отсутствие четкой жизненной цели, неуверенность в себе, неспособность выбрать профессию с учетом своих индивидуальных особенностей [3, 7, 30, 48]. Среди внешних причин можно выделить: ограниченный перечень видов трудовой деятельности, доступных для выпускника коррекционной школы, низкая социальная привлекательность рабочих профессий в современном обществе, недостаточная поддержка семьи подростка в его профессиональном выборе, отсутствие четко прописанных программ социально-психолого-педагогической помощи в самоопределении детям с интеллектуальным дефицитом [5, 9, 12, 18, 20, 30, 43].
Таким образом, современная система организационно-методических и практических мероприятий по профессиональной ориентации лиц с интеллектуальными нарушениями должна быть направлена не только на предоставление информации о наборе доступных профессий, но и помощь в самоактуализации и самопознании собственных возможностей и их применении в условиях определенной профессиональной деятельности, а также развитие навыков самопрезентации и уверенного поведения, необходимых для успешной социальной и профессиональной адаптации.
Для повышения качества профориентационной работы в коррекционной школы разработана программа формирования профессиональных интересов (ПФПИ) для учащихся с интеллектуальными нарушениями. Она представляет собой комплекс мероприятий урочной и внеурочной деятельности, проводимых среди подростков 7-8 классов.
Цель программы: создание условий для формирования сознательного и ответственного профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальной недостаточностью с учётом их индивидуальных возможностей и личностных особенностей, а также условий рынка труда.
Задачи:
1. Формирование у учащихся положительного отношения к общественно-полезному труду, развитие у них общекультурных социальных норм и ценностей.
2. Развитие у детей интеллектуальных, физических и психологических качеств, необходимых для успешной социальной и трудовой адаптации, обеспечения практической готовности к труду.
3. Своевременное выявление возможностей психофизического развития и индивидуальных особенностей учащихся, имеющих значение в будущей профессиональной деятельности.
4. Коррекция психоэмоциональных отклонений у детей с интеллектуальными нарушениями посредством включения их в тренинго-игровую деятельность.
5. Расширение представлений учащихся о сферах профессиональной деятельности, доступных для лиц с интеллектуальными нарушениями.
7. Формирование у детей осознанных профессиональных интересов с учетом их индивидуальных особенностей в рамках перечня доступных профессий для лиц с ограниченными возможностями здоровья.
8. Оказание консультативной помощи семье ребенка в вопросах профессионального выбора, самореализации и облегчения социальной адаптации учащихся.
Место ПФПИ в структуре адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП). Согласно требованиям ФГОС для обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями), разработанная программа входит в программы учебного предмета – Профильного труда, коррекционно-развивающей и воспитательной работы (внеурочной деятельности) школы [34] .
Успешное освоение ПФПИ будет способствовать готовности учащихся к прохождению практики при завершении неполного среднего общего образования, а также сдаче экзамена по профильному труду.
Учащийся, приступающий к изучению ПФПИ, должен демонстрировать базовые учебные действия (личностные, коммуникативные, регулятивные и познавательные), а также предметные:
Учебные действия |
Знать |
Уметь |
Владеть |
Личност-ные |
личную ответственность за свои поступки на основе представлений об этических нормах и правилах поведения |
осмысливать социальное окружение, свое место в нем; принимать соответствующие возрасту социальные роли |
|
Коммуникативные |
|
вступать в контакт и работать в коллективе; использовать принятые ритуалы социального взаимодействия; обращаться за помощью и принимать помощь; слушать и понимать инструкцию к учебному заданию в разных видах деятельности и быту; доброжелательно относиться, сопереживать, конструктивно взаимодействовать с людьми; договариваться и изменять свое поведение в соответствии с объективным мнением большинства в конфликтных или иных ситуациях взаимодействия с окружающими |
|
Регуля-тивные |
|
соблюдать нормы школьного поведения; включаться в деятельность, следовать предложенному плану; участвовать в деятельности, контролировать и оценивать свои действия; соотносить свои действия и их результаты с заданными образцами, принимать оценку деятельности, оценивать ее с учетом предложенных критериев, корректировать свою деятельность с учетом выявленных недочетов |
|
Познава-тельные |
|
делать простейшие обобщения, сравнивать; читать; писать; выполнять арифметические действия; работать с несложной по содержанию и структуре информацией (понимать изображение, текст, устное высказывание, элементарное схематическое изображение, таблицу, предъявленных на бумажных и электронных и других носителях) |
|
Предмет-ные результа-ты |
названия, обозначения, соотношения крупных и мелких единиц измерения (математика); знание способов самонаблюдения, (биология); правила рациональной организации труда (ручной труд); виды трудовых работ и приемов работы (ручной труд) |
применять математические знания для решения профессиональных трудовых задач (математика); выполнять арифметические действия с числами (сложение, вычитание), распознавать геометрические фигуры (математика); устанавливать смысловые связи в предложениях (русский язык); правильно, осознанно читать (чтение); самостоятельно организовать рабочее место (ручной труд); подбирать материалы по их физическим, и конструктивным свойствам (ручной труд); составлять план работы над изделием; устанавливать причинно-следственные связи между выполняемыми действиями и их результатами (ручной труд) |
приемами осуществления самоконтроля выполняемых практических действий (ручной труд) |
Планируемые результаты обучения по ПФПИ в соответствии с АООП.
В результате освоения ПФПИ ученик должен достичь и базовых учебных действий и предметных (по дисциплине Профильный труд):
Учебные действия |
Знать |
Уметь |
Владеть |
Личност-ные |
санитарно-гигиенические требования при выполнении разных видов работ; о разных видах профильного труда, доступных для ученика коррекц. школы; о значении и ценности труда; собственные возможности в жизнеобеспечении |
уважительно относиться к людям труда и результатам их деятельности |
начальными навыками адаптации в развивающемся мире |
Коммуникативные |
|
вступать и поддерживать коммуникацию в разных ситуациях социального взаимодействия; слушать собеседника, вступать в диалог и поддерживать его; использовать доступные источники и средства получения информации для решения коммуникативных и познавательных задач |
навыками сотрудничества с взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях |
Регуля-тивные |
социально значимые мотивы учебной деятельности, цели и задачи решения практических задач |
осознанно действовать на основе разных видов инструкций для решения практических и учебных задач; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности; осуществлять самоконтроль в процессе деятельности; адекватно реагировать на внешний контроль и оценку, корректировать в соответствии с ней свою деятельность |
|
Познава-тельные |
|
использовать усвоенные логические операции (сравнение, анализ, синтез, обобщение, классификацию, установление аналогий, закономерностей, причинно-следственных связей) на наглядном, доступном вербальном материале, основе практической деятельности в соответствии со своими возможностями |
|
Предмет-ные результа-ты (Профильный труд) |
правила безопасной работы с инструментами и оборудованием; санитарно-гигиенические требования при выполнении разных видов работ; о разных видах профильного труда, доступных для ученика коррекционной школы |
отбирать материалы и инструменты, необходимые для работы; оценивать результаты собственного и чужого труда, общественной значимости своего труда, своих достижений в области трудовой деятельности; заботливо и бережно относиться к чужому труду |
навыками организации рабочего места; базовыми умениями наиболее распространенных производственных процессов; навыками организации (под руководством учителя) совместной работы в группе |
Литература
1. Афанасьева Н.В. Профориентационный тренинг для старшеклассников «Твой выбор». М.: Речь, 2008 г. – 368 с.
5. Волков Б.С. Основы профессиональной ориентации: учеб. пособие для вузов. М.: Академический Проект, 2007 г. – 333 с.
7. Гамезо М.В. Возрастная и педагогическая психология: учебник для вузов / Гамезо М.В., Петрова Е.А., Орлова Л.М. М.: Педагогическое общество России, 2008 г. – 512 с.
12. Захаров Н.Н. Профессиональная ориентация школьников: учеб. пособие для студентов. М.: Юрайт, 2008 г. – 272 с.
14. Зеер Э.Ф. Профориентология: Теория и практика: учеб. пособ. для высшей школы. / Зеер Э.Ф., Павлова А.М., Садовникова Н.О. М.: Академический проект, 2004 г. – 192 с.
16. Климов Е.А. Как выбирать профессию. М.: Просвещение, 2010 г. – 159 с.
17. Климов Е.А. Психология профессионального самоопределения: Учеб. пособие для студ. высш. Пед. уч. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2004 г. – 304 с.
19. Кузьмицкая М.И. Организация трудового обучения и общественно полезного труда во вспомогательной школе / Акад. пед. наук РСФСР. Ин-т дефектологии. - Москва : Изд-во Акад. пед. наук РСФСР, 1961. - 24 с.
20. Левченко И.Ю. Социальная адаптация выпускников школ-интернатов / под ред. И. Ю. Левченко. – М. : Просвещение, 2003. – 168 с.
21. Лопатина А. А. Секреты мастерства: 62 урока о профессиях и мастерах / А. А. Лопатина. 3-е изд. – М. : Амрита – Русь, 2005. – 352 с.
22. Лурия А.Р. Основы нейропсихологии : учеб. пособие для студ. учреждений высш. проф. образования / А.Р.Лурия. — 8-е изд., стер. — М. : Издательский центр «Академия», 2013. — 384 с.
23. Лутошкин А.Н. Эмоциональные потенциалы коллектива. – М., 1988. – 128 с.
24. Макарова Л. Н. Технологии профессионального творческого саморазвития учащихся / Л.Н. Макарова – М. : ТЦ Сфера, 2007 – 92 с.
25. Мирский С. Л. Индивидуальный подход к учащимся вспомогательной школы в трудовом обучении / С. Л. Мирский. – М. : Педагогика, 1990. – 160 с.
26. Муравьёва Е. В. Особенности развития профориентационной направленности умственно отсталых школьников / Е. В. Муравьёва // Коррекционная педагогика. – 2009. - № 5(35). – С. 75-80.
27. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. — 4-е изд. — М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - Кн.1: Общие основы психологии. — 688 с.
28. Новак М.А. Профориентационная методика «РАДИ» / М. А. Новак // Школьный психолог. – 2010. - № 19. – С. 40-41.
29. Орёл В.Е. Психологические основы профориентационной работы со школьниками. М.: Просвещение, 2010 г. – 83 с.
30. Пинский Б.И. Коррекционно-воспитательное значение труда для психического развития учащихся вспомогательной школы / Науч. исслед. ин-т дефектологии Акад. пед. наук СССР. – М.: Педагогика, 1985.-128с.
31. Попович А.Э. Этапы профессионального самоопределения школьников // Социально-гуманитарные знания. – 2011. - №4. – С. 165-172.
32. Потапов Т. В. Беседы о профессиях / Т. В. Потапов. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 64 с.
33. Потемкин А.Д. Профессиональный интерес как педагогическая проблема / А.Д. Потемкин // Вестник Оренбургского государственного университета. – 2001. - №1. – с. 11-18.
34. Приказ Министерства образования и науки РФ от 19.12.2014 г. №1599 об утверждении «Федерального Государственного Образовательного Стандарта образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями)».
35. Пряжников Н.С. Методы активизации профессионального и личностного самоопределения. М.: Воронеж, 2010 г. – 356 с.
36. Пряжников Н.С. Профориентация в школе и колледже: игры, упражнения, опросники. М.: ВАКО, 2008 г. – 288 с.
37. Резапкина Г.В. Акцентуация и выбор профессии / Г. В. Резапкина // Школьный психолог. – 2010. - № 20. С. 25-32.
38. Савченко М.Ю. Профориентация. Личностное развитие. Тренинг готовности к экзаменам: 9-11 классы. – М.: ВАКО, 2008. – 240 с.
40. Сопровождение профессионального самоопределения старшеклассников: диагностика, рекомендации, занятия / cост. М.Ю. Михайлина, М.А. Павлова, Я.К. Нелюбова. Волгоград: Учитель, 2009 г. – 283 с.
41. Старобина Е.М. Профессиональная ориентация, профессиональная подготовка и трудоустройство при умственной отсталости: Метод, пособие/Под ред. Е. М. Старобиной - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2007. - 304 с.
42. Трошин О. В. Основы социальной реабилитации и профориентации / О. В. Трошин, Е. В. Жулина, В. А. Кудрявцев. – М. : Издательство «ТЦ Сфера», 2007. – 384 с.
43. Трудовая и медицинская реабилитация детей и подростков с ограниченными возможностями / под ред. Ю. А. Блинкова, С. А. Игнатьева, Н. К. Горшунова. - М., 2002. – 304 с.
44. Фурсов А.Л. Система профессиональной ориентации населения с позиций междисциплинарного и системного подходов: Монография / А.Л. Фурсов.- Саратов: АНО «Пресс-Лицей», 2015. -170 с.
45. Черникова Т.В. Профориентационная поддержка старшеклассников: учеб. - метод. пособие. М.: Глобус, 2010 г. – 256 с.
46. Чернявская А.П. Психологическое консультирование по профессиональной ориентации. – М.: «Владос-Пресс», 2004. – 96 с.
47. Щербакова А. М. Проблемы трудового обучения и профессиональной подготовки учащихся вспомогательной школы.//Дефектология, 1996. – № 4.- С. 12-18.
48. Эльконин Б. Д. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. — 144 с.
© ООО «Знанио»
С вами с 2009 года.